м.
Одно из наименований Бога [Бог I] в христианстве.
ГОСПО́ДЬ (ho), господа, мн. нет, муж. Одно из наименований бога у христиан.
|| В пословичных выражениях и поговорках, преим. устар. или шутл., часто употр. в тех же сочетаниях и в таком же знач., что и слово бог (см.), напр. господь его знает, господь с тобой и т.п.
ГОСПО́ДЬ, го́спода, зв. господи, муж. (Г прописное). В христианстве: Бог. Г. Бог (то же, что Бог). Одному Господу известно (никто не знает; устар. разг.). Г. его знает (выражение неосведомлённости, неуверенности; устар. разг.). Не дай Господи (пожелание, чтобы что-н. не осуществилось; разг.). Г. с тобой (1) пожелание хорошего, доброго, обычно при напутствии; устар.; 2) выражение несогласия, недоумения; разг.).
Господи помилуй! (разг.) выражение удивления, страха, несогласия.
Слава тебе господи! (разг.) выражение удовлетворённости.
| прил. господний, -яя, -ее и господень, -дня, -дне. Г. гнев. Господня воля.
ГОСПОДЬ - муж. встарь, государь, господин; ныне, Всевышний, Владыка, Бог, Создатель. Помилуй мя, Господи. Господь богатит и высит, убожит и смиряет. Господь и жидов манной кормил. Господи помилуй, не тяжело (не грех) говорить, только было бы за что миловать. Слава тебе, Господи, до бела света проспали! Господень, Господу принадлежащий, к нему относящийся. Молитва Господня, Отче наш. Пожар от Господней милости, от грозы. Господев, Господу свойственный, существу Его принадлежащий. Господево милосердие. Подумаешь - горе; а раздумаешь - власть Господня! Воскресный день не наш, а Господень. Господница жен. воскресенье, воскресный день. Господин муж. встарь, употр. безразлично вместо Господь и государь; владыка, владелец, держащая власть на месте или в доме; барин, помещик, хозяин; кому покорны чада с домочадцы и слуги, или у кого есть подвластные. Господином чествуют людей по званию, должности их, но не свойственно нам ставить слово это перед прозваньем, как делают на западе (Herr, monsieur). Господин купец, господин кавалер. Встарь Новгород и Псков, в народном правлении, почетно именовались господин. Господин великий Новгород. Биша челом всему господину Пскову. Господа мн., ·зв. употр. как воззвание, обращение в речи к слушателям. При Петре ? говорили: господа сенат, вместо сенаторы. Встарь господа употр. как собир., жен. Перед господою, перед господами, при господах. Сам себе господин, моя воля, я свободен. Слову своему господин, кто в слове крепок, верен. На двух господ служить, ни одному не угодить. Господин, что плотник: что захотел, то и вырубил. Неволя холопу, а воля господину. Не по дому господин, а дом по господину. Поживи в рабах, авось будешь и в господах. Из тех же господ, только самый испод. Добрый хозяин господин деньгам, а плохой - слуга. И барану деньги господин. Будь всяк своему слову господин. Дай Бог, в господина жить и прожить. Что у барина, то и у господина, маркерская острота: ничего. Госпожа жен. владычица, и потому иногда придается Богородице; владелица, барыня, хозяйка; иногда ставится перед званием или прозванием женщины. Не слугам госпожу, а госпоже слуг будить. Господыня жен., твер., смол. барыня, хозяйка дома; иногда чередная хозяйка, которая готовить варево. Господыня - семь огородов, одна дыня! Господчик муж. презрительно или укорно. Господич муж. господична жен. встарь также гослодичич муж. боярченок, барченок, барча, господский сынок. Госпоженка жен. зап. Богородица; от того двухнедельный пост перед днем Успения и самый день этот (15 августа) называют: госпожин день, или госпожинки, госпоженки мн. госпожинадень, а по случаю уборки в это же время хлеба с полей и по созвучию, также: оспожинки, вспожинки, спожинки. Местами это день Рождества пресвятой Богородицы, аспосов день, 8 сентября, см. аспожка. Господинов, госпожин, ему или ей принадлежащий. Господский, господний, господев; господский праздник, праздник Господа: Рождество Его, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение и Вознесение (для отличия от праздников богородичных и угодников).
