Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пасха

Толковый словарь

ж.

1. Главный из двунадесятых праздников у православных христиан - Святое Христово Воскресение, установленный, согласно евангельскому преданию, в память чудесного воскресения Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда, утвержденному римским наместником Понтием Пилатом (отмечающийся в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния).

2. Религиозный праздник у иудеев, установленный в память их исхода из Египта и освобождения от египетского рабства.

Толковый словарь Ушакова

ПА́СХА, пасхи, жен. (др.-евр. pesah, букв. переход).

1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха.

2. только ед. Христианский праздник, посвященный так называемому воскресению Христа.

3. Кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырехгранной пирамиды ко дню этого праздника. Творожная пасха.

Толковый словарь Ожегова

ПА́СХА, -и, жен.

1. (П прописное). В иудаизме: весенний праздник в память исхода из Египта иудеев, освободившихся от египетского рабства. Печь мацу на Пасху. Еврейская П.

2. (П прописное). У христиан: весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа, отмечаемый в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Служба в первый день Пасхи. Торжественный звон колоколов на Пасху. Песнопения праздника Пасхи.

3. Сладкое творожное кушанье в форме четырёхгранной пирамиды, приготовляемое к христианскому празднику Пасхи. Творожная п.

| прил. пасхальный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.) и пасочный, -ая, -ое (к 3 знач.). Пасхальная неделя. Тёплые пасхальные дни. Пасхальные яйца.

Толковый словарь Даля

ПАСХА - жен. празднество иудеев, в память исхода их из Египта.

| Агнец, закалаемый и съедаемый Иудеями в празднество это.

| Ежегодное торжество христиан, в память восстания от мертвых Спасителя; светлое Христово воскресенье, святая, святая неделя.

| великорус. освященная стопочка сыру, творог, коим разгавливаются в сей день; а малорос. кулич, освященный для той же цели, коровай. Экая Пасха - шире Рождества! Кто умрет на Пасху - яичко в руку (твер. ). После утрени в первый день Пасхи ходят христосоваться с усопшими, зарываюте яйцо в могилу. Кто проспит в первый день Пасхи заутреню, того в понедельник окачивают или купают водой. Кости от посхального ягняти (поросенка, птицы и пр.) зарывают на ниве, чтобы градом не било, южн. Пасхальный, ко дню и торжеству сему относящийся. Пасхалия жен. таблица, содержащая ключевые слова и круги, для нахожденья времени пасхи ·и·др. подвижных праздников. Пасочница жен. род деревянного, развалистого книзу ящичка, с приличными делу резными украсами внутри, для отжима в нем пасхи (сыру, творогу).

Популярный словарь

Пасха

-и, ж.

1) Весенний иудейский праздник, отмечаемый в честь исхода евреев из Египта.

2) Главный христианский праздник, установленный в честь воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.

Праздновать Пасху.

Этимология:

Древнерусским языком заимствовано из старославянского (ст.-слав. пасха ← греч. pascha ← др.-евр. pēsah ‘пасха’; первоначально евреи называли так весеннюю умилостивительную жертву, ягненка, затем в VII в. до н. э. так стал именоваться праздник в память об избавлении евреев от египетского рабства).

Энциклопедический комментарий:

Христианская Пасха отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю). Пасхе предшествует Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника. В течение всей Страстной недели совершаются основные приготовления к празднику. Пекут куличи (специальный пасхальный хлеб), красят и расписывают яйца, делают пасху (сладкое блюдо из творога). Пасхальные блюда освящают в церкви накануне праздника или в первый день Пасхи. Пасхальные торжества начинаются с вечерней службы с крестным ходом, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходит из церкви, обходит ее, а затем возвращается в храм. Священник объявляет о воскресении Христовом, после чего продолжается праздничная служба.

Словарь существительных

ПА́СХА, -и, ж (П прописное).

Праздник (главный у иудеев), отмечаемый в день весеннего равноденствия в память об исходе евреев из Египта.

Благочестивый царь Иосия справлял Пасху по закону, записанному в Торе (Д.Щедровицкий).

ПА́СХА, -и, ж (П прописное).

Праздник (главный у христиан), отмечаемый в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, через неделю после иудейской Пасхи, в память о чудесном воскресении Иисуса Христа после распятия.

Завтра Пасха, запах воска, Запах теплых куличей (М. Кузмин).

ПА́СХА, -и, ж

Сладкое кушанье из творога с добавлением яиц, сливочного масла, меда и других продуктов в форме небольшой четырехгранной пирамиды, приготовляемое ко дню христианского праздника Пасхи.

Прекрасновкусов съел кусок пасхи из творога (Ч.).

Энциклопедический словарь

ПА́СХА -и; ж. [от др.-евр. pesakh - прохождение]

1. [с прописной буквы]. В иудаизме: ежегодный весенний праздник, посвящённый выходу евреев из Египта.

2. [с прописной буквы]. В христианстве: ежегодный весенний праздник, посвящённый чудесному воскресению распятого на кресте Спасителя; Светлое воскресение Христово. Красить яйца на Пасху. Праздник Пасхи. Справлять, встречать Пасху. Дарить в Пасху что-л.

3. Сладкое кушанье из творога в форме небольшой четырёхгранной пирамиды, изготовляемое к дню этого христианского праздника. Святить пасхи. Разговляться пасхой.

Пасха́льный, -ая, -ое (1-2 зн.). П. день. П-ая неделя. П-ые яйца (крашеные, разрисованные, употребляемые на Пасху). П-ая служба. П-ое пение. П-ые каникулы (приуроченные к Пасхе). П. звон колоколов. Па́сочный (см.).

* * *

Па́сха (греч. páscha, от др.-евр. песах, буквально - прохождение), иудейский и христианский праздники. В иудаизме отмечается в честь «исхода» евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве - главный праздник, в честь воскресения Иисуса Христа. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю (так называемый старый стиль); у западных христиан - с 26 марта по 23 апреля по григорианскому календарю (так называемый новый стиль).

Большой энциклопедический словарь

ПАСХА (греч. pascha - от древнеевр. песах, букв. - прохождение), весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь "исхода" евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии. В христианстве праздник связан с учением о воскресении Иисуса Христа. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю (т. н. ст. стиль).

Академический словарь

-и, ж.

1. Весенний иудейский религиозный праздник.

2. Христианский праздник, посвященный воскресению мифического основателя христианства - Христа.

3. Сладкое кушанье из творога в форме небольшой четырехгранной пирамиды, изготовляемое ко дню этого христианского праздника.

[От др.-евр. pēsah]

Энциклопедия Кольера

ПАСХА - христианский церковный праздник, посвященный воскресению Иисуса Христа, самый древний и важный праздник церковного литургического года. Название праздника восходит к еврейскому "песах" ("Пасха"): еврейская Пасха, посвященная избавлению Израиля от египетского рабства, была в глазах христиан прообразом того искупления человечества от греха через смерть и воскресение Иисуса Христа, воспоминанию о котором посвящена христианская Пасха. Вплоть до понтификата папы Виктора I (189-199) Западные церкви праздновали Пасху в первый день недели (воскресенье), а многие Восточные церкви, следуя обычаю евреев, отмечали ее 14 числа месяца нисан. Восточная практика со временем отмерла. Однако встал вопрос: в какое именно воскресенье праздновать Пасху. Никейский собор (325) постановил, что Пасха должна праздноваться всеми в одно и то же воскресенье - ближайшее воскресенье после 14 числа пасхального месяца, а пасхальным считается месяц, четырнадцатый день которого наступает после дня весеннего равноденствия. Однако из-за различий в системах отсчета времени, которых придерживались в разных местах, постановления Никейского собора не устранили всех трудностей и не получили всеобщего признания. Кроме того, григорианская реформа календаря (1582) привела к новым расхождениям. В западном христианском мире в настоящее время придерживаются григорианского, исправленного календаря, и Пасха здесь празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, так что наиболее ранней датой празднования Пасхи может быть 22 марта, а наиболее поздней - 25 апреля. На Востоке же церковный календарь не был приведен в соответствие с григорианской реформой, поэтому день празднования Пасхи здесь редко совпадает с западным. В церквах, сохранивших литургическую обрядность, Пасха является центром великого литургического круга, объемлющего приготовление (Великий пост), самый праздник и отдание праздника (в сороковой день на Востоке и в праздник св. Троицы на Западе); этот праздник является кульминацией всех ежегодных церковных постов и праздников, и христиане встречают его как день великой радости. Первоначально пасхальная литургия была тесно связана с крещением оглашенных и с принятием ими первого причастия. На Востоке всенощная по-прежнему служится ночью, а на Западе праздничное богослужение было передвинуто сначала на вечер, а позднее (в 14 в.) - на утро Страстной субботы. В Западной церкви после зажжения нового огня с помощью кресала (возможно, отголосок северных языческих обрядов) следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet (Да возрадуется), а затем - чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. Литания святым служит вступлением к краткому, древнему чину мессы, завершающейся краткой вечерней. К числу народных обычаев, связанных с Пасхой, относятся т.н. пасхальный смех, когда прихожане смеются над забавными историями с назидательным смыслом, рассказываемыми священником во время проповеди; игры с крашеными яйцами, накопившимися за время предшествующего поста; мистерии на темы воскресения Христа.

См. также КАЛЕНДАРЬ ЦЕРКОВНЫЙ.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Гуманитарный словарь

ПА́СХА (Светлое Христово Воскресение) - величайший праздник христианского богослуж. календаря, учрежденный в ознаменование спасительного восстания из мертвых Богочеловека Иисуса Христа. Свое название христ. торжество Воскресения заимствует у главного евр. праздника, посвященного ежегодному воспоминанию важнейшего события ветхозаветной истории (13 в. до н. э.), - "исходу" из "Дома рабства", Египта (Исх 12:29-42). Слово П. (Песах - прохождение, пощада) указывает на тот драматический момент ночи, когда Ангел Господень, поражающий Египет (десятая "казнь египетская"), видя кровь пасхального агнца на дверных косяках евр. домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх 12: 11-13). Воспроизводивший ночь исхода (с 14/15 весеннего месяца нисана), он сопровождался особым молитвенным последованием и рассказом о ее событиях, а также ритуальной трапезой, состоявшей из мяса запеченного на огне однолетнего агнца (ягненка или козленка), пресного хлеба и горьких трав (Исх 12: 1-10). Уповая на окончательное спасение, евреи каждую пасхальную ночь ждали явления Мессии.

