м. разг.
1. уменьш. к сущ. календарь I
2. ласк. к сущ. календарь I
Календа́рная поэ́зия - произведения народного устно-поэтического и музыкально-поэтического творчества, элемент обрядности, связанной с временами года, аграрными праздниками (колядки, веснянки и др.).
* * *
КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ - КАЛЕНДА́РНАЯ ПОЭ́ЗИЯ, произведения народного устно-поэтического и музыкально-поэтического творчества, элемент обрядности, связанной с временами года, аграрными праздниками (колядки (см. КОЛЯДКИ), веснянки (см. ВЕСНЯНКИ (обрядовые календарные песни)) и др.).
КАЛЕНДАРНАЯ ПОЭЗИЯ - произведения народного устно-поэтического и музыкально-поэтического творчества, элемент обрядности, связанной с временами года, аграрными праздниками (колядки, веснянки и др.).
"КАЛЕНДАРНЫЕ БЕСПОРЯДКИ" - движение оппозиции членов Большой гильдии, цеховых ремесленников и др. в Риге в 1584-89 против магистрата и Речи Посполитой. Повод - введение по указу польского короля григорианского календаря и восстановление прав иезуитов. Подавлены.
I прил.
1. соотн. с сущ. календарь I, связанный с ним
2. Свойственный календарю [календарь I], характерный для него.
3. перен. разг.
Очень последовательный и точный.
4. Устанавливаемый, определяемый по календарю.
II прил.
1. соотн. с сущ. календарь II 1., связанный с ним
2. Устанавливаемый, определяемый по календарю [календарь II 1.].
КАЛЕНДА́РНЫЙ, календарная, календарное.
1. прил. к календарь. Календарный листок.
2. Устанавливаемый, определяемый по календарю. Календарный порядок. Календарный год. Календарный план.
• Календарное имя (ист.) - христианское, взятое из календаря, святцев, в отличие от нехристианского, некалендарного. Фамилии Иванов, Петров, Николаев и т.п. происходят от календарных собственных имен; Первов, Второв, Жданов, Ушаков - от некалендарных.
КАЛЕНДА́РНЫЙ -ая, -ое.
1. к Календа́рь (1 зн.). К. листок.
2. Устанавливаемый, определяемый по календарю. К. план. К-ые сроки. К. год (период с 1 января по 31 декабря).
-ая, -ое.
1. прил. к календарь.
Календарный листок.
2. Устанавливаемый, определяемый по календарю.
Календарный план. Календарные сроки.
◊
- календарный год
календа́рный, календа́рная, календа́рное, календа́рные, календа́рного, календа́рной, календа́рных, календа́рному, календа́рным, календа́рную, календа́рною, календа́рными, календа́рном, календа́рен, календа́рна, календа́рно, календа́рны, календа́рнее, покаленда́рнее, календа́рней, покаленда́рней
КАЛЕНДА́РНЫЙ ФОЛЬКЛО́Р - объединяет разнообразные виды вербальной традиции (песни, заговоры, присловья, пословицы, приметы, ритуальные возгласы, словесные формулы), акциональные (игровые, "театральные"), муз., хореографич., изобразит. формы, сконцентрир. вокруг приуроченных к определ. времени года (или дню) праздников и обрядов. К. Ф. раскрывает общий смысл праздников и обрядов, их глубинное содержание и конкретные связи отд. их эл-тов; в нем как бы осуществляются непосредств. цели ритуала ("обеспечиваются" будущий урожай, благополучие и богатство семьи, приход весны, установление необходимых контактов с мифолог. существами и др.), и он сам обнаруживает свое содержание лишь в контексте обрядово-праздничной семантики и в непоср. связи с динамикой ритуальных действий. Любой вид и текст К. Ф. привязан к определ. моментам обрядов, и воспроизведение их предполагает строгое соблюдение изв. участникам ритуальных норм поведения. Рус. К. Ф. сосредоточен вокруг праздников и обрядов зимнего (от святок до масленицы) и весенне-летнего (от встречи весны до Ивана Купала) циклов, и на всех этапах по-своему воплощаются идеи возрождения природы, встреч и проводов сезонов года, гаданий о предстоящем будущем, пожеланий жизн. успеха - с типовыми ситуациями и мотивами "обходов", парадокс. сочетанием мотивов смерти и праздничного разгула, похоронами мифолог. персонажей, призывами, заклинаниями, эротич. эл-тами, культом деревьев, ритуальной еды, брачными мотивами и т. д.
I м.
Справочное печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащей последовательный перечень дней года с указанием различных других сведений (праздников, памятных дат, астрономических данных и т.п.).
II м.
1. Способ счисления дней в году.
2. разг.
Распределение работы, занятий и т.п. по дням, месяцам и т.п.
КАЛЕНДА́РЬ - сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? календаря́, чему? календарю́, (вижу) что? календарь́, чем? календарём, о чём? о календаре́; мн. что? календари́, (нет) чего? календаре́й, чему? календаря́м, (вижу) что? календари́, чем? календаря́ми, о чём? о календаря́х
1. Календарь - это специальная таблица или книжка, в которой все дни года разделены на месяцы и недели; вы заглядываете в календарь, чтобы посмотреть, какое сегодня число, какой день недели соответствует какому числу и т. п.
Перекидной календарь. | Настенный календарь. | Отрывной календарь.
о системе исчисления времени
2. В основе солнечного календаря, используемого в большинстве стран, лежит продолжительность тропического года; в основе лунного календаря - продолжительность лунного, или синодического, месяца.
3. Юлианский календарь, или старый стиль, был разработан александрийским астрономом Созигеном и был введён Юлием Цезарем в 46 году до н. э.; этот календарь отстаёт от нового стиля на одни сутки за 128 лет.
Цезарь ввёл новый календарь, названный в его честь юлианским.
4. Григорианский календарь, или новый стиль, был введён в результате реформы юлианского календаря в 1582 году римским папой Григорием XIII.
5. Церковным календарём называется распределение церковных праздников и дней памяти святых по датам года; он основан на юлианском календаре.
Церковный календарь, начинающийся первого сентября, формирует годовой круг нравственного становления человека.
6. Календарём называют распределение по дням и месяцам каких-либо событий, работ, встреч.
Календарь отпусков. | Календарь летних работ.
= график
календа́рик сущ., м.
календа́рный прил.
Календарный план.
КАЛЕНДА́РЬ, календаря, муж. (лат. calendarium).
1. Справочная таблица или книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с указанием различных других сведений (праздников, исторических дат, каких-нибудь литературных произведений и т.п.). Настольный календарь. Отрывной календарь (где каждый день - на особом листке, отрываемом по прошествии дня).
2. Способ счисления дней в году. Реформа календаря. Юлианский календарь (старого стиля; по имени Ю.Цезаря). Грегорианский календарь (нового стиля; по имени папы Григория 13).
3. Распределение занятий, работы, состязаний и т.п. по дням, месяцам (спец., офиц.). Календарь спортивных состязаний.
КАЛЕНДА́РЬ, -я, муж.
1. Способ счисления дней в году. Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). Юлианский к. (старого стиля). Григорианский к. (нового стиля).
2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями). Отрывной к. Настольный к.
3. Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности. К. занятий. К. футбольных игр.
| прил. календарный, -ая, -ое. К. год (от 1 января по 31 декабря). К. план.