| Господину, господам принадлежащий, свойственный. Господский человек, крепостной;
| архан. не простолюдин, из бар или чиновных. Глаз господский (хозяйский) угобжает землю (ниву). Господоватый, принимающий на себя барский вид, склонный подражать господам. Господствие церк. господство ср. владычество, властвование, владение, управление;
| область, край или местность одной подчиненности; владение, вотчина. Рабы поносили господство господина своего, власть, звание. Всяк в господстве своем волен, во владении, собственности. Госпожество ср. господство женщины. Господственный, владетельский, свойственный господству, владычеству. Господствовать где, чем, над чем; владычествовать, владеть или управлять, первенствовать, начальствовать; покорять собою, подчинять себе;
| быть во всеобщем обычае, употреблении. Господствование ср. действие и ·сост. по гл. Господничать, господствовать, в дурном, укорном смысле. Господничанье, действие это. Господарь муж., ·стар. государь и господин: владелец, хозяин.
| Сан бывших правителей Молдавии и Валахии.
| Господарь южн., зап. хозяиндома; господыня, хозяйка дома; господа, все хозяйство и дом, жилые покои. Господарка жен. владетельница; супруга господаря.
| Господарка жен., южн. хозяйка дома. Господарев, господаршин или господаркин, ему, ей принадлежащий. Господарский, господарям принадлежащий, свойственный. Господарство ср. достоинство или сан, звание господаря;
| барство;
| владение или область;
| хозяйство, домашний обиход. Господарить, быть господарем, господаршей, господаркой, в разных ·знач. Господолюбивый, любящий Господа, боголюбивый. Господоначальный, первовладыка, надо всем господствующий. Господородительница жен. Богородица.
Господь
Го́спода, только ед., м.
У христиан: одно из наименований Бога.
Храни тебя Господь.
Господь Бог.
Господи! (старинная форма зват.).
Синонимы:
Бог, Влады́ка, Всевы́шний, Созда́тель
Родственные слова:
Госпо́дний, Госпо́день
Этимология:
Слово общеславянского происхождения. Восходит к * gostьpodь, образованному путем основосложения (← * gostь и * podь, от * potis, * podis ‘хозяин’, ‘господин’).
Госпо́дь не вы́даст, свинья́ не съе́ст посл. - ничего плохого не случится. Говорится в уверенности, что все обойдется.
Госпо́дь с тобо́й (с ва́ми) - выражение несогласия.
Госпо́дь терпе́л и нам веле́л посл. - говорится чаще шутливо тому, кто терпит страдания, испытывает трудности.
Не дай (не приведи́) го́споди - о том, что крайне нежелательно.
Сла́ва тебе́, го́споди! - выражение удовлетворенности чем-л.
ГОСПО́ДЬ, Го́спода, зват. Го́споди, м (Г прописное). То же, что Бог;
Син.: Всевышний, Творец, Создатель.
Сомнения свойственны слабости человеческой, но мы должны молиться, чтобы милосердный Господь укрепил нас (Л. Т.).
ГОСПО́ДЬ Го́спода, зват. Го́споди; м. [с прописной буквы] В христианстве: одно из имён Бога. Господь Бог (=Бог). Господи (Боже)! (обращение к Богу, употребляемое в молитвах). Одному Господу известно (=одному Богу известно). Г. (его) знает, ведает (=Бог (его) знает). Не дай, не приведи, избави, упаси, сохрани Господи (=не дай, избави, упаси, сохрани Бог). Г. с тобой (=Бог с тобой). Господи (Господь) помилуй, упаси и помилуй (выражение опасения, нежелания чего-л.; пусть это не случится). Ради (самого) Господа (Бога) (выражение усиленной просьбы, мольбы; пожалуйста, очень прошу). Разрази, порази (меня) Господь (выражение клятвенного заверения в чём-л.).