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от мирового зла - духовного "рабства египетского", принимает участие в иудейской Пасхе и, завершая ее исполнением заложенного в ней Божественного замысла, тем самым ее упраздняет. "Ветхий" (старый) союз-завет сменяется Новым. Во время своей последней Пасхи (на Тайной вечере) Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда (Ин 1:29, 36; Евр 9-10 глл.). Христос учреждает новую пасхальную трапезу - таинство Евхаристии - и говорит ученикам о своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в к-ром Он есть новый Агнец (Мк 14:22-24), закланный "от создания мира" (Откр 13:8). Поэтому в ритуале ветхозаветной Пасхи раскрываются следующие основные прообразы Голгофской жертвы. Пасхальный агнец евреев был "мужеского пола, без порока" (Исх 12:5) и закалывался во второй половине дня (ближе к вечеру) 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя (Ин 1:14, 31, 42). Указывая далее на то, что римские воины, надзиравшие за казненными, перебили голени у двух разбойников, распятых вместе с Господом, Иоанн пишет: "Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили ему голеней; но один из воинов копьем пронзил Ему ребра.., Ибо сие произошло, да сбудется писание: "Кость Его да не сокрушится"" (19. 32-34, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное "распинали" на двух крестообразно соединенных кольях, один из к-рых проходил вдоль хребта, а к др. привязывались передние ноги. Вкушаемые в течение пасхальной недели (с 15 по 21 нисана) пресные хлебы должны были напоминать евр. народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от "порчи квасом египетским" (нравственного растления). В таинственном смысле опресноки указывали на то, что христиане будут очищены Спасителем от "ветхой закваски" - греха и станут праздновать новую Пасху "не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" (1 Кор 5: 8). Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название "Пасха". "Пасха наша - принесенный в жертву Христос" (1 Кор 5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение замысла Божия о восстановлении падшего человека в его первоначальном достоинстве - его спасение. "Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха - из-за дарования вечной жизни всем людям..." (Иоанн Златоуст. Беседа на Пасху // Творения. Т. 6. Кн. 1. Пг., 1916, С. 68).

1 в. христ. истории не оставил свидетельств о существовании годичного праздника Воскресения Христова. Известно лишь о еженедельных праздничных днях: о пятнице - дне поста и скорби и о "воскресном дне" - дне радости и веселия. Эти празднования были более торжеств. весной, когда они условно совпадали с историческими днями смерти и Воскресения Господа. Во 2 в. чествование данных событий сконцентрировалось в два праздника, получивших общее название Пасха: "Пасха Крестная" (таинство Страдания) и "Пасха Воскресная" (таинство Воскресения). Тогда же начались споры о дне празднования Пасхи между Римом, где годичную Пасху праздновали в день воскресный (как в настоящее время), и Малой Азией, где продолжали совершать Пасху 14 нисана (вместе с иудеями), в какой бы день недели это число ни случилось. Разногласия удалось преодолеть лишь в 4 в., причем упорные приверженцы старой традиции, составившие секту "четыренадесятников", были отлучены от Церкви.

Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые "пасхалией". Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскресенью после той 14-й луны, к-рая приходится не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта. В наст. время эти условия на Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающему от астрономического на 13 дней, а также из-за навязанной визант. канонистами постоянной зависимости сроков христ. Пасхи от Пасхи иудейской - между тем утверждение, "будто.., христ. Пасха всегда должна следовать за иудейской, в корне ошибочно" (Огицкий Д. Канонические нормы православной пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени // Богословские труды. М., 1971. Сб. 7. С. 211). Каноническими "пасхальными пределами", в рамках к-рых перемещается день Пасхи, являются 22 марта - 25 апреля (реально, в 20 и 21 в., - со смещением на 13 дней: 4 апреля - 8 мая по н. ст.).

День Светлого Христова Воскресения - как "праздников праздник и торжество из торжеств" (пасх. песнопение) требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Пасхальное (ночное) богослужение начинается Полунощницей в храме, переходящей затем в торжеств. крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк 24:1; Ин 20:1) и извещенных о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу священник изображает ангела, отвалившего камень от дверей Гроба. Праздник Пасхи, "возвышающийся над другими праздниками, как солнце над звездами" (Григорий Богослов), продолжается в течение 40 дней - в память 40-дневного пребывания на земле Воскресшего Господа - и завершается торжественным богослужением накануне дня Вознесения.

Лит.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в 16 в. Казань, 1884. С. 224 -237; Зарницкий Я. Об огласительном Слове св. Иоанна Златоуста на св. Пасху // Духовный Вестник. 1896. № 12-13; Орлов Г. Объяснение пасхального богослужения и пасхальных обычаев. М., 1898; Воронов Л., прот. Календарная проблема // Богосл. труды. М., 1971. Сб. 7. С. 170-203; Рубан Ю. И. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 428-451.

Пасха. Христосование. Худ. Б. Кустодиев.1916

Пасха. Христосование. Худ. Б. Кустодиев.1916

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Всенощная служба на Пасху в церкви Всех Скорбящих Радости, Москва.

Всенощная служба на Пасху в церкви Всех Скорбящих Радости, Москва.

