м.
см. индуисты
Индуистские праздники
(Hindu festivals). Индуистский религ. год основан на лунном календаре. Каждый лунный месяц делится на две части: светлую половину - две недели перед новолунием и темную - две недели после полнолуния. У индусов сотни разл. праздников, причем каждая местность отмечает их по-своему. Приводим важнейшие из них: Дивали (новогодний праздник Светильников в окт.-нояб.), Холи - веселый весенний праздник в фев.-марте. Рождение Рамы отмечается в апр.-мае девятидневным праздником Рама-навами, во время к-рого читаются отрывки из Рамаяны. Ракша-бандан (июль-авг.), празднуемый в осн. в Сев, и Зап. Индии, приходится на разгар сезона муссонных дождей. Во время этого праздника женщины повязывают нити на запястья своих братьев в знак взаимной защиты. Отмечаемый в авг.-сент. праздник Джанмаштам и посвящен ро ждению Криш ны, а в сент.-окт. отмечается еще один большой девятидневный праздник - Наваратри, связанный с днем осеннего равноденствия. В эти дни празднуется Дургапуджа в честь великой богини Дурги, а заканчиваются девятидневные празднества Дуссехрой в память о Раване, смерть к-рого описана в Рамаяне.
Индуистские священные тексты
(Hindu sacred texts), тексты, первоначально записанные на санскрите как часть устной традиции и представляющие собой свящ. соч. индуизма. И.с.т. делятся на две осн. категории: шрути (то, что услышано) и смрити (то, что запомнено). Шрути считаются божественным откровением и состоят из Вед, записанных на санскрите между 1500 и 500 г. до н.э. Изначально существовало четыре подлинных собрания текстов, самым древн. и особо почитаемым из к-рых является Ригведа - собрание гимнов. Четыре Веды впоследствии были дополнены комментариями, среди к-рых наиб, значимы Упанишады, являющиеся основой филос. школы веданты. Тексты смрити не считаются божественным откровением, но и они берут начало в древн. устной традиции. К ним относятся две великие эпические поэмы - Рамаяна и Махабхарата. Последняя включает знаменитый раздел, известный как Бхагавадгита - филос. соч., толкующее понятие долга. Приложение, Харивамша (ок. 300-400 гг. н.э.), содержит многочисл. истории о маленьком Кришне. Кроме этого, к текстам смрити относятся Законы Ману (ок. 200-100 гг. до н.э.), излагающие религ. ритуалы, законы и обычаи. Более поздними являются Йога-сутра, приписываемая Патанджали (ок. 200- 300 гг. н.э.), и Пураны (ок. 400-1200 гг. н.э.), собрание историй о сотворении мира и жизни богов, ставших свящ. писанием для простых людей. Прочие тексты на хинди и тамильском яз. у нек-рых индусов также считаются свящ. Вместе с тем не существует единого канонического собрания текстов, к-рое принимали бы все индусы.
прил.
1. соотн. с сущ. индуизм, индуист, связанный с ними
2. Свойственный индуизму, характерный для него.
3. Принадлежащий индуистам.
ИНДУИ́ЗМ, -а, м. Распространившаяся в Индии с конца 1 тыс. н. э. одна из крупных религий мира, основанная на вере в перевоплощение душ как воздаяние за добродетели или пороки. Течения индуизма (два основных направления, связанные с культом верховных богов Вишну и Шивы).
индуи́стский, индуи́стская, индуи́стское, индуи́стские, индуи́стского, индуи́стской, индуи́стских, индуи́стскому, индуи́стским, индуи́стскую, индуи́стскою, индуи́стскими, индуи́стском, индуи́стск, индуи́стска, индуи́стско, индуи́стски
Индуистский храм (мандир)
(Hindu temple), место отправления религ. обрядов у индусов. Имеет прямоугольную форму, к-рая должна подчеркивать совершенный порядок космоса. Осн. функция И.х. - предоставить божеству пристанище, недоступное для скверны внеш. мира. Изображение (мурти) божества, к-рому посвящен храм, находится в его важнейшей части святилище. Над святилищем возвышается башня (сикхара), а вокруг него идет крытая галерея (прадакшина) для обхода изображения божества во время совершения обряда. Рядом со святилищем расположен переносный алтарь со свящ. огнем. В др. части И.х. находятся вход с воротами и террасой, обращенными к В., и зал с колоннами, ведущий по ступенькам к святилищу. Молящиеся сидят на полу зала лицом к святилищу и погот хором. В храме есть и др. статуи и святыни. Более крупные храмы обнесены оградой, и, чтобы попасть в них, нужно пройти через построенный в виде пирамиды проход (гопура). Внутри ограды могут также находиться кам. статуя, колесница (вахана) и традиц. животное для верховой езды, связанное сданным божеством. Хотя храмы и используются для публичного поклонения - пуджи, мн. индусы совершают обряды и перед своими домашними святынями.
Индуистское право
(Hindu law), попытка систематизировать и упорядочить частную жизнь и религ. обязанности индусов всего мира. Традиционно осн. направления и принципы поведения индусов отражены в шастрах (трактатах). Ближе всего к праву в зап. понимании приближаются Дхармашастры, составленные в осн. в стихотворной форме в период с 6 в. до н.э. до 18 в. н.э. Они являются трактатами о дхарме, духовных обязанностях, о поддержании материального и нравственного порядка мироздания. В индуизме немного универсальных норм поведения, он допускает многообразие поведения в соответствии с различиями возраста, пола и социального положения. Нет и единого правового или религ. авторитета, способного установить единые нормы поведения для всех. Поэтому Дхармашастры допускают разнообразные варианты местных обычаев. Через понятие дхарма И.п. оказало влияние на буд. мировоззрение в Юго-Вост. Азии - в Мьянме (Бирме), Таиланде и Камбодже (Кампучии). В Индии в 1771 г. англичане попытались кодифицировать Дхармашастры в соответствии с принципами англ, общего права и ввели гибрид англо-индуистского права. После завоевания Индией независимости в 1947 г. большая часть И.п. была кодифицирована; в наст, время оно применяется лишь в отношении индусов и существует наряду с др. системами религ. права, как, напр., шариат. Хотя все законы, основанные на кастовой системе, были официально отменены, мн. индусы до сих пор живут по этим законам, напр., избегают заключать смешанные браки.