сущ., кол-во синонимов: 1
генералье (2)
Генера́льная ассамбле́я ООН - один из главных органов ООН. Состоит из всех членов ООН. Каждое государство - член ООН имеет не более 5 представителей в Генеральной ассамблее ООН. Полномочна рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН, а также давать по ним рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности ООН. Имеет: 7 главных комитетов - по политическим вопросам и вопросам безопасности, по вопросам разоружения и международной безопасности, по экономическим и финансовым вопросам и др.; 2 постоянных комитета - Консультативный по административным и бюджетным вопросам и Комитет по взносам. Практикуется учреждение специальных комитетов и комиссий (например, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия международного права и др.). Существуют особые органы на правах автономных международных организаций, например Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Очередные сессии Генеральной ассамблеи ООН созываются ежегодно, в случае необходимости проводятся чрезвычайные и специальные сессии.
* * *
ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН - ГЕНЕРА́ЛЬНАЯ АССАМБЛЕ́Я ООН, один из главных органов ООН (см. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)) . Состоит из всех членов ООН. Каждое государство - член ООН имеет не более 5 представителей в Генеральной Ассамблее ООН. Полномочна рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН, а также делать по ним рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности ООН (см. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН). Имеет: 7 главных комитетов - по политическим вопросам и вопросам безопасности, по вопросам разоружения и международной безопасности, по экономическим и финансовым вопросам и др.; 2 постоянных комитета - Консультативный по административным и бюджетным вопросам и Комитет по взносам. Практикуется учреждение специальных комитетов и комиссий (напр., Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия международного права и др.). Существуют особые органы Генеральной Ассамблеи ООН на правах автономных международных организаций, напр., Международное агентство по атомной энергии (см. МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ) (МАГАТЭ). Очередные сессии Генеральной Ассамблеи ООН созываются ежегодно, в случае необходимости проводятся чрезвычайные и специальные сессии.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН - один из главных органов ООН. Состоит из всех членов ООН. Каждое государство - член ООН имеет не более 5 представителей в Генеральной Ассамблее ООН. Полномочна рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН, а также делать по ним рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности ООН. Имеет: 7 главных комитетов - по политическим вопросам и вопросам безопасности, по вопросам разоружения и международной безопасности, по экономическим и финансовым вопросам и др.; 2 постоянных комитета - Консультативный по административным и бюджетным вопросам и Комитет по взносам. Практикуется учреждение специальных комитетов и комиссий (напр., Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Комиссия международного права и др.). Существуют особые органы Генеральной Ассамблеи ООН на правах автономных международных организаций, напр., Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Очередные сессии Генеральной Ассамблеи ООН созываются ежегодно, в случае необходимости проводятся чрезвычайные и специальные сессии.
Здание, в котором проходили 2 - 5 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Флэшинг Мидоу, Нью-Йорк.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН, один из главных органов Организации Объединенных Наций. Состоит из всех государств - членов ООН (каждое из них имеет в ООН не более 5 представителей). Сессии Генеральной Ассамблеи ООН созываются ежегодно, при необходимости созываются чрезвычайные сессии. Полномочна рассматривать любые вопросы в рамках Устава ООН, давать рекомендации членам ООН и Совету Безопасности ООН. Имеет 7 главных кабинетов (по важнейшим направлениям своей деятельности), 2 постоянных кабинета (Консультативный по административным и бюджетным вопросам и Кабинет по взносам). Практикуется образование специальных кабинетов (временный и постоянный).
Генеральная Ассамблея ООН. Дебаты по Карибскому кризису, 25 октября 1962.
Генеральная Ассамблея ООН
(United Nations General Assembly), гл. совещательный орган ООН, где заседают и имеют право голоса представители всех стран-членов. На сессиях Г.А. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке обсуждаются любые проблемы и даются рекомендации по всем вопросам, входящим, согласно Уставу ООН, в ее компетенцию; она также ответственна за бюджет ООН. Первая сессия Г.А. была созвана в янв. 1946 г., и с тех пор Г.А. ежегодно проводит очередные трехмесячные сессии; иногда созываются спец. и чрезвычайные сессии для обсуждения особо важных вопросов, напр., палестинской проблемы, разоружения или санкционирования войны США с Ираком в 1991 г.; или же в случаях, когда Совет Безопасности не в состоянии прийти к согласию в междунар. споре, как это было в отношении Афганистана (1980), Намибии (1981) и оккупированных Израилем араб. терр. (1982). Решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети голосов, в остальных случаях достаточно простого большинства. В первые годы деят-ти ООН США преобладали в Г.А. Однако благодаря огромному притоку новых членов после деколонизации соотношение сил изменилось в пользу развивающихся стран, к-рые часто не склонны были одобрять политику к.-л. сверхдержавы, предпочитая позицию неприсоединения (Движение неприсоединения).
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ВОЙСКОВАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ - ГЕНЕРА́ЛЬНАЯ ВОЙСКОВА́Я КАНЦЕЛЯ́РИЯ - высшее военное и административное учреждение на Левобережной Украине с середины 17 века до 1764 года; была создана в ходе Освободительной войны 1648-1654 годов (см. ХМЕЛЬНИТЧИНА). Генеральная войсковая канцелярия располагалась в резиденциях украинских гетманов; при Богдане Хмельницком в Чигирине, в 1669-1708 годах в Батурине. В состав Генеральной войсковой канцелярии входила вся генеральная старшина, за исключением войскового судьи.
После смерти гетмана Ивана Скоропадского (см. СКОРОПАДСКИЙ Иван Ильич) (1722) царское правительство не разрешило выбрать нового гетмана, а передало управление Левобережной Украиной Генеральной войсковой канцелярии, которая также стала осуществлять надзор за решениями Генерального суда по уголовным и политическим делам. Деятельность Генеральной войсковой канцелярии контролировалась Малороссийской коллегией. При Данииле Апостоле (1727-1734) она была вновь подчинена гетману. С 1734 года Генеральная войсковая канцелярия была преобразована в Правление гетманского уряда в составе трех офицеров, назначаемых царским правительством, и трех выборных представителей высшей казацкой старшины. Правительством назначался и председатель правления, который единолично решал наиболее важные дела. При гетмане К. Г. Разумовском (1750-1764) Генеральная войсковая канцелярия была восстановлена. Она подчинялась Сенату через Контору малороссийских дел и была окончательно ликвидирована после упразднения гетманства (1764).
генеральная совокупность
1. Объединенная каким-либо общим признаком качественного и количественного характера совокупность языковых единиц, из которых производится выборка.
2. Естественный (национальный) язык.
3. Общая структура подъязыка, которая может быть выявлена в результате проведения тщательной классификации единиц наблюдения, т.е. их иерархического распределения по определенному признаку на основные разделы, распадающиеся на группы, подгруппы, классы, подклассы, которые в свою очередь разбиваются на отдельные более мелкие базисные единицы.
4. Совокупность моделируемых текстов.
5. Используется в статистике для обозначения всех элементов, которые соответствуют некоторому явлению.
6. Некий подъязык.
7. Объединенная каким-либо общим признаком качественного и количественного характера совокупность единиц, из которых производится выборка.
8. Все множество объектов (или элементов сложного большого объекта) или все множество признаков, реализаций и т.д., подлежащих изучению с помощью статистики.
См. Совокупность
Генера́льная старши́на - высшая центральная военная и гражданская администрация в Левобережной Украине во второй половине XVII-XVIII вв., совет при гетмане. Назначался гетманом по согласованию с российским правительством. Состав: обозный, судья, писарь, есаул, хорунжий, подскарбий, бунчужный - называются генеральными.
* * *
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СТАРШИНА - ГЕНЕРА́ЛЬНАЯ СТАРШИ́НА - высшая центральная военная и гражданская администрация на Левобережной Украине во второй половине 17 - 18 веках, совет при гетмане (см. ГЕТМАН) в составе генерального обозного, генерального судьи, генерального писаря, генерального есаула, генерального хорунжего, генерального подскарбия, генерального бунчужного. Генеральная старшина назначалась гетманом по согласованию с царским правительством.
Все чины генеральной старшины существовали и в Запорожской Сечи (см. ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ), только без слова «генеральный», которое появилось для отличия от старшины полковой и сотенной. Четыре чина генеральной старшины - обозный, есаул, хорунжий и бунчужный - выполняли отдельные поручения гетмана, в военное время генеральный обозный, как правило, ведал войсковой артиллерией. Генеральный хорунжий и генеральный бунчужный были почетными хранителями символов власти - войскового знамени (хоругви) и бунчука. Генеральный подскарбий ведал финансовой частью (скарбом), обложением населения налогами и их сбором. Чин подскарбия был учрежден гетманом Иваном Брюховецким и вновь восстановлен Даниилом Апостолом. Генеральный судья ведал генеральным судом, который рассматривал жалобы на решения полковых судов. В 17 веке генеральных судей и есаулов было по двое человек. Генеральный писарь ведал делопроизводством Генеральной войсковой канцелярии.