ПАСХА (греческое pascha, от древнееврейского песах, буквально - происхождение), иудейский и христианские праздники. В иудаизме отмечается в честь "исхода" евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве праздник в честь воскресения Иисуса Христа (основной праздник в православии). Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православной церкви Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю (так называемый старый стиль); у западных христиан - с 26 марта по 23 апреля по григорианскому календарю.

Пасхальная служба в церкви Всех Скорбящих Радости, Москва.

Пасхальная служба в церкви Всех Скорбящих Радости, Москва.

Утренняя пасхальная служба. Оливовый холм, Израиль.

Утренняя пасхальная служба. Оливовый холм, Израиль.

Пасхальные яйца. Москва.

Пасхальные яйца. Москва.

Пасхальный пирог. США.

Пасхальный пирог. США.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. (греч. Πάσχα от древнеевр. phesach - буквально 'переход, перемена мест' и греч. πάσχω 'страдаю') 1) праздник, учрежденный в воспоминание перехода евреев из египетского рабства в обетованную землю Ханаанскую; 2) пасхальный агнец, которого, по закону Моисееву, евреи съедают в этот праздник с пресным хлебом и горькими травами; 3) в православной церкви и Новом Завете: праздник Воскресения Христова; сам пострадавший за нас и воскресший Иисус Христос.           (Исх. 12, 21).        (1 Кор. 5, 7). Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! (Пасх. кан., песн. 1).

Словарь древнерусского языка

ПАСХ|А (269), Ы с. ποσχα

1.Иудейский праздник:

другы(ѧ) же ради инѣхъ винъ i съ iюдѣi пасху. особно творѧть. КР 1284, 82г; Си же и четыринадѣсѧтници именѹютьсѧ. Зане же въ д͠і д҃нь лѹны праздьновахѹ пасхѹ. Там же, 89а; по ветхѹмѹ законѹ жертвѹ собѣ створилъ ѥсть. ѡнѣхъ агньць закалаѥмыхъ въ пѹстыни на паскѹ б҃ви. КН 1285-1291, 604б; ѥще же и пасхѹ такѹ створи, ˫ако же не бы(с) ѿ временъ Ι(с)са Навгина и Самоила. (τὸ ποσχα) ГА XIV1, 110г; въ д҃ни же празника паскы вси Июдѣи въ Иѥлинъ [в др. сп. ер(с)лмъ] придоша. (τοῦ ποσχα) Там же, 160а; да види(м) пасхы м(с)ць. егуптѧми фармуфа именуе(м). ГБ к. XIV, 63а; На томь ѹбо мѣстѣ зовемѣмь галгалѣ. створиша пасху сн҃ве из҃лви. Пал 1406, 164г; жидове хотѧху створити пасху въ великии пѧто(к) в конець д͠і луны. СбТ н. XV, 131 об.

2. Пасхальный хлеб у иудеев:

ре(ч) бо ѥѹа(г)листъ. iѡанъ. ведоша iс҃а ѿ каиафы въ прѣторъ да не сквѣрнѧтсѧ но да ѧдѧть пасхѹ прѣже же законьныѧ. пасхы не бѣ възаконено ˫асти ѡпрѣснокъ. КР 1284, 212в; со тщаньемь законъ повелѣ ѧсти пасхѹ. Там же, 265г; иже пасху ˫адуще чресла препо˫асаю(т). ГБ к. XIV, 67б; в первы д҃нь оплаточныи придоша ѹч҃нци ѥго гл҃юще ѥму. гдѣ ѹготоваѥмъ ти ˫асти пасху. С6Т XIV/XV, 134.

3. Христианский праздник, день воскресения Христа:

и въ а҃ д҃нь м(с)ца маи˫а. ст҃иша цр҃квь. въ сѹбо(т) в҃ не(д). по па(с). СкБГ XII, 25в; Аште которыи еп(с)пъ. ли по(п). ли ди˫аконъ. ст҃ыи д҃нь пасхы. преже весньнааго равьно.д҃ньства [так!] съ июдеи сътворить. да извьржетьсѧ. (τοῦ ποσχα) КЕ XII, 14а; о възвѣщании дьне пасхы въ дьнь съборьныи. (τοῦ ποσχα) Там же, 140а; въ пѧ(т) г҃ не(д). по па(с). УМон XII/XIII, 62 (зап.); врѣмѧ сбору межю празникомь ст҃ы˫а пасхы. и м(с)цемь октѧбремь. КР 1284, 55а; аже во опитѣмьи велицѣ бѹдꙊть при||чащатисѧ ѿ пасъхы до пасхы. КН 1285-1291, 529б-в; мы же вѣрою б҃ествьны˫а пасхы причастимсѧ. КТур XII сп. XIV2, 231; Поставленъ бы(с) Кирилъ еп(с)пмъ. м(с)ца. апрi(л). въ г҃ д҃нь. в не(д)лю. ст҃хъ муроносиць по па(с). ЛЛ 1377, 158 (1231); да сверьшить же сѧ постъ сии. преже поста пасхы. ПНЧ к. XIV, 191г; мы же преже пасхы постимсѧ. ГБ к. XIV, 39а; пасха х(с)ва ѿступление ѿ зла. ИларПосл XI сп. XIV/XV, 200 об.; и на дрѹгое лѣто на празникъ па||схы. придоста поклонитсѧ. ст҃мѹ сиѡнꙊ. СбТр XIV/XV, 178-179; заповѣда iмъ [Феодосий Печерский] положити сѧ в пещерѣ… рекъ сице. положите мѧ в нощи въ вторую суботу по пасцѣ. ПрП XIV-XV (2), 92б; по семь бо приспѣ празникъ пасхы. и празьноваша. ЛИ ок. 1425, 102 об. (1113);

|| Страстная неделя, неделя перед пасхальным воскресеньем:

Аще кто бѹдеть немощьнъ. и источено зѣло тѣло ѿ многы˫а немощи. и приидеть ст҃а˫а пасха. аще всѧко подобаѥть ѥмѹ поститисѧ. (τὸ… ποσχα) КЕ XII, 211а; Въ ст҃ѹю пасхѹ рекше въ д҃ни стр(с)тьныѧ неделѧ. КР 1284, 206а; въ д҃ни же пасхы. посты начинающе ѿ понедѣльника до сѹботы. ПНЧ к. XIV, 192а;

господьнѧ (недѣльна˫а)

пасха - кириопасха, Пасха, совпавшая по времени празднования с Благовещением, 25 марта (по старому стилю):

гл҃а Дв҃дъ: се д҃нь. иже створи г҃ь, възрадѹѥмъсѧ и възвеселимъсѧ во нь, иже ѥсть не(д)льна˫а пасха. рекше г(с)нѧ пасха, Марта въ к͠е д҃нь (τὸ κυριακὸν ποσχα) ГА XIV1, 138г.

Евразийская мудрость от А до Я.

ПАСХА -

пасхальные обряды. У иудеев основаны на истории бегства из Египта и странствий в пустыне, изложенной в книге Исход. Отмечается в ночь на первую субботу первого весеннего полнолуния. Христиане празднуют Пасху на день позже; в данном случае этот праздник связывается с главным чудом Иисуса Христа, распятого накануне еврейской Пасхи и воскресшего на третий день. Главный христианский пасхальный обряд - ночная литургия с причащением. Домашние пасхальные торжества (так называемое «разговение») включают в себя традиционные весенние обряды, возникшие задолго до принятия христианства: так, в православии основным атрибутом пасхи служат кулич и крашеные вареные яйца. В связи с тем, что православная церковь не приняла григорианский календарь, Пасха празднуется здесь на две недели позже, чем в католической и протестанских церквях.

Словарь народов и культуры

Пасха

(Easter), ежегодный христ. праздник, знаменующий воскресение Иисуса после крестной смерти, о чем повествуют Евангелия. Согласно древн. обычаю, связанному с установлением дня еврейской Пасхи, день пасхального воскресенья рассчитывается по отношению к первому полнолунию после весеннего равноденствия (21 марта). Разл. методы подсчета приводят к тому, что П. обычно празднуется в разные дни зап. и вост. церквами. Англ, слово Easter происходит, возможно, от имени языч. богини весны Eostre. В отождествлении П. с новой жизнью христ. традиция соединяется с языч. П. относится к важнейшим христ. праздникам. По традиции, катехумены (те, кто готовятся принять крещение) бодрствовали всю ночь накануне субботы и крестились ранним утром в пасхальное воскресенье; эта практика сохранилась в восточной православной церкви и в недавнее время возобновлена в римской католической церкви. Пасхальные обычаи, отличающиеся праздничной приподнятостью, символизируют торжество жизни над смертью.

Словарь слов из произведений русской литературы

Пасха, и, ж.

1. Весенний иудейский религиозный праздник.

2. Христианский праздник в честь воскресения Христа.

[Волков:] Это он мне в пасху подарил вместо яичка. // Гончаров. Обломов //; Увидав Катюшу, он согласился встретить у тетушек пасху, которая была через два дня. // Лев Толстой. Воскресенье //; На пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. // Чехов. Анна на шее //.

3. Сладкое кушанье из творога в форме небольшой четырехгранной пирамиды, изготовляемое ко дню этого христианского праздника.

В гостиной стол огромнейший, - на нем и яйца красные, и пасха, и кулич! // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //

ПАСОЧНЫЙ.

Сборник слов и иносказаний

пасха - стопочка творогу, которой разговляются в день Пасхи

Ср. Пасха - светлое Христово воскресение, - празднество христиан в память восстания от мертвых Спасителя.

Ср. Pâques (pascal, пасхальный), пасха у христиан - святая неделя.

Ср. Paque - пасха у иудеев.

Ср. Πάσχα.

Ср. Pesach (евр.) - переход (празднество в память исхода евреев из Египта).

Поговорки

Молить Пасху. Новг. В свадебном обряде - созывать родственников в дом тестя есть пасху, разрезанную на мелкие части. СРНГ 18, 218.

На турецкую Пасху. Разг. Шутл. Никогда. БМС 1998, 433; Мокиенко 1986, 209.

Словарь русского арго

см.: Последний раз - и до пасхи

Орфографический словарь

Па́сха, -и (праздник) и па́сха, -и (кушанье)

Синонимы к слову пасха

воскресение, прохождение, праздник, христов день, светлое (Христово) воскресенье

Морфемно-орфографический словарь

па́сх/а.

Грамматический словарь

па́сха ж 3a

Этимология

Заимствование из старославянского языка, а восходит через греческий (pascha) к древнееврейскому pesach - так у евреев был назван праздник в память избавления из египетского рабства.