КАЛЕНДАРЬ - муж. (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящийся, сведений; месяцеслов. Святцы составляют часть календаря, а сведения астрономические, по суточному и годовому обращению земли и планет, другую. Врут все календари! Грибоедов. Кто по календарю сеет, тот редко веет. Календарным теплом не угреешься, ему не верят. Календарник муж. составитель календарей.
Календарь
-аря́, м.
1) Система, способ времяисчисления, основанные на периодичности явлений природы (времен года, фаз Луны).
Солнечный календарь.
Юлианский календарь.
Григорианский календарь.
2) Печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащее перечень месяцев, чисел, дней недели, указания праздников и различных памятных дат.
Настенный календарь.
Рекламный календарь.
[Фамусов:] Достань-ка календарь; читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. - На листе черкни на записном, противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом во вторник зван я на форели (Грибоедов).
3) Распределение по дням, месяцам отдельных видов деятельности.
Футбольный календарь.
Сельскохозяйственный календарь.
Театральный календарь.
Календарь филателиста.
Родственные слова:
календа́рик, календа́рный
Этимология:
В русском - из западноевропейских языков (нем. Kalender, голл. kalender, англ. calendar, фр. calendrier ← лат. calendarium ‘запись ссуд’, ‘долговая книга заимодавца’, от calendae ‘календы’, ‘первый день месяца’). Заимствовано в конце XVII в.
Энциклопедический комментарий:
В мире используются разные календари. Древнеегипетский календарь положил начало солнечным календарям, связанным с годичным движением Солнца. В Древнем Риме календарями сначала называли книги, в которые кредиторы записывали проценты, вносившиеся ежемесячно в дни календ, т. е. первых дней месяцев (отсюда название calendarium). Позднее календарями стали именовать книги, расписывающие культовые празднества, дни рождения императоров, дни собраний сената. Наиболее древний из дошедших до нас римских календарей относится к 354 г. н. э. У православных славян календари назывались месяцесловами. В Средние века издание календарей находилось в руках церкви. С XIV в. в Россию начали проникать календари с Запада, по их подобию стали составлять и отечественные календари. Систематический выпуск печатных календарей начался в России при Петре I. С расширением знаний человека о Земле, о движении небесных светил менялись и способы времяисчисления и принципы составления календарей. Юлианский календарь - летосчисление, составленное при Юлии Цезаре на основе солнечного календаря (старый стиль). Григорианский календарь - летосчисление, установленное в 1582 г. при папе Григории XIII, опережает юлианский календарь на 13 дней (новый стиль). Был принят сразу во многих странах Европы. В России вплоть до 1918 г. использовался юлианский календарь. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января 1918 г. был введен новый календарь: 1 февраля (по старому стилю) стало считаться 14 февраля (по новому стилю). Русская православная церковь и в наши дни продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю.
В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев совпадает с новолунием. Там ведут летосчисление от года хиджры (622 г.) - года переселения Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину.
КАЛЕНДА́РЬ1́, -я́, м
Лист бумаги, содержащий справочную таблицу, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на недели, месяцы, рабочие и праздничные дни.
В помещении кафедры на стене висел огромный красочный календарь на новый 2001 год с фотографиями всех ее членов.
КАЛЕНДА́РЬ2́, -я́, м
Совокупность листов бумаги, соединенных определенным образом в виде книжки, в которой перечислены последовательно дни года с делением их на месяцы и дни недели; по способу соединения листов календари могут быть отрывными, перекидными и целостными.
Пенсионеры отдают предпочтение отрывным календарям.
КАЛЕНДА́РЬ -я́; м. [лат. calendarium от Calendae - календы].
1. Справочная таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели. Настольный к. Отрывной к. // чего или какой. Таблица или книжка, дающая сведения о каких-л. (обычно природных) явлениях в порядке последовательности дней года. Астрономический к.
2. Система счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных светил. Лунный к. Солнечный к. Юлианский к. Григорианский к.
3. чего или какой. Распределение по дням, месяцам отдельных видов деятельности. К. работ. К. соревнований.
◁ Календа́рик, -а; м. Уменьш. (1 зн.).
* * *
календарь - I
(от лат. Calendarium - долговая книга), система счёта длительных промежутков времени, основана на периодичности видимых движений небесных тел. Потребность в таком счёте возникла в связи с необходимостью заранее знать о наступлении тех или иных сезонов или сроков (в частности, сроков сбора налогов и выплаты процентов по долгам - отсюда название «календарь»). Наиболее распространены солнечные календари, в основу которых положен солнечный (тропический) год. Распространены также лунные календари, использующие цикличность смены фаз Луны, и более сложные лунно-солнечные календари. Год в любом календаре (так называемый календарный год) всегда содержит целое число суток, что невозможно точно связать с продолжительностью тропического года (приблизительно 365,2422 суток) или циклом смены фаз Луны (приблизительно 29,53 суток). Можно достичь лишь той или иной точности приближения, чем и вызвано существование множества различных календарей. Например, в юлианском календаре ошибка в одни сутки накапливается за 128 лет, а в более точном григорианском календаре - за более чем 3300 лет.
II
справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (например, «Годовой разпись, или месячило» на 1670; так называемый «Брюсов календарь», составлен В. А. Куприяновым в начале XVIII в.; «Всеобщий русский календарь», издан И. Д. Сытиным в начале XX в.; в наше время - «Настольный календарь», «Женский календарь», «Православный календарь» и др.).
КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium - букв. - долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ), система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год. Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 сут, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года.
Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 сут, что лишь на 26 с превышает тропический год. григорианский календарь более точен, поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет. В России григорианский календарь введен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 в. 11 сут, в 19 в. 12 сут и в 20 в. 13 сут. В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 сут 12 ч 44 мин 2,9 с. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 сут, который оказывается на 11 сут короче тропического года. В ряде стран Юго-Вост. Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (т. н. Метонов цикл).
-----------------------------------
КАЛЕНДАРЬ - справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., "Годовой разпись, или месячило" на 1670; т. н. "Брюсов календарь", составленный В. А. Куприяновым в нач. 18 в.; "Всеобщий русский календарь", изданный И. Д. Сытиным в нач. 20 в.; в наше время - "Настольный календарь", "Женский календарь" и др.).
-я́, м.
1. Справочная таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели.
Настольный календарь. Отрывной календарь.
|| чего или какой.
Таблица или книжка, дающая сведения о каких-л. (обычно природных) явлениях в порядке последовательности дней года.
Астрономический календарь.
2. Система счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных светил.
Лунный календарь. Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский календарь.
3. чего или какой.
Распределение по дням, месяцам отдельных видов деятельности.
Календарь работ. Календарь соревнований.
◊
Это был наш старый праздник, --- который давно сделался важнейшей вехой в нашем годовом календаре. Макаренко, Педагогическая поэма.
[лат. calendarium]
КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendae или kalendae, "календы" - название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени. Например, в задачу (а) входит регистрация дат природных явлений, как периодических - равноденствий, затмений, приливов, - так и непериодических, таких, как землетрясения. Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологической последовательности. Одна из важных задач календаря - определение моментов церковных событий и "дрейфующих" праздников (например, Пасхи). Функция (б) календаря используется в общественной сфере и в быту, где процентные платежи, заработная плата и прочие деловые отношения основаны на определенных интервалах времени. Многие статистические и научные исследования также используют временные интервалы. Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный. Лунный календарь основан на продолжительности синодического, или лунного месяца (29,53059 сут), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь. Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 сут, поэтому средняя длина месяца равна 29,5 сут. Длина лунного года в таком календаре составляет 12ґ29,5 = 354 сут. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 сут. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом за 30 лет набирается расхождение в 11,012 сут. Добавление этих 11 сут каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 сут; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни. Солнечный календарь согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем. Истинный солнечный год содержит 365,2422 сут; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 сут, а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты - два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года. Лунно-солнечный календарь - это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты. Пример лунно-солнечного календаря дает еврейский календарь, официально принятый в Израиле.
ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ
В календарях используются единицы счета времени, основанные на периодических движениях астрономических объектов. Вращение Земли вокруг своей оси определяет длительность суток, обращение Луны вокруг Земли дает продолжительность лунного месяца, а обращение Земли вокруг Солнца задает солнечный год.
Солнечные сутки. Видимое движение Солнца по небу задает истинные солнечные сутки как интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через меридиан в нижней кульминации. Если бы это движение отражало только вращение Земли вокруг своей оси, то оно происходило бы очень равномерно. Но оно связано также с неравномерным движением Земли вокруг Солнца и с наклоном земной оси; поэтому истинные солнечные сутки переменны. Для измерения времени в быту и в науке используЮтся математически вычисленное положение "среднего солнца" и, соответственно, средние солнечные сутки, которые имеют постоянную длительность. В большинстве стран начало суток приходится на 0 ч, т.е. на полночь. Но это не всегда было так: в библейские времена, в Древней Греции и Иудее, а также в некоторые другие эпохи начало дня приходилось на вечернее время. У римлян в различные периоды их истории день начинался в разное время суток.
Лунный месяц. Первоначально продолжительность месяца определялась периодом обращения Луны вокруг Земли, точнее - синодическим лунным периодом, равным промежутку времени между двумя последовательными наступлениями одинаковых фаз Луны, например, новолуний или полнолуний. Средний синодический лунный месяц (так называемая "лунация") длится 29 сут 12 ч 44 мин 2,8 с. В библейские времена лунацию считали равной 30 сут, но римляне, греки и некоторые другие народы приняли как стандарт измеренную астрономами величину 29,5 сут. Лунный месяц - удобная в общественной жизни единица времени, поскольку она длиннее суток, но короче года. В древности Луна привлекала всеобщий интерес как инструмент для измерения времени, ибо весьма несложно наблюдать выразительную смену ее фаз. Кроме того, лунный месяц был связан с различными религиозными потребностями и поэтому играл важную роль при составлении календаря.
Год. В обыденной жизни, в том числе и при составлении календаря, под словом "год" понимают тропический год ("год сезонов"), равный интервалу времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Сейчас его продолжительность составлет 365 сут 5 ч 48 мин 45,6 с, причем каждые 100 лет она уменьшается на 0,5 с. Еще древние цивилизации использовали этот сезонный год; по записям египтян, китайцев и других древних народов видно, что длина года вначале принималась равной 360 сут. Но уже довольно давно длину тропического года уточнили до 365 сут. Позже египтяне приняли его продолжительность равной 365,25 сут, а великий астроном древности Гиппарх уменьшил эту четверть суток на несколько минут. Гражданский год не всегда начинался с 1 января. Многие древние народы (как и некоторые современные) начинали год с момента весеннего равноденствия, а в Древнем Египте год начинался в день осеннего равноденствия.
МЕХАНИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (9 В.)
ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЕЙ
Греческий календарь. В древнегреческом календаре обычный год состоял из 354 сут. Но поскольку ему нехватало 11,25 сут для согласования с солнечным годом, то каждые 8 лет к году добавляли 90 сут (11,25*8), разделенные на три одинаковых месяца; этот 8-годичный цикл назывался октаэтеридой. После примерно 432 до н.э. греческий календарь основывался на цикле Метона, а затем на цикле Каллиппа (см. ниже раздел о циклах и эрах).
Римский календарь. Согласно древним историкам, вначале (ок. 8 в. до н.э.) латинский календарь состоял из 10 месяцев и содержал 304 сут: пять месяцев по 31 сут в каждом, четыре месяца по 30 и один месяц с 29 сут. Год начинался 1 марта; отсюда сохранились названия некоторых месяцев - сентябрь ("седьмой"), октябрь ("восьмой"), ноябрь ("девятый") и декабрь ("десятый"). Новые сутки начинались в полночь. Впоследствии римский календарь претерпел немалые изменения. Перед 700 до н.э. император Нума Помпилий добавил два месяца - январь и февраль. Календарь Нумы содержал 7 месяцев по 29 сут, 4 месяца по 31 сут и февраль с 28 сут, что составляло 355 сут. Около 451 до н.э. группа из 10 высших римских чиновников (децемвиров) привела последовательность месяцев к нынешнему виду, перенеся начало года с 1 марта на 1 января. Позже была учреждена коллегия понтификов, которая провела реформу календаря.
Юлианский календарь. К 46 до н.э., когда верховным понтификом стал Юлий Цезарь, календарные даты явно расходились с природными сезонными явлениями. Поступало столько жалоб, что возникла необходимость радикальной реформы. Чтобы восстановить прежнюю связь календаря с сезонами, Цезарь по совету александрийского астронома Созигена продлил 46-й год до н.э., добавив месяц из 23 сут после февраля и два месяца из 34 и 33 сут между ноябрем и декабрем. Таким образом, в том году было 445 сут и его прозвали "годом путаницы". Затем Цезарь закрепил длительность обычного года в 365 сут с введением раз в четыре года одного добавочного дня после 24 февраля. Это позволило приблизить среднюю продолжительность года (365,25 сут) к длительности тропического года. Цезарь умышленно отказался от лунного года и выбрал солнечный год, поскольку при этом все вставки, кроме високосного года, стали ненужными. Таким образом Цезарь установил продолжительность года в точности равной 365 сут и 6 ч; с тех пор повсеместно используется именно это значение: после трех обычных лет следует один високосный год. Цезарь изменил продолжительность месяцев (табл. 1), положив в обычном году февраль из 29 сут, а високосном - из 30. Этот Юлианский календарь, который сейчас часто называют "старым стилем", был введен 1 января 45 до н.э. Тогда же месяц квинтилис был переименован в июль в честь Юлия Цезаря, а весеннее равноденствие было сдвинуто к своей исходной дате 25 марта.
Августианский календарь. После смерти Цезаря понтифики, видимо, неправильно поняв инструкцию о високосных годах, в течение 36 лет добавляли високосный год не раз в четыре, а раз в три года. император Август исправил эту ошибку, пропустив три високосных года в период с 8 до н.э. до 8 н.э. Начиная с этого момента, високосными считались только года с номером, кратным 4. В честь императора месяц секстилис был переименован в август. Кроме того, количество дней в этом месяце было увеличено с 30 до 31. Эти сутки были взяты из февраля. Сентябрь и ноябрь были сокращены с 31 до 30 сут, а октябрь и декабрь увеличены с 30 до 31 сут, что сохраняло общее количество суток в календаре (табл. 1). Таким образом сложилась современная система месяцев. Некоторые авторы считают не Августа, а все же Юлия Цезаря основателем современного календаря.
Таблица 1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕСЯЦЕВ ТРЕХ РИМСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ (в сутках)
Календы, иды и ноны. Эти слова римляне использовали только во множественном числе, называя так особые дни месяцев. Календами, как упоминалось выше, называли первый день каждого месяца. Иды были 15-м днем марта, мая, июля (квинтилиса), октября и 13-м днем остальных (коротких) месяцев. При современных расчетах нонами называют 8-й день перед идами. Но римляне учитывали сами иды, поэтому ноны у них были 9-м днем (отсюда их название "nonus", девять). Мартовскими идами было 15 марта или, менее определенно, какой-либо из семи предшествующих дней: с 8 до 15 марта включительно. Ноны марта, мая, июля и октября приходились на 7-й день месяца, а в прочие, короткие месяцы - на 5-й день. Дни месяца отсчитывались назад: в первую половину месяца говорили, что столько-то дней осталось до нон или ид, а во вторую половину - до календ следующего месяца.
Григорианский календарь. Юлианский год продолжительностью 365 сут 6 ч длиннее истинного солнечного на 11 мин 14 с, поэтому с течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 н.э. Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Наконец, предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием ХIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу, вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 сут - после 4 октября следовало 15 октября. Это позволяло сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия, каковой она была, вероятно, в 325 н.э. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, считать високосными. Таким образом, 1582 стал первым годом григорианского календаря, часто называемого "новым стилем". Франция перешла на новый стиль в том же году. Некоторые другие католические страны приняли его в 1583. Прочие страны переходили на новый стиль в разные годы: например, Великобритания приняла григорианский календарь с 1752; к 1700 високосному году по юлианскому календарю различие между ним и григорианским календарем составляло уже 11 сут, поэтому в Великобритании после 2 сентября 1752 наступило 14 сентября. В том же году в Англии начало года было перенесено на 1 января (до этого новый год начинался со дня Благовещения - 25 марта). Ретроспективное исправление дат стало причиной большой путаницы на многие годы, поскольку папа Григорий XIII распорядился внести поправки во все прошлые даты, вплоть до Никейского собора. Григорианский календарь используется сегодня во многих странах, включая США и Россию, которая отказалась от восточного (юлианского) календаря лишь после Октябрьской (в действительности - ноябрьской) большевистской революции 1917. Григорианский календарь не абсолютно точен: он на 26 с длинее тропического года. Разница достигает одних суток за 3323 года. Для их компенсации вместо исключения трех високосных лет из каждых 400 нужно было бы исключать один високосный год из каждых 128 лет; это поправило бы календарь настолько, что лишь за 100 000 лет разница между календарным и тропическим годами достигла бы 1 сут.
ДАТСКИЙ рукописный пергаментный календарь на июнь - август 1570.
КОМИССИЯ по реформированию календаря (1582).
Еврейский календарь. Этот типичный лунно-солнечный календарь имеет очень древнее происхождение. Его месяцы содержат попеременно 29 и 30 сут, а раз в 3 года добавляют 13-й месяц Веадар; его вставляют перед месяцем Нисан каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й год 19-летнего цикла. Нисан - первый месяц еврейского календаря, хотя отсчет годов ведется от седьмого месяца Тишри. Вставка Веадара приводит к тому, что весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан. В григорианском календаре два вида годов - обычный и високосный, а в еврейском - обычный (12-месячный) год и эмболисмический (13-месячный). В эмболисмическом году из 30 сут, вставленных перед Нисаном, 1 сут относятся к шестому месяцу Адару (который обычно содержит 29 сут), а 29 сут составляют Веадар. На самом деле еврейский лунно-солнечный календарь еще сложнее, чем описано здесь. Хотя он и годится для исчисления времени, но из-за использования лунного месяца его нельзя считать эффективным современным инструментом этого рода.
Мусульманский календарь. До Мухаммеда, умершего в 632, у арабов был лунно-солнечный календарь со вставными месяцами, похожий на еврейский. Считается, что ошибки старого календаря заставили Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. В нем за единицу отсчета приняты сутки и синодический лунный месяц, а сезоны вообще не принимаются во внимание. Лунный месяц считается равным 29,5 сут, а год состоит из 12 мес, содержащих попеременно 29 или 30 сут. В 30-летнем цикле последний месяц года в течение 19 лет содержит 29 сут, а остальные 11 лет - 30 сут. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Мусульманский календарь широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке, хотя Турция в 1925 отказалась от него в пользу григорианского календаря.
Египетский календарь. Ранний египетский календарь был лунным, о чем свидетельствует иероглиф "месяц" в виде лунного серпа. Позже жизнь египтян оказалась тесно связана с ежегодными разливами Нила, которые и стали для них точками отсчета времени, стимулируя создание солнечного календаря. Согласно Дж.Брестеду, этот календарь был введен в 4236 до н.э., и эта дата считается самой древней исторической датой. Солнечный год в Египте содержал 12 мес по 30 сут, а по окончании последнего месяца шло еще пять дополнительных суток (эпагомены), что в сумме давало 365 сут. Поскольку календарный год был на 1/4 сут короче солнечного, со временем он все больше и больше расходился с сезонами. Наблюдая гелиакические восходы Сириуса (первое появление звезды в лучах утренней зари после ее невидимости в период соединения с Солнцем), египтяне определили, что 1461 египетский год по 365 сут равен 1460 солнечным годам по 365,25 сут. Этот интервал известен как период Сотис. Длительное время жрецы препятствовали любому изменению календаря. Наконец в 238 до н.э. Птолемей III издал декрет о добавлении одного дня к каждому четвертому году, т.е. ввел подобие високосного года. Так родился современный солнечный календарь. День у египтян начинался с восходом Солнца, их неделя состояла из 10 сут, а месяц - из трех недель.
Китайский календарь. Доисторический китайский календарь был лунным. Около 2357 до н.э. император Яо, недовольный существующим лунным календарем, повелел своим астрономам определить даты равноденствий и с помощью вставных месяцев создать сезонный календарь, удобный для сельского хозяйства. Чтобы согласовать 354-суточный лунный календарь с 365-суточным астрономическим годом, каждые 19 лет добавляли 7 вставных месяцев, следуя подробной инструкции. Хотя солнечный и лунный годы в целом были согласованы, лунно-солнечные различия оставались; их исправляли по достижении ими заметной величины. Тем не менее календарь все еще был несовершенен: годы имели неодинаковую продолжительность, а равноденствия приходились на разные даты. В китайском календаре год состоял из 24 полумесяцев. Китайский календарь имеет 60-летний цикл, началом которого считается 2637 до н.э. (по другим данным - 2397 до н.э.) с несколькими внутренними периодами, причем каждый год имеет довольно забавное название, например, "год коровы" в 1997, "год тигра" в 1998, "зайца" в 1999, "дракона" в 2000 и т.п., которые повторяются с периодом в 12 лет. После западного проникновения в Китай в 19 в. в коммерции стали использовать григорианский календарь, а в 1911 он официально был принят в новой Китайской республике. Однако крестьяне еще продолжали пользоваться древним лунным календарем, но с 1930 он был запрещен.
Календари майя и ацтеков. Древняя цивилизация племени майя обладала весьма высоким искусством счета времени. Их календарь содержал 365 сут и состоял из 18 мес по 20 сут (каждый месяц и каждый его день имели свое название) плюс 5 добавочных суток, не относящихся ни к одному месяцу. Календарь состоял из 28 недель по 13 пронумерованных дней в каждой, что составляло всего 364 сут; одни сутки оставались лишними. Почти таким же календарем пользовались и соседи майя - ацтеки. Большой интерес представляет календарный камень ацтеков. Лицо в центре изображает Солнце. В четырех примыкающих к нему больших прямоугольниках изображены головы, символизирующие даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга символизируют 20 сут месяца. Большие треугольные фигуры изображают солнечные лучи, а в основании внешнего круга два огненных змея представляют жар небес. Календарь ацтеков похож на календарь майя, но названия месяцев иные.
