Голу́бкина Анна Семёновна (1864-1927), скульптор. Обобщённо-символические образы рабочих («Железный», 1897), остропсихологические портреты («Т. А. Иванова», 1925). В творчестве Голубкиной текучая пластичность форм в духе импрессионизма и стиля модерн (горельеф «Пловец», или «Волна», на фасаде МХАТ, 1901) сосуществует с поисками конструктивно ясной композиции.
* * *
ГОЛУБКИНА Анна Семеновна - ГОЛУ́БКИНА Анна Семеновна [16 (28) января 1864, Зарайск Московской области - 7 сентября 1927, там же], российский скульптор.
Училась в Москве у С. М. Волнухина (см. ВОЛНУХИН Сергей Михайлович) (1889-1890), в Училище живописи, ваяния и зодчества (1891-1894) у С. И. Иванова, в перербургской Академии художеств (1894) у В. А. Беклемишева, (см. БЕКЛЕМИШЕВ Владимир Александрович)а также в парижской академии Коларосси (1895-1896). В 1897-1898 работала в Париже (в собственной мастерской), имела возможность пользоваться советами О. Родена (см. РОДЕН Огюст) . Участвовала в революционном движении: хранила и распространяла нелегальную литературу, в 1905 организовала явочную квартиру и госпиталь для раненых.
Жила в основном в Москве, преподавала на Пречистенских рабочих курсах (1913-1916) и в Свободных художественных мастерских - Вхутемасе (1918-1922). Создала портрет К. Маркса (гипс, 1905, Третьяковская галерея) - первый в русском искусстве. В обобщенно-символических образах стремилась передать могучий дух и пробуждающееся сознание рабочих («Железный», 1897; «Идущий», 1903; «Сидящий», 1912 - все гипс, Русский музей; «Рабочий», гипс, 1909, Третьяковская галерея). Импрессионистическая текучесть форм, богатство теневых контрастов (характерных прежде всего для ранних работ скульптора), обращение к символике в духе стиля модерн (см. МОДЕРН) (горельеф «Пловец», или «Волна», на фасаде МХАТа, гипс, 1909; «Березка», гипс, 1927, Русский музей) сосуществуют в творчестве Голубкиной с поисками конструктивности и пластической ясности, особенно проявившимися в ее остропсихологических портретах (Андрея Белого, гипс, 1907; Е. П. Носовой, мрамор, 1912; Т. А. Ивановой, гипс, 1925 - все в Русском музее; А. Н. Толстого, А. М. Ремезова, оба дерево, 1911, В. Ф. Эрна, дерево, 1913; Г. И. Савинского, бронза - Третьяковская галерея).