Этимологический словарь русского языка

Из ст.-сл. яз., в котором оно усвоено из греч., где pascha восходит к др.-еврейск. pesach (название праздника в память избавления евреев из египетского рабства).

Этимологический словарь

Заимств. из ст.-слав. яз., где пасха < греч. pascha, восходящего к др.-евр. pēsah «выходить, переходить». Пасха первоначально - «праздник исхода евреев из Египта». Значение «сладкокушанье из творога» вторично и восходит к пасха «весенний праздник христиан».

па́сха

народн. па́ска, укр., блр. па́ска, др.-русск., ст.-слав. пасха πάσχα (Остром., Зогр., Мар.). Из греч. πάσχα с вторичным введением по народн. этимологии суф. -ка; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 145; Преобр. II, 26. Прилаг. пасха́льный образовано под влиянием лат. paschālis. Ср. патриарха́льный.

Словарь иностранных слов

ПАСХА (греч. pascha, от евр. passah - переход) 1) праздник евреев, в память выхода из Египта. 2) у христиан праздник, установленный в память воскресения Иисуса Христа. 3) стопа творогу, освящаемая у ранней обедни, на Пасху, и употребляемая для разгавливанья.

Сканворды для слова пасха

- Праздник, накануне которого в магазинах хорошо раскупаются куриные яйца.

- В честь какого праздника получил название элемент в компьютерных играх, спрятанный разработчиками, не относящийся к самой игре?

- Христианский праздник.

- В этот день все верующие отмечают праздник Воскрешения Иисуса Христа.

- Для какого праздника собирают шелуху от лука?

- Праздник для выдержавших Великий пост.

- Праздник после Великого поста.

- Весенний праздник с крашенными яйцами.

- Праздник, в который принято христосоваться.

- Праздник, украшаемый куличом.

- 24 апреля 1916 года, на следующий день после этого праздника, Ирландия подняла крупнейшее с XVIII века восстание за независимость.

- По постановлению Никейского собора этот христианский праздник, не должен совпадать с еврейским.

- Трагедия нидерландского поэта Йост ван ден Вондела.

- Этот праздник отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния.

- Песнь песней, одна из книг Мегиллота.

Полезные сервисы

пасха иудейская

Энциклопедический словарь

ПАСХА иудейская - ПА́СХА иудейская, Песах (греч. pascha, от древнеевр. pesah, букв. - прохождение; пощада), один из трех великих иудейских праздников, отмечаемых весной. Праздник установлен в честь избавления еврейских первенцев от смерти, насланной ангелом на первенцев египетских во время «исхода» евреев из Египта, почему иногда называют празником Исхода. Дома евреев ангел отличал по крови агнца на дверных косяках (Библия, Исход, 12:12-13). В течение восьми дней празднования Пасхи разрешено есть только пресный хлеб мацу (см. МАЦА), поэтому этот праздник иногда еще называют праздником опресноков. Это символизирует напоминание еврейскому народу очиститься от египетской примеси, «закваски». В синагоге (см. СИНАГОГА) в пасхальные дни проводятся праздничные службы.

Полезные сервисы

пасха христианская

Энциклопедический словарь

ПАСХА христианская - ПА́СХА, главный христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), являющийся ежегодным воспоминанием и празднованием тайны искупления, центральным моментом которого стали спасительные страдания и Воскресение Сына Божия, Господа Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС). Название «Пасха» является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца нисана, в память о важнейшем для Израиля событии - чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине 13 века до н. э. (Книга Исхода, гл. 12-15). Само название «пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah», которое по традиции толковалось как «прохождение» (в контексте событий исхода Израиля из Египта); оно, вероятно, в свою очередь, было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние. Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам Он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягненку (агнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого праздника (ср. Евангелие от Иоанна 1:29; 1-е Послание к Коринфянам 5:7). Подобно тому, как избранный Богом народ был избавлен от рабства, все человечество освобождено Христом от власти греха и смерти.

Несмотря на то, что с первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день Воскресения Христова, довольно рано в различных поместных Церквах сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания и Воскресения Господа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, он был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования (в дальнейшем проблема того, в какой день праздновать Пасху, вызывала в Церкви немало споров, не исчерпавшихся среди христиан и поныне). Расчет времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время в большинстве христианских конфессий по лунно-солнечному календарю. Существует, однако, расхождение между исчислением дат Пасхи у католиков и православных, что обусловливает различие дат. Тем не менее у всех современных христиан день Воскресения Христова приходится на воскресенье. Во многих конфессиях праздник Пасхи предваряется длительным подготовительным периодом, именуемым Великим постом (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ), или даже серией подготовительных периодов.

Пасха в народной традиции

В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», то есть старались незаметно украсть что-нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа «Воистину воскресе!» говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.

Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой (ср. указ Синода от 1721 г., по которому, в частности, запрещалось «по старинному суеверному и вредному обычаю купать или обливать водою не бывающих у заутрени»). Человеку, проспавшему пасхальную заутреню (см. ЗАУТРЕНЯ), в течение года грозили неудачи.

По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде - увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр - узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.

По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы «молили паску», то есть обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.

Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.

В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.

С вечера пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых «волочебники» или «христованники», которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные величально-поздравительные песни, описывающие хозяйственную деятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включал традиционное пасхальное приветствие: «Христос воскрес, сыне Божий!». Поляки на Пасху обходили дома, нося или везя с собой живого или деревянного петуха как символ воскресшего Христа.

