Голубь, голубина, голубка - именование одной и той же птицы, а фамилия образована от прозвища или мирского имени. (Э)
Фамилия Голубов.может быть связана и с цветом.
У Даля Голубятник - любитель держать голубей и в тоже время ястреб-голубятник. См. также Голубин
Фамилии есть в "Ономастиконе" Веселовского Голубой кн. Федор Александрович Касаткин- Ростовский, 1500 г. Голубок кн. Борис Васильевич Пожарский, XVI в.; Григорий Голубок, крестьянин, 1630 г., Курмыш Голубь, Голубевы, в XVЧXVII вв. много лиц и несколько фамилий в Новгороде Голубятников Матвей Михайлов, посадский человек, 1623 г., Гороховец
Голубинский, Голубовский, Голубицкий возможно имеют географическую основу.
Голуби́нский Евгений Евстигнеевич (1834-1912), историк церкви, академик Петербургской АН (1903). Профессор Московской духовной академии (с 1861). Труды: «Краткий очерк истории православных церквей Болгарии, Сербии и Румынии» (1871), «История русской церкви» (т. 1-2, 1880-17), «История канонизации святых в русской церкви» (1903) и др.
* * *
ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евстигнеевич - ГОЛУБИ́НСКИЙ Евгений Евстигнеевич (1834-1912), российский историк, профессор Московской духовной академии, академик Петербургской АН (1903). Автор свыше 70 работ по истории русской и южно-славянских церквей. Провел критический анализ источников русской церковной истории. Применяя сравнительно-исторический метод, исследовал ряд малоизученных вопросов (религиозно-нравственная жизнь русского народа с древнейших времен до середины 16 в., структура церковного управления, источники обеспечения духовенства и др.). Основной труд - «История русской церкви» (Т. 1-2, 1880-1917).
Большой энциклопедический словарь
ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евстигнеевич (1834-1912) - российский историк, академик Петербургской АН (1903). Основной труд: "История русской церкви" (1880-1917).
ГОЛУБИ́НСКИЙ Фед. Ал-др. (1797-1854) - протоиерей, богослов, проф. Моск. дух. академии. После окончания дух. академии в 1818 вплоть до своего ухода из нее преподавал историю философии, читал курсы лекций по метафизике, этике. Считается родоначальником отеч. духовно-академич. традиции в философии и философии религии. Но суждение о его взглядах основано лишь на воспоминаниях современников и записях слушателей его лекций, опубл. в 1884. На формирование воззрений Г. повлияли филос. и теологич. идеи протестантизма, а также рационализм зап.-европ. философии. Г. выстроил свою систему метафизики, где вопросы богословия органически связаны с филос. проблемами. Цель метафизики - утверждать истины догматические, а система философии становится введением к богословию, философией религии. В богопознании необходимо переходить от мира, от человека, от осознания своей личности к Богу (эту идею впоследствии будет развивать В. И. Несмелов), а потом возвращаться к ясному познанию конечного, целей, отношений, т. е. от философии идти к богословию, а от богословия - к учению о мире. Философия должна проследить, как осн. нити закономерностей сходятся в Боге, должна возбуждать в человеке потребность искания Божеств. мудрости. Вера, по Г., не должна препятствовать филос. размышлениям, т. к. они потверждают и объясняют ее. Концепция Г. подготовила появление осн. принципов апологетики в рус. православии, преемниками Г. стали столпы академич. мысли 19 в. В. Д. Кудрявцев-Платонов и А. И. Введенский.
Соч.: Лекции по умозрительному богословию. М., 1884; Лекции по философии. М., 1884. Вып. 1-2.
Голуби́нский Фёдор Александрович (1797/98 - 1854), православный философ и богослов. Стремился к «умозрительному» обоснованию теизма, оказал значительное влияние на русскую религиозную философию XIX в.
* * *
ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович - ГОЛУБИ́НСКИЙ Федор Александрович (1797/98-1854), российский философ и богослов. Стремился к «умозрительному» обоснованию теизма (см. ТЕИЗМ) , оказал значительное влияние на русскую религиозную философию 19 в.
ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович (1797/98-1854) - российский философ и богослов. Стремился к "умозрительному" обоснованию теизма, оказал значительное влияние на русскую религиозную философию 19 в.
Энциклопедия Кольера
ГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович (1797-1854), русский философ и богослов. Родился 22 декабря 1797 в Костроме. В 1818 окончил Московскую духовную академию. С 1824 по 1854 - профессор Академии. Читал курсы по истории философии, онтологии, гносеологии, нравственной философии. Основные труды Голубинского, дающие представления о его религиозно-философских идеях, были опубликованы посмертно. Прежде всего это записи его лекционных курсов: Лекции по умозрительному богословию, Умозрительная психология, Лекции по философии. Развивая традицию платонизма, мыслитель обращался также к немецкой философской классике, творчеству Ф.Якоби, Ф.Баадера и др. Устанавливая границы философского опыта по отношению к опыту богословия, Голубинский в то же время считал стремление к безграничности познания изначальным и коренным свойством человеческого разума. Идея Единого Бесконечного Существа - центральная и в онтологии Голубинского, и в его гносеологических воззрениях. Идея Бесконечного Бытия определяет метафизическую природу человека, бесконечную устремленность его духа. Но эта же идея "освещает" конечность и ограниченность всего существующего, в том числе и человеческого познания. Подлинным ответом человеку в его устремленности к бесконечному единству становится Божественное Откровение. Задача же философии как "системы познаний, приобретенных разумом" состоит в воспитании в человеке "любви к премудрости божественной и человеку предназначенной". Умер Голубинский в Сергиевом Посаде 22 августа 1854.
ЛИТЕРАТУРА
Введенский А.И. Ко дню столетней годовщины рождения Голубинского. М., 1898 Голубинский Ф.А. Лекции философии проф. Московской духовной академии протоиерея Ф.Голубинского. М., 1984 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991