числ.
Количество в 2 единицы чего-либо (о существительных женского рода).
ДВЕ, двух. женск. к два.
ДВЕ двух, двум, двумя́, о двух; числ. колич.
1. Число и количество 2. Две десятых. Две книги.
2. Разг. Несколько, немного, небольшое число, количество. Сказать две фразы. // Для приблизительного обозначения небольшого количества чего-л. Недели две. Две-три весны. * Минуты две они молчали (Пушкин).
◊ Как две капли воды (см. Ка́пля). О двух головах (см. Голова́).
◁ Два; Второ́й (см.).
см. два.
B́ чис см. Приложение II
за́ два (за́ две) и за два́ (за две́);
на́ два (на́ две) и на два́ (на две́);
по́ два (по́ две) и по два́ (по две́)
В сочетаниях предлогов за, на, по с данным числительным ударение может перемещаться на предлог, при этом ударение на числительном - вариант нормы. Ударение не переходит на предлог в следующих случаях: при выражении приблизительности, оформленном сочетанием с дефисом, ср.: за два́-три́ ме́сяца; при соединении числительных с помощью союза или, ср.: на две́ или три́ недели; в словосочетаниях с несколькими числительными, где при каждом из них указан предмет счета, ср.: по два́ рубля десять копеек; если числительное представляет собой начальный элемент составного числительного, ср.: на два́ тридцать дороже.
Пряник?.. Этот белый хлеб
Из пшеницы мужика -
Нынче за́ два пятака
Твой отец мне продал, Глеб.
Саша Черный, Пряник
А Настя волос причесала,
взяла платок за два́ конца,
а Настя пела, причитала,
держала руки у лица.
Б. А. Ахмадулина, Бог
Помнишь день мрака, когда гул взрыва расколол счастье
чернотой трещин - жизнь на́ два {на два́?} мира, мир на́ две {на две́?} части?
С. И. Кирсанов, Под одним небом
Бог, который весь мир расчислил,
Угадал ее злые мысли
И обрек ее на несчастье,
Разорвал ее на́ две {на две́?} части.
Н. С. Гумилев, Дамара
Не хочется гадать и думать над вещами.
Плывут виденья дня по светлой мураве,
Над ними бабочки - где по́ три, где по две́…
А в чаще
Ночь и День
Меняются плащами.
Н. Н. Матвеева, Окно
См. также о сочетаниях с предлогами двое I, двое II, три, трое I, трое II, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сто.
две, род. двух, дат. двум, твор. двумя́, предл. о двух. В сочетании с предлогами: за́ две и за две́, на́ две и на две́, по́ две и по две́.
Пара, чета, двое, вдвоем, сам-друг.
См. пара..
как дважды два, как дважды два четыре, как две капли воды, раз, два - и обчелся, сказать словца два, черта с два!...
Две бараньи головы в один котел не лезут (что-нибудь да торчит).
См. ДРУГ - НЕДРУГ
Две бараньи головы в один котел не лезут.
Две бараньи головы в один котел не лезут.
См. УМ - ГЛУПОСТЬ
Ныне широко употребляющийся в русском языке термин, перед которым обязательно делается пояснение «Как говорят в Одессе».
Постарайся понять, что сегодня Москва и Одесса - это даже не две большие разницы, а чему просто сравнения быть не может. Ты же не сравниваешь Одессу с Крыжополем...Хотя при большом желании уже можешь.
совсем разные вещи.
* Жалобы генерала Толмачева.
- Ну обходился я без законов. Но ведь не с людьми.
-А с кем же?
- С одесситами! А это две большие разницы.
(Крокодил. 1911. Nо 36. )
Две деревяки, четыре коряки, восемь дыр верченых, девятая долбаная (воловье ярмо).
См. ЕЗДА - ПОВОЗКА
С немецкого: Zwei Seelen wohnen, achfin meiner Brust.
Из поэмы «Фауст» (ч. 1, сцена 2 «У городских ворот») Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832). Слова доктора Фауста.
