сущ., кол-во синонимов: 1
двенадцать (4)
ДОДЕКАЕДР а, м. dodécaèdre m. <гр. dodeka двенадцать + hedra грань. мат. Правильный двенадцатигранник. В заключение скажу, что Иван Федорович, для вящей видимости, посвятил два урока на вырезку из картона разных многоугольников и своей рукой надписал по надобности "икосаедер, додекаедер". Пассек Из дальних лет 1 260. - Лекс. СИС 1954: додека/эдр.
Додекане́с - группа островов в Эгейском море; см. Спорады Южные.
* * *
ДОДЕКАНЕС - ДОДЕКАНЕ́С, группа островов в Эгейском м; см. Спорады Южные (см. СПОРАДЫ ЮЖНЫЕ).
ДОДЕКАНЕС - группа островов в Эгейском м; см. Спорады Южные.
ж.
Метод музыкальной композиции, основанный на отрицании ладовых связей между звуками и на абсолютном утверждении всех тонов хроматической гаммы.
ДОДЕКАФО́НИЯ [дэ], -и; ж. [от греч. dōdeka - двенадцать и phōnē - звук, голос] Муз. Метод музыкальной композиции, основанный на утверждении абсолютного равенства двенадцати тонов хроматической гаммы и отрицании ладовых связей.
◁ Додекафони́ческий, -ая, -ое.
* * *
додекафо́ния (от греч. dōdeka - двенадцать и phōnē - звук), метод сочинения музыки, возникший в XX в. Разработан австрийским композитором А. Шёнбергом. Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из так называемой серии (ряда, нем. die Reihe) - определенной последовательности 12 звуков различной высоты, включающей все тоны хроматического звукоряда, ни один из которых не повторяется.
* * *
ДОДЕКАФОНИЯ - ДОДЕКАФО́НИЯ (от греч. dodeka - двенадцать и phone - звук), метод сочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором А. Шенбергом (см. ШЕНБЕРГ Арнольд). Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из т. н. серии (ряда, нем. die Reihe) определенной последовательности 12 звуков различной высоты, включающей все тоны хроматического (см. ХРОМАТИЗМ) звукоряда, ни один из которых не повторяется.
ДОДЕКАФОНИЯ (от греч. dodeka - двенадцать и phone - звук) - метод сочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором А. Шенбергом. Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из т. н. серии (ряда, нем. die Reihe) определенной последовательности 12 звуков различной высоты, включающей все тоны хроматического звукоряда, ни один из которых не повторяется.
ДОДЕКАФО́НИЯ (от греч. δωδεχα - двенадцать и φωνη - звук) - серийная музыка, сериализм, созданный в начале 20 в. вид современной атональной композиторской техники.
В основе Д. лежит понятие серии - произвольно установленной до начала создания произв. последовательности из 12 неповторяющихся звуков хроматического звукоряда. Серия является интонационным фундаментом произведения, сохраняется в нем от начала до конца, выполняя функцию искусственно созданного лада. Перемещения звуков внутри серии запрещаются, ибо это разрушает серию. Серия может использоваться мелодически (одноголосно), полифонически, то есть с сохранением серии в каждом из голосов, гармонически, то есть в виде вертикальных созвучий, в к-рых она рассредоточивается, либо с попеременным использованием описанных способов. Принципом сохранения серии является избегание раз избранного порядка 12 хроматических звуков, принципом использования серии - постоянный повтор.
Исторически возникновение Д. как одного из важных направлений муз. авангарда связано со стремлением композиторов найти принципиально новые способы упорядочивания звуковой системы в условиях постепенного ослабления формообразующей роли мажорно-минорной ладовой системы в музыке импрессионизма и экспрессионизма. Ослабление функциональных гармонических связей в музыке компенсировалось повышением роли мелодии, линеарного начала. Поэтому технич. приемы работы с серией оказались связаны в первую очередь с полифонией, с ее ранними формами, разработанными композиторами нидерландской школы в начале Возрождения. Д. как метод композиции дает определенные возможности для проявления интонационного своеобразия конкретного композиторского стиля, но в целом серийный принцип, будучи искусственным образованием, не всегда может реализовать свои организующие функции, ибо серия в обычном восприятии не распознается на слух.
Возникнув в творчестве композиторов нововенской школы (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн, И. Хауэр), Д. оказала значительное воздействие на музыку авангарда 20-х гг., в том числе русскую. Среди отеч. композиторов, работавших в манере Д. - Н. Рославец, Е. Голышев, Э. Денисов, С. Слонимский и др.
Драма талантливого композитора, создателя Д, не находящего понимания у окружающих, типизирована Т. Манном в образе Адриана Леверкюна в ром. "Доктор Фаустус" (1947).
Лит.: Рославец Н. А. О себе и своем творчестве // Сов. музыка. 1924. № 5; Тильман И. О додекафонном методе композиции // Сов. музыка. 1958. № 11; Денисов Э. В. Додекафония и проблемы совр. композиторской техники // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6; Холопова В. Н. О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга // Там же; Лаул Р. О творческом методе А. Шенберга // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1969. Вып. 9; Тараканов М. Е. Новая тональность в музыке XX в. // Проблемы муз. науки. 1972. Вып. 1; Холопов Ю. Н. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада. Сб. ст. М., 1972.
ДОДЕКАФОНИЯ (от греческого dodeka - двенадцать и phone - звук), один из видов композиторской техники 20 в. Метод сочинения (теоретически разработан А. Шенбергом), при котором музыкальная ткань произведения выводится из 12-тоновой серии определенной интервальной (смотри интервал) структуры (причем из 12 звуков хроматической гаммы ни один не повторяется). Серия может появляться как в горизонтальном изложении (в виде мелодии-темы), так и в вертикальном (в виде созвучий), или и в том и в другом одновременно.
ДОДЕКАФОНИЯ [< гр. dodeka - двенадцать + phone - звук] - муз. техника композиции музыкальных произведений, при которой используются двенадцать полутонов октавы. Введена австрийским композитором А. Шёнбергом (1874-1951).
ДОДЕКАЭДР - муж., греч. двенадцатигранник; тело, ограниченное двенадцатью правильными пятиугольниками: оно образуется из шара, срезкою отсеков.
| Гранка (кристалл) о двенадцати природных гранях. Додекаэдрический, двенадцатигранный.
ДОДЕКА́ЭДР [дэ], -а; м. [от греч. dōdeka - двенадцать и hedra - грань] Матем. Тело, ограниченное двенадцатью пятиугольными плоскостями; двенадцатигранник.
* * *
додека́эдр (от греч. dōdeka - двенадцать и hédra - грань), один из пяти типов правильных многогранников; имеет 12 граней (пятиугольных), 30 рёбер, 20 вершин (в каждой сходятся 3 ребра).
* * *
ДОДЕКАЭДР - ДОДЕКА́ЭДР (от греч. dodeka - двенадцать и hedra - грань), один из пяти типов правильных многогранников; имеет 12 граней (пятиугольных), 30 ребер, 20 вершин (в каждой сходятся 3 ребра).
ДОДЕКАЭДР (от греч. dodeka - двенадцать и hedra - грань) - один из пяти типов правильных многогранников; имеет 12 граней (пятиугольных), 30 ребер, 20 вершин (в каждой сходятся 3 ребра).
ДОДЕКАЭДР (от греческого dodeka - двенадцать и hedra - грань), один из пяти типов правильных многогранников, имеющий 12 пятиугольных граней, 30 ребер и 20 вершин, в каждой из которых сходятся 3 ребра.
додека́эдр, додека́эдры, додека́эдра, додека́эдров, додека́эдру, додека́эдрам, додека́эдром, додека́эдрами, додека́эдре, додека́эдрах