прил.
из прич. по гл. звучать 1., 2.
ЗВУЧА́ЩИЙ, звучащая, звучащее.
1. прич. действ. наст. вр. от звучать.
2. Имеющий способность, свойство издавать звук (научн.). Звучащее тело.
-ая, -ее.
1. прич. наст. от звучать.
2. в знач. прил.
Издающий звук, обладающий способностью звучать.
Звучащий буй.
звуча́щий, звуча́щая, звуча́щее, звуча́щие, звуча́щего, звуча́щей, звуча́щих, звуча́щему, звуча́щим, звуча́щую, звуча́щею, звуча́щими, звуча́щем, звуча́щ, звуча́ща, звуча́ще, звуча́щи, позвуча́щее, позвуча́щей
прил., кол-во синонимов: 19
бунчащий (2)
выражающийся (40)
доносящийся (16)
журчащий (4)
звенящий (12)
исполняемый (25)
переливающийся (30)
прокатывающийся (13)
проносящийся (21)
проявляющийся (30)
раздающийся (42)
разносящийся (42)
раскатывающийся (19)
рокочущий (9)
слетающий (31)
слышащийся (15)
сыплющийся (25)
текущий (59)
слышащийся, прокатывающийся, разносящийся, проносящийся, исполняемый, раздающийся, журчащий, доносящийся, проявляющийся, выражающийся
Звучащий текст - это любой текст, прочитанный или произнесенный вслух, в противоположность незвучащему (печатному, написанному). Реально существующие в речи типы 3. т. представляют собой жанровые разновидности того или иного стиля, а нередко того и другого одновременно. На основании общности рит-мико-интонационных характеристик выделяются следующие жанры 3. т.:
а) информативные (тексты официально-деловые, публицистические, научные);
б)убеждающие (аналитические жанры публицистики, спонтанные и неспонтанные);
в) воздействующие (рисующие, аффективные с подразделением на прозаические и стихотворные);
г) с функцией общения (разговорные тексты).
Информативные жанры звучащей речи в основном читаются профессиональными дикторами, корреспондентами, общественными деятелями, учеными. Для них характерны: обезличенность манеры произношения (голоса дикторов различаются в основном тембром, по интонации они в основном совпадают); нарочитая официальность звучания; наличие дикторских пауз (их скопление в концовках сложных интонационных целых, большое количество нереальных грамматических пауз); ступенчатое падение тона, создающее своеобразную границу между микротемами (информационными блоками); простота и однообразие интонации; ускоренный темп (90 слов/мин); неровный ритм (часты большие междуударные интервалы) и др.
Убеждающие жанры могут быть научного, публицистического стиля. Паузы колебания достаточно часты, логические ударения создаются в основном нейтральным способом, распространен способ удлинения различных частей слова и фразы; темп средний или ускоренный, изменчивый для спонтанных и стабильный для неспонтанных текстов; ритм слабо организован; характерны оценоч-ность, экспрессия, относительная свобода в построении текста.
Воздействующие жанры литературно-художественной речи обладают сложной интонацией, большим диапазоном высоты тона, подчеркнутой индивидуальностью произношения; богатством психологических пауз, широким спектром их значений; разнообразными по способам выражения логическими ударениями; индивидуальной манерой говорящего; темп средний или замедленный, преимущественно ровный.
Общенческие (разговорные) жанры представляют собой такие спонтанные тексты, приметами которых являются неподготовленность, неофициальность и непосредственность общения. Часто это эмоционально спокойная, размеренная речь.
3. т. бывают спонтанными, неспонтанными, подготовленными, неподготовленными. Устный текст в устной форме речи (фольклор, публичная речь, разговорная) выделяется в противоположность письменному тексту. Разговорный, рождающийся в повседневном общении, выделяется в противоположность книжным текстам. Спонтанный текст, создаваемый непосредственно в момент речи, противоположен неспонтанному (подготовленному). Подготовленный текст - имеющий готовую письменную форму, более или менее развернутую, подготовленный к озвучиванию, т. е. предварительно прочитанный, усвоенный, размеченный (выделены логические ударения, расставлены паузы, определен темп и пр.) и реализуемый на основе словесной импровизации. Неспонтанные тексты - говоримые с опорой на письменный текст, но не заученные наизусть (устные рассказы, юмористические зарисовки, анекдоты), а предполагающие словесную импровизацию.
Лит.: Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М., 1977; Иванова-Лукьянова Т.Н. Ритмико-интонационное строение текста. - М., 1991; Ладыженская ТА. Живое слово. - М., 1986.
О. М. Казарцева