◁ Го́споди!; ах ты, го́споди!; го́споди боже мой! в зн. межд. Выражает восторг, удивление, досаду, нетерпение и т.п. Прости, го́споди, в зн. вводн. сл. Указывает на резкость высказанной оценки, суждения и т.п. Слава тебе, го́споди! в зн. межд. Выражает удовлетворение чем-л. Госпо́дний, -яя, -ее; Госпо́день, -дня, -дне. Г. гнев. Г-дня воля.
го́спода, м.
Одно из наименований бога в христианской религии.
◊
господи!; ах ты, господи!
в знач. междом.
употребляется для выражения удивления, досады, нетерпения и т. п.
- Ах ты, господи! - ворчал Захар, отправляясь опять в кабинет. - Что это за мученье? Хоть бы смерть скорее пришла! И. Гончаров, Обломов.
не дай{ (или не приведи)} господи; упаси господи
пусть этого не случится.
- господь знает (устар.)
- слава тебе господи (устар.)
прости господи
в знач. вводн. сл.; устар.
указывает на резкость высказанной оценки, суждения и т. п.
ГОСПОД|Ь (7000), -И с.
1. Владелец, хозяин:
рабы же ѿ господии ѿбѣгающе. готово приимати (δεσποτῶν) КЕ XII, 262б; Приводити рабы въ причетъ без волѩ г҃диі своіхъ не повелѣваемъ. КР 1284, 49в; ѡц҃и дѣтии ради не || томѩть(с), ни сн҃ве ѡц҃ь ради, такоже ни жены мѹжь ра(д), ни раби г(с)ии свои(х) (ὑπἐρ δεσποτῶν) ГА XIII-XIV, 101в-г; и по сихъ ѹбѹдивъсѩ дрѹгии рабъ. обрѣте себе об онъ полъ рѣкы. на селѣ г(с)а своѥго. ПНЧ XIV, 18а; ѿдаетьсѩ въ б҃ии храмъ со всѣмь имѣниѥмь. ѥлико суть г(с)ьѥ. и то село творѩща требы в немь. присѩгы продастьсѩ со всѣмъ имѣниѥ(м). своимъ. ЗС XIV, 22 об.; позна волъ стѩжавшаго и. и оселъ ˫асли ог(с)а [вм. оспода] своего. ФСт XIV, 198б; г(с)ии пси ѣдѩ(т) ѿ кру(п). падающи(х) ѿ трапезы г(с)диі свои(х). ГБ XIV, 23а; раби послѹшаите г(с)дии свои(х). ПКП 1406, 167а.
2. Господин, повелитель:
вы ми бѹдѣте господиѥ мои азъ вамъ рабъ. СкБГ XII, 14а; ты ѥси ц(с)рь ц(с)ремъ и г҃ь г҃демъ. СбЯр XIII, 147; или аще свѣданиѥмь и хотѣниѥмь г(с)на егѡ. клирикъ или мнихъ будеть. прежере(ч)на˫а же свобожены˫а. ѿселѣ ѹже или пѡ(д) заповѣ(д)ю. ѿ господии бывають. МПр XIV, 182 об.;
|| форма почтительного обращения:
не поклените мѩ г(с)дьѥ. Парем 1370, 113 (запись); Кому бо не ˫авѣ суть ѥванг҃л(с)ка˫а словеса, братьѥ и ѡц҃и и г(с)ьѥ мои. КТур XII сп. XIV, 71;
| о боге:
