ж.
1. Вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки; киноискусство.
2. Отрасль культуры и народного хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и показом их зрителю.
ж.
1. Вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки; киноискусство.
2. Отрасль культуры и народного хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и показом их зрителю.
КИНЕМАТОГРА́ФИЯ, кинематографии, мн. нет, жен. Производство фильм для кинематографа и их демонстрация, как искусство и как отрасль промышленности. Заниматься кинематографией. Кинематография сделала гигантские успехи.
КИНЕМАТОГРА́ФИЯ, -и, жен. Искусство воспроизведения на экране заснятых на светочувствительную плёнку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности, а также отрасли деятельности, связанные с производством кинофильмов.
| прил. кинематографический, -ая, -ое.
Кинематография
-и, только ед., ж.
1) Искусство съемки и воспроизведения на экране движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.
Классические произведения кинематографии.
Громадное значение в творческом подъеме нашей кинематографии сыграл "Чапаев", созданный братьями Васильевыми и Б. А. Бабочкиным (Черкасов).
Синонимы:
кинемато́граф, кино́, киноиску́сство
2) Отрасль культуры и народного хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и демонстрацию их зрителю.
Перемены в российской кинематографии.
Родственные слова:
кинематографи́ст, кинематографи́ческий
Этимология:
От немецкого Kinematographie (← греч. kinēma, kinēmatos ‘движение’ и graphein ‘писать’).
Энциклопедический комментарий:
Кинематография - наиболее массовый вид искусства, в котором синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе только ему присущих выразительных средств. Главные из них - фотографическая природа изображения, позволяющая с предельной достоверностью воссоздать любые картины действительности, и монтаж. За время развития кинематографии сформировались четыре основных ее вида: 1) художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского творчества произведения кинодраматургии или адаптированные произведения прозы, драматургии, поэзии; 2) документальная кинематография, являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по преимуществу на непосредственной фиксации на пленку реальной действительности; 3) мультипликационная кинематография, одушевляющая графические или кукольные персонажи; 4) научно-популярная кинематография, использующая средства этих трех видов для пропаганды научных знаний.
КИНЕМАТОГРА́ФИЯ, -и, ж
Вид искусства, представляющий собой синтез литературы, театра, изобразительного искусства и музыки; произведения создаются с помощью киносъемки (запечатления на пленке фрагментов действительности в пространственно-временном изменении) реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий;
Син.: кинематограф, кино, киноискусство.
Кинематография в России начала развиваться в 10-х гг. XX в.
КИНЕМАТОГРА́ФИЯ -и; ж.
1. Искусство съёмки и воспроизведения на экране движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Мастера кинематографии.
2. Отрасль культуры и народного хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и показ их зрителю. Предприятия отечественной кинематографии.
◁ Кинематографи́ческий (см.).
* * *
кинематогра́фия - отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, вид искусства (см. Киноискусство).
* * *
КИНЕМАТОГРАФИЯ - КИНЕМАТОГРА́ФИЯ, отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, вид искусства (см. Киноискусство (см. КИНОИСКУССТВО)).
КИНЕМАТОГРАФИЯ - отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, вид искусства (см. Киноискусство).
-и, ж.
1. Искусство съемки и воспроизведения на экране движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.
Достижения советской кинематографии.
2. Отрасль культуры и народного хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и показ их зрителю.
Предприятия советской кинематографии.
Á сущ; 222 см. Приложение II
Сведения о происхождении слова:
Слово пришло в русский язык из немецкого, ср. Kinematographíe, через посредство французского, ср. cinématographie, - оба со вторым ударным и, однако такое ударение не укоренилось в нашем языке.
кинематогра́фия, кинематогра́фии, кинематогра́фий, кинематогра́фиям, кинематогра́фию, кинематогра́фией, кинематогра́фиею, кинематогра́фиями, кинематогра́фиях
сущ., кол-во синонимов: 8
большой экран (5)
десятая муза (5)
искусство кино (7)
кинематограф (14)
кино (29)
киноискусство (7)
экран (29)
см. кино
кинематогра́фия
(гр. kinema (kinsma-tos) движение + ...графия)
1) отрасль культуры в народного хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и демонстрацию их зрителю;
2) искусство получения изображения движущихся объектов на светочувствительной пленке, а также воспроизведения полученных изображений.
- Искусство «Мосфильма».
- Искусство воспроизведения на экране заснятых на сверхчувствительную пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.
- Буква К во ВГИКе.
КИНЕМАТОГРА́ФИЯ РУ́ССКАЯ (до 1918) - перв. киносеанс в России состоялся 4 мая (ст. ст.) 1896 в увеселит. заведении "Аквариум" в С.-Петербурге. В мае того же года прошла премьера аттракциона "Синематограф братьев Люмьер" в Москве в саду "Эрмитаж", а затем его демонстрация была включена в программу Всерос. выставки в Ниж. Новгороде. К тому же 1896 относятся и перв. съемки в России (30 сент. была заснята торжеств. церемония перенесения чудотворн. иконы из Куряжского мон.).
Немалое место в репертуаре к/т составляли сюжеты культ.-ист. и этногр. содержания - хроника воен. действий на фронтах рус.-япон. войны, "Чума в Харбине" (1904, оператор П. Кобцов), "Выбор царской невесты", "Рус. свадьба XVI ст." (реж. В. Гончаров). В 1907 начинает издаваться перв. в России кинематогр. ж. "Сине-фоно" (М., 1907-18, ред.-изд. В. С. Лурье).
К 1907-08 относится появление перв. нац. кинофирм. Большой вклад в орг-цию кинодела внесли предприниматели А. Ханжонков (1877-1945), А. Дранков (1868-?) и др.
