ПОНЕДЕЛЬНЫЙ, длящийся неделю, или бывающий каждую неделю, еженедельный, каждонедельный. Мы днюем понедельно, сменяемся каждую неделю. Молочница ходит к нам понедельно, еженедельно. Понедельная плата. Белье меняют понедельно. Понедельщина жен. служба или работа понедельно. Ныне моя понедельщина, моя неделя. Понедельщик, -щица, недельный работник. Понедельщики выгоднее поденщиков. Понедельник муж. и понеделок зап., южн. первый день недели, следующий после воскресенья или южн. недели. Понедельник похмельник, поминки воскресенью. В понедельник, среду и пяток дела не начинай. Понедельник и пятница тяжелые дни; вторник и суббота легкие. С понедельника на всю неделю (идет счастье или несчастье). В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы. Понедельник бездельник, похмелье. Понедельник черный день, и ничему почину не делают, в дорогу не выезжают. Приходи в понедельник, после середы, шутл. отказ. Исплошил понедельник воскресного пьяницу. В воскресенье орет, а в понедельник кобылы ищет. Фомин Понедельник - иному лишняя забота (опохмелиться). В чистый понедельник рот полощут. У кого к чистому понедельнику скоромь в зубах навязнеть, тот чертей во сне видит. В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли. Понедельник - похмелье; вторник - потворник (задорник); середа-пост; четверг-перевал; пятница - не работница; суббота - уборка; воскресенье - гулянки. В понедельник - на могильник, во в торник -на кокорник, в среду - на переды, в четверг - по коты, в пятницу - на мельницу, в субботу - на работу, в воскресенье - на веселье. Чихнешь в понедельник натощак -к подарку, во Вторник - к приезжим, в среду - к вестям, в четверток - к похвале, в пятницу - к свиданью, в субботу - к исполнению желаний, в воскресенье - к гостям. Понедельничный, к понедельнику вообще относящийся; понеделковый, южн., зап. то же. Понедельничать, понеделовать, поститься, кроме середы и пятницы, еще и по понедельникам. Лучше не понедельничать да не бездельничать. Кто понедельничает, возрадуется заступничеству Архангела Михаила, ·народн. поверье. Понедельничать, петерб. гулять по понедельникам, о рабочих. Понедельничанье ср. действие по гл. Понеделковать южн., зап. не работать по понедельникам, праздновать.
садистический
Словарь галлицизмов русского языка
САДИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. sadiste m. Отн. к садизму. БАС-1. устар. То же, что садистский. И разве только Федор Сологуб возрадуется, найдя текстуальный комментарий к своему садистическому стихотворению: Разстегни свои застежки и подвязки развяжи, Тело, жаждущее боли, нестыдливо обними. СМ 1916 7-8 2 206. Она <вырубова> была на волосе от смерти на почве садистических половых извращений своего супруга. 1919. РОА 8 161. Видимо, из садистических побуждений милиция старалась дольше подержать его в своих руках. 30. 8. 1925. П. И. Чагин - Есенину. // Е. Письма 289. Он <Передонов> получил вожделенную им свободу садистической власти над людьми. В. Келдыш. // Сологуб Мелкий бес 9. Разнуздание стихийного русского человека переходило в раж кощунства, садистического издевательства над святыней. Карташев 2 84. - Лекс. БАС-1: садисти/ческий.
Полезные сервисы
пасха
Энциклопедия Кольера
ПАСХА - христианский церковный праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа, самый древний и важный праздник церковного литургического года. Название праздника восходит к еврейскому "песах" ("Пасха"): еврейская Пасха, посвященная избавлению Израиля от египетского рабства, была в глазах христиан прообразом того искупления человечества от греха через смерть и воскресение Иисуса Христа, воспоминанию о котором посвящена христианская Пасха. Вплоть до понтификата папы Виктора I (189-199) Западные церкви праздновали Пасху в первый день недели (воскресенье), а многие Восточные церкви, следуя обычаю евреев, отмечали ее 14 числа месяца нисан. Восточная практика со временем отмерла. Однако встал вопрос: в какое именно воскресенье праздновать Пасху. Никейский собор (325) постановил, что Пасха должна праздноваться всеми в одно и то же воскресенье - ближайшее воскресенье после 14 числа пасхального месяца, а пасхальным считается месяц, четырнадцатый день которого наступает после дня весеннего равноденствия. Однако из-за различий в системах отсчета времени, которых придерживались в разных местах, постановления Никейского собора не устранили всех трудностей и не получили всеобщего признания. Кроме того, григорианская реформа календаря (1582) привела к новым расхождениям. В западном христианском мире в настоящее время придерживаются григорианского, исправленного календаря, и Пасха здесь празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, так что наиболее ранней датой празднования Пасхи может быть 22 марта, а наиболее поздней - 25 апреля. На Востоке же церковный календарь не был приведен в соответствие с григорианской реформой, поэтому день празднования Пасхи здесь редко совпадает с западным. В церквах, сохранивших литургическую обрядность, Пасха является центром великого литургического круга, объемлющего приготовление (Великий пост), самый праздник и отдание праздника (в сороковой день на Востоке и в праздник св. Троицы на Западе); этот праздник является кульминацией всех ежегодных церковных постов и праздников, и христиане встречают его как день великой радости. Первоначально пасхальная литургия была тесно связана с крещением оглашенных и с принятием ими первого причастия. На Востоке всенощная по-прежнему служится ночью, а на Западе праздничное богослужение было передвинуто сначала на вечер, а позднее (в 14 в.) - на утро Страстной субботы. В Западной церкви после зажжения нового огня с помощью кресала (возможно, отголосок северных языческих обрядов) следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet (Да возрадуется), а затем - чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. Литания святым служит вступлением к краткому, древнему чину мессы, завершающейся краткой вечерней. К числу народных обычаев, связанных с Пасхой, относятся т.н. пасхальный смех, когда прихожане смеются над забавными историями с назидательным смыслом, рассказываемыми священником во время проповеди; игры с крашеными яйцами, накопившимися за время предшествующего поста; мистерии на темы воскресения Христа.
См. также КАЛЕНДАРЬ ЦЕРКОВНЫЙ.
ЛИТЕРАТУРА
Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995