Наиболее известны генеральные обозные Петр Забега (умер 1689), Василий Борковский (умер 1703), сподвижник И.С. Мазепы (см. МАЗЕПА Иван Степанович) Иван Ломиковский, Семен Кочубей (умер 1779); генеральные судьи Василий Кочубей (умер 1708), Иван Чарныш (умер 1728); генеральные писари; Василий Кочубей, занимавший эту должность при Мазепе в течение 13 лет, его преемник Филипп Орлик, Семен Савич, Андрей Безбородко (отец канцлера А.А. Безбородко), Василий Тупанский. Особую значимость генеральная старшина приобрела при последнем гетмане К. Г. Разумовском, который подолгу жил в России и передавал генеральной старшине управление Малороссией. Чины генеральной старшины существовали и после ликвидации гетманства и были упразднены только с введением на Украине в 1782 губернского управления.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СТАРШИНА - высшая центральная военная и гражданская администрация на Левобережной Украине во 2-й пол. 17-18 вв., совет при гетмане. Назначалась гетманом по согласованию с царским правительством. Состав: обозный, судья, писарь, есаул, хорунжий, подскарбий, бунчужный - все назывались генеральными.
Генера́льное межева́ние - уточнение границ землевладений отдельных. лиц, общин, городов, церкви и др. в Российской империи в 1766-1861.
* * *
ГЕНЕРАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ - ГЕНЕРА́ЛЬНОЕ МЕЖЕВА́НИЕ - точное определение границ земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей, начатое в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) в 1766 году и завершенное в середине 19 века. Необходимость Генерального межевания была вызвана частыми земельными спорами. Однако проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине 18 века находились многочисленные самовольно захваченные казенные земли.
Генеральному межеванию (см. МЕЖЕВАНИЕ) предшествовало создание 5 марта 1765 года Комиссии о Генеральном межевании и издание Манифеста 19 сентября 1765 года с приложенными к нему «Генеральными правилами». По манифесту правительство подарило помещикам огромный фонд земель, насчитывавший около 70 млн. десятин (около 77 млн. га). Манифестом о Генеральном межевании фактические владения помещиков на 1765 года объявлялись узаконенными при отсутствии спора по ним. Число спорных владений составляло около 10% всех переданных помещикам земель. В 1766 году на основе «Генеральных правил» были изданы инструкции для землемеров и межевых губернских канцелярий и провинциальных контор. В процессе Генерального межевания земли приписывались не к владельцам, а к городам и селам. Инструкции подробно регламентировали условия отвода земель различным категориям населения и учреждениям. Составлялись планы отдельных земельных «дач» в масштабе 100 саженей в дюйме (1:8400), которые затем сводились в генеральные уездные планы в масштабе 1 верста в дюйме (1:42000). Специфика Генерального межевания состояла в том, что в основу конфигурации того или иного владения были положены границы старинных писцовых «дач». Из-за этого в рамках «дачи» нередко находились владения нескольких лиц или совместные владения помещика и государственных крестьян. Генеральному межеванию сопутствовала распродажа по дешевым ценам незанятых казенных земель. Особенно большой размах это приняло в южных черноземных и степных районах в ущерб их кочевому и полукочевому населению.
Генеральное межевание было всеимперским и обязательным для землевладельцев. Оно сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы содержали экономические примечания о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах. Коллекция планов и карт Генерального межевания включает около 200 тысяч единиц хранения. К специальным планам прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга. Недочеты Генерального межевания были исправлены специальным межеванием, проводившимся в 1830-1850-х годах. Специальное межевание ликвидировало «дачи» общего совместного владения, установив владения лишь индивидуальные. До 1861 года было обмежевано 178 тысяч участков в 35 губерниях общей площадью 275 млн. десятин. Итоги Генерального межевания до Октябрьской революции (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) (1917) оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ - уточнение границ землевладений помещиков, общин государственных крестьян и др. в Российской империи в 1766-сер. 19 в. Укрепило землевладение дворян.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ - общее размежевание земельных владений в России, произведенное при Екатерине II и служащее основанием всех последующих межевых работ, а также границ настоящего землевладения.
генеральное множество (гм) текстов - объектом самого исследования выступает не сам подъязык, а некоторое множество текстов, являющееся в принципе бесконечным или, во всяком случае, открытым. Задается оно описательно, путем характеристики источников данных текстов. Именно они интерпретируются как закономерности всего подъязыка. Поскольку полный состав ГМ обычно не дан непосредственному наблюдению, то основной точкой служит его более ограниченное множество, называемое исходным множеством текстов (ИМ). Оно задается прямым перечислением. На основе предварительного изучения исходного множества текстов лингвист формирует из него экспериментальный массив (ЭМ), учитывая лингвистические и статистические соображения. Именно ЭМ подвергается сплошному обследованию и замеченные в нем закономерности экстраполируются на исходное множество текстов, а с него - на генеральное и далее - на подъязык или комплекс подъязыков (КП). При формировании ЭМ в выборку должны включаться тексты, наиболее характерные для ИМ; распределения признаков и их сочетаний на ИМ текстов и в ЭМ должны быть подобны.
Генера́льное соглаше́ние о тари́фах и торго́вле (ГАТТ), см. Всемирная торговая организация.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) - многостороннее межправительственное соглашение, направленное на снижение таможенных пошлин и других барьеров в международной торговле. Подписано 23 странами в 1947. В 1990 в ГАТТ на разных уровнях участвовало св. 150 стран.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ - многостороннее межправительственное соглашение о снижении ограничений в международной торговле, заключенное ведущими торговыми странами мира. После переговоров между 23 государствами в 1947 в Женеве соглашение вступило в силу 1 января 1948. К 1994 году 111 государств были полными членами ГАТТ и 22 страны - ассоциированными членами. В число стран, подписавших соглашение, а также членов, имеющих особый или временный статус, входили США, страны британского Содружества, большинство государств Европы и многие страны Латинской Америки, Африки и Азии, включая Японию, Индию и Пакистан. На эти страны в совокупности приходилось свыше 80% международной торговли. Соглашения в рамках ГАТТ не затрагивали политические взаимоотношения стран и не защищали их от эмбарго или неблагоприятного торгового режима со стороны других стран-участниц. Торговые соглашения, достигнутые министрами на конференциях ГАТТ, подлежали окончательному утверждению правительствами. ГАТТ было заменено Всемирной торговой организацией (ВТО) 1 января 1995.
Предпосылки. В период депрессии 1930-х годов США проводили политику высоких тарифов (Закон Холи - Смута 1930), в надежде увеличить производство и занятость в стране. Корделл Халл, государственный секретарь в администрации президента Франклина Делано Рузвельта, признал, что высокие тарифы скорее препятствовали, чем помогали оживлению экономики. Его усилия привели к принятию Закона о торговых соглашениях 1934, который предоставил президенту право заключать двусторонние соглашения о снижении тарифов. Программа Халла периодически продлевалась в 1940-х годах. К концу Второй мировой войны стало очевидно, что двусторонние соглашения имеют серьезные недостатки. Импортные квоты использовались в качестве угрозы против использования квот другими странами, а от снижения тарифов отказывались из опасения, что третьи страны могут извлечь из них выгоду. Требовался многосторонний подход, и США взяли на себя инициативу по формированию ГАТТ.
Функции. ГАТТ имело три существенных черты: график снижения тарифов; свод принципов и правил, регулирующих импорт и экспорт; и периодические встречи, обеспечивавшие международный форум для обсуждения проблем торговли. В результате переговоров о тарифах импортные пошлины и тарифные льготы могли быть сохранены или устранены. Графики снижения тарифов включали свыше 60 000 товаров, охватывая большую часть мировой торговли. Переговоры начались на двусторонней основе и превратились в многосторонние при разработке графика снижения тарифов для всех стран-участниц. Принципы и правила ГАТТ гарантировали снижение тарифов и дополняли его ослаблением других ограничений в мировой торговле, таких, как импортные квоты, налоговые сборы и административные меры регулирования. Условия ГАТТ распространяли на все страны-участницы режим наибольшего благоприятствования в области тарифов, таможенных пошлин и налоговых сборов. Периодические встречи в рамках ГАТТ способствовали росту международной торговли. За первой встречей в Женеве (1947-1948) последовали переговоры в Аннеси (Франция) в 1949; Торки (Англия) в 1951; Женеве в 1956, 1960-1962 и 1964-1967. Шестая встреча (1964-1967), известная как раунд Кеннеди, привела к соглашению ок. 50 стран-участниц о снижении тарифов в среднем на одну треть. Седьмая встреча, проходившая в Токио с 1973 по 1979, привела к аналогичному соглашению 99 стран. Токийский раунд рассмотрел также проблемы, поднятые развивающимися странами. Восьмая и заключительная встреча, известная как Уругвайский раунд, проходила с 1988 по 1993. Она привела к глобальному снижению тарифов до 40%, резкому сокращению государственных торговых субсидий и либерализации торговли услугами. Вместе с тем Уругвайский раунд положил конец ГАТТ и создал ВТО, наделенную более широкими полномочиями для осуществления регулирующих функций.