исповѣмь на сѩ безакони˫а сво˫а г҃ви и тъ оставить бештьѥ ср҃дцѩ моѥго Изб 1076, 198; тоже сии ˫ако ѿ съна въспр˫анѹвъ гл҃ааше г҃ь нашь іс҃ х҃съ ЖФП XII, 45в; преставис˫а съ миръмь. поживъ добрѣ и ѹправивъ порѹченоѥ ѥмѹ отъ г҃а. СкБГ XII, 22г; иде же мои вл҃дка и г҃ь. ѥго же възлюби д҃ша мо˫а. (ὁ... κύριος) ЖФСт XII, 166 об.; бъд˫ать въ мл҃твахъ прочеѥ поѹчающесѩ гл҃ѥмоѥ ѿ г҃а. (ὑπὸ τοῦ κυρίου) КЕ XII, 224а; и дажь емɤ г҃и съдравиѥ. ЕвПант XII-XIII, 224 (приписка); и г҃ь ст҃ыхъ не послѹша. нъ ѹдал˫аѥть мл҃сть свою ѿ грѣшьникъ. СбТр ХІІ/ХІІІ, 37; Потщитесѩ… къ вѣцьнѣи жизни. и свѣтлѣи ѥже намъ г҃ь по своѥи мл(с)ти тѹнѣ даѥть. Пр XII-XIII, 209а; памѩ(т) бо бл҃жныхъ ѡц҃ь нашихъ. и патриаръхъ. иже въ законѣ г҃ни непороцьно пожиша. и вѣрою г(с)ви ѹгодиша. ПрЛ XIII, 101б; въпрошю тебе г҃и б҃е мои || да не въздаси мнѣ по досто˫анию моѥмѹ. СбЯр XIII, 150-150 об.; а покоі г(с)и въ цр(с)твиі свое(м). д҃ша тѣхъ. іже ѹ города то(г) головы сво˫а положиша ЛН XIII-XIV, 153 об. (1301); хвалите Г(с)а вси ˫азыци и похвалите его вси лю(д)е. ЛЛ 1377, 33 об. (986); г(с)у же нашему ис(с)у… рожешусѩ ѿ ст҃ы˫а дв҃цѣ… кр(с)тимсѩ во имѩ ѥго. ЧтБГ к. XI сп. XIV, 3а; г(с)дь мои ѹмл(с)рдисѩ ПНЧ XIV, 111б; но токмо вл҃дка нашь. ѥдинъ г(с)ь іс(с)ъ х(с)ъ. Апок XIV (2), 104; ѡ х(с)ѣ іс(с)ѣ ѡ ѡсподѣ нашемъ (ἐν... τῷ κυρίῳ) ФСт XIV, 92г; мнози бо межи вами Б҃у истиньно работають… да свѣтлѣиши(х) ѿ Г(с)а вѣнець сподобѩть(с). СВл XIII сп. к. XIV, 7; по ѿшествии моѥмъ к г(с)ѹ. начнеть мѣсто се множити(с) мнихи. ПКП 1406, 103в; блг(с)ви г(с)ь домъ кивота ради. Пал 1406, 190г;
♦ господь славы - о Христе:
Аште бо бы слава сего мира приближила сѩ славѣ нб҃сьнѣи. не быша сн҃ве мира сего распѩли г҃а славы. Изб 1076, 49; вы же како г(с)а славы на крьстѣ распѩсте. Пал 1406, 55в; и нынѣ ѹбѣжи на мѣсто своѥ реклъ ти бѩхъ почтіти тѩ. и нынѣ лихова тѩ. г(с)ь славы. Там же, 145в;
♦ обрѹчитисѩ господеви см. обрѹчитисѩ;
♦ отъити къ господѹ см. отъити;
♦ ошьствиѥ къ господѹ см. ошьствиѥ.
Господи бери! Пск. Восклицание, выражающее пренебрежение, досаду. СПП 2001, 32.
Господи Боженьки! Арх. Восклицание, выражающее досаду, нетерпение и другие эмоции. АОС 9, 387.
Господи, помоги! Жарг. шк. Шутл. О звонке на урок. (Запись 2003 г.).
Не дай Господи. См. Не дай Бог (БОГ).
Не приведи Господи. См. Не дай Бог (БОГ).
Ни Господи. Пск. Об очень малом количестве чего-л. СПП 2001, 32.
Оборони Господи и помилуй. Прост. Устар. Выражение решительного отрицания чего-л. предполагаемого. Ф 2, 10.