В русской литературе фраза существует в двух, равно популярных, переводах. Перевод Николая Александровича Холодковского (1858-1921):
Ах, две души живут в больной груди моей,
Друг другу чуждые, - и жаждут разделенья!
Из них одной мила земля -
И здесь ей любо, в этом мире,
Другой - небесные поля,
Где тени предков там, в эфире.
Перевод поэта пушкинской поры Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805-1827):
Но две души живут в груди моей,
Всегда враждуя меж собою.
Иносказательно: о противоречивых чувствах, обуревающих человека.
ДВЕ ИСТИНЫ - ДВУХ И́СТИН ТЕО́РИЯ, средневековое учение об автономности истин философии (т. е. рационального познания) и теологии, могущих вступать в противоречие друг с другом. Связано с проникновением аристотелизма (см. АРИСТОТЕЛИЗМ) в средневековую культуру. Восходит к Ибн Рушду (см. ИБН РУШД) и отчетливо сформулировано в латинском аверроизме (Сигер Брабантский, падуанская школа и др.); аверроистская интерпретация Аристотеля противоречила христианским догматам и была осуждена церковью.
Две матери, две дочери да бабушка со внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка).
См. СЕМЬЯ - РОДНЯ
С английского: Two nations.
Слова английского писателя и государственного деятеля, дважды избиравшегося премьер-министром Великобритании (1868, 1874-1880). Бенджамина Дизраэли, лорда Биконсфильда (1804-1881). Он говорит о бедных и богатых в его стране: «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые также не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пишей, учат разным манерам; которые живут по разным законам... Богатые и бедные».
Иносказательно: о богатых и бедных в одной и той же стране, об иных, чем-либо резко отличающихся друг от друга социальных слоях.
Разные, диаметрально противоположные проявления одной сущности, неразрывно связанные, неотделимые одно от другого.
Жизнь и смерть - две самые большие загадки и, может быть, две стороны одной медали. Кто знает, не есть ли смерть - продолжение жизни? (Р. Мустонен. Переруда).
Двена́дцати табли́ц зако́ны (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (V в. до н. э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название). Текст не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.). Законы двенадцати таблиц содержали постановления, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву и др. Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьёй - частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи.
ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ (Leges duodecim tabularum) - один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название). Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.). Законы двенадцати таблиц содержали постановления, относившиеся к судопроизводствуву, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам. Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьей - частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Для имущественных отношений характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную, а также разнообразие видов сделок, заключавшихся на основе свободного договора между сторонами (купли-продажи, мены, займа и пр.). Нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи.
ДВЕНАДЦАТИ ШАГОВ ПРОГРАММА - программа помощи людям с поведенческими или эмоциональными проблемами, разработанная организацией "Анонимные алкоголики" (АА) и используемая многочисленными группами самопомощи. В ее основу положены следующие принципы: 1) признание того, что человек не в силах справиться в одиночку с такими проблемами, как алкоголизм, наркомания или увлечение азартными играми; 2) надежда на высшие силы, например на Бога, в том понимании, которого придерживается данный человек; 3) самоанализ как средство "глубоко и бесстрашно оценить себя и свою жизнь с нравственной точки зрения"; 4) конфиденциальное признание в дурных поступках перед более опытным членом группы; 5) исправление содеянного; 6) помощь тем, кто страдает от тех же проблем. Участники программы регулярно встречаются в группах, чтобы поделиться опытом. Большинство посещает два-три занятия в неделю; новичкам рекомендуют посещать по крайней мере одно занятие в день в течение первых трех месяцев. Группы полностью независимы как одна от другой, так и от любого централизованного руководства, за исключением того, что внутри каждого общества все группы придерживаются одной и той же версии программы Двенадцати шагов и соглашаются консультировать другие группы, которых заинтересовали их действия. Расходы каждой группы и минимальные общие расходы всего