м.
Многоликий дух огня в мифологии и фольклоре мусульманских народов; название доброго или злого духа.
м.
Многоликий дух огня в мифологии и фольклоре мусульманских народов; название доброго или злого духа.
ДЖИНН, -а, муж. В мусульманской мифологии: огненный дух, обычно злой, способный принимать любой вид и выполнять любые приказания.
Выпустить джинна из бутылки (книжн.) дать свободу силам зла [по сюжету арабских сказок о злом духе джинне, заключённом в сосуд и нечаянно из него выпущенном].
Джинн
-а, м.
В мифологии и фольклоре мусульманских народов: многоликий дух, сотворенный Аллахом из "чистого" (бездымного) огня.
На отмели незнаемого моря Синдбад-скиталец подобрал бутылку, заклепанную Соломоновой печатью, и, вскрыв ее, внезапно впал во власть в ней замкнутого яростного Джинна (Волошин).
Этимология:
От арабского džinn ‘дух’.
Энциклопедический комментарий:
Джинны делятся на принявших ислам, делающих добро, и на "неверных", которые вводят людей в заблуждение, насылают на них болезни. По представлению верующих, джинны способны принимать различные формы, вселяться в людей, животных и растения. Вера в джиннов существовала и в доисламской арабской мифологии. С распространением ислама перешла от арабов к другим народам, частично смешавшись с их поверьями.
Вы́пустить джи́нна из буты́лки книжн. - дать свободу злым силам.
ДЖИНН, -а, м
Мифологическое существо в виде воздушного или огненного тела, обладающее разумом, способное приобретать любую форму и выполнять любые приказания хозяина (в мусульманских верованиях).
Алладин потер ладонью лампу, и из нее появился огромный, бородатый, с веселыми глазами джинн.
ДЖИНН -а; м. [араб. džinn] В арабской и персидской мифологии: злой или добрый дух. Вызвать джинна. Доброе дело джинна.
◊ Выпустить джи́нна из бутылки. Дать свободу злым силам.
* * *
джинн (араб., буквально - дух), по Корану - фантастическое существо из «чистого» (бездымного) огня, сотворённое Аллахом. Вера в джиннов как в стихийных духов природы существовала и в доисламской арабской мифологии.
* * *
ДЖИНН - ДЖИНН (араб., букв. - дух), по Корану (см. КОРАН) - фантастическое существо из «чистого» (бездымного) огня, сотворенное аллахом. Джинны связаны с Иблисом (см. ИБЛИС), некоторые веруют в Мухаммеда (см. МУХАММЕД). Их три класса: гул, ифрит, силат. Вера в джиннов как в стихийных духов природы существовала и в доисламской арабской мифологии. В оккультных науках мусульманского средневековья подчинение джиннов воле человека считалось важнейшей проблемой.
ДЖИНН (арабское, буквально - дух), по Корану - фантастическое существо из "чистого" (бездымного) огня, сотворенное Аллахом.
Выпустить джинна [из бутылки]. 1. Разг. Дать неограниченную свободу злым силам. БТС, 179. 2. Жарг. мол. Шутл. Выпустить газы из кишечника. Максимов, 76.
- Бутылочный волшебник.
- Постоялец лампы.
- Исполнитель желаний, который может залезть в бутылку.
- Старик Хоттабыч по сути.
- Исполнитель желаний, созданный из огня.
- Кто сидел в лампе Аладдина?
- Кем был старик Хоттабыч?
- Исполнитель желаний.
- Маг из лампы.
- Владыка Всех Пустынь в сказке Редьярда Киплинга.
- Фантастическое существо из чистого огня, сотворённое Аллахом в исламе.
- Какому волшебнику посвящена сказочная песня Владимира Высоцкого?
- Имя американской актрисы Трипплхорн.
ДЖИНН (араб. - букв. - дух), по Корану - фантастическое существо из "чистого" (бездымного) огня, сотворенное аллахом. Вера в джиннов как в стихийных духов природы существовала и в доисламской арабской мифологии.