ГАТТ
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ), многостороннее межправительственное соглашение о регулировании международной торговли и торговой политике. Направлено главным образом на снижение торгово-политических барьеров и разработку свода правил по применению неторговых ограничений (технических барьеров и других нетарифных форм при импорте товаров). Подписано 23 странами в 1947. В начале 1990-х гг. в ГАТТ участвовало свыше 150 стран.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) - ГЕНЕРА́ЛЬНОЕ СОГЛАШЕ́НИЕ О ТАРИ́ФАХ И ТОРГО́ВЛЕ (ГАТТ) (1948-1994), многостороннее межправительственное соглашение, направленное на снижение таможенных пошлин и других барьеров в международной торговле. Подписано 23 странами в 1947. Правопреемником является Всемирная торговая организация (см. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ) .
генеральное сражение дать (иноск. шутл.) - окончательный, решительный бой; собрание всех сил для окончательной победы, торжества над противником
Ср. Компания (шулеров) решилась (князю) дать генеральное сражение - рискнуть почти всем своим сборным компанейским капиталом.
Вс. Крестовский. Петерб. трущобы. 6, 10.
Генера́льные шта́ты - 1) во Франции высшее сословно-представительное учреждение в 1302-1789, состоявшее из депутатов духовенства, дворянства и 3-го сословия. Созывались королями главным образом для получения от них согласия на сбор налогов. Депутаты 3-го сословия Генеральных штатов. 1789 объявили себя Национальным собранием. 2) В Нидерландах исторических (с 1463) - высшее сословно-представительное учреждение, в современных Нидерландах - парламент.
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ - 1) во Франции высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789, состоявшее из депутатов духовенства, дворянства и 3-го сословия. Созывались королями главным образом для получения от них согласия на сбор налогов. Депутаты 3-го сословия Генеральных Штатов 1789 объявили себя Национальным собранием.
2) В Нидерландах исторических (с 1463) - высшее сословно-представительское учреждение, в современных Нидерландах - парламент.
В бывшей Нидерландской республике - собрание депутатов от провинций для решения общих государственных дел. В этом смысле, ген. шт. пали вместе с республикой. Ныне же в Нидерландском королевстве это название сохранилось за собранием депутатов от сословий.
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ 1789 года - ГЕНЕРА́ЛЬНЫЕ ШТА́ТЫ 1789 (франц. Etats Generaux), высшее сословно-представительское законосовещательное учреждение Франции, заседания которых стали началом Великой Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ).
Предпосылки созыва Генеральных штатов 1789 года
Генеральные штаты во Франции зародились в эпоху средневековья, в период становления Французского централизованного государства. В компетенцию этого органа входило утверждение экстраординарных налогов и сборов общегосударственного масштаба. После укрепления абсолютной королевской власти, утверждения фискальной системы надобность в Генеральных штатах отпала и они не собирались с 1615. Однако идея Генеральных штатов, как представительского органа имеющего право принимать общегосударственные решения, оставалась существовать в сознании широких слоев французского народа.
В 1780-х годах Франция погрузилась в пучину всеобщего кризиса, охватившего все стороны политической и экономической жизни. Только на выплату процентов и погашение государственных долгов в 1788 было потрачено 318 млн ливров из общего дохода в 503 млн ливров. При этом общие расходы государства составили 629 млн ливров. Из года в год рос государственный долг Франции, который к 1788 году достиг отметки в 4,5 млрд ливров. В 1787 году начался торгово-промышленный кризис, последствия которого усугублялись неурожайными годами. Ряд французских провинций охватила волна крестьянских бунтов, переплетавшихся с выступлениями плебейства в городах.
Оказавшись на грани банкротства, Людовик XVI (см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон) решил встать на путь реформ государственного механизма. Их инициатором выступил Шарль Калонн, занимавший с 1783 пост генерального контролера финансов. В августе 1786 он представил королю план реорганизации финансов страны, во многом возрождавший идеи Тюрго и Неккера. Генеральный контролер предлагал ввести табачную монополию, гербовый сбор со всех документов, обложить особой пошлиной колониальные товары, но самым радикальным предложением была замена двадцатины, которую платили фактически только представители третьего сословия (см. ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ), на новый всесословный земельный налог. Для оживления торговли предполагалось отменить внутренние таможенные границы и ввести свободу хлебной торговли. Калонн предлагал реформировать систему местного самоуправления - создать общинные собрания, в которых участвовали бы все собственники с доходом не менее 600 ливров в год, а также окружные и провинциальные законосовещательные собрания. Предвидя сопротивление местных парламентов (юридических органов), прерогативы которых затрагивал проект реформ, генеральный контролер советовал королю заручиться поддержкой собрания нотаблей (см. НОТАБЛИ).
В феврале 1787 в Версале открылось собрание нотаблей в составе 144 человек. В их число входили принцы крови, герцоги, маршалы, епископы, президенты парламентов, интенданты, мэры главных городов, депутаты провинциальных штатов. В ответ на свои предложения Калонн подвергся ожесточенным нападкам, его называли главным виновником государственного дефицита. Депутаты собрания нотаблей уличили генерального контролера финансов в злоупотреблениях, покрытии собственных долгов за счет казны. В апреле 1787 Людовик XVI отправил Калонна в отставку. Новым генеральным контролером финансов по рекомендации королевы Марии-Антуанетты (см. МАРИЯ АНТУАНЕТТА) был назначен тулузский архиепископ Ломени де Бриенн. Нотабли предоставили ему заем в 67 млн ливров на неотложные нужды казны. Но утвердить всесословный земельный налог нотабли отказались, сославшись на свою неправомочность. По традиции, идущей из средневековья, утверждать экстраординарные сборы могли только Генеральные штаты. Наиболее либерально настроенный участник собрания нотаблей маркиз де Лафайет (см. ЛАФАЙЕТ Жильбер) открыто потребовал созыва новых Генеральных штатов. В мае 1787 нотабли были распущены.
Не получив поддержку высшей аристократии, Людовик XVI пытается начать реформы самостоятельно. Один за другим публикуются королевские эдикты о замене дорожной барщины денежным налогом, о гербовом сборе, о свободе хлебной торговли, о восстановлении гражданских прав гугенотов (см. ГУГЕНОТЫ), о создании провинциальных собраний с расширенным представительством от третьего сословия, о всеобщем поземельном налоге. Но королевские инициативы не встретили поддержки общества. Кризис в государстве дошел до такой степени, что любые, даже разумные меры провоцировали дестабилизацию обстановки. Центром оппозиции стали Парижский и другие местные парламенты. Стоявшая во главе парламентов судебная аристократия усмотрела в эдиктах короля попытку ограничить свои привилегии. Парламенты отказывались регистрировать королевские эдикты, апеллировали к общественному мнению, осуждали «министерский деспотизм», призывали к созыву Генеральных штатов. Пытаясь нейтрализовать общественное мнение, король в декабре 1787 заявил, что Генеральные штаты будут собраны через пять лет.
Призыв Дофине
8 мая 1788 Людовик XVI объявил о реформе парламентов. Они были лишены права ремонстраций, значительная часть гражданских и уголовных дел передавалась в ведение создаваемых окружных судов. Функция регистрации королевских эдиктов возлагалась на новый орган - «Общую палату» (Cour pléniére), состоящую из назначенных королем высших чиновников. Этот акт встретил сопротивление судебной аристократии, которая инспирирует волну протестов против реформы парламентов. Протестующих поддерживают провинциальные штаты. В Дижоне, Тулузе, Бретани, Беарне парламентам удалось спровоцировать мятежи в свою защиту, произошли стычки между королевскими войсками и народом. В движении протеста активное участие принимает либерально настроенная интеллигенция и буржуазия.
Наибольшего размаха движение в защиту парламентов достигло в провинции Дофине. 10 мая 1788 в Гренобле (административном центре Дофине) было закрыто здание парламента, а его члены распущены на каникулы. Административный нажим вызвал недовольство в местном обществе, и 20 мая члены парламента потребовали отмены королевских эдиктов о судебной реформе. Заявление служителей мантии не осталось безнаказанным. Утром 7 июня члены гренобльского парламента получили королевские предписания немедленно отправиться в ссылку. Весть об этом вывела на улицы толпы горожан и жителей окрестных деревень. В акции протеста приняли участие сорок ремесленных корпораций Гренобля. Для разгона демонстрантов из казарм на улицы города были выведены два пехотных полка, но солдаты и офицеры отказывались стрелять в народ. Возбужденный народ с крыш и балконов домов закидывал солдат черепицей. 7 июня 1788 вошел в историю Франции как «день черепиц». Спустя несколько дней члены парламента сочли за благо подчиниться королевской воле, и сами выехали в ссылку, но движение протеста продолжало развиваться.