общества обеспечиваются небольшими добровольными пожертвованиями; официального членства или членских взносов не существует. Программа Двенадцати шагов восходит к основанию АА в США в 1935, когда Уильям Уилсон ("Билл У.") и Роберт Смит ("Доктор Боб"), два страдавших алкоголизмом члена Оксфордской группы - протестантского евангелического общества, позднее названного "Моральным перевооружением", - поняли, что участие в группе помогает оставаться трезвыми благодаря той поддержке, которую ее члены способны оказать друг другу. В 1939 опыт Билла У., Доктора Боба и сотен других алкоголиков, которые пошли за ними по пути излечения, был опубликован в книге Анонимные алкоголики (Alcoholics Anonymous). В конце 1940-х годов Уилсон сформулировал Двенадцать заветов - основные принципы программы и организации групп АА. Заветы представляли собой сочетание подходов, принятых в Оксфордской группе, и выводов из собственного опыта "Анонимных алкоголиков", практиковавших лидерство без доминирования, автономию отдельных групп, независимость от других организаций, социально-политическую нейтральность, отсутствие внешней финансовой поддержки, непрофессиональный подход к лечению, анонимность членов группы. Сформулированное Уилсоном единственное требование к члену сообщества, а именно "желание бросить пить", и указанная им основная цель групп АА - "нести свой опыт тем, кто еще страдает алкоголизмом" - оказались настолько популярны, что породили множество групп, придерживающихся программы Двенадцати шагов. Страдающие иными, не связанными с алкоголем отклонениями начали приспосабливать программу Двенадцати шагов и Двенадцати заветов к формированию собственных организаций. Возникновение подобных организаций началось почти сразу после первого собрания в 1947 общества, которое позднее стало называться "Анонимные наркоманы" (АН). В дальнейшем возникли группы АН для лиц с различными наркотическими зависимостями. В 1951 Лоис Уилсон, жена Билла У., основала семейные группы (Ал-Анон) для помощи семьям и друзьям алкоголиков. С тех пор было создано более 200 аналогичных обществ для тех, кто увлекается азартными играми, одержим навязчивым поиском сексуальных отношений, обжорством или пристрастием к курению, а также для лиц с разнообразными проблемами эмоционального характера. Хотя движение Двенадцати шагов наиболее распространено в США, где оно было основано, его сторонников можно найти во многих других странах. Согласно данным, представленным соответствующими обществами, в 1993 насчитывалось 89 000 групп АА в 141 стране, 32 000 групп Ал-Анон в более чем 104 странах и 19 000 групп АН в 87 странах.
ПРОГРАММА ДВЕНАДЦАТИ ШАГОВ ГРУПП АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ
1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над собой. 2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие. 3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его по-нимаем. 4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зре-ния. 5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную при-роду наших заблуждений. 6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших не-достатков. 7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны. 8. Составили список всех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. 9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб где только возможно, кро-ме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другому. 10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это. 11. Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Бо-гом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит ис-полнить, и о даровании силы для этого. 12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы ста-рались донести наши идеи до других людей и применять эти принципы во всех наших делах.
Начальная часть сложных слов, вносящая значения
1) состоящий из двенадцати частей, разделов или предметов, образующих единое целое (двенадцатито́мник, двенадцатиэта́жка и т.п.)
2) имеющий двенадцать одинаковых предметов, признаков, свойств и т.п. (двенадцативёсельный, двенадцатицили́ндровый, двенадцатиэта́жный и т.п.)
3) измеряемый двенадцатью единицами веса, длины, объёма, времени и т.п. (двенадцатигра́дусный, двенадцатидюймо́вый, двенадцатипудо́вый и т.п.)
4) обладающий стоимостью в двенадцать денежных единиц (двенадцатикопе́ечный, двенадцатирублёвый и т.п.).
двена́дцатигра́нник, двена́дцатигра́нники, двена́дцатигра́нника, двена́дцатигра́нников, двена́дцатигра́ннику, двена́дцатигра́нникам, двена́дцатигра́нником, двена́дцатигра́нниками, двена́дцатигра́ннике, двена́дцатигра́нниках