ж.
1. отвлеч. сущ. по прил. громкий
2. Ощущение, получаемое ухом при восприятии энергии звуковых волн.
ж.
1. отвлеч. сущ. по прил. громкий
2. Ощущение, получаемое ухом при восприятии энергии звуковых волн.
-и, ж.
1. Свойство по знач. прил. громкий.
2. физ.
Ощущение, получаемое ухом при восприятии энергии поступающих в него звуковых волн.
Громкость звука.
сущ., кол-во синонимов: 16
велегласие (2)
велегласность (4)
голосистость (4)
громогласность (9)
громоподобность (4)
гулкость (5)
звонкость (12)
звучность (10)
зычность (6)
истошность (4)
оглушительность (7)
полнозвучность (2)
пронзительность (10)
раскатистость (7)
сенсационность (4)
шумность (6)
гулкость, раскатистость, громогласность, звучность, истошность, шумность, сенсационность, оглушительность, зычность, звонкость, пронзительность, громоподобность
ГРОМКОСТЬ
ГРОМКОСТЬ, громогласность, гулкость, звучность, зычность, оглушительность, устар. громозвучность
ГРОМКИЙ, громовой, громогласный, громоподобный, гулкий, звучный, зычный, оглушительный, трубный, устар. велегласный, устар. громозвучный, разг. истошный
ГРОМКО, громогласно, громоподобно, гулко, звучно, зычно, оглушительно, раскатисто, устар. велегласно, устар. громозвучно, разг. истошно
↑ звук
громкость - интенсивность звука; удельная энергия, переносимая звуковой волной.
заглушить. покрыть.
децибел.
ГРО́МКОСТЬ.
Мера субъективного восприятия силы звуков. Единица Г. - фон - это величина, численно равная уровню звукового давления тона 1 000 Гц. Ощущение Г. звуков зависит как от их интенсивности, так и частоты. Измерение Г. имеет большое значение для исследования влияния различных шумов на работоспособность человека и для решения других вопросов, связанных с функционированием механизмов слуха.
Громкость голоса - субъективное слуховое ощущение интенсивности (силы) звука, образующегося в результате работы голосового аппарата. Профессиональное владение голосом предполагает использование в педагогическом общении множества градаций Г., большого динамического (громкостного) диапазона. Чаще всего учитель говорит не очень тихо, но и не очень громко, однако ему необходимо иметь голосовой «запас прочности» - бывают случаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучности, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос. Г. г. зависит от многих факторов. Прежде всего от давления воздуха в легких и трахее (в подскладочном пространстве), а оно, в свою очередь, обусловлено активностью дыхательной мускулатуры (точнее, мышц-выдыхателей) и плотностью смыкания голосовых складок. Кроме того, голос, рождаясь в гортани и проходя по речевому тракту, обретает определенную окраску - тембр в зависимости от режима смыкания голосовых складок и конфигурации (формы и размеров) ротоглоточных и носовых полостей. Голос будет громче, при прочих равных условиях, если в его тембре будет больше звонкости, металличности, резкости, пронзительности, т. е. больше «удельный вес» высокочастотных обертонов. Однако с точки зрения эстетики и экономии мышечных усилий важно, чтобы высокочастотные обертоны лежали в области 2000-4000 Гц, где образуется так называемая верхняя форманта, придающая голосу полетность и приятную окраску. Г. г., т. е. его слышимость, тем больше, чем более явно выражена в нем верхняя форманта, так как слух человека имеет наибольшую чувствительность именно в этой полосе частот.
Наконец, Г. г. возрастает по мере увеличения частоты колебаний голосовых складок, т. е. высоты голоса. При одном и том же усилии дыхательной мускулатуры наименьшую Г. имеют нижние звуки диапазона, Г. женских голосов превышает Г. мужских. Такая зависимость Г. г. от его высоты также связана с особенностями слуха. Г. г. во многих случаях обусловлена особенностями слухового самоконтроля говорящего. Так, учитель непроизвольно увеличивает Г. г., когда класс начинает шуметь. Причем непроизвольное увеличение Г. происходит, как правило, за счет усиления работы дыхательных мышц и повышения частоты колебаний голосовых складок (использования верхнего участка диапазона). Такая неуправляемая реакция на шум нерациональна и часто приводит к заболеваниям голосового аппарата. Чтобы голос был услышан на фоне шумовой помехи, надо прежде всего позаботиться о формировании помехоустойчивого тембра, т. е. об усилении с помощью ротоглоточных резонаторов соответствующих обертонов. Что касается высоты голоса, то иногда именно нижняя часть диапазона (при условии правильно выбранного тембра) дает выигрыш в слышимости, так как возникает контраст между высокими детскими голосами и низким голосом учителя.
Лит.: Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977; Морозов В.П. Занимательная биоакустика. - М., 1987; Основы инженерной психологии. - М., 1986.
А. А. Князьков
Гро́мкость зву́ка - величина слухового ощущения, зависящая от интенсивности звука и его частоты. При неизменной частоте громкость звука растёт с увеличением интенсивности. При одинаковой интенсивности наибольшей громкостью обладают звуки в диапазоне частот 700-6000 Гц. Нулевой уровень громкости звука соответствует звуковому давлению 20 мкПа и силе звука 10-12 Вт/м2 при частоте 1 кГц.
* * *
ГРОМКОСТЬ ЗВУКА - ГРО́МКОСТЬ ЗВУ́КА, величина слухового ощущения, зависящая от интенсивности звука (см. ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗВУКА) и его частоты. При неизменной частоте громкость звука растет с увеличением интенсивности. При одинаковой интенсивности наибольшей громкостью обладают звуки в диапазоне частот 700 - 6000 Гц. Нулевой уровень громкости звука соответствует звуковому давлению 20 мкПа и силе звука 10-12 Вт/м2 при частоте 1 кГц.
ГРОМКОСТЬ ЗВУКА - величина слухового ощущения, зависящая от интенсивности звука и его частоты. При неизменной частоте громкость звука растет с увеличением интенсивности. При одинаковой интенсивности наибольшей громкостью обладают звуки в диапазоне частот 700 - 6000 Гц. Нулевой уровень громкости звука соответствует звуковому давлению 20 мкПа и силе звука 10-12 Вт/м² при частоте 1 кГц.