ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ КРЕСТА́ ГОСПО́ДНЯ - двунадесятый господский праздник (совершается 14/27 сент.), выражающий литургич. (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие креста вверх ("воздвижение") после обнаружения его. Это единственный праздник двунадесятого цикла, исторической основой к-рого явились не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории.
Возникновение праздника связано с окончанием длительного периода гонений и легализацией христианства в Римской империи в нач. 4 в. Восстановление христ. святынь началось после 313, когда "Миланский эдикт" римского императора Константина I Великого (306-337) предоставил христианам свободу вероисповедания. Сам император приказал построить храм Воскресения Христова на месте Голгофы и пещеры Гроба Господня. Его торжественное освящение состоялось 13 сент. 335, было решено праздновать память Воздвижения Креста 14 сент. По преданию, хранившийся в Иерусалиме Крест Господень был незадолго до этого (в 325 или 326) найден ("обретен") матерью Константина, вдовствующей императрицей Еленой, совершившей паломничество по святым местам и лично возглавившей раскопки Голгофы. Согласно современной православной традиции, накануне праздника В. К. (за всенощным бдением, после Великого славословия) священник выносит изображ. креста (распятие) из алтаря на середину храма, возлагая его на аналой. В соборных церквах существует обычай медленно "воздвигать" его на четыре стороны света при пении "Господи помилуй!". В день Воздвижения установлен пост.
Богослужебные тексты праздника В. К. содержатся в богослужебной Минее под 14 сент. и отд. изданиях.
Лит.: Скабалланович М. Воздвижение Честнаго Креста. Киев, 1905.