ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (город) - ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНЫЙ, город (c1952) в Российской Федерации, в Московской области, в 21 км к востоку от Москвы. Расположен в подмосковной части Мещеры. Железнодорожная станция на линии Москва-Владимир. Население 100,2 тыс. человек (2002).
Исторический очерк
Город образован в 1952 из рабочих поселков Обираловка (с 1939 - Железнодорожный), Кучино, Саввино. Во второй половине 18 в. граф П. А. Румянцев-Задунайский путем переселения нескольких крестьянских дворов образовал новую деревню, которую назвал по имени своего младшего сына Сергеевка, однако среди населения деревня была известна по бытовавшему с давних пор названию окружающей местности как Обираловка. В Списке населенных мест 1862 отражены оба эти названия: Сергеевка /Обираловка/. Вскоре и станция на вступившем в 1862 в строй участке Московско-Нижегородской железной дороги получила название Обираловка. Здесь происходит финальная сцена романа Льва Толстого «Анна Каренина».
Кучино впервые упоминается в писцовой книге 1573 как пустошь. Ею владел князь В. Старый, дядька Ивана Грозного. В 1646 это уже деревня. Во второй половине 17 в. в Кучино были начаты разработки глины, в начале 19 в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В 1830-1840-х гг. того же века усадьба Кучино славилась архитектурой своих построек, благоустроенным парком и оранжереей. С устройством железной дороги рядом с Кучино была построена ж/д станция с тем же названием. В разное время Кучиным владели Рюмины, Алексеевы (см. АЛЕКСЕЕВЫ), Рябушинские (см. РЯБУШИНСКИЕ). На средства Д. П. Рябушинского в Кучино в 1904 был создан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт, где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский (см. ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович). В 1897 наследники Викулы Морозова купили землю близ с. Саввина у князя Голицына и приступили к строительству фабрики «Саввинская мануфактура Викулы Морозова сыновей, Ивана Полякова и К». Учредителями были потомственные почетные граждане Алексей, Сергей, Иван, Елисей Викуловичи, советник коммерции Иван Кондратьевич Поляков и британский подданный Джеймс Чарнок. Фабрика в Саввино изначально являлась отделением Товарищества мануфактур Викулы Морозова в м. Никольском (ныне г. Орехово-Зуево) и, имея отделения вигонепрядильное, бумагопрядильное, ткацкое, сушильное, красильное, механическое, хозяйственное, строительное, производило пряжу и товары для Никольской мануфактуры. На фабрику пришло много знающих ткацкое дело крестьян из окрестных деревень, где были кустарные ткацкие предприятия, а также рабочие с семьями по найму из городов Твери, Торжка и Вышнего Волочка. От фабрики до станции Обираловка проселочную дорогу замостили булыжником. Она стала называться Саввинским шоссе. Станция стала связующим звеном экономики Саввина и Кучина. Строения фабрики состояли из корпуса для производства, рабочих казарм, бани, больницы, родильного приюта, харчевой лавки, училища, конного двора, домов для хозяев и служащих, разных других построек. Часть из них сохранилась. В Саввино находилось также имение Полякова, одного из совладельцев фабрики; при имении были сад и огород, оранжерея, скотный двор. После революции фабрика была национализирована. В настоящее время находится в тяжелом положении, как и многие предприятия текстильной промышленности. В Саввине, неподалеку от фабричных зданий, сохранилась церковь Преображения Господня, построенная в конце 19 - нач. 20 вв. Обширный бесстолпный храм завершен массивной световой ротондой; небольшая трапезная соединяет храм с колокольней из трех квадратных ярусов. Нарядное кирпичное узорочье, покрывающее стены колокольни, достигает предельной насыщенности в верхнем ярусе звона. Прекрасно сохранился фарфоровый иконостас. Три полихромных иконостаса изготовлены на фабрике М. С. Кузнецова (см. КУЗНЕЦОВ Матвей Сидорович), предположительно в с. Кузнецове (ныне Конаково (см. КОНАКОВО)).