У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодежные обливания. Понедельник был мужским днем (парни, мальчики, мужчины поливали девушек и женщин), а вторник - женским. Парень старался облить понравившуюся ему девушку, в ответ, при согласии, она одаривала его крашеными яйцами или преподносила другие подарки. Во время пасхальных обливаний обнаруживалась и общественная оценка поведения той или иной девушки: считалось постыдным, если ее не облили в пасхальный понедельник, тем самым осудив за развязное поведение или иные прегрешения.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего - катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» - битье крашеными яйцами.

У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной». Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом, первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.

Пасхальному звону приписывался и магический смысл. Так, украинцы и поляки считали, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, а также «пробуждает» пчел от зимнего сна. В России, где особой заботой традиционно были окружены лен и конопля, на колокольню в Пасху торопились в основном женщины. Считалось, что у той из них, которая зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно следили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая.

Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.

На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.

Полезные сервисы

пасхал

Практический толковый словарь

рел.

больша́я праздничная пасхальная свеча (в католическом богослужении)

Полезные сервисы

пасхалий i

Энциклопедический словарь

ПАСХАЛИЙ I - ПАСХА́ЛИЙ I (Pashalius) (понтификат 817-824), римский папа, прославившийся своей деятельностью по строительству и украшению римских церквей.

Пасхалий, сын Боноза, уроженца Рима, и гречанки Феодоры, обучался в Патриархии Латеранского дворца и весьма преуспел в изучении Священного Писания и музыке. Там он стал субдиаконом, а затем пресвитером. Его биограф характеризует будущего папу как набожного, благочестивого и праведного человека, наделенного ораторскими способностями, благоразумием и веселым нравом и всегда готового прийти на помощь. При папе Льве III Пасхалий стал аббатом монастыря Сан Стефано Маджоре (S.Stefano Maggiore), находившегося около собора св. Петра; ему было поручено также попечение о гостинице для пилигримов при этой обители. Сразу после кончины папы Стефана IV (24 января 817) Пасхалий был избран папой. Как и его предшественник, сразу после своего избрания он счел необходимым отправить посольство к королю франков Людовику Благочестивому (см. ЛЮДОВИК Благочестивый), которого уведомлял, что сан был возложен на него с соблюдением всех канонов.

В 823 в Риме Пасхалий короновал Лотаря, сына Людовика, а через несколько дней после коронации состоялся судебный процесс по иску бенедиктинского аббатства Фарфа. В суде председательствовал новый император франков. Папа настаивал на том, что монастырь подлежит юрисдикции Римской церкви и обязан подчиняться ее власти. Однако, на основании представленных грамот, выданных в разные годы и даже века императорами и папами и подтверждавших привилегии аббатства, суд объявил приговор, согласно которому папская сторона должна была вернуть монастырю все незаконно отнятые у него прежде, при Адриане I (см. АДРИАН I) и Льве III, земли.

Решение суда повлекло за собой усиление антифранкских настроений в городе и его раскол на папскую и императорскую партии. Следствием этого раскола стало убийство двух руководителей профранкской партии - примицерия Феодота и номенклатора Льва, которое произошло вскоре после того, как император покинул город. Они были ослеплены, а затем обезглавлены служащими папы в Латеранском дворце и, видимо, не без ведома самого понтифика. Император Людовик велел провести расследование, не прибегая к помощи папской курии, но Пасхалию удалось избежать неприятного для него разбирательства. В присутствии 34 епископов в Латеранском дворце папа произнес клятву и таким образом снял с себя обвинения. Но даже после этого он продолжал защищать виновников происшествия, приводя свидетельства того, что убитые были казнены законно.

Столь же решительную позицию занял папа и в отношении Константинополя. Вскоре после того, как Пасхалий стал понтификом, в Рим из Византии прибыло посольство константинопольского патриарха Феодота Касситерры (815-821 гг.) и императора Льва V Армянина (813-820 гг.) с изложением Символа веры (см. СИМВОЛ ВЕРЫ) - от первого, и письмом - от второго, где император-иконоборец излагал свое отношение к поклонению священным образам - иконопочитанию. С представителями незаконно занявшего патриаршую кафедру Феодота папа беседовать отказался, а послов императора вынужден был принять. Он пообещал отправить свое посольство в Константинополь с ответом на письмо василевса (см. БАСИЛЕЙ). Когда посланцы папы прибыли в Константинополь, они встретились только с императором и только с ним вели беседу об иконах, наотрез отказавшись разговаривать с патриархом и его советниками.

