Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ипатьевская летопись

Энциклопедический словарь

Ипа́тьевская ле́топись - свод начала XV в., восходит к южнорусскому летописному своду конца XIII в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод конца XII в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.

* * *

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - ИПА́ТЬЕВСКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ, древнейший памятник южнорусского летописания (см. ЛЕТОПИСИ), один из ранних русских летописных сводов. Получила название по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка начала 15 века, открытого Н.М. Карамзиным, самостоятельное значение имеет Хлебниковский список 16 века. Ипатьевский и Хлебниковский списки, существенно отличаясь друг от друга, восходят к общему протографу - южнорусскому летописному своду конца 13 века.

Летопись по составу разделяется на три основные части: первая - «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 года; вторая - Киевский свод конца 12 века (события 1118-1199); третья - в основном галицко-волынские летописные записи (события до 1292). Ипатьевская летопись является ценнейшим источником по истории Юго-Западной Руси до конца 13 века. Замечательной особенностью является светский характер ряда сюжетов. Многие галицко-волынские записи отличаются ярким, образным языком, поднимающим летопись до уровня поэтического произведения. Большие заслуги в изучении Ипатьевской летописи принадлежат Н.М. Карамзину, А.А. Шахматову, Л.В. Черепнину, В.Т. Пашуто.

Большой энциклопедический словарь

ИПАТЬЕВСКАЯ летопись - свод нач. 15 в., восходит к южнорусскому летописному своду кон. 13 в. Включает "Повесть временных лет" с продолжением до 1117, Киевский свод кон. 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.

Орфографический словарь

Ипа́тьевская ле́топись

Полезные сервисы

ипатьевский дом

Орфографический словарь

Ипа́тьевский до́м (в Екатеринбурге)

Полезные сервисы

ипатьевский монастырь

Энциклопедический словарь

Ипа́тьевский монасты́рь (Троицкий) мужской, в Костроме. Основан около 1330. В 1613 находившемуся здесь Михаилу Фёдоровичу Романову было объявлено об избрании его царём. Ипатьевский монастырь упразднён после Октябрьской революции. Входит в состав Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архитектурный ансамбль включает стены и башни (XVI-XVII вв.), Троицкий собор с росписями Г. Кинешемцева (XVII в.), звонницу (XVII в.), Келарские кельи (так называемые Палаты Романовых, XVI в., XIX в.). На территорию Ипатьевского монастыря переведены памятники русского деревянного зодчества - церкви Богородицы из села Холм (XVI в.), Спасо-Преображенская из села Спас-Вежи (XVII в.) и др.

* * *

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - ИПА́ТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь), в Костроме (см. КОСТРОМА (город)), памятник русской архитектуры 16-17 веков; расположен на стрелке между реками Волгой и Костромой.

Ипатьевский монастырь впервые упоминается в летописях под 1432, но основан значительно раньше. Территория монастыря состоит из двух частей - Старого и Нового города. Оба города обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Центр монастыря - пятиглавый Троицкий собор и звонница.

По преданию монастырь был основан около 1330 татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды (см. ЗОЛОТАЯ ОРДА) к Ивану Калите (см. ИВАН I Калита) и принявшим в Москве христианство под именем Захария. На месте будущего монастыря ему было видение Божьей матери с апостолом Филиппом и мучеником Ипатием, результатом которого стало исцеление Чета от болезни. В благодарность за исцеление, на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и дубовые стены.

Согласно другой версии, монастырь основал в 1275 владимирский великий князь Василий Ярославич Квашня (брат Александра Невского), предпочитавший жить в Костроме. После упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых. В 16 веке Годуновы заняли первостепенное место при царском дворе и монастырь вступил в эпоху бурного развития. Вместо деревянных церквей и стен были воздвигнуты сооружения из камня, в том числе Троицкий собор. В монастыре была создана живописная мастерская, собрана большая библиотека книг и рукописей (в том числе Ипатьевская летопись (см. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ)). В монастыре были похоронены отец и мать Бориса Годунова (см. БОРИС ГОДУНОВ), а также Иван Сусанин (см. СУСАНИН Иван Осипович). Ипатьевский монастырь известен и как место ссылки братьев Иоанникия и Софрония Лихудов (см. ЛИХУДЫ Иоанникий и Софроний).

В кельях монастыря, построенных в 1583, более шести лет жили изгнанные Годуновым Михаил Федорович Романов (см. РОМАНОВ Михаил Федорович) со своей матерью монахиней Марфой. 14 марта 1613 в Троицком соборе монастыря был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобрел новых могущественных покровителей. По указу царя Михаила Романова был выстроен Новый город, обнесенный стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром, была заложена в месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Федоровича в Москву после его избрания на царство.

Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель. В 1910-1913, по случаю празднования трехсотлетия дома Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены реставрационные работы. Во время празднования юбилея в 1913 в монастырь приезжал Николай II (см. НИКОЛАЙ II Александрович) и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведенном за стенами монастыря.

После Октябрьской революции, в 1918, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. В 1958 на территории Ипатьевского монастыря был создан Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, начались реставрационные работы. Монастырь снова стал действующим 23 ноября 1989.

Архитектурный ансамбль включает стены и башни (16-17 вв.), Троицкий собор (1586, 1650-1652) с росписями Г. Кинешемцева (17 в.), звонницу (1603-1605), Келарские кельи (Палаты Романовых; 16 в., 19 в.), Архиерейский корпус (18 в.), Братский корпус (18 в.).

К территории Ипатьевского монастыря примыкает музей деревянного зодчества, включающий такие памятники, как церковь Богородицы из села Холм (16 в.), Спасо-Преображенскую церковь из села Спасс-Вежи (17 в.).

Большой энциклопедический словарь

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Троицкий) мужской - в Костроме. Основан ок. 1330. В 1613 находившемуся здесь Михаилу Федоровичу Романову было объявлено об избрании его царем. Ипатьевский монастырь упразднен после Октябрьской революции. Входит в состав Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архитектурный ансамбль включает стены и башни (16-17 вв.), Троицкий собор с росписями Г. Кинешемцева (17 в.), звонницу (17 в.), Келарские кельи (т. н. Палаты Романовых, 16 в., 19 в.). На территорию Ипатьевского монастыря переведены памятники русского деревянного зодчества - церкви Богородицы из с. Холм (16 в.), Спасо-Преображенская из с. Спасс-Вежи (17 в.) и др.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ипатьевский монастырь.

Ипатьевский монастырь.

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Троицкий), мужской, в Костроме. Основан около 1330. С середины 16 в. переживал расцвет, связанный с возвышением Годуновых, от которых поступали крупные вклады; на средства Годуновых велось каменное строительство. Здесь в 1613 Михаилу Федоровичу Романову было объявлено об избрании его царем. В 1918 монастырь упразднен; с 1946 музей (с 1958 Историко-архитектурный художественный музей-заповедник). В ансамбле Игнатьевского монастыря стены и башни "старого" (1586 - 90, перестроены в 1621 - 22) и "нового" (1624 - 43) "городов", Троицкий собор и звонница (17 в.), Келарские кельи (так называемые Палаты Романовых, 16 в., 19 в.) и др. На территории Игнатьевского монастыря переведены памятники русского деревянного зодчества - церкви Богородицы из села Холм (16 в.), Спасо-Преображенская из села Спас-Вежи (17 в.) и др. В Игнатьевском монастыре хранился древнейший памятник южно-русского летописания - Ипатьевская летопись (начало 15 в.); обнаружена Н.М. Карамзиным.

Орфографический словарь

Ипа́тьевский монасты́рь

Полезные сервисы