КАЛЕНДАРНЫЙ КАМЕНЬ АЦТЕКОВ на базальтовой плите размером 3,6 м был обнаружен в Мексике отрядом Кортеса в 1519. В центре изображено Солнце, окруженное двадцатью днями месяца.
СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ИНКОВ
ЦИКЛЫ И ЭРЫ
Воскресные буквы - это схема, показывающая связь между числом месяца и днем недели в течение любого года. Например, она позволяет определять воскресные дни, а исходя из этого составить календарь на весь год. Таблицу недельных букв можно записать так:
Каждый день года, кроме 29 февраля високосных лет, обозначается буквой. Определенный день недели всегда обозначается одной и той же буквой в течение всего года, за исключением високосных лет; поэтому та буква, которая обозначает первое воскресенье, соответствует и всем остальным воскресеньям этого года. Зная воскресные буквы любого года (от A до G) можно полностью восстановить порядок дней недели в этом году. Полезна следующая таблица:
Чтобы определить порядок дней недели и составить календарь любого года, нужно иметь таблицу воскресных букв для каждого года (табл. 2) и таблицу строения календаря любого года с известными воскресными буквами (табл. 3). Например, найдем день недели для 10 августа 1908. В табл. 2 на пересечении столбца столетий со строкой, содержащей две последние цифры года, указаны воскресные буквы. Високосные годы имеют две буквы, а для полных столетий, таких как 1900, буквы указаны в верхнем ряду. Для високосного 1908 года воскресными буквами будут ED. Из части для високосного года табл. 3 по буквам ED находим строку дней недели, а пересечение с ней даты "10 августа" дает понедельник. Таким же образом находим, что 30 марта 1945 было пятницей, 1 апреля 1953 - средой, 27 ноября 1983 - воскресеньем, и т.д.
Таблица 2.
ВОСКРЕСНЫЕ БУКВЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ГОДА
Цикл Метона показывает соотношение лунного месяца и солнечного года; поэтому он стал основой для греческого, еврейского и некоторых других календарей. Этот цикл состоит из 19 лет по 12 месяцев плюс 7 добавочных месяцев. Назван он по имени греческого астронома Метона, открывшего его в 432 до н.э., не подозревая, что в Китае о нем знали с 2260 до н.э. Метон определил, что период в 19 солнечных лет содержит 235 синодических месяцев (лунаций). Он считал длину года равной 365,25 сут, поэтому 19 лет у него составляли 6939 сут 18 ч, а 235 лунаций равняются 6939 сут 16 ч 31 мин. В этот цикл он вставлял 7 добавочных месяцев, поскольку 19 лет по 12 мес дают в сумме 228 мес. Считается, что Метон вставлял добавочные месяцы в 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й и 19-й годы цикла. Все годы, помимо указанных, содержат по 12 мес, состоящих попеременно из 29 или 30 сут, 6 лет среди упомянутых выше семи содержат по дополнительному месяцу из 30 сут, а седьмой - 29 сут. Вероятно, первый Метонов цикл начался в июле 432 до н.э. Фазы Луны повторяются в те же дни цикла с точностью до нескольких часов. Таким образом, если даты новолуний определены в течение одного цикла, то они легко определяются для последующих циклов. Положение каждого года в цикле Метона указывает его номер, принимающий значения от 1 до 19 и называемый золотым числом (поскольку в античную эпоху фазы Луны начертывались золотом на общественных памятниках). Определить золотое число года можно по специальным таблицам; им пользуются для вычисления даты Пасхи.
Цикл Каллиппа. Другой греческий астроном - Каллипп - в 330 до н.э. развил идею Метона, введя 76-летний цикл (= 19ґ4). Циклы Каллиппа содержат постоянное число високосных лет, тогда как в цикле Метона их число переменно.
Солнечный цикл. Этот цикл состоит из 28 лет и помогает установить связь между днем недели и порядковым днем месяца. Если бы не было високосных лет, то соответствие дней недели и чисел месяца регулярно повторялось бы с 7-летним циклом, поскольку в неделе 7 дней, и год может начинаться с любого из них; а также потому, что обычный год на 1 сутки длинее 52 полных недель. Но введение раз в 4 года високосных лет делает цикл повторения всех возможных календарей в прежнем порядке 28-летним. Интервал между годами с одинаковым календарем изменяется от 6 до 28 лет.
Цикл Дионисия (пасхальный). Этот цикл из 532 лет имеет компоненты лунного 19-летнего и солнечного 28-летнего циклов. Считается, что он был введен Дионисием Малым в 532. Согласно его расчетам, как раз в том году начинался лунный цикл, первый в новом Пасхальном цикле, что и указывало дату рождения Христа в 1 н.э. (эта дата часто является предметом спора; некоторые авторы называют датой рождения Христа 4 до н.э.). Цикл Дионисия содержит полную последовательность пасхальных дат.
Эпакт. Эпактом называют возраст Луны от новолуния в сутках на 1 января любого года. Эпакт был предложен А. Лилием и введен К. Клавием в период подготовки новых таблиц для определения дней Пасхи и других праздников. Каждый год имеет свой эпакт. Вообще для определения даты Пасхи требуется лунный календарь, но эпакт позволяет определить дату новолуния и далее вычислить дату первого полнолуния после весеннего равноденствия. Следующее после этой даты воскресенье и есть Пасха. Эпакт совершеннее золотого числа: он позволяет определять даты новолуний и полнолуний по возрасту Луны на 1 января, не рассчитывая лунные фазы на весь год. Полная таблица эпактов вычислена на 7000 лет, после чего вся серия повторяется. Эпакты пробегают циклически серию из 19 чисел. Для определения эпакта текущего года нужно к эпакту предыдущего года прибавить 11. Если сумма превышает 30, то нужно вычесть 30. Это не очень точное правило: число 30 приблизительное, так что вычисленные по этому правилу даты астрономических явлений могут отличаться от истинных на сутки. До введения григорианского календаря эпакты не использовали. Считается, что цикл эпактов начался в 1 до н.э. с эпактом 11. Инструкции для расчета эпактов кажутся очень сложными, пока не вникнешь в детали.
Римские индикты. Это цикл, введенный последним римским императором Константином; им пользовались для ведения коммерческих дел и сбора податей. Непрерывную последовательность лет делили на 15-летние интервалы - индикты. Цикл начался 1 января 313. Следовательно, 1 н.э. был четвертым годом индикта. Правило определения номера года в текущем индикте такое: прибавить 3 к григорианскому номеру года и разделить это число на 15, остаток и является искомым числом. Так, в системе римских индиктов 2000 год имеет номер 8.