Подобно многим другим понтификам этой эпохи, Пасхалий оставил о себе память, прежде всего, как строитель. Три отстроенные им базилики - Санта Прасседе (S.Prassede) с капеллой св. Зенона - Сан Зено (S.Zeno), Санта Мария ин Домника (S.Maria in Domnica), Санта Чечилия ин Трастевере (S.Cecilia in Trastevere) сохранились вместе с мозаиками начала 9 века. Во всех трех есть изображения папы Пасхалия с голубым квадратным нимбом, каким отмечали фигуру донатора (см. ДОНАТОР), а капелла Сан Зено, посвященная св. Зенону и Богоматери, стала местом погребения его матери Феодоры, образ которой помещен на одной из стен. Но полный список возведенных за семь лет его понтификата и украшенных мозаиками памятников выглядит гораздо более внушительно. При базилике св. Петра он основал и богато украсил две капеллы, посвященные: первая - мученикам Процессию и Мартиниану (см. МАРТИНИАН Римский), вторая - папе Сиксту II (см. СИКСТ II) и св. Фабиану; отстроил после пожара портик собора св. Петра; восстановил монастырь св. мучениц Цецилии (см. ЦЕЦИЛИЯ) и Агаты неподалеку от одноименной базилики; для монастыря Сергия и Вакха, находившегося по соседству с латеранской Патриархией, отремонтировал здание; заново отстроил гостиницу Св. Перегрина (S.Peregrinus) у собора св. Петра; у базилики Санта Прасседе была сооружена еще одна капелла - Св. Агнета (S.Agnetis).

Активность Пасхалия в переносе реликвий из катакомб и с заброшенных кладбищ, кажется, не знала себе равных. Перенос останков святых сопровождался торжественными процессиями. Вероятно, именно эту сторону своей деятельности Пасхалий считал самой важной и за нее, как о том свидетельствуют посвятительные стихи, написанные в апсиде Санета Прасседе, хотел обрести вечный покой за стенами Небесного Иерусалима. Наверное, именно поэтому на триумфальной арке этой базилики показан Небесный Град и стекающиеся к нему толпы праведников. Некоторые исследователи даже различают среди них фигуру самого папы Пасхалия.

Вероятно, незадолго до своей смерти папа стал очень непопулярен среди римлян. Его похороны сопровождались сильными волнениями среди горожан. Считается, что Пасхалий был погребен в одной из пристроенных им к собору св. Петра капелл - Свв. Процессия и Мартиниана или Свв. Сикста и Фабиана, или в церкви Санта Прасседе.

Полезные сервисы

пасхалия

Толковый словарь

ж.

Таблица для определения времени ежегодного празднования Пасхи и других подвижных - т.е. меняющих в зависимости от Пасхи свой срок - праздников.

Толковый словарь Ушакова

ПАСХА́ЛИЯ, пасхалии, жен. (астр. церк.). Таблица для определения времени ежегодного празднования пасхи и других подвижных (т.е. меняющих в зависимости от пасхи свой срок) праздников.

Словарь существительных

ПАСХА́ЛИЯ, -и, ж

Текст, представляющий собой таблицу дат празднования Пасхи.

Согласно пасхалии, в 2001 г. Пасха отмечалась 15 апреля.

Словарь церковнославянского языка

 ряд вычислений, посредством которых на каждый год опре-деляется день Св. Пасхи и других зависящих от Пасхи праздников. Пасхалии обычно прилагаются в конце церковных книг (Псалтири с восследованием, Устава, Месяцеслова и др.).

Орфографический словарь

пасха́лия, -и

Словарь ударений

пасха́лия, -и

Формы слов для слова пасхалия

пасха́лия, пасха́лии, пасха́лий, пасха́лиям, пасха́лию, пасха́лией, пасха́лиею, пасха́лиями, пасха́лиях

Синонимы к слову пасхалия

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

пасх/а́ли/я [й/а].

Грамматический словарь

пасха́лия ж 7a

Словарь иностранных слов

ПАСХАЛИЯ (греч., от pascha - пасха). Таблица, служащая для определения дней пасхи на несколько лет, а также и зависящих от неё праздников и постов.

Сканворды для слова пасхалия

- Таблица для определения времени ежегодного празднования Пасхи и других подвижных - т.е. меняющих в зависимости от Пасхи свой срок - праздников.

Полезные сервисы

пасхальная неделя

Орфографический словарь

Пасха́льная неде́ля

Полезные сервисы

пасхальник

Синонимы к слову пасхальник

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

пасхальники

Орфографический словарь

пасха́льники, -ов, ед. ч. -ник, -а (секта)

Полезные сервисы

пасхальный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. Пасха, связанный с ним

2. Приуроченный по времени к празднованию Пасхи.

3. Происходящий, совершаемый во время празднования Пасхи.

Толковый словарь Ушакова

ПАСХА́ЛЬНЫЙ, пасхальная, пасхальное. прил. к пасха; происходящий, совершаемый на пасху.

Толковый словарь Ожегова

ПА́СХА, -и, ж.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к пасха (в 1 и 2 знач.).

Пасхальный день.

||

Относящийся к празднованию пасхи.

Пасхальные яйца (крашеные, разрисованные).

Пасхальную заутреню он отстоял с Юрловыми в Борисоглебской церкви. Куприн, Леночка.

В поселке гудел пасхальный звон колоколов. Седых, Даурия.

Орфографический словарь

пасха́льный

Словарь ударений

пасха́льный

Формы слов для слова пасхальный

пасха́льный, пасха́льная, пасха́льное, пасха́льные, пасха́льного, пасха́льной, пасха́льных, пасха́льному, пасха́льным, пасха́льную, пасха́льною, пасха́льными, пасха́льном, пасха́лен, пасха́льна, пасха́льно, пасха́льны, пасха́льнее, попасха́льнее, пасха́льней, попасха́льней

Морфемно-орфографический словарь

пасх/а́льн/ый.

Грамматический словарь

пасха́льный п 1*a

Полезные сервисы