14 июня 1788 в ратуше Гренобля встретились представители местного дворянства, духовенства, третьего сословия, которые приняли решение о созыве провинциальных штатов. Королевские власти наложили запрет на это решение. Тем не менее, сословия выбрали своих депутатов (50 - от духовенства, 165 - от дворянства, 276 - от третьего сословия) и 21 июля 1788 в Визиле - замке промышленников Перье - состоялось собрание провинциальных штатов Дофине. Депутаты приняли обращение к королю с требованием восстановить парламенты, безотлагательно созвать Генеральные штаты и провинциальные штаты с двойным представительством третьего сословия. Они призвали все провинции Франции присоединиться к этим требованиям и не платить налоги, пока не будут созваны Генеральные штаты.
«Призыв Дофине» нашел широкий отклик по всей Франции. Таким образом, протесты судейской аристократии против реформы парламентов переросли в общенациональное движение за созыв Генеральных штатов. Король решил пойти на уступки, и 8 августа 1788 было обнародовано решение созвать Генеральные штаты 1 мая 1789. В конце августа Ломени де Бриенн получил отставку, а генеральным контролером финансов был вновь назначен Жак Неккер (см. НЕККЕР Жак). Судебная реформа была отменена, парламенты восстановлены в своих правах. Новый генеральный контролер был апологетом идей государственного регулирования экономики. Он отменил свободу хлебной торговли и предписал установить твердые цены на хлеб.
Для решения вопроса о принципах созыва и условиях работы Генеральных штатов были вновь собраны нотабли. Они совещались в течение ноября-декабря 1788. Нотабли высказались за предоставление третьему сословию одной трети мест и традиционное посословное голосование. Неккер предлагал отказаться от феодальных принципов и предоставить третьему сословию половину голосов. 12 декабря 1788 пять принцев семейства Бурбонов (см. БУРБОНЫ) - граф д"Артуа, принцы Конде и Конти, герцоги Бурбонский и Энгиенский - подали Людовику XVI меморандум, в котором предостерегали его против ущемления прав дворянства и церкви. Все же на заседании королевского совета 27 декабря 1788 Людовик XVI объявил о своем решении предоставить третьему сословию половину мест в Генеральных штатах, однако вопрос о порядке голосования остался открытым.
Избирательная компания
24 января 1789 были оглашены указ короля о созыве Генеральных штатов (заседания предписывалось начать 27 апреля) и регламент выборов в них. Первому и второму сословиям предстояло избрать по триста депутатов, а третьему - шестьсот депутатов. Выборы предполагалось произвести по бальяжам и сенешальствам (судебным округам). В дворянской курии выборы были всеобщими и прямыми. Избирательные права монашества были ограничены: если приходские священники лично принимали участие в выборах депутата Генеральных штатов, то монахи делегировали на выборы одного представителя от монастыря. В третьем сословии право голоса имели только имеющие постоянное место жительства налогоплательщики старше 25 лет, а сами выборы были трехстепенными, а местами даже четырехстепенными. В городах основным избирательным органом было городское избирательное собрание. Оно составлялось из выборщиков от городских цехов и корпораций, а также выборщиков от горожан, не являвшихся членами цехов и корпораций, но имевших право голоса. Городское избирательное собрание посылало своих делегатов в окружное избирательное собрание, которое вместе с выборщиками от сельского населения определяло депутата Генеральных штатов.
В соответствии со средневековыми традициями король одновременно с выборами депутатов предложил всем избирателям заявить о своих обидах и пожеланиях. Выборная компания вызвала широкую волну политической активности всех слоев населения Франции. По стране прошли избирательные собрания различных уровней, на которых, помимо выборов депутатов и выборщиков, принимались наказы (cahiers des doléance - тетради жалоб) будущим Генеральным штатам. Сahiers des doléance отразили настроения и требования различных социальных групп. Все наказы осуждали произвол правительственной власти, требовали введения независимого суда присяжных, свободы слова, печати, единой системы налогообложения, регулярности созыва Генеральных штатов и передачи им права вотирования налогов. Дворянство в своем большинстве не возражало против введения всесословной системы налогообложения, но даже не помышляло о возможности трансформации феодальных повинностей зависимых крестьян. Дворяне настаивали на сохранении сословного характера Генеральных штатов, что обеспечивало им привилегированное положение в обществе.
Сahiers des doléance третьего сословия требовали преобразования Генеральных штатов из сословного в общенациональное учреждение, перед которым были бы ответственны министры. Кроме того, третье сословие настаивало на равенстве в налогообложении привилегированных и непривилегированных слоев населения. Крестьяне выражали пожелание ликвидировать феодальные права сеньеров, возвращения захваченных общинных земель, отмены церковной десятины. Предприниматели и промышленники решительно высказались за отмену всех ограничений в области торговли и производства.
Общественный ажиотаж сопровождался и провоцировался выходом в свет многочисленных брошюр и памфлетов, авторы которых откликались на злобу дня, формулировали различные политические и социально-экономические программы. Эти издания популяризировали как либеральные, так и консервативные идеи, но в целом преобладали брошюры написанные в духе эпохи Просвещения. Шумный успех имела брошюра аббата Сьейеса (см. СЬЕЙЕС Эмманюэль Жозеф) «Что такое третье сословие?», вышедшая в январе 1789. Автор доказывал, что именно третье сословие составляет нацию, а привилегированные сословия - только лишнее бремя для Франции. В этой брошюре Сьейес сформулировал свой знаменитый афоризм: «Что такое третье сословие? Все. Чем оно было до сих пор? Ничем. Что оно желает? Стать хоть чем-то.» Выражая антиаристократические взгляды, Сьейес предлагал депутатам от третьего сословия образовать самостоятельное Национальное собрание.
Избирательная компания завершилась в апреле 1789. От духовенства был избран 291 депутат, из них около двухсот были достаточно либерально настроенные приходские священники. Наибольшую известность из них приобрел аббат Грегуар, депутат от бальяжа Нанси. 270 депутатов выбрало дворянство. Около девяноста из них относили себя к «патриотам», то есть готовы были поддержать курс на реформы. Причем большинство «патриотов», а в их число входили маркиз Лафайет, виконт Ноайль, герцог Ларошфуко, герцог д"Эгийон, принадлежало к слою высшей аристократии. Но большинство депутатов благородного сословия составили представители консервативно настроенного мелкого провинциального дворянства. Их лидером стал драгунский офицер Казалес, мелкий сеньер из Южной Франции.
Третье сословие было представлено 578 депутатами, из которых более половины профессионально занимались юридической деятельностью. Одних адвокатов было около двухсот человек. Примерно сто депутатов были предпринимателями: банкирами, коммерсантами, промышленниками. Более пятидесяти депутатов третьего сословия представляли слой богатых сельских землевладельцев. От третьего сословия были избраны некоторые дворяне и священники: граф Мирабо (см. МИРАБО (деятель Французской революции)) от Экс-ан-Прованса, аббат Сьейес от Парижа.
К моменту начала работы Генеральных штатов социальное напряжение во Франции достигло крайней точки. Тяготы экономического кризиса становились невыносимыми для городских низов. Зимой 1788-1789 в Париже насчитывалось до 80 тыс безработных. Между тем ограничения на свободу торговли хлебом не смогли сдержать рост цен и только привели к перебоям в снабжении городов. Цена обычного для Парижа четырехфунтового хлеба подскочила до 15 су, в то время как поденная оплата рабочего составляла 20-30 су. В условиях общего недовольства достаточно было незначительного повода для вспышки массовых беспорядков. Знаменательным событием весны 1789 стал бунт бедноты в парижском предместье Сент-Антуан 27-28 апреля 1789, для подавления которого пришлось прибегнуть к помощи войск. В это же время усиливалось стихийное движение крестьян, которые начали войну против дворянских замков. Толпы крестьян врывались в дворянские имения и монастыри, отбирали запасы хлеба и имущества. Участились случаи убийств сеньеров и управляющих имениями.
Начало работы Генеральных штатов
5 мая 1789 в Версальском дворце, в Зале малых забав (Menus plaisirs) открылись заседания Генеральных штатов. Депутаты были размещены посословно: справа от кресла короля - духовенство, слева - дворянство, напротив - третье сословие. Феодальный этикет соблюдался и в одежде депутатов: привилегированные сословия блистали яркими и пышными одеяниями, а депутаты третьего сословия были скромно одеты во все черное. На галереях зала присутствовала многочисленная публика. Во вступительном слове король предостерег Генеральные штаты от опасных нововведений, посоветовал депутатам ограничить свою деятельность изысканием средств для пополнения казны. Генеральный контролер финансов Неккер заявил о необходимости срочно изыскать средства в размере 80 млн ливров.
