Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

комиссаржевская вера фёдоровна

Энциклопедический словарь

Комиссарже́вская Вера Фёдоровна (1864-1910), актриса. Дочь Ф. П. Комиссаржевского. Работала в провинции, затем в Александринском театре, в 1904 создала свой театр современного репертуара, позднее - символистской ориентации. Игре Комиссаржевской были свойственны нервная порывистость, тревожный лиризм. Первая исполнительница роли Нины Заречной в пьесе «Чайка» А. П. Чехова. Роли: Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Нора («Кукольный дом» Г. Ибсена), Беатриса («Сестра Беатриса» М. Метерлинка).

* * *

КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна - КОМИССАРЖЕ́ВСКАЯ Вера Федоровна [27 октября (8 ноября) 1864, Петербург- 10 (23) февