ДХАРМАПАЛА Анагарика - ДХАРМАПАЛА Анагарика (1864-1933), идеолог и организатор возрождения буддизма (см. БУДДИЗМ) в Индии, национальный герой Шри-Ланки (с 1960-х гг. учрежден государственный праздник в его честь). Родился в Коломбо (столица тогдашнего Цейлона) в семье сингалов-буддистов, но получил европейское образование как Давид Хевавитарне в британских христианских миссиях, одновременно посещая буддийских монастырских учителей. В 20 лет принял обет безбрачия (что отражено в его новом имени Анагарика), поселился в резиденции Теософского общества, с руководителем которого полковником Олкоттом путешествовал в качестве переводчика, встречался с Е. П. Блаватской (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна)
Изучение буддизма и социально-культурных отношений в британской колонии утвердило Анагарику в мысли о вреде деятельности христианских миссий в Индии и на Шри-Ланке, и он принимает решение посвятить жизнь защите и возрождению буддизма (отсюда еще одно имя - Дхармапала). Вначале он работал в буддийской секции Теософского общества, в рамках которого ему удалось пробудить интерес к восстановлению из руин священных мест буддизма в Индии. Для этого на Цейлоне в 1891 он создал общество Маха Бодхи (Великого Просветления, см. Бодхи (см. БОДХИ)), первоначальной целью которого было возвращение в буддийскую собственность земель в Бодх-гайе (см. БОДХ-ГАЯ) с древними руинами, а затем желание их восстановить, сделав международным буддийским центром и университетом. Но вначале он преуспел лишь в создании первого в 20 в. монастыря (вихара (см. ВИХАРА)) в Калькутте при местном отделении Маха Бодхи (1915-1920).
Последнее его успешное предприятие - восстановление буддийского центра и строительство монастырского коплекса с величественным храмом в Сарнатхе, месте первой проповеди Будды (рядом с Варанаси (см. ВАРАНАСИ)). Церемония освящения и открытия состоялась в 1931. Здесь же рядом с храмом через 2 года его похоронили. Его главная мечта о Бодх-гайе (см. БОДХ-ГАЯ) была воплощена последователями Дхармапалы позднее.
Как реформатор буддизма Дхармапала руководствовался переосмысленными древними положениями, выраженными им в публицистике, лекциях. Он считал, что для буддизма пагубно, когда вера застит глаза, не давая развиваться разуму, что духовное счастье не в пожертвованиях богам, идолам, а в неустанной деятельности, что монахи должны совершать добродеяния в обществе, а не дожидаться посетителей в монастыре, что религия и жизнь неразрывны.