Однако большинство депутатов от третьего сословия считало своей главной задачей именно реформирование системы управления государством. Противоборство в Генеральных штатах началось уже 6 мая, когда депутаты от духовенства и дворянства собрались отдельно, чтобы приступить к проверке полномочий избранных депутатов. Тем самым утверждался принцип посословного голосования, который давал преимущества привилегированным сословиям. Депутаты третьего сословия выступили с протестом и предложили приступить к проверке полномочий депутатов на совместных заседаниях. Начались долгие переговоры, в которые вмешался король, требуя посословных заседаний и голосований. Третье сословие твердо стояло на своем, чувствуя поддержку общественного мнения. К тому же, далеко не все депутаты от духовенства и дворянства держались за свои привилегии и готовы были пойти навстречу третьему сословию.
В деле сплочения депутатов от третьего сословия и установления их связей с либеральной аристократией большую роль сыграл Бретонский клуб (Club breton). Он сформировался еще в конце апреля 1789, когда избранные депутаты начали съезжаться в Версаль. Начало клубу положили собрания депутатов из Бретани, объединившихся вокруг адвоката Ле Шапелье. Постепенно к ним стали присоединяться другие радикально настроенные депутаты, в том числе Мирабо, Сьейес, герцог д"Эгийон, виконт Ноайль, аббат Грегуар, Барнав, Петион, Вольней, Максимилиан Робеспьер, братья Шарль и Александр Ламеты. На собраниях Бретонского клуба обычно намечалась линия поведения либералов в Генеральных штатах. К середине июня в клуб входило около 150 депутатов.
Образование Национального собрания
10 июня 1789, на заседании «общин», как стали называть себя депутаты третьего сословия, по предложению аббата Сьейеса привилегированные вновь приглашались к совместным заседаниям и было принято решение начать общую проверку полномочий депутатов всех сословий вне зависимости от их явки на заседания. 12 июня «общины» начали перекличку депутатов по бальяжным округам. Этот тактический ход сдвинул ситуацию с мертвой точки. В течение нескольких дней к третьему сословию присоединились двадцать депутатов от духовенства. Развивая инициативу, «общины» на заседании 17 июня большинством в 490 голосов против 90 провозгласили себя Национальным собранием (см. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ) (Assamblée nacionale), призвав народ прекратить уплату налогов, если собрание будет распущено.
Этот акт нашел широкий отклик во всей Франции и повлиял на расстановку сил в Генеральных штатах. После бурных дебатов,19 июня 1789, депутаты от духовенства незначительным большинством голосов приняли решение присоединиться к третьему сословию. Но попытка герцога Филиппа Орлеанского и группы депутатов-дворян из Парижа провести аналогичное решение на собрании дворянских депутатов не удалась.
Королевская власть предпринимала попытки предотвратить превращение Генеральных штатов из сословно-представительского собрания в общенациональный властный орган. Утром 20 июня депутаты не были допущены в Зал малых забав, который был закрыт под предлогом ремонта. Тогда «общины» собрались в Зале для игры в мяч (Jeu de paume) и по предложению депутата Мунье принесли клятву не расходиться до тех пор, пока не будет выработана конституция Франции. На следующий день был закрыт и Зал для игры в мяч - «общинам» пришлось собраться в церкви.
23 июня в Зале малых забав вновь были собраны депутаты всех трех сословий - король Людовик XVI решил лично образумить депутатов. По традиции в присутствии короля Генеральные штаты не смели ему возражать и обязаны были утвердить любое его пожелание. Этот старинный обычай назывался lit de justice. Как и 5 мая, депутаты были рассажены по сословному признаку. Публика на галереи допущена не была, а в Версаль введены дополнительные войска.
В своем слове король выразил неудовольствие деятельностью «общин» и отменил их постановления, принятые 17 июня. Обещав депутатам, что он будет советоваться с ними по вопросам финансов и налогов, Людовик XVI заявил, что не допустит ни ограничения своей власти, ни ущемления прав привилегированных сословий. Затем король приказал депутатам разойтись в отведенные для них помещения и заседать посословно. Сделав это заявление, Людовик XVI покинул зал. За ним последовала большая часть дворян и духовенства. Однако третье сословие осталось на местах. На просьбу церемониймейстера подчиниться воле короля Мирабо ответил: «Ступайте и скажите вашему господину, что мы здесь находимся по воле народа и оставим наши места, уступая только силе штыков».
Король велел гвардии разогнать непокорных депутатов. Но в дверях Зала малых забав гвардейцев встретили со шпагами в руках маркиз Лафайет, герцог Ларошфуко и еще несколько дворян, оставшихся с «общинами». Людовик XVI не решился применить силу и приказал гвардии отступить. Оставшись на своих местах «общины», по предложению Мирабо, объявили о неприкосновенности депутатов Национального собрания и об уголовном преследовании всякого, кто посягнет на эту неприкосновенность.
На следующий день к общинам присоединилось большинство духовенства, а еще через день 47 депутатов дворян во главе с герцогом Филиппом Орлеанским. 27 июня 1789 король обратился с просьбой к оставшимся депутатам от духовенства и дворян соединиться с третьим сословием. Людовик XVI надеялся, что консервативные дворяне сумеют удержать депутатов от принятия радикальных решений, но одновременно приказал сосредоточить в Париже и вокруг него двадцатитысячное войско.
Так завершилось преобразование Генеральных штатов в Национальное собрание, в котором преобладающее влияние имели сторонники коренного преобразования государственного устройства Франции. Это событие было с воодушевлением воспринято большинством политически активного населения Франции. Широкую известность в народе снискали депутаты Лафайет, Байи, Мирабо, Сьейес, Филипп Орлеанский, отстаивавшие приоритет нации перед королевской волей. 9 июля 1789 депутаты Национального собрания приняли решение объявить себя Учредительным собранием (Assamblée nacionale constituante). Тем самым они определили свою главную задачу - выработку конституции страны.
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ в Нидерландах - ГЕНЕРА́ЛЬНЫЕ ШТА́ТЫ (нидерл. Staten-General), высший орган сословного представительства на территории исторических Нидерландов (см. НИДЕРЛАНДЫ (историческая область)), а также название парламента современных Нидерландов.
Впервые Генеральные штаты в Нидерландах были собраны в 1463, после объединения страны бургундскими герцогами. Генеральные штаты состояли из депутатов от духовенства, дворянства, горожан и обладали правом вотировать налоги. Широкие полномочия предоставила Генеральным штатам «Великая привилегия» 1477. Генеральные штаты сыграли значительную роль в консолидации страны, национальном осознании населения Нидерландов. В годы Нидерландской революции (см. НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) Генеральные штаты стали центром оппозиции испанскому владычеству, а с отделением Северных Нидерландов - высшим постоянно действующим законодательным органом Республики Соединенных провинций (см. РЕСПУБЛИКА СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ). В современном Королевстве Нидерланды парламент по традиции называется Генеральными штатами.
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ во Франции - ГЕНЕРА́ЛЬНЫЕ ШТА́ТЫ (франц. Etats Generaux) во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.
Период Столетней войны
Предшественниками французских Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета с привлечением городских верхов, а также ассамблеи представителей от различных сословий в провинциях, положившие начало провинциальным штатам. Появление института Генеральных штатов было обусловлено ситуацией, сложившейся после создания Французского централизованного государства. В состав государства помимо королевского домена вошли обширные земли светских и духовных феодалов, а также города, обладавшие многочисленными и традиционными вольностями и правами. При всей своей власти король еще не имел достаточно прав и авторитета для единоличного принятия решений, затрагивающих эти традиционные вольности. Кроме того, еще неокрепшая королевская власть по целому ряду вопросов, в том числе и внешнеполитических, нуждалась в зримой поддержке всего французского общества.
Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302, во время конфликта Филиппа IV Красивого (см. ФИЛИПП IV Красивый) с папой Бонифацием VIII (см. БОНИФАЦИЙ VIII). Это собрание отвергло претензии римского папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога. В 1308, готовя расправу над тамплиерами (см. ТАМПЛИЕРЫ), король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов. 1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля.
В годы угасания династии Капетингов (см. КАПЕТИНГИ) значение Генеральных штатов возрастает. Именно они приняли решение об устранении от престолонаследия дочери короля Людовика X в 1317, а после смерти Карла IV Красивого и пресечения династии Капетингов передали корону Филиппу VI Валуа.
При первых Валуа (см. ВАЛУА) и, особенно, в годы Столетней войны (см. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА) 1337-1453, когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния. Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355, при короле Иоанне II Храбром (см. ИОАНН II ХРАБРЫЙ), Генеральные штаты согласились на выделение средств королю, лишь при выполнении ряда условий. Стремясь избежать злоупотреблений, Генеральные штаты сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов.
