Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

деннет дэниэл

Энциклопедия Кольера

ДЕННЕТ Дэниэл (Dennett, Daniel)

(р. 1942), американский философ. Родился 28 марта 1942 в Бостоне (шт. Массачусетс). Получил образование в Гарварде и Оксфорде. В 1965, после защиты диссертации под руководством Г.Райла, стал преподавателем Калифорнийского университета, с 1971 - профессор философии университета Тафта. От своих учителей Куайна и Райла Деннет перенял строго натуралистическую, антикартезианскую концепцию сознания и исследовал эмпирические основания сознания, предложив оригинальные философские интерпретации естественнонаучных явлений. Тексты Деннета сочетают философскую аргументацию с конкретными примерами, апеллирующими к непосредственному опыту читателя. В философской среде Деннет известен прежде всего концепцией "интенциональной установки". Чтобы понять прежние действия какого-либо индивида и предсказать его будущие действия, мы обращаемся к его убеждениям и желаниям. Мы говорим, например, что некто идет к холодильнику потому, что хочет пить и верит, что в холодильнике найдется пиво. Но мы можем также сказать, что красные кровяные тельца поглощают определенные бактерии потому, что хотят уничтожить чужеродные тела и верят в чужеродность бактерий. В обоих случаях, заключает Деннет, мы прибегаем к объяснению с помощью представления об интенциональной установке, т.е. объясняем некоторое поведение посредством обращения к убеждениям и желаниям того, кто совершает некое действие. К тем же самым ситуациям можно применить иную установку, например "проектную" или физикалистскую. Мы допускаем, что вещи сконструированы в соответствии с неким планом. Так, мы объясняем поведение калькулятора, ссылаясь на заложенную в нем программу, а поведение кровяных телец - ссылаясь на законы эволюции. Калькулятор, получая те или иные приказы, выполняет соответствующие операции, поскольку он соответствующим образом запрограммирован; кровяные тельца, встречаясь с бактериями, поглощают их, ибо это предопределено эволюцией. Мы применяем к вещам физикалистскую установку, если при объяснении и предсказании их поведения опираемся исключительно на законы физики. Однако физикалистское объяснение, согласно Деннету, ничуть не ближе к действительности, чем объяснение в рамках интенциональной или "проектной" установки. Всякое объяснение легитимно в той мере, в какой отвечает конкретным, связанным с определенным контекстом потребностям. Деннет полемизирует с представлением, что только человек имеет убеждения и желания, тогда как говорить об убеждениях и желаниях животных, клеток организма и вычислительных машин можно лишь в метафорическом смысле. Философ считает верным противоположное представление: убеждения и желания у человека имеют иную физическую "подкладку", чем у клеток и вычислительных машин. В этом смысле можно говорить о различных типах сознания, присущих различным существам. Иметь ментальные состояния - еще не значит обладать сознанием. Даже если кровяные тельца верят и желают, это вовсе не означает, что они делают это сознательно. Чтобы иметь ментальные состояния, достаточно обнаруживать соответствующее поведение, основанное на представлениях. Чтобы иметь сознательные ментальные состояния, необходимо обладать способностью "репрезентировать" (представлять) собственные ментальные состояния. По мысли Деннета, способность к конструированию таких репрезентаций "второго порядка" тесно связана со способностью к языку. Существа, не имеющие в своем распоряжении языка, не имеют и сознания - даже в тех случаях, когда им могут быть приписаны ментальные состояния. Основные публикации философа - Содержание и сознание (Content and Consciousness, 1969), Интенциональный подход (Intentional Stance, 1987), Объяснение сознания (Consciousness Explained, 1991).

ЛИТЕРАТУРА

Деннет Д. Онтологическая проблема сознания. - В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998

Полезные сервисы

деннет дэниэл клемент

Энциклопедический словарь

ДЕННЕТ Дэниэл Клемент - ДЕ́ННЕТ (Dennett) Дэниэл Клемент (р. 1942), американский философ, один из виднейших специалистов, работающих в области философии сознания (philosophy of mind). Директор Центра когнитивных исследований университета Тафта (штат Массачусетс).

В своих исследованиях Деннет опирается на основные положения концептуального анализа Г. Райла (см. РАЙЛ Гилберт), немалое значение для него имеет традиция американского бихевиоризма (см. БИХЕВИОРИЗМ), связывающая решение вопроса о сознании с исследованием поведения. Рассмотрение вопроса о сущности ментального и о его роли в нашем описании действительности должно, с точки зрения Деннета, начинаться с анализа так называемого «ментального словаря», то есть той части нашего естественного языка, которая включает такие «сущности», как «верования», «убеждения», «желания» и т. п. При этом Деннет, пользуясь разделяемой большинством представителей англо-американской философии теорией «языковых игр» Витгенштейна (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг), подчеркивает включенность ментальных терминов в определенные практики, которые не могут быть выведены из игры путем того или иного «научного» описания действительности. В отличие от представителей теории элиминативизма, полагающих возможной редукцию ментальных событий к физическим или нейрофизиологическим, Деннет подчеркивает определенную автономию ментального словаря. Главное понятие любого ментального описания - интенциональность, которая появляется как способ задать поведение того или иного объекта, приписав ему способность выбирать определенную цель, двигаться по направлению к достижению этой цели, решать попутные проблемы. Описываемый таким образом объект Деннет называет «интенциональной системой». Описание человека как интенциональной системы, по Деннету, является первоначальной предпосылкой любого «рационализма». Мы всегда сперва предполагаем, что человек ведет себя рационально, то есть действует как интенциональная система, если же наши оправдания не выполняются, мы должны объяснить такое невыполнение, перейдя к другому языку описания, например, выяснив физиологические или физические нарушения в «устройстве» (design) человека. Деннет, таким образом, отвергает традиционные положения феноменологии, настаивающей на данности сознания самому себе. Для Деннета сознание - это заданный извне способ описания, говорить о субстанциональности или основе которого не имеет смысла. Именно поэтому теория Деннета, получившая название «гетерофеноменология», позволяет нам рассуждать о ментальных состояниях не только людей, но даже предметов: так, стиральная машинка может «стремиться» закончить свою работу, выполнив заданную программу стирки. По мнению Деннета, часто встречаемое в обыденной жизни приписывание ментальных предикатов животным и неодушевленным предметам не является категориальной ошибкой, напротив, оно позволяет по-новому взглянуть на функционирование ментального словаря, который именно в своих крайних и «метафорических» формах применения обнаруживает свою независимость от решения научных вопросов о фундаменте и субстрате сознания. В связи с этим Деннет выступает против широко распространенной в среде когнитивных наук концепции «языка мысли» (один из ее создателей - Джерри Фодор, Jerry Fodor), которая предполагает существование за явным ментальным словарем более фундаментального языка мышления, который кодирует информацию и служит средством ее обработки. Подобное представление, связанное с «компьютерной метафорой» (то есть отождествлением мыслительных процессов с алгоритмизированными вычислительными процессами, которые могут быть запрограммированы с использованием определенного языка), Деннет считает ограниченным и неприменимым к такому продукту эволюции, каковым является человек: термины ментального словаря не нуждаются в обнаружении более фундаментального уровня именно в силу того, что они уже закреплены в качестве средства моделирования поведения. Важным выводом исследований Деннета является утверждение нормативного статуса ментального словаря, который служит не только для описания поведения, но и для его оценки. В этом отношении Деннет по-новому интерпретирует традиционное философское различие нормативных и предикативных суждений, отмечая нередуцируемость нормативного характера ментальных терминов.

Полезные сервисы