Джи́нна Мухаммед Али (1876-1948), лидер Мусульманской лиги (с 1934), первый генерал-губернатор Пакистана (1947-48). Выступал за независимость Индии. С 1940 руководил движением за образование Пакистана.
* * *
ДЖИННА Мухаммед Али - ДЖИ́ННА (Jinnah) Мухаммед Али (25 декабря 1876, Карачи - 12 сентября 1948, там же), Каид-и азам (Великий лидер), политический и государственный деятель Индии и Пакистана, руководитель движения за образование независимого Пакистана (Мусульманская лига, с 1934), первый генерал-губернатор Пакистана (август 1947 - сентябрь 1948).
Родился в семье торговца, выходца из княжества Гондал в северо-западной Индии. Семья принадлежала к мусульманской касте ходжа.
Свое образование он начал в Мадрасат ул-ислам, затем продолжил в Высшей школе Христианского миссионерского общества в Карачи, а позже в Бомбее. В 1893 отправился на учебу в Англию, где четыре года изучал юриспруденцию в Лондоне. Именно здесь он стал писать свое полное имя как «Мухаммед Али Джинна».
Получив диплом юриста, Джинна занялся адвокатской практикой сначала в Карачи, а с 1897 до 1930 - в Высшем суде Бомбея. В 1905 Джинна был личным секретарем президента Индийского национального конгресса (см. ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС (ИНГ)) (ИНК) Дадабхаи Наороджи (1825-1917) и уже в 1906 принял участие в проходившей в Калькутте сессии ИНК национального конгресса, вошедшей в историю Британской Индии тем, что здесь впервые было принято требование о самоуправлении Индии. Джинна последовательно выступал за единство мусульман и индусов в совместной борьбе за освобождение от английского господства. Гопал Кришна Гокхале (1866-1915), один из лидеров ИНК, называл его «лучшим послом индусско-мусульманского единства», а Сароджини Найду (1879-1949) считал его «воплощением и символом индусско-мусульманского единства». Позицию Джинны разделяли многие видные мусульманские деятели Индии того времени.
В 1910 и 1916 Джинна избирался членом Законодательного Совета Британской Индии. С 1912 принимал участие в деятельности Мусульманской лиги (см. МУСУЛЬМАНСКАЯ ЛИГА). В 1916 при его активном участии был заключен пакт в г. Лакхнау о совместных действиях ИНК и Мусульманской лиги в борьбе за достижение самоуправления.
Протестуя против расправ колониальных властей над участниками освободительного движения в Пенджабе (см. ПЕНДЖАБ (историческая область)) в 1919 и поддерживая Халифатское движение (см. ХАЛИФАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ), в котором совместно участвовали мусульманские организации и Индийский национальный конгресс, Джинна в то же время осуждал проведение Ганди (см. ГАНДИ Мохандас Карамчанд) кампаний гражданского неповиновения. В 1920 стал президентом Мусульманской лиги, и в 1921 вышел из Индийского национального конгресса, так как Конгресс, по его мнению, стал слишком радикальной организацией. В 1928 настоял на том, чтобы Мусульманская лига отказалась от сотрудничества с назначенной английскими властями Комиссией Д. Саймона, в состав которой не было включено ни одного индийца. В 1930-34 Джинна жил в Англии, в 1930-31 участвовал в проходивших в Лондоне заседаниях Конференции круглого стола (см. КРУГЛОГО СТОЛА КОНФЕРЕНЦИИ).
Результатом происходивших в последующие годы важных сдвигов в социальной, экономической и политической жизни Британской Индии было появление и постепенный, неуклонный рост тенденций к государственному обособлению территорий на северо-западе Индостана.
Джинна является одним из создателей теории «двух наций», проживающих в Индии, - индусов и мусульман. 22-24 марта 1940 в г. Лахор (см. ЛАХОР) на сессии Мусульманской лиги была принята резолюция, вошедшая в историю под именем «пакистанской», с требованием образовать на северо-западе и на северо-востоке Британской колониальной империи в Южной Азии два независимых государства. Под руководством Джинны движение за создание независимого Пакистана приобрело массовый характер.
26 июля 1943 в Бомбее на Джинну было совершено покушение: он был ранен членом правой экстремистской мусульманской организации «Хаксар техрик».
После провозглашения независимости Пакистана 14 августа 1947 Джинна стал его первым генерал-губернатором, а за два дня до этого, учредительное собрание Пакистана приняло специальное решение: во всех официальных актах, документах и письмах именовать Джинну «Каид-и азам» - «Великий лидер». Основной целью своей политики как главы Пакистана Джинна определял «мир внутри и вовне Пакистана».
ДЖИННА Мухаммед Али (1876-1948) - лидер Мусульманской лиги (с 1934), 1-й генерал-губернатор Пакистана (1947-48). Выступал за независимость Индии. С 1940 руководил движением за образование Пакистана.
ДЖИННА Мухаммед Али (Jinnah, Mohammed Ali)
МУХАММАД АЛИ ДЖИННА
(1876-1948), индийский мусульманский лидер и первый генерал-губернатор Пакистана. Родился 25 декабря 1876 в Карачи. Отец Джинны был преуспевающим торговцем, переселившимся в этот город из западноиндийского княжества Раджкот. Получив образование в Карачи и затем в Бомбее, Джинна впоследствии изучал юриспруденцию в Англии в "Линкольнз Инн". Служил судьей в Бомбее, затем занялся адвокатской практикой. Политическая карьера Джинны началась в 1906, когда он стал личным секретарем Дадабхая Наороджи, президента Индийского национального конгресса (ИНК). В 1913 Джинна вступил в Мусульманскую лигу, созданную для защиты интересов мусульман. В 1916 был избран ее президентом. В 1919 стал представителем бомбейских мусульман в Имперском законодательном совете. Однако в том же году правительство ввело в действие законы Роулетта, направленные против национально-освободительного движения, и Джинна в знак протеста вышел из состава Совета. В 1920 ИНК развернул в стране кампанию гражданского неповиновения. Джинна был решительно против этого шага и отказался от членства в ИНК. Продолжая верить в возможность индуистско-мусульманского союза, Джинна на протяжении своего второго и третьего срока на посту президента Лиги прилагал много сил, чтобы добиться своей цели. Между Конгрессом и Лигой существовали глубокие противоречия, усугублявшиеся личной неприязнью Джинны и Махатмы Ганди. Особенно резко эти противоречия проявились в 1930 на Конференции "круглого стола". Разочаровавшись в возможности прийти к соглашению, Джинна на четыре года отошел от политической деятельности и уехал в Англию, где занимался юриспруденцией. В 1934 он возвратился в Индию, чтобы председательствовать на заседании Мусульманской лиги, и решил остаться на родине и отстаивать интересы сторонников ислама. Закон об управлении Индией 1935 значительно расширил права индийских министров, что привело к обострению разногласий между двумя ведущими конфессиями. Мусульмане, проживавшие в провинциях, где преобладали индусы, считали, что их права ущемляются. Трудно сказать, насколько обоснованными были эти претензии, но в них отразились настроения большинства мусульман, считавших, что никакое законодательство или иные гарантии не смогут защитить их в единой Индии, где индусы окажутся в явном большинстве. В марте 1940 Джинна руководил заседаниями Мусульманской лиги в Лахоре, где было выдвинуто требование о разделе Индии и создании государства Пакистан, в котором мусульмане составят основную часть населения. На протяжении трех десятилетий своей политической деятельности Джинна верил в возможность индусско-мусульманского единства и наконец пришел к заключению, что раздел страны - единственный выход из сложившейся ситуации. Встав на эту точку зрения, Джинна ни разу от нее не отступил, и раздел Индии сделался неизбежной перспективой благодаря его бескомпромиссной позиции во время обсуждения проектов будущей конституции в 1942, 1945 и 1946. В эти годы Джинну начали называть Кид-и-Азам, "Великим вождем", он приобрел непререкаемый авторитет в Мусульманской лиге. Когда 14 августа 1947 был образован Пакистан, Джинна получил пост его генерал-губернатора, а 1-е Учредительное собрание официально присвоило ему титул Кид-и-Азам.
Умер Джинна в Карачи 11 сентября 1948.