После битвы при Пуатье (см. БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ) (1356) король Иоанн II Храбрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево (см. ПРЕВО (чиновник)) Парижа Этьенном Марселем (см. ЭТЬЕНН МАРСЕЛЬ) и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ. Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый (см. КАРЛ V Мудрый)), заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами. Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357. Согласно его положениям законными признавались лишь те налоги и сборы, которые были утверждены Генеральными штатами. Ордонанс провозглашал неукоснительность принципа сословных судов (по феодальным нормам каждый мог быть осужден только равными себе по статусу), что сужало прерогативы королевской власти в судебной сфере.
Дофин Карл был вынужден принять условия Великого мартовского ордонанса, но сразу же начал борьбу за его упразднение. Хитрый и изворотливый политик, он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства. Уже в 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан во главе с Этьенном Марселем (см. Парижское восстание 1357-1358 (см. ПАРИЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1357-58)). Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян (участников Жакерии (см. ЖАКЕРИЯ)). Но собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, и Парижское восстание было подавлено.
Добившись покорности сословий, дофин Карл, который с 1364 стал королем Франции, предпочитал финансовые проблемы решать с собраниями нотаблей (см. НОТАБЛИ), оставляя на долю Генеральных штатов лишь проблемы консолидации сил Франции в борьбе с англичанами. Подобной политики придерживались и его преемники. Однако в период соперничества между бургиньонами и арманьяками именно Генеральные штаты поддержали Карла VII Валуа (см. КАРЛ VII) в деле укрепления королевской власти. В 1420-1430-х годах они вновь играли активную политическую роль. Особое значение имели штаты 1439 года, собравшиеся в Орлеане. Они запретили сеньорам иметь собственное войско, признав такое право лишь за королем; установили налог талью (см. ТАЛЬЯ) на содержание постоянной армии короля.
Вместе с тем вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. Более того, к середине 15 века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться. Укрепившись на троне, он, с 1439 до самого конца своего царствования в 1461, ни разу не собирал Генеральные штаты.
В годы Гугенотских войн
Потеряв право вотировать налоги, Генеральные штаты теряют реальное политическое значение, и вступают в пору упадка. За годы своего правления король Людовик XI Валуа (см. ЛЮДОВИК XI) собрал Генеральный штаты единственный раз в 1467 и то лишь затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва Генеральных штатов. В 1484 штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа. Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. Эти Генеральные штаты приняли ряд решений о контроле королевской власти, но все они остались благими пожеланиями. В дальнейшем Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал Генеральных штатов.
С конца 15 века во Франции окончательно складывается строй абсолютной монархии (см. АБСОЛЮТИЗМ), и сама мысль об ограничении прерогатив королевской власти становится кощунственной. Соответственно институт Генеральных штатов пришел в полный упадок. Людовик XII Валуа (см. ЛЮДОВИК XII Валуа) собирал их единственный раз в 1506, Франциск I Валуа (см. ФРАНЦИСК I Валуа) - вообще ни разу, Генрих II Валуа (см. ГЕНРИХ II Валуа) - тоже один раз в 1548, и то многих депутатов назначал своей волей.
Значение Генеральных штатов вновь возрастает в годы Гугенотских войн (см. ГУГЕНОТСКИЕ ВОЙНЫ). И ослабшая королевская власть, и оба враждебных религиозных лагеря, и сами сословия были заинтересованы использовать авторитет штатов в своих интересах. Но раскол в стране был настолько глубок, что не позволял собрать состав депутатов, решения которых были бы легитимны для враждующих сторон. Тем не менее, канцлер Лопиталь в 1560 собирает Генеральные штаты в Орлеане. В следующем году они продолжили свою работу в Понтуазе, но без депутатов от духовенства, которые заседали отдельно в Пуасси на религиозном диспуте католиков с гугенотами. В результате работы депутатов был выработан «орлеанский ордонанс», опираясь на который Лопиталь пытался начать реформы во Франции. В целом депутаты высказались за превращение Генеральных штатов в постоянный орган государственной власти, надзирающий за деятельностью короля.
Неудивительно, что королевская власть избегала созыва новых штатов. Но, все же, в 1576 король Генрих III Валуа (см. ГЕНРИХ III Валуа) был вынужден снова собрать в Блуа Генеральные штаты. Большинство депутатов поддерживали образованную в мае 1574 Католическую лигу (см. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА во Франции), которая стремилась к ограничению королевской власти. В законодательной сфере Генеральные штаты потребовали поставить законы королевства выше указов короля; постановления Генеральных штатов могли быть отменены только самими Генеральными штатами, а если закон получал единогласную поддержку всех сословий, то он вступал в силу без королевского утверждения. Требовали депутаты и участия в назначении министров. Представители третьего сословия потребовали восстановления традиционных муниципальных прав и вольностей, стесненных королевской администрацией за предыдущие десятилетия. Блуаским ордонансом Генрих III выразил солидарность с требованиями Генеральных штатов, но реального значения этот шаг не имел из-за общего хаоса во Франции эпохи Гугенотских войн.
В 1588 Католическая лига вновь набрала силу и добилась созыва новых Генеральных штатов в Блуа. И на этот раз большинство депутатов принадлежало к католическому лагерю. Под лозунгами ограничения королевской власти и признания верховного суверенитета Генеральных штатов, они стремились отобрать власть у Генриха III и передать ее вождю католиков Генриху Гизу (см. ГИЗЫ). Это соперничество закончилось трагической гибелью обоих Генрихов, а королем стал бывший вождь гугенотского лагеря Генрих IV Бурбон (см. ГЕНРИХ IV Бурбон). В 1593 в Париже противники нового короля созвали Генеральные штаты, но его депутаты не представляли политические силы всей Франции и не смогли воспрепятствовать Генриху IV забрать всю власть в свои руки.
Господство абсолютизма
Приход к власти Генриха IV был во многом результатом компромисса между враждующими слоями французского общества. Занимавшие в годы Гугенотских войн откровенно прокатолическую позицию, Генеральные штаты в новой политической ситуации оказались не у дел. Генрих IV правил как абсолютный монарх. Лишь в начале своего царствования он созвал собрание нотаблей, депутатов которых назначил сам. Нотабли утвердили налоги на три года вперед и позднее просили короля править самостоятельно.
В период малолетства короля Людовика XIII Бурбона, в 1614 состоялись предпоследние в истории Франции Генеральные штаты. Они выявили серьезные противоречия между интересами третьего сословия и высшими классами. Представители духовенства и дворянства настаивали на освобождении от налогов, предоставлении новых и закрепления старых привилегий, то есть отстаивали не общегосударственные, а узкосословные интересы. Они отказывались видеть в депутатах третьего сословия равных партнеров, относясь к ним как к слугам. Униженное положение третьего сословия поддерживалось и двором. Если дворяне и духовенство могли в присутствии короля сидеть в шляпах, то представители третьего сословия обязаны были стоять перед монархом на коленях и с непокрытой головой. Жалобы третьего сословия на тяжесть податей, правовую незащищенность не находили понимания. В результате штаты не приняли ни одного весомого решения. Единственное о чем могли договориться сословия - пожелание королю собирать Генеральные штаты раз в десять лет. В начале 1615 штаты были распущены.
В 1617 и в 1626 созывались собрания нотаблей, а в дальнейшем вплоть до Великой французской революции государство обходилось без общенационального представительского учреждения. Тем не менее на местах продолжали действовать представительские институты - провинциальные штаты и парламенты, хотя и не во всех провинциях. Да и сама идея Генеральных штатов не была забыта и была реанимирована в условиях глубокого кризиса королевской власти в конце 18 века.
Лишь острейший политический кризис заставил короля Людовика XVI Бурбона пойти на созыв новых Генеральных штатов. Они начали свою работу 5 мая 1789. А уже 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, ответственным за формирование законодательной власти в стране. По просьбе короля Людовика XVI Бурбона к Национальному собранию присоединились и депутаты от дворянства и духовенства. 9 июля 1789 Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием с целью выработки новых законодательных основ французского государства. С деятельностью Генеральных штатов 1789 года тесно связаны события первого этапа Великой Французской революции.
В последующей истории Франции название Генеральных штатов принимали некоторые представительские собрания, которые рассматривали актуальные проблемы и выражали широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за всеобщее разоружение в мае 1963).
прил.
1. Главный, основной, ведущий.
отт. Имеющий решающее значение в ходе войны.
2. перен.
Всеобщий, всеохватывающий, полный.
ГЕНЕРА́ЛЬНЫЙ - прил., употр. сравн. часто
1. Генеральным называют то, что является главным, основным, определяющим в какой-либо сфере человеческой жизни.
Генеральный курс правительства. | На конференции были определены генеральные перспективы развития текстильной промышленности.
2. Генеральной репетицией в театре называют последнюю репетицию перед премьерой.
3. Генеральным планом называют план, в котором определены общие направления, перспективы развития чего-либо.
В кратчайшие сроки был разработан генеральный план реконструкции центра города.
4. Генеральной вы называете такую уборку, стирку, в результате которой в вашем доме не остаётся ни одного грязного угла, ни одной грязной вещи.
