ИНДИВИДУА́ЛЬНО-ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЕ РАЗЛИ́ЧИЯ.
Особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих людей друг от друга. И.-п. р. могут характеризовать как частные психические свойства и отдельные психические процессы (например, индивидуальные пороги ощущения, время реакции, особенности восприятия, внимания, памяти, эмоциональной реактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (например, интересы, способности, характер). Особое значение имеет интровертность / экстравертность обучающегося (см.
интроверт, экстраверт), его принадлежность к коммуникативному / некоммуникативному типу. И.-п. р. определяются с помощью анкетирования, тестирования, беседы, наблюдения, а также психодиагностических (см. психодиагностика) методик. И.-п. р. формируются и развиваются в ходе жизни, в деятельности, под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Знание И.-п. р. необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, для решения вопросов профпригодности и выборе профессии. В отечественной лингводидактике И.-п. р. получили обоснование с психологической точки зрения в рамках коммуникативно-деятельностного (личностно-деятельностного) подхода (Зимняя, 1985).