Юлианский период. Это универсальный период, используемый в астрономии и хронологии; введен французским историком Ж.Скалигером в 1583. "Юлианским" Скалигер назвал его в честь своего отца, известного ученого Юлия Цезаря Скалигера. Юлианский период содержит 7980 лет - произведение солнечного цикла (28 лет, по прошествии которых даты юлианского календаря приходятся на те же дни недели), цикла Метона (19 лет, по прошествии которых все фазы Луны приходятся на те же дни года) и цикла римских индиктов (15 лет). Началом юлианского периода Скалигер выбрал 1 января 4713 до н.э. по продолженному в прошлое юлианскому календарю, поскольку все три перечисленных выше цикла сходятся в этой дате (точнее, 0,5 января, поскольку за начало юлианских суток принят средний гринвичский полдень; поэтому к полуночи, с которой начинается 1 января, уже проходит 0,5 юлианских суток). Текущий юлианский период завершится в конце 3267 н.э. (23 января 3268 по григорианскому календарю). Для того чтобы определить номер года в юлианском периоде, нужно прибавить к нему число 4713; сумма и будет искомым номером. Например, 1998 имел номер 6711 в юлианском периоде. Каждый день этого периода имеет свой юлианский номер JD (Julian Day), равный количеству суток, прошедших с начала периода до полудня этого дня. Так, 1 января 1993 имел номер JD 2 448 989, т.е. к гринвичскому полдню этой даты от начала периода прошло именно столько полных суток. Дата 1 января 2000 имеет номер JD 2 451 545. Юлианский номер каждой календарной даты приводится в астрономических ежегодниках. Разность юлианских номеров двух дат указывает количество суток, прошедших между ними, что весьма важно знать при астрономических расчетах.
Римская эра. Годы этой эры отсчитывались от момента основания Рима, которым считается 753 до н.э. Перед номером года ставили аббревиатуру A.U.C. (anno urbis conditae - год основания города). Например, 2000 год григорианского календаря соответствует 2753 году римской эры.
Олимпийская эра. Олимпиады - это 4-летние интервалы между греческими спортивными состязаниями, проводившимися в Олимпии; их использовали в хронологии Древней Греции. Олимпийские игры устраивали в дни первого полнолуния после летнего солнцестояния, в месяце гекатомбейоне, что соответствует современному июлю. Вычисления показывают, что первые Олимпийские игры были проведены 17 июля 776 до н.э. В то время использовали лунный календарь с добавочными месяцами цикла Метона. В 4 в. христианской эры император Феодосий отменил Олимпийские игры, и в 392 Олимпиады были заменены Римскими индиктами. Термин "Олимпийская эра" часто встречается в хронологии.
Эра Набонассара. Введена одной из первых и названа в честь вавилонского царя Набонассара. Эра Набонассара представляет особый интерес для астрономов, поскольку использовалась для указания дат Гиппархом и александрийским астрономом Птолемеем в его "Альмагесте". По-видимому, в Вавилоне в эту эру начались детальные астрономические исследования. Началом эры считают 26 февраля 747 до н.э. (по юлианскому календарю), первый год правления Набонассара. Птолемей начинал счет суток со среднего полдня на меридиане Александрии, а год у него египетский, содержащий ровно 365 сут. Неизвестно, пользовались ли в Вавилоне эрой Набонассара в эпоху ее формального начала, но в более поздние времена ею, по-видимому, пользовались. Помня о "египетской" длине года, легко вычислить, что 2000 год по григорианскому календарю является 2749 годом эры Набонассара.
Еврейская эра. Начало еврейской эры - это мифическая дата сотворения мира, 3761 до н.э. Еврейский гражданский год начинается около дня осеннего равноденствия. Например, 11 сентября 1999 по григорианскому календарю был первым днем 5760 года по еврейскому календарю.
Мусульманская эра, или эра хиджры, начинается 16 июля 622, т.е. с даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. Например, 6 апреля 2000 по григорианскому календарю начинается 1421 год мусульманского календаря.
Христианская эра. Началась 1 января 1 н.э. Считают, что христианскую эру ввел Дионисий Малый в 532; время течет в ней в согласии с циклом Дионисия, описанным выше. Дионисий принял за начало 1-го года "нашей" (или "новой") эры 25 марта, поэтому день 25 декабря 1 н.э. (т.е. 9 мес спустя) был назван днем рождения Христа. Папа Григорий XIII перенес начало года на 1 января. Но историки и хронологи давно уже считали днем Рождества Христова 25 декабря 1 до н.э. По поводу этой важнейшей даты было много споров, и только современные исследования показали, что скорее всего Рождество приходится на 25 декабря 4 до н.э. Путаницу в установление подобных дат вносит то обстоятельство, что астрономы часто называют год рождения Христа нулевым годом (0 н.э.), которому предшествовал 1 до н.э. Но другие астрономы, а также историки и хронологи считают, что нулевого года не было и сразу за 1 до н.э. следует 1 н.э. Нет согласия и в том, считать ли такие годы, как 1800 и 1900, концом столетия или началом следующего. Если принять существование нулевого года, то 1900 будет началом столетия, а 2000 - еще и началом нового тысячелетия. Но если нулевой год отсутствовал, то 20-й век истекает лишь в конце 2000. Многие астрономы считают вековые годы, заканчивающиеся на '00, началом нового столетия. Как известно, дата Пасхи постоянно меняется: она может прийтись на любой день с 22 марта по 25 апреля включительно. По правилу Пасха (католическая) должна быть в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта). К тому же, согласно Английскому требнику, "... если полнолуние наступает в воскресенье, то Пасхой будет следующее воскресенье". Эта дата, имеющая большое историческое значение, служила предметом многих споров и дискуссий. Поправки папы Григория XIII приняты многими церквами, но поскольку расчет даты Пасхи основан на лунных фазах, она не может иметь определенную дату в солнечном календаре.
РЕФОРМА КАЛЕНДАРЯ
Хотя григорианский календарь очень точен и вполне согласуется с природными явлениями, его современная структура не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Уже давно ведутся разговоры об усовершенствовании календаря и даже возникают различные ассоциации по проведению такой реформы.
Недостатки григорианского календаря. Этот календарь имеет около дюжины дефектов. Главным среди них является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях. Например, кварталы содержат 90, 91 или 92 дня. Существуют четыре основные проблемы: 1) Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов - обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает 7 типов обычных и 7 типов високосных лет, т.е. всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет. 2) Продолжительноть месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике. 3) Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель. 4) От недели к неделе, от месяца к месяцу и даже от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий. Например, день Благодарения всегда приходится на четверг, но число месяца при этом меняется. Рождество всегда приходится на 25 декабря, но на разные дни недели.
Предлагаемые усовершенствования. Существует множество предложений по реформе календаря, из которых перечисленные ниже обсуждаются чаще других: Международный фиксированный календарь (International Fixed Calendar). Это улучшенная версия 13-месячного календаря, предложенного в 1849 французским философом, основоположником позитивизма О.Контом (1798-1857). Разработал ее английский статистик М.Котсворт (1859-1943), основавший в 1942 Лигу фиксированного календаря. Этот календарь содержит 13 мес по 28 дней в каждом; все месяцы одинаковые и начинаются с воскресенья. Оставив первым шести месяцам из двенадцати их привычные имена, Котсворт вставил между ними 7-й месяц "Соль" (Sol). Один лишний день (365 - 13ґ28), названный Днем года, следует после 28 декабря. Если год високосный, то вставляют еще Високосный день после 28 июня. Эти "уравновешивающие" сутки в счете дней недели не учитываются. Котсворт предлагал упразднить названия месяцев и использовать для их обозначения римские цифры. 13-месячный календарь весьма равномерен и удобен в употреблении: год легко делится на месяцы и недели, а месяц делится на недели. Если бы в экономической статистике вместо полугодий и кварталов использовался месяц, то такой календарь имел бы успех; но 13 мес трудно поделить на полугодия и кварталы. Проблемы вызывает и резкое отличие этого календаря от ныне действующего. Для его введения потребуются большие усилия, чтобы получить согласие влиятельных групп, приверженных традиции.
Всемирный календарь (World Calendar). Этот 12-месячный календарь разрабатывался по решению Международного коммерческого конгресса 1914 и усиленно пропагандировался многими сторонниками. В 1930 Э.Ахелис организовала Ассоциацию всемирного календаря, издающую с 1931 "Журнал реформы календаря". Основной единицей Всемирного календаря служит квартал года. Каждые неделя и год начинаются с воскресенья. Первые три месяца содежат 31, 30 и 30 сут соответственно. Каждый следующий квартал такой же, как первый. Названия месяцев сохраняются нынешними. День високосного года (июнь W) вставляется после 30 июня, а День окончания года (День мира) - после 30 декабря. Противники Всемирного календаря считают его недостатком то, что каждый месяц состоит из нецелого числа недель и поэтому начинается с произвольного дня недели. Защитники же этого календаря считают его преимуществом подобие ныне действующему календарю.
Вечный календарь (Perpetual Calendar). Этот 12-месячный календарь предлагает У. Эдвардс из Гонолулу (Гавайи). Вечный календарь Эдвардса разбит на чет
КАЛЕНДА́РЬ - роспись дням изв. года с обозначением времени подвижных праздников, указанием, каким числам мес. соответствуют дни недель года, к к-рой иногда присовокупляются разные сведения справ. характера - астрономич., статистич. и др. Подоб. рода К. появились в Зап. Европе в 15 в. Первый полный рукописный К.-альманах появился на Руси в 1664. Первым печатным рус. К. считается "Святцы или К.", изд. в Амстердаме в 1702. Настоящая сер. ежегодных печатных К., но тоже переводных, началась моск. К. на 1709 и петерб. на 1713. Церк. шрифтом К. печатались в Киево-Печерской лавре. Стенные листовые нар. К. печатались в 18 - 1-й пол. 19 в. Самый полный из них - т. н. Брюсов К. - свод всего астрологич. мат-ла и суеверий, содержавшихся в др.-рус. отреченных кн. При основании Академии наук (1724) ей было предоставлено исключит. право издания К. Впервые академич. К. вышел на 1728 г., после чего академич. К. выходили до 1869. С 1770 они носили назв. месяцесловов. Издавала академия и др. месяцесловы - историч., географич. и др. На обязанности академии (до сер. 19 в.) лежало и составление росписи должностных лиц и придворного К. Сохранился "Придворный К." на 1735 г., но непрерывная сер. их начинается лишь с 1745. В 1855 губерн. начальству было разрешено издавать "Памятные книжки", а в 1865 право издавать К. было предоставлено всем желающим. Во 2-й пол. 19 в. число разл. К. значит. умножилось. Общие К., предназнач. для чтения, издавались от общедоступных до дорогих. Из спец. К. издавались "Карманный военный К." (для нижних чинов и офицеров), "К. и справочная книжка рус. сельского хозяина", "Лесной К.", "Юридический К.", "Медицинский К." и др.
Титульный лист первого русского календаря. 1721
Календарь ацтеков.
КАЛЕНДАРЬ (от латинского Calendae - 1-й день месяца у римлян), система счисления больших промежутков времени, основана на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до нашей эры. Длина года в григорианском календаре меньше, чем в юлианском, и в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 секунд превышает тропический год. Григорианский календарь более точен, поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет. Началом отсчета в нем служит "Рождество Христово" (так называемая наша, или новая, эра). В России григорианский календарь введен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляет: в 18 в. 11 суток, в 19 в. 12 суток и в 20 в. 13 суток. В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем (так называемой лунной хиджрой), в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 минут 2,9 секунд. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. Таким образом, начало лунного года ежегодно переходит на все более ранние даты солнечного года. Начало мусульманской эры летосчисления приходится на 16 июля 622 (по солнечному календарю). В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом солнечного года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (так называемый метонов цикл), начало года не имеет постоянной даты по солнечному календарю.
Древний календарь майя, Мексика.
Календарь, я, м.
Ежегодник, в котором, кроме календарных, содержались и другие справочные сведения из разных областей жизни.
► Однажды вечером батюшка сидел на диване, перевертывая листы При дворного календаря. // Пушкин. Капитанская дочка //
календарь - месяцеслов, роспись всех дней в году
Стенной календарь - краткий месяцеслов, на папке, висящей на стене
Ср. Я, посмотрев их (солдат), видел, что весь спинной календарь до того расписан, что подкрышку поднять невозможно.
Лесков. Жидовская кувырколлегия.
Ср. Calendae (καλείν, называть) - первый день месяца у древних римлян.
См. все врут календари.
См. в Вознесенье, когда оно будет в воскресенье.
календа́рь, календари́, календаря́, календаре́й, календарю́, календаря́м, календарём, календаря́ми, календаре́, календаря́х
сущ., кол-во синонимов: 22
агеологиум (2)
адрес-календарь (1)
аннуарий (1)
астрокалендарь (1)
биокалендарь (1)
времяисчисление (6)
гемерологий (1)
геортологиум (1)
деловой дневник (6)
дневник (17)
ежедневник (8)
записи (8)
календарик (1)
книга (160)
менологий (2)
месяцеслов (3)
расписание (14)
святцы (1)
склерозник (5)
фасты (2)
хааб (1)
численник (2)
календарь - система счисления больших промежутков времени (суток и годов);
перечень дней года.
месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.
месячный.
месяцы года:
январь. февраль. март. апрель. май. июнь. июль. август.
январский. февральский...
сентябрь. октябрь. ноябрь. декабрь.
предмайский. предоктябрьский.
неделя. седмица (устар). недельный.
дни недели: понедельник. вторник. среда. четверг. пятница. суббота. воскресенье.
субботея.
Новый год - дата условного начала года.
летоисчисление. времяисчисление.
наша эра - современная система летоисчисления.
геохронология: век. эпоха. период. эра.
↓ геологические эры и периоды, возраст человека
Заимств. в начале XVII в. из польск. или нем. яз., где kalendarz, Kalender < лат. calendarium (буквально - «долговая книга»), суф. производного от calendae «календы, первые числа каждого месяца в римском календаре» (в эти числа должники платили проценты).
календа́рь
укр. календа́р. Вероятно, через польск. kalendarz из лат. calendārium от саlеndае; см. Преобр. I, 285. [Есть уже у Поликарпова, Лекс.; см. G. Hüttl Worth, Foreign words in Russian, Lоs Angeles, 1963, стр. 74. - Т.]
Календарь - в Древнем Риме первые дни любого месяца имели общее название. Их именовали календами.
Именно в календы римской традицией предписывалось выплачивать долги и проценты по ссудам. Вот заимодавцы и вели специальные списки должников - кто и когда должен расплатиться. Называлась такая платежная ведомость calendarium.
КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendae - первый мес. в году). 1) месяцеслов. 2) счисление дней в году, различное у разных народов.
- Справочник по датам.
- По мнению Ежи Леца, его реформа не сокращает срок беременности.
- Что в начале года весит 200 граммов, а в конце 30 граммов?
- Отсутствует на острове невезения.
- Система счисления дней в году.
- Справочное издание, которое дядя Евгения Онегина предпочитал иным книгам.
- Подарок имениннице с её фотографиями на каждый месяц года.
