Каза́нский собо́р - в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского классицизма. Построен архитектором А. Н. Воронихиным в 1801-1811. Примыкающая к северному фасаду крестово-купольного здания мощная полукруглая колоннада образует площадь, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Скульптурное оформление выполнено И. П. Мартосом и др. Перед Казанским собором - исполненные Б. И. Орловским в 1837 памятники М. И. Кутузову (похоронен в соборе) и М. Б. Барклаю-де-Толли.
* * *
КАЗАНСКИЙ СОБОР - КАЗА́НСКИЙ СОБО́Р в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Построен архитектором А. Н. Воронихиным (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович) в 1801-11.
Образцом для проекта собора, утвержденного Павлом I (см. ПАВЕЛ I Петрович), послужил собор св. Петра в Ватикане. Однокупольное здание Казанского собора в плане имеет форму латинского креста. К его боковому северному фасаду, обращенному к Невскому проспекту, примыкает грандиозная полукруглая колоннада (96 коринфских (см. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР) колонн с каннелюрами (см. КАННЕЛЮРЫ), поставленных в 4 ряда) с 6-колонным портиком, являющимся ее композиционным центром. Дуга колоннады, завершенная с обеих сторон монументальными проездными порталами с аттиками, охватывает площадь, образованную в результате смещения собора вглубь улицы (Невского проспекта). Такая же колоннада согласно проекту должна была примыкать и к южной (главной) стороне собора, но недостаток средств помешал этому. Над колоннадой возвышается легкий купол на высоком барабане. С западной и южной стороны - портики с колоннами коринфского ордера. Храм построен из желто-серого известняка и украшен многочисленными барельефами работы И. П. Мартоса (см. МАРТОС Иван Петрович), И. П. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Иван Прокофьевич) и др.
Внутреннее пространство собора представляет собой величественный 3-нефный колонный зал, общая высота которого составляет 62 м. Два ряда парных гранитных колонн (гладкие коринфские) образуют равные по высоте нефы (длина главного нефа 69 м). Каждая колонна украшена капителью и базой. Иконостас главного алтаря выполнен из серебра (тонкая чеканная работа) с четырьмя колоннами сибирской яшмы; царские врата и балюстрада также серебряные. Часть серебра, необходимого для создания алтаря, было подарено собору донскими казаками (оно в виде церковной утвари было отбито в 1812 у разграбивших российские храмы французов). В росписи собора, а также в написании икон принимали участие В. Л. Боровиковский (см. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич), А. Е. Егоров (см. ЕГОРОВ Алексей Егорович), В. К. Шебуев (см. ШЕБУЕВ Василий Козьмич); в оформлении использована скульптура работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, В. И. Демут-Малиновского (см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович), Ф. Ф. Щедрина (см. ЩЕДРИН Феодосий Федорович), С. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Степан Степанович). По проекту Воронихина Малая площадь перед главным входом в 1810-1812 была обнесена чугунной решеткой с ромбовидными орнаментальными накладками и растительным узором.
Собор предназначался для перенесения в него древней иконы Казанской Божией Матери (отсюда и название), что и было сделано при его освещении в 1811. В соборе хранились также боевые знамена и трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 там был похоронен фельдмаршал Кутузов (ограда его могилы - это последняя работа в соборе Воронихина). На площади перед собором в 1837 были установлены памятники М. И. Кутузову (см. КУТУЗОВ Михаил Илларионович) (1829-1835) и М. Б. Барклаю-де-Толли (см. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ Михаил Богданович) (1829-1836, оба - бронза) работы скульптора Б. И. Орловского (см. ОРЛОВСКИЙ Борис Иванович) (архитектор В. П. Стасов (см. СТАСОВ Василий Петрович)). С 1932 в здании собора размещался Музей истории религии и атеизма. В конце 1990-х годов был возвращен Русской православной церкви.