1-м рус. худож. ф. считается "Понизовая вольница", выпущ. ателье А. Дранкова в окт. 1908, - экранизация песни "Из-за острова на стрежень", поставл. по сценарию В. Гончарова реж. В. Ромашковым, в исполнении актеров Введенского нар. дома в Петербурге. Картина снята А. Дранковым и Н. Козловским с одной точки и на натуре. Композитором М. Ипполитовым-Ивановым была написана музыка к "Понизовой вольнице", ноты и граммофон. запись к-рой рассыпались вместе с копиями картины. Вслед за ней реж. В. Гончаровым поставлен у Ханжонкова ф. "Песня про купца Калашникова", ставший перв. экранизацией М. Лермонтова и вообще произв. классич. лит-ры.
Крупнейшим дорев. ист. фильмом стала картина "Оборона Севастополя" (фирма А. Ханжонкова). Съемки производились на подлинных местах ист. событий. В воссоздании на экране эпизодов обороны Севастополя 1854-55 участвовали войсковые соединения Севастоп. гарнизона. В ф. снимались А. Громов (в роли Нахимова), И. Мозжухин (в роли Корнилова) и др. Показ ф. состоялся в зале Моск. конс. в сопровождении симфонич. оркестра, исполнившего спец. написанную для ф. музыку композитора Г. Козаченко. "Оборона Севастополя" стала по существу 1-м полнометражным ф. (продолжительность 1 ч 40 мин).
В 1911 снят фильм "Песня каторжанина" - первая большая работа сценариста и реж. Я. Протазанова. В 1912 выходит ф. "Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами" - 1-я картина реж. и худож. В. Старевича, создателя объемной мультипликации в рус. кино.
В 1913 Старевич ставит "Страшную месть" (по Н. Гоголю) - игровой ф. с использованием трюковых и комбинир. съемок, что тоже было впервые в рус. кино. Я. Протазанов предпринимает первый опыт создания биограф. ф. в рус. кино - худож. ф. "Уход великого старца" (фирма "Тиман и Рейнгардт", 1912), повествующего о последних днях жизни Л. Н. Толстого (в его роли - В. Шатерников). В ф. вошли и хроник. кадры, снятые в разное время в Ясной Поляне и на станции Астапово. Однако родственники писателя сочли публич. демонстрацию недопустимой, и ф. не был выпущен на экран.
В поисках мат-ла рус. кино обращалось ко всему культ. и худож. наследию России 19 - нач. 20 в., и в перв. очередь к творчеству А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Островского; экранизировались произв. Д. Мережковского, М. Арцыбашева, А. Вербицкой, Л. Чарской, Л. Андреева и др. совр. писателей. Меняется техника съемки, накапливается постановоч. опыт и актер. мастерство, поэтому ф. быстро устаревают, и часто одни и те же произв. экранизируются за короткий период дважды и трижды. Так, "Маскарад" М. Лермонтова ставился на экране трижды - в 1910 (реж. П. Чардынин), 1914 (реж. А. Долинов), 1918 (реж. В. Висковский). Фильм "Анна Каренина" (1914) стал началом реж. деятельности в кино В. Гардина и ознаменовался первым появлением на экране в эпизодич. роли Веры Холодной. В 1915 снимается ф. "Портрет Дориана Грея" в постановке и с участием (в роли лорда Генри) Вс. Мейерхольда. В том же году выходит ф. "Царь Иван Васильевич Грозный" (по драме Л. Мея "Псковитянка", реж. А. Иванов-Гай) - единств. ф. с участием Ф. Шаляпина, снятый в России. Наряду с театр. актерами, время от времени снимающимися в кино, складывается круг пост. кинематограф. актеров, приз. любимцев публики, среди к-рых: В. Холодная, В. Каралли, В. Максимов, И. Мозжухин, В. Полонский, О. Рунич. Около 80 ф. поставил в рус. частных фирмах Я. Протазанов, в т. ч. вошедшие в историю кино ф. "Пиковая дама" (по А. Пушкину, 1916) и "Отец Сергий" (по Л. Толстому, 1918) с И. Мозжухиным в гл. ролях. С кон. 1913 до нач. 1917 ок. 80 картин поставил реж. Евг. Бауэр. К 1918 относится участие В. Маяковского в качестве актера, сореж. и сценариста в ф. "Барышня и хулиган", "Не для денег родившийся", "Закованная фильмой". В 1917-18 снимался эксперим. ф. "Проект инженера Прайта", ставший реж. дебютом Л. Кулешова и заложивший основы "кинематографич. выразительности". К сер. 1919 частное произ-во фильмов в стране прекращается, происходит национализация кинематографа. Из 2000 худож. фильмов, снятых в России в 1908-18, сохранилось всего немногим б. 300.
В дорев. России выходило множество периодич. изд. по кино: "Вестник кинематографа" (М., 1910-17, ред. А. И. Иванов-Гай), "Киножурнал" (М., 1910-17, ред. Р. Д. Перский), "Новости экрана" (М., 1913-14, ред. Н. К. Новиков), "Экран России" (М., 1916, ред. В. Ф. Добровольский), "Проектор" (М., 1915-18, ред.-изд. И. Н. Ермольев) и ряд др.
Лит.: Ханжонков А. Первые годы русской кинематографии. М.; Л., 1937; Вишневский Вен. Художественные фильмы дореволюционной России: (Справ. изд.). М., 1945; Форестье Луи. "Великий немой": (Воспоминания кинооператора). М., 1945; Иезуитов Н. Киноискусство дореволюционной России // Вопр. киноиск-ва. М., 1957. Вып. 2.; Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России. 1900-1910 гг. М., 1976.