- Лунный посевной ...
- Григорианский ...
- Отрывной на стене.
- Способ исчисления дней в году.
- Таблица или книжка с перечнем всех дней в году.
- Робинзон для этой цели пользовался стволом, а мы сейчас пользуемся именно им.
- «Альманах» в переводе с арабского.
- Какая долговая книжка, пришедшая к нам из Рима, есть почти в каждом доме?
- Как в Древнем Риме назывались книги, в которые кредиторы записывали проценты?
- Сборник чешского поэта Ивана Скалы.
- Роман Леонида Лиходеева «Семейный ..., или Жизнь от начала до конца».
- Фильм Атома Эгояна.
- Путевые заметки русского писателя Михаила Пришвина «... природы».
- Именно так древние римляне называли справочник, которым пользовались жрецы для своих расчётов.
- Повесть российского писателя Аркадия Первенцева «... природы».
КАЛЕНДАРЬ (система летосчисления) - КАЛЕНДА́РЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книжка; в Древнем Риме должники платили проценты в день календ (см. КАЛЕНДЫ)), система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год.
Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII (см. ГРИГОРИЙ XIII (римский папа)) в 1582 и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 сут, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 сут, что лишь на 26 с превышает тропический год. Григорианский календарь более точен, поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет. В России григорианский календарь введен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 в. 11 сут, в 19 в. 12 сут и в 20 в. 13 сут.
В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 сут 12 ч 44 мин 2,9 с. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 сут, который оказывается на 11 сут короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (т. н. Метонов цикл).
КАЛЕНДАРЬ (справочное издание) - КАЛЕНДА́РЬ, справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., «Годовой разпись, или месячило» на 1670; т. н. «Брюсов календарь», составленный В. А. Куприяновым в нач. 18 в.; «Всеобщий русский календарь», изданный И. Д. Сытиным (см. СЫТИН Иван Дмитриевич) в нач. 20 в.; в наше время - «Настольный календарь», «Женский календарь» и др.).
До 593 года Р. Хр. год состоял из 365 дней. В 593 году введен двенадцатимесячный год, которого месяцы имели 30 и 29 дней попеременно; к известным годам в конце прибавлялись високосы, в виде дополнительного месяца, из 31 и 30 дней, который называли вторым посейдеоном. Кроме того, греки считали годы олимпиадами; каждая олимпиада заключала в себе 4 года. Первый год первой олимпиады начался 20 июля 776 г. до Р. Х.
Ромул ввел альбийский год, состоявший из 10 месяцев, к которым впоследствии прибавлено еще два месяца, так что в году вышло всего 360 дней. Нума сделал год лунным, в 345 дней, которые делились на 12 месяцев в 31 и 29 дней. Для уравнения этого года с солнечным, положено было вставлять по особому месяцу, который в восьмой год имел только 15 дней вместо 23. Однако же, ко времени Юлия Цезаря римский год отставал от надлежащего счета целыми 79 днями.
У древних египтян год состоял из двенадцати тридцатидневных месяцев и пяти прибавочных дней. Но как в каждый год пропадало при этом четверть дня, то египтяне скопляли эти четверти, пока не составится год, что продолжалось 1460. У евреев сначала был лунный год, разделенный на 12 месяцев в 29 и в 30 дней. По временам прибавляли к последнему месяцу еще один, называемый адар, отчего выходили годы простые и високосные. Кроме того, у евреев год был гражданский и церковный; первый начинался с месяца нисана, нашего марта; второй начинался с месяца тисри, с половины нашего сентября. Каждый седьмой год был субботним, а седьмой субботний год назывался юбилеем.
↑ какой-л.
солнечный календарь.
лунный календарь. лунный год.
республиканский календарь:
вандемьер. брюмер. фример. нивоз. плювиоз. вентоз. жерминаль. флореаль. прериаль
мессидор. термидор. фрюктидор.
хиджра. рамазан, рамадан.
старый стиль, юлианский календарь.
новый стиль, григорианский календарь.
календы. ноны. иды.
календари: настенный. перекидной. отрывной.
месяцеслов - православный церковный календарь.
Год лунный из 12 месяцев 29 и 30 дневных, а тринадцатый месяц прибавляется семь раз в продолжении 19 полных лет; кроме того, у них есть большие циклы, и каждый цикл заключает в себе 60 лет; таким образом говорится при обозначении их годов: пятого цикла в тридцать шестой год.
Календа́рь республика́нский - см. республиканский календарь.
* * *
КАЛЕНДАРЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ - КАЛЕНДА́РЬ РЕСПУБЛИКА́НСКИЙ, см. Республиканский календарь (см. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ).
КАЛЕНДАРЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ - см. Республиканский календарь.
Год начался 22 сентября нов. стил. 1792 года; делился на 12 месяцев, а месяц на три декады, или десятидневия; остальные пять или шесть дней прибавляли к концу года, под названием дополнительных дней. Четвертый год всегда был високосный. С 1 января 1806 г. введен опять прежний гражданский год.
КАЛЕНДАРЬ ЦЕРКОВНЫЙ - литургический календарь, систематический указатель дат переходящих и непереходящих церковных праздников и постов, исчисляемых на основе суточного круга, лунных месяцев, времен года и солнечного годичного цикла. Еврейскую Пасху у древних христиан заменило ежегодное празднование воскресения Христа (христианская Пасха), а еврейскую субботу - еженедельное воспоминание воскресения Господа ("день Господень", воскресенье). Проблемы, связанные с согласованием еврейского лунного календаря с солнечным календарем, принятым у римлян, породили длительные споры относительно исчисления даты празднования Пасхи, в ходе которых постепенно был выработан литургический календарь христианской церкви. Основная структура христианского литургического календаря сложилась в 1-4 вв. Отсчет времени в литургическом годе велся от Пасхи, которой предшествуют сорокадневный Великий пост (рассчитываемый по-разному), воспоминание Входа Господня в Иерусалим ("Пальмовое", или "Вербное" воскресенье) и Христовых Страстей (в Страстную седмицу). На сороковой день после Пасхи празднуется Вознесение Господне, а еще через 10 дней - Пятидесятница (в Православной церкви этот праздник называется еще Днем Св. Троицы). К этому циклу Западная церковь в Средние века прибавила праздники Троицы (первое воскресенье после Пятидесятницы) и Тела Господня - Corpus Domini (четверг после праздника Троицы). Кульминацией другого древнего богослужебного цикла, начинавшегося с Адвента, были праздники Рождества Христова и Богоявления; этот цикл завершался между 18 января и 21 февраля, когда, с воскресенья, называемого Семидесятницей (Septuagesima), начиналось приготовление к следующей Пасхе. Древние христиане праздновали также годовщины смерти мучеников, к которым со временем прибавились дни памяти других святых. Календарь на отдельный год состоит из трех частей и включает в себя гражданский календарь (в Восточных церквах обычно юлианский, а на Западе - григорианский); два литургических круга, пасхальный и рождественский; список дней памяти святых, а также перечень постов, соблюдаемых в соответствии с канонами данной церкви или обряда.
ЛИТЕРАТУРА
Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Исправленный по приказанию Юлия Цезаря древнеримский год. Он начинался с зимнего солнцестояния и этот день назван 1 января. К нам он, вероятно, перешел из Греции, но до 1348 года начинался с 1 марта, а потом с 9 сентября. Распространенный в Персии и Турции орден дервишей, основанный Календери и отличающийся строгою нравственностью.