Да́льский Мамонт Викторович - настоящая фамилия Неелов (1865-1918), российский актёр. На сцене с 1885, в 1890-1900 в Александринском театре (Санкт-Петербург). Гастролировал в провинциальных и столичных театрах. Выступал в ролях мирового классического репертуара. Обладал идеальными для героических ролей внешними данными, красивым сильным голосом, энергичным жестом.
* * *
ДАЛЬСКИЙ Мамонт Викторович - ДА́ЛЬСКИЙ Мамонт (Мамант) Викторович (наст. фам. Неелов) [2 (14) сентября 1865, Кантемировка Харьковской губернии - 21 июля 1918, Москва], русский актер.
Первые шаги на сцене
Родился в дворянской семье. Покинув в 1885 Харьковский университет, не имея театрального образования, начал актерскую карьеру на клубных сценах Петербурга, затем выступал в провинции (Вильно, Ростов-на-Дону, Новочеркасск). После триумфального исполнения роли Дона Карлоса из одноименной трагедии Ф. Шиллера (см. ШИЛЛЕР Фридрих) в московском театре Е. Н. Горевой, где он играл в сезон 1889-1890 гг., Дальский был без дебюта принят в петербургский Александринский театр, (см. АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР) где сразу же приобрел необыкновенный успех у публики. В 1900, вступив в конфликт с дирекцией, Дальский был вынужден покинуть императорскую сцену. До конца жизни он оставался на положении странствующего гастролера, исколесившего всю Россию, вплоть до ее самых медвежьих углов, и выступавшего на частных сценах обеих столиц. Эффектная внешность, сильный мелодичный голос, зажигательный темперамент, неотразимое сценическое обаяние делали Дальского идеальным героем-любовником.
Неотразимость таланта
С годами актер, блестяще овладев мастерством стихотворной декламации, красотой и выразительностью позы и жеста, создавал тщательно разработанные пластические и звуковые партитуры своих ролей. Он выработал особую манеру игры, в которой было редкое сочетание мощного трагедийного темперамента с отделанностью роли, героической возвышенности с подкупающей задушевностью тона и правдивостью образа. Его игра захватывала соединением страсти и лирики, духом романтизма и поэзии, восхищала умением передавать колорит эпохи, редким даром любить на сцене. Яркие, крупные сценические создания Дальского врезались в память зрителей своей неоспоримо убедительной художественной правдой, трагическим звучанием его главной актерской темы - гневного протеста против несправедливости и угнетения, вызова бунтующего духа, презирающего мещанскую мораль. Его герои - люди свободолюбивые и независимые, наделенные необузданными страстями и мятежными порывами, вступали в трагически непримиримый конфликт с обществом. Подобными мотивами проникнуты лучшие роли актера: Самозванец («Борис Годунов» А. С. Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич)), Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова (см. ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич)), Рогожин («Идиот» по роману Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович)), герои А. Н. Островского - Андрей Белугин («Женитьба Белугина») и Незнамов («Без вины виноватые»). С еще большей силой звучала эта тема в трагедиях Шиллера, в которых Дальский в разные годы сыграл Дона Карлоса и маркиза Позу («Дон Карлос»), Карла и Франца Моора («Разбойники»), Фердинанда («Коварство и любовь»).
Кредо актера
Особое место в творчестве актера занимал Шекспир, которому он поклонялся, всю жизнь совершенствуя свои любимые образы Гамлета («Гамлет») и Отелло («Отелло»). В его гастрольный репертуар входили такие роли, как Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» К. Гуцкова (см. ГУЦКОВ Карл)), Коррадо («Семья преступника» П. Джакометти), Ротмистр («Отец» А. Стриндберга (см. СТРИНДБЕРГ Юхан Август)), Кин («Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца (см. ДЮМА Александр (отец))). Принадлежа к плеяде последних русских трагиков-гастролеров, Дальский не признавал режиссерского искусства, отстаивал безусловный приоритет актера на сцене. Бунтарская природа творчества Дальского имела основанием как его собственную натуру, яркую и самобытную, отличавшуюся неукротимым нравом и нетерпимостью ко всякой регламентации в жизни и на сцене, так и его идейные убеждения анархиста, увлекавшегося учениями Бакунина (см. БАКУНИН Михаил Александрович) и Кропоткина (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич).
Он сыграл значительную роль в становлении сценического мастерства Ф. И. Шаляпина (см. ШАЛЯПИН Федор Иванович), дружба с которым, возникшая в 1895, длилась всю жизнь. В 1915 Дальский написал пьесу «Позор Германии (Культурные звери)», шедшую в Петербурге и в провинции. Колоритная и противоречивая фигура артиста, его необычный талант, его судьба, полная событий и неожиданных поворотов, вызывали интерес и при жизни, и после смерти, рождая о нем множество легенд.