Прости Господи. 1. Разг. Выражение, сопровождающее резкое оценивающее высказывание. ФСРЯа, 340. 2. Прост. Пренебр. О проститутке. Вахитов 2003, 151.
Одному Господу известно. См. Одному Богу известно (БОГ).
Пронеси (отнеси) Господи тучу мороком. Сиб. 1. Пожелание, чтобы не было дождя. 2. Пожелание, чтобы беды, несчастья миновали кого-л. СРНГ 18, 273; ФСС, 48.
Со все Господи. Сиб. На всё воля Божья. СРНГ 36, 6.
Спаси те Господи. Сиб. Спасибо. ФСС, 48.
Господь благословит! Разг. Устар. Доброе пожелание кому-л. БМС 1998, 133.
Господь ведает. См. Бог ведает (БОГ).
Господь взял. См. Бог взял (БОГ).
Господь в руки внесёт. Брян. Удастся убрать урожай. СРНГ 7, 90.
Господь даёт. см. Бог даёт (БОГ).
Господь занёс кого, куда. Разг. Устар. Неизвестно как и зачем кто-л. пришёл куда-л. Ф 1, 125.
Господь знает. см. Бог ведает (БОГ).
Господь концы связал кому. Пск. Кто-л. умер. СПП 2001, 32.
Господь льдинку опустил. Кар. О похолодании воды после Ильина дня. СРГК 3, 165.
Господь нашёл кого. Курск. Шутл.-ирон. О чьей-л. смерти. БотСан, 90.
Господь не берёт кого. Горьк. Об очень старом, долго живущем человеке. БалСок, 31.
Господь по дорожке кому. Новг. Пожелание удачи кому-л. Сергеева 2004, 23.
Господь по чью душу посылает. Курск. О человеке, близком к смерти. БотСан, 90.
Господь прибрал. См. Бог прибрал (БОГ).
Господь принёс. См. Бог принёс (БОГ).
Господь руку накладывает. Пск. Чьи-л. дела идут хорошо. СПП 2001, 32.
Господь сподобил кого. Прост. Устар. Кому-л. удалось что-л. Ф 1, 125.
Избави Господь. См. Избави Бог (БОГ).
Не сотвори Господь. Дон. 1. О крайней нежелательности чего-л. 2. Неодобр. О чём-л. скверном, некачественном. СДГ 3, 54.
Отнеси Господь. Арх. Пусть этого не случится (заклинание против беды). АОС 9, 388.
Упаси Господь. См. Упаси Бог (БОГ).
сущ., кол-во синонимов: 11
адонаи (4)
адонай (2)
бог (375)
бог отец (5)
вседержитель (9)
господи (4)
господь бог (5)
отец небесный (5)
создатель (26)
творец (23)
царь небесный (5)
см. Бог 2
сущ.
бог
создатель
творец
всевышний
вседержитель
отец небесный
царь небесный
высшее существо, управляющее миром)
(бог)
Общеславянское слово, восходящее к gostьpodь, образованному сложением gostь (см. гость) и podь, восходящего к potis - "хозяин, господин"; звук t в gostьpodь выпал в ходе упрощения. Современное значение появилось в ходе переосмысления: от "главы семьи" к "владыка" и к "богу".
ГОСПОДЬ (бог). Общесл. Восходит к *gostbpodb, образованному путем основосложения gostb и *podb, восходящего к *potis, *podis - «хозяин, господин» (ср. лат. potts-- «могущий», латыш, pats «супруг»); t в * gostbpodb было утрачено в результате упрощения. Путь развития значения: «глава семьи > владыка > бог». Значение «бог» в рус. яз. из ст.-сл.
Общеслав. Старое сложение gostъ (см. гость) и *podъ < *potis, идентичного лат. pos «могущий», латышск. pats «муж», potēs в греч. despotēs (см. деспот), patti в др.-прус. waispatti «госпожа» и т. д. Господь исходно - муж, хозяин (дома), принимающий гостей, посещение которых требовало жертвенного животного (ср. лат. hostia «жертвоприношение»). В значении «бог» - заимств. из ст.-сл. яз.
госпо́дь
м., род. п. го́спода, зв. п. го́споди с придыхательным ɣ под влиянием укр.-южнорусск. церковного языка, откуда также с XIV в. написание осподь; см. Срезн. II, 734 и сл.; укр. го́сподь, ст.-слав. господь (по основе на -i, но род., дат. п. ед. ч. господа, госпдоу наряду с господа; см. Лескин, Handb. 63), болг. го́спо́д, сербохорв. го̏спо̑д, словен. gospȏd, др.-чеш. hospod. Наряду с этим господи́н, укр. господи́н, ст.-слав. госпдинъ κύριος, болг. господи́н, сербохорв. госпо̀дин, госпон, словен. gospodȋn, gospon, чеш. hospodín, др.-польск. gospodzin (возм., из чеш.; см. Неринг, AfslPh 2, 434).
При этимологии обычно считают исходной формой *gostьpodь, хотя некоторые высказывают сомнение в этом (см. Мейе, BSL 26, 3). Ст.-слав. господь могло возникнуть из этой формы только как сокращение титула, обращения. В таком случае ее можно сравнить с лат. hospes, род. п. hospitis "хозяин; предоставляющий гостеприимство" из *hostipotis; см. Бернекер 1, 336 и сл.; Траутман, BSW 208; Френкель KZ 50, 216. Вторая часть этого слова представляет собой и.-е. *potis: ср. лат. potis "могущественный", греч. πόσις "супруг", др.-инд. pátiṣ м., авест. paiti-, лит. pàts "супруг, сам", viẽšpats "господь". Слав. -d можно было бы объяснить из основы на согласный *pod-/*pot-. Ср. греч. δεσπόζω наряду с δεσπότης (И. Шмидт, KZ 25, 16 и сл.), *δεκαδ- (δεκας, δεκάδος) наряду со слав. -desęt-, а также νέποδες "потомки": лат. nepōs, -ōtis с первонач. знач. "негосподин"; см. Торп 292; Фортунатов, KSchl. Beitr. 8, 112; Френкель, ZfslPh 20, 51 и сл.; Мейе, MSL 10, 138, Et. 207; BSL 25, 143; Соссюр, IF 4, 456 и сл. Следует отклонить мысль Корша (Bull. Ас. Sc. de Petersbourg, 1907, стр. 757 и сл.) о том, что господь образовано от господарь, которое он считает ир. (см. господа́рь). Ошибочно также предположение о заимствовании из лат. *hostipotis (вопреки Микколе, РФВ 48, 275), откуда якобы происходит начальный спирант ɣ, а также из др.-герм. *gast(i)faÞs (Мух, d. Stammesk 36; Festgabe Heinzel 213 и сл.; Клюге-Гётце 187; Glotta 2, 55; Хирт, РВВ 23, 323). Сближение слав. gospodь и др.-инд. jāspatiṣ "глава семьи" (О. Рихтер, KZ 36, 115; Прельвиц 112) фонетически невозможно; см. Бернекер, там же; Кипарский 67. Об исконнослав. происхождении свидетельствует образование господа́ и сл. слово. [См. Трубачев, Терм. родства, стр. 182 и сл. - Т.]
Устар. Никто не знает, неизвестно.
[Григорий:] Кто бежал из Москвы? [Хозяйка:] А господь его ведает, вор ли, разбойник - только здесь и добрым людям нынче прохода нет (Пушкин, Борис Годунов).
- Голос хороший, - ответил Аратов, - но она петь ещё не умеет, настоящей школы нет. (Почему он это сказал и какое он сам имел понятие о «школе» - Господь ведает). (Тургенев. Клара Милич).
то же, что и Бог. В фразеологизмах для выражения превосходства предмета: Исполинъ, ловецъ предъ Господемъ Богомъ = чрезвычайно сильный зверолов (Быт. 10, 9); царь отъ Бога или с подлин. князь Божiй = князь великий (Быт. 23, 6); градъ великъ Богу = чрезвычайно большой город (Ион. 3, 3).
С немецкого: Raffiniert ist der Herrgot, aber boshaft ist er nicht.
Изречение Альберта Эйнштейна (1879-1955), которое высечено на камине в Институте математики и теоретической физики Принстонско-го университета (США). Ученый-физик произнес эту фразу (май, 1921) на семинаре «О законах мироздания», организованном в этом же университете.
Цитируется: шутливо, как формула утешения.
кого, чем. Устар. По суеверным представлениям: то, что случилось с кем-либо (удача, беда, несчастье и т. п.). - проявление воли Бога.
- За доброе сердце нашей барышни посетил её господь своими милостями (Лажечников. Последний Новик).
- Вашего хозяина господь недугом посетил, - сказал Потап Максимович (Мельников-Печерский. На горах).
Дед, распахнув дверь в комнату, сиплым голосом сказал: - Ну, мать, посетил нас господь, - горим! (М. Горький. Детство).
кого. Устар. Кто-либо умрёт (умер).
- Ведь ежели она примет иночество, матушка-то Манефа при своём животе благословит её на игуменство, и никто из обительских слова против того не молвит. А пошлёт господь по душу матушки, а Флёнушка в белицах будет - ну тогда и отошли ее красные дни (Мельников-Печерский. На горах).
«А мой муж?» - спросила Ямщика жена, И белее снега Сделалась она. «Да в Москву приехав, Вдруг он захворал, И господь бедняге по душу послал» (И. Никитин. Жена ямщика).
Устар. Пусть поступает, как хочет. Выражение безразличия к чьим-либо делам, поступкам и т. п.
- И из городу были, и из деревень были [гости], и купцы были: всякие были. Да ну их - господь с ними. Вы-то как без меня поживали? - спросила Манефа (Мельников-Печерский. В лесах).
- Деньги нужны матери в приданое. Так-то. Пускай хоть она хорошо живёт, господь с ней! (М. Горький. Детство).
Когда Алексей из армии вернулся, забор уже стоял, глухой, высокий. Не огорожа - крепостная стена. Алексей удивился: «Что это?»… - Поставили… - указывая на соседей, нехотя ответила мать. - Значит, надо. Господь с ними (С. Екимов. Забор).
I межд. разг.
Напутственное пожелание всего наилучшего.
II межд. разг.
Возглас, выражающий безразличие или уступку.
Устар. Экспрес.
1. Опомнись, как можно. Выражение протеста, предостережения.
Высунув голову из-под брезента, я увидел, что трое матросов, прижав рулевого к стенке «конторки», разноголосо кричат: - Брось, Петруха! Господь с тобой, - ничего! А ты - полно!.. Он стоял спокойно, смотрел на всех по очереди и хрипло уговаривал: - Дайте от греха уйти! (М. Горький, Мои университеты).
2. Выражение доброжелательности, расположения к кому-либо.
Серый Ларионыч ласково говорил: - Ну и забавник ты. Господь с тобой! - Утешитель, - поддерживает его Жихарев (М. Горький. В людях).
Устар. Прост. Удалось что-либо.
- Вот господь сподобил, опять вижу тебя (Гоголь. Несколько глав из неоконченной повести).
- А ведь не сподобил меня господь видеть братца в кавалерии (Герцен. Былое и думы).
- А много ли у тебя хлебушка, Федот Федотыч?.. - А вот считай. Сподобил господь взять машину, да запасец есть ещё (И. Акулов. Касьян Остудный).
ГОСПОДЬСКЫ (9) нар.
1. Как господин:
иже ѡсѹжени бывше ѡ нѣкыхъ грѣсѣхъ еп(с)пи или провозвѹтери [так!] и ѡставлени бывше ѿ слѹжбы. и не повинѹвшесѩ правиломъ. но себе г҃дьскы ѿмьстивше. и еп(с)пи нарицаютсѩ и слѹжать цр҃ковь создавше дрѹгѹю. КР 1284, 174в; болѩре и началници. не г(с)ьскы. не гордѩще(с). ни суровьствующе… но б҃лѣпно и полезно… дол҃жни есте гл҃ти и творити. (αὐθεντικῶς) ФСт XIV, 205в.
2. Как бог, как бога:
˫ако дьржавѹ неразоримѹ бл҃говѣри˫а печатаѥмъ. ѥдиного х҃са с҃на б҃жи˫а и въплъщьшасѩ проповѣдающе. и того бе-сѣмене рожьшюю бесквьрньнѹю приснод҃вѹ. г҃дьскы по истинѣ б҃цю славѩще. (κυρίως) КЕ XII, 41а; [Христос] На архиѥръ+˫а и книжники г(с)ьскы грозитсѩ; Фарисѣѥмъ с левгиты, аки властель прѣтить. КТур XII сп. XIV, 45.
ГОСПОДЬСТВИ|Ѥ (12), -˫А с.
1. Господство, владычество:
величьствиѥ твоѥ доиде до || нб҃съ и г(с)ьствиѥ твоѥ в коне(ц) землѩ. (ἡ κυρεία) ГА XIII-XIV, 121а-б;
господьствиѥмь
в роли нар. Самовластно:
да не мнѩтьсѩ бѣси, ˫ако всѩ г(с)ьствиѥмь дѣю(т), повелѣваѥми нехотѩще творити повелѣни˫а. (κατὰ αὐθεντίαν) ГА XIII-XIV, 58в.
2. Главенство, первенство:
не тако ѹбо чада прилежите ни прикословите. ни взыщите г(с)ьстві||˫а и преже˫авлени˫а (κυριότητας) ФСт XIV, 111-112.
3. Мн. Господства, один из чинов небесной иерархии:
ѥго же поють анг҃ли и арханг҃ли силы нб҃сьны˫а прѣстоли г҃ьстви˫а. СбЯр XIII, 205; Аще ли опытати хощемъ. да кыи образъ имуть анг҃ли. кыи ли арханг҃ли. таче престоли г(с)ьстви˫а. по семъ же начала власти Пал 1406, 35г.
ГОСПОДЬСТВ|ОВАТИ (13), -ОУЮ, ОУѤТЬ гл.
1. Господствовать, властвовать:
г҃ь ре(ч) азъ тѩ [жену] бѣхъ створилъ. равно вла(д)ствовати с муже(м). но ты не ѹмѣ равно г҃ьствовати. буди обла(д)ѥма мужемь рабѡтающи ѥму. МПр XIV, 230; повелѣваѥть бо петръ верховныи ап(с)ломъ. паствить ѥже въ васъ стадо б҃иѥ… не ˫ако г(с)ующе клиросомъ. но ˫ако образъ бывающе стаду. ПНЧ XIV, 189б; ре(ч)… г(с)ь… Азъ ѥсмь на нб҃си цр(с)тву˫а. и земными г(с)ьству˫а. Пал 1406, 133б;
прич. в роли с.:
г(с)ь бо г(с)ьствующимъ гл҃тьсѩ. г(с)ь. и цр(с)твующи(м) ц(с)рь. сдѣтельствованымъ сдѣте(л). ГБ XIV, 54а; единъ ц(с)рь цр(с)твующимъ. и г(с)ь г(с)ьствующимъ ему же всѩко колѣ||но поклонитсѩ. (τῶν κυριευόντων) ЖВИ XIV-XV, 95-96.
2. Распоряжаться, пользоваться:
чресъ потребу нашю привьзъ пшеницю. г(с)дьству˫а в заимъ ПНЧ XIV, 150б.
ГОСПОДЬСТВОСЛОВЬНЫИ (1*) пр. Испорч.:
сдѣ же ап(с)ли и предатель и || ѡсподьствословныи. и ап(с)ла именоваху. но иѹда и предатель и тать. (οὐδε γὰρ οἱ ἀπόστολοι τὸν προδότην ἠ κυριολεκτοῦσιν; ἤ ἀπόστολον ὀνομάζουσιν, ἀλλ’ ‘Ιούδαν καὶ προδότην καὶ κλεπτην) ФСт XIV, 80а-б.