После генеральной уборки квартира сверкала чистотой. | В пятницу, вернувшись с работы раньше обычного, она затеяла генеральную стирку.
главный человек
5. Генеральным директором, управляющим и т. п. называют руководителя высшего звена, возглавляющего какую-либо отрасль, систему учреждений, крупное объединение, политическую или общественную организацию и т. п.
Генеральный менеджер холдинга. | Генеральный президент экспертного совета. | Генеральный продюсер телерадиокомпании. | Генеральный секретарь ООН. | Через год его назначили генеральным директором страховой компании.
6. Генеральный консул - консул высшего ранга.
Генеральный консул Швеции в Санкт-Петербурге.
7. В России Генеральный прокурор - это должностное лицо, возглавляющее Прокуратуру Российской Федерации.
Занимать пост Генерального прокурора. | Уйдя в отставку с поста Генерального прокурора, он стал адвокатом.
8. Генеральный штаб - это главный орган управления вооружёнными силами государства в мирное и военное время.
Заседание Генерального штаба. | Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. | Министр обороны провёл совещание с офицерами Генерального штаба.
9. Генеральный подрядчик - это организация, заключившая договор на выполнение всего объёма строительных работ.
Заявки на участие в конкурсе по определению генерального подрядчика строительства нового нефтеперерабатывающего комбината готовы подать более 300 российских фирм.
ГЕНЕРА́ЛЬНЫЙ, генеральная, генеральное (лат. generalis - Общий) (книжн. офиц.). Общий, главный. Генеральный секретарь партии. Генеральное межевание. Генеральный план местности. Производственно-экономический генеральный план (сокращенно генплан, см.). Генеральная стачка. Генеральное сражение (решающее).
• Генеральная репетиция (театр.) - последняя репетиция перед концертом или спектаклем (обычно в костюмах и с бутафорией). Генеральный консул (дипл.) - консул в главных городах, с расширенными полномочиями. Генеральная линия партии (неол.) - основное направление, руководящие политические принципы в работе коммунистической партии. Генеральный штаб (воен.) - центральный вспомогательный орган высшего военного управления, состоящий из специалистов по военному делу. В СССР функции генерального штаба выполняет штаб РККА. Генеральный договор (неол.) - договор, заключенный центральными кооперативными и хозяйственными органами на оптовую закупку и продажу товаров.
ГЕНЕРА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое.
1. Главный, основной, ведущий. Генеральная линия развития.
2. Общий, основательный, коренной. Генеральная уборка. Г. план реконструкции. Генеральное сражение (главных сил воюющих стран).
3. Возглавляющий какую-н. отрасль, систему учреждений, организаций. Г. штаб (высший орган военного управления). Г. подрядчик. Г. прокурор. Г. директор.
Генеральная репетиция последняя репетиция перед спектаклем, концертом.
Генеральный
-ая, -ое
1) О значении чего-л.: главный, основной, ведущий.
Генеральная линия развития.
Вот тогда именно у меня зародилась идея, генеральная идея моей жизни (А. Н. Толстой).
Синонимы:
важне́йший, кардина́льный (книжн.), магистра́льный, стержнево́й, узлово́й
2) Общий, коренной, основательный.
Генеральный план застройки города.
Генеральная уборка.
Генеральное наступление.
3) О положении кого-л.: возглавляющий какую-л. систему учреждений, организаций.
Генеральный секретарь ООН.
Генеральный директор объединения.
Этимология:
В русском языке, предположительно, из польского (generalny). Восходит к латинскому generalis ‘общий’, ‘родовой’.
I.
ГЕНЕРА́ЛЬНЫЙ -ого; м. Разг. Генеральный директор какого-л. объединения. Совещание у генерального.
II.
ГЕНЕРА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое. [от лат. generalis - общий, главный]
1. Главный, основной, ведущий. Г-ая линия развития. Г. курс судна (кратчайший путь из места отправления в место прибытия). Г-ая репетиция (последняя перед премьерой). Г-ое сражение (вооруженное столкновение главных сил воюющих стран, создающее перелом в ходе войны).
2. Общий, всеобщий; коренной. Г. план реконструкции. Г-ая уборка в квартире. Г. каталог (каталог всех книг и изданий, хранящихся в данной библиотеке). Г-ая ревизия. Г-ая опись имущества. Г-ая карта (устар.; подробная карта государства, моря и т.п.).
3. Возглавляющий какую-л. отрасль, систему учреждений, организаций и т.п. Г. директор (директор производственного объединения, фирмы). Г. консул (консул высшего ранга). Г. подрядчик (организация, заключившая договор на выполнение всего объёма строительных работ). Г. прокурор. Г. секретарь партии. Г. штаб (высший орган военного управления).
* * *
генера́льный (от лат. generalis), главный, основной, ведущий (например, генеральная линия развития); общий, всеобщий, коренной (генеральная ревизия, генеральная реконструкция).
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ (от лат. generalis) - главный, основной, ведущий (напр., генеральная линия развития); общий, всеобщий, коренной.
-ая, -ое.
1. Главный, основной, ведущий.
Генеральная линия партии. Генеральный секретарь. Генеральный прокурор.
2. Общий, всеобщий, коренной.
Генеральная ревизия. Генеральный план реконструкции.
◊
Вера Алексеевна Стессель --- была занята генеральной уборкой квартиры после пасхальных праздников. Степанов, Порт-Артур.
[Костя] затеял генеральный ремонт жилья. Горбатов, Торговец Лобас.
◊
генеральная карта
общая карта малого масштаба (целой страны, моря и т. п.).
генеральная репетиция
последняя репетиция перед спектаклем или концертом, обычно в костюмах.
генеральное сражение
вооруженное столкновение главных сил воюющих стран, создающее перелом в ходе войны.
генеральный штаб
центральный орган военного управления.
[От лат. generalis - общий, главный]
Генеральный, ая, ое.
Главный, основной, ведущий.
== Генеральная линия партии. См. линия.
Генеральный секретарь. См. секретарь.
генера́льный, генера́льная, генера́льное, генера́льные, генера́льного, генера́льной, генера́льных, генера́льному, генера́льным, генера́льную, генера́льною, генера́льными, генера́льном, генера́лен, генера́льна, генера́льно, генера́льны, генера́льнее, погенера́льнее, генера́льней, погенера́льней
прил., кол-во синонимов: 40
важнейший (42)
ведущий (57)
верховный (8)
всеобщий (24)
гвоздевой (33)
главнейший (39)
главный (75)
жизненно важный (35)
имеющий наибольшее значение (34)
имеющий первостепенное значение (46)
капитальный (24)
кардинальный (36)
ключевой (38)
коренной (56)
краеугольный (4)
магистральный (40)
на первом месте (37)
наиболее важный (35)
наиважнейший (41)
номер один (31)
общий (75)
определяющий (82)
основательный (54)
основной (58)
основополагающий (35)
первейший (44)
первенствующий (43)
первостепенный (25)
первый (58)
превыше всего (26)
решающий (69)
самый важный (36)
самый значительный (35)
самый существенный (35)
стержневой (39)
узловой (38)
центральный (48)
см. главный 1
См. главный...
Syn: ведущий, основной, важнейший, руководящий, важный, высший, верховный, главный, головной, узловой (публ.), стержневой (публ.), центральный,коренной (публ.), первый (редк.), главнейший (редк.), первостепенный, ключевой, важнейший, основополагающий, первейший (уст.)
Ant: второстепенный, фрагментарный
Заимств. в XVII в. из польск. яз., где generalny < лат. generalis «главный» < «общий, родовой» (от genus «род»).
генера́льный
"всеобщий", с XVII в. (Кн. о ратн. строении); см. Смирнов 87. Ср. генеральный воинский суд, генеральный поход (1702 г.), генеральный ревизор (1715 г.), генеральный мир (1717 г.); см. Христиани 52. Возм., через польск. generalny из лат. generālis; см. Смирнов 87.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ // ГЕНЕРАЛЬСКИЙ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ. 1. Главный, основной, ведущий. 2. Общий, всеобщий, основательный.
Генеральный: 1) ~ый секретарь, прокурор, консул, директор, совет; ~ая линия, тема; 2) ~ый план; ~ое решение; ~ая ревизия, уборка.
• И вот бывший генеральный инспектор, став министром, пришёл навестить его. Е.Васильева, И.Халифман. Фабр.
• Вера Алексеевна Стессель была занята генеральной уборкой квартиры после пасхальных праздников. А.Степанов. Порт-Артур.
Фразеологизмы: Генеральная репетиция (последняя репетиция перед спектаклем, концертом). Генеральное сражение (вооружённое столкновение главных сил воюющих стран, создающее перелом в ходе войны). Генеральный штаб (центральный орган военного управления).
ГЕНЕРАЛЬСКИЙ. Относящийся к генералу, принадлежащий ему.
Генеральск|ий: ~ая дочь; ~ий адъютант, чин, мундир; ~ие погоны; ~ий приказ, смотр; ~ие почести.
• За столом, сервированным по-европейски, блистали генеральские мундиры трёх наций — Франции, Англии и Польши. Н.Крандиевская-Толстая. Воспоминания.
• Жизнь в столице сразу же потребовала больших расходов, генеральской пенсии оказалось недостаточно. Н. Шарин. И. П. Чайковский в Алапаевске.
Сравните: генеральный план — главный, основной план; генеральский план — план генерала.
строит. вид градостроительной документации, регулирующий градостроительную деятельность в городах и других поселениях, определяющий условия безопасности проживания населения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических и экологических требований, рациональное определение границ землепользований, зон жилой, общественной, промышленной застройки, особо охраняемых территорий, зон различной градостроительной ценности, размещение мест приложения труда, развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройство территорий, сохранение историко-культурного наследия и антропогенных ландшафтов. Генеральный план является основным юридическим документом и утверждается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и законами или иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов Федерации.
Генера́льный прокуро́р - 1) в Российской Федерации должностное лицо, возглавляющее Прокуратуру Российской Федерации. Назначается Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. 2) В 1946-91 должностное лицо, возглавлявшее Прокуратуру СССР.
* * *
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР - ГЕНЕРА́ЛЬНЫЙ ПРОКУРО́Р, высшее должностное лицо, возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов (см. ПРОКУРАТУРА). С 1946 года Генеральный прокурор возглавлял Прокуратуру СССР. В Российской Федерации Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР - 1) в Российской Федерации должностное лицо, возглавляющее Прокуратуру Российской Федерации. Назначается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2) В 1946-91 должностное лицо, возглавлявшее Прокуратуру СССР.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР, в ряде государств должностное лицо, возглавляющее систему органов прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента.
Генера́льный регла́мент - российский законодательный акт, устав государственной гражданской службы в XVIII - начале XIX вв. Издан Петром I в 1720. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них.
* * *
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ - ГЕНЕРА́ЛЬНЫЙ РЕГЛА́МЕНТ - российский законодательный акт, устав (см. УСТАВ (в праве)) государственной гражданской службы в 18 - начале 19 веков, составлен с участием Петра I Великого, издан 28 февраля 1720 года. Генеральный регламент устанавливал обязанности должностных лиц коллегий: президента, вице-президента, членов коллегий, секретаря, нотариуса, переводчика, определял порядок обсуждения дел в коллегиях, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти. Помимо Генерального регламента, имелись регламенты Штатс-конторы, Адмиралтейской, Коммерц-, Камер-, Берг- и Мануфактур-коллегии. Генеральный регламент утратил значение с изданием Свода законов Российской империи в 1833 году.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ - российский законодательный акт, устав государственной гражданской службы в 18-нач.-19 вв. Издан Петром I в 1720. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них.
Генера́льный секрета́рь ООН - главное административное должностное лицо ООН, возглавляет Секретариат ООН. Назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Участвует во всех заседаниях главных органов ООН (кроме Международного суда ООН). Генеральный секретарь ООН: Трюгве Ли (Норвегия, 1946-53), Даг Хаммаршельд (Швеция, 1953-61), У Тан (Бирма, 1961-71), Курт Вальдхайм (Австрия, 1972-81), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу, 1982-91), Бутрос Гали (Египет, 1992-96), Аннан Кофи (с 1997).
* * *
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН - ГЕНЕРА́ЛЬНЫЙ СЕКРЕТА́РЬ ООН, главное административное должностное лицо ООН, возглавляет Секретариат ООН. Назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Участвует во всех заседаниях главных органов ООН (кроме Международного суда ООН). Генеральные Секретари ООН: Трюгве Ли (Норвегия, 1946-53), Даг Хаммаршельд (Швеция, 1953-61), У Тан (Бирма, 1961-71), Курт Вальдхайм (Австрия, 1972-81), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу, 1982-91), Бутрос Гали (Египет, 1992-97), Кофи Аннан (Гана, с 1997).
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН - главное административное должностное лицо ООН, возглавляет Секретариат ООН. Назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Участвует во всех заседаниях главных органов ООН (кроме Международного суда ООН). Генеральные Секретари ООН: Трюгве Ли (Норвегия, 1946-53), Даг Хаммаршельд (Швеция, 1953-61), У Тан (Бирма, 1961-71), Курт Вальдхайм (Австрия, 1972-81), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу, 1982-91), Бутрос Гали (Египет, с 1992).
Трюгве Ли (Норвегия), первый Генеральный секретарь ООН.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН, главное административное должностное лицо ООН; возглавляет Секретариат ООН. Назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Генеральные секретари ООН: Трюгве Ли (Норвегия, 1946 - 53), Даг Хаммершельд (Швеция, 1953 - 61), У Тан (Бирма, 1961 - 71), Курт Вальдхайм (Австрия, 1971 - 81), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу, 1982 - 91), Бутрос Гали (Египет, с января 1992).
Даг Хаммаршельд (Швеция), второй Генеральный секретарь ООН.
У Тан (Бирма), третий Генеральный секретарь ООН.
Курт Вальдхайм (Австрия), четвёртый Генеральный секретарь ООН.
Перес де Куэльяр (Перу), пятый Генеральный секретарь ООН.
Генера́льный штаб - главный орган управления вооруженными силами государства в мирное и военное время.
* * *
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ - ГЕНЕРА́ЛЬНЫЙ ШТАБ, главный орган управления вооруженными силами государства в мирное и военное время.
Генеральный Штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Генеральный Штаб осуществляет координацию деятельности Пограничных войск и органов Федеральной службы безопасности, Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, Федерального органа специальной связи и информации, Войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации по выполнению задач в области обороны, строительства и развития других войск, воинских формирований и органов, а также планирование и применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в области обороны. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений, возглавляется Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ - главный орган управления вооруженными силами государства в мирное и военное время.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ - 1) департамент военного министерства, ведающий все дела, относящиеся к общему расположению, картированию, передвижению и действию сухопутных войск. 2) совокупность высших начальников армии.
нареч. качеств.-обстоят.
1. Так, как характерно для генералов [генерал 2.].
2. перен. разг.
Величаво, важно.
прил.
1. соотн. с сущ. генерал, связанный с ним
2. Свойственный генералу, характерный для него.
3. Принадлежащий генералу.
ГЕНЕРА́ЛЬСКИЙ, генеральская, генеральское (дорев. и загр.). прил. к генерал. Генеральские погоны. Генеральская дочка. «Дай бог здоровья вам и генеральский чин.» Грибоедов.
ГЕНЕРА́Л, -а, м. звание или чин высшего командного состава армии, а также лицо, носящее это звание или имеющее соответствующий чин. Г.-майор (первое по старшинству звание генерала). Г.-лейтенант (второе по старшинству звание генерала). Г.-полковник (третье по старшинству звание генерала). Г. армии (высшее звание генерала). Г.-адъютант (генерал, исполняющий обязанности адъютанта при императоре).
-ая, -ое.
прил. к генерал.
Генеральское звание. Генеральские погоны.
◊
Барклай был в генеральском мундире со всеми звездами и в шляпе с плюмажем. Голубов, Багратион.
генера́льский, генера́льская, генера́льское, генера́льские, генера́льского, генера́льской, генера́льских, генера́льскому, генера́льским, генера́льскую, генера́льскою, генера́льскими, генера́льском, генера́льск, генера́льска, генера́льско, генера́льски
ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ая, ое. général, нем. general. Отн. к генералу. Генеральский чин. Г. мундир. БАС-2. Хороши изделия из шелка, особенно подпанталоны, окрашенные в алый цвет, 5 руб. штука, и охотно раскупаемые - а почему охотно? Смешно сказать, а между тем так. "Цвет генеральский, братец, как не купить". Выставка 1861 140. || Свойственный генералу. БАС-2. - Лекс. Сл. 17: генеральский; Лекс. 1762: генеральский; Нородстет 1780: генера/льский.
1. Дом № 2 на Измайловском проспекте, построенный в XIX в. для офицеров Измайловского полка.
2. Дом № 29 на Кронверкскбй улице, где жили маршал Л. А. Говоров, секретарь обкома А. А. Кузнецов, композитор Д. Д. Шостакович, поэт А. А. Прокофьев и многие другие общественные и политические деятели.
ср. разг.
1. Чин, звание генерала.
2. Пребывание в таком чине, звании.
3. перен.
Важность, высокомерие, стремление подчинять чьи-либо действия своей воле.
генеральство (иноск.) - замашки начальственные, важничанье
Ср. Чуждый педантизма и литературного генеральства... он (литератор) имел дар очаровать каждого.
А.Н. Плещеев. Две карьеры. 1.
См. педант.
генера́льство, генера́льства, генера́льств, генера́льству, генера́льствам, генера́льством, генера́льствами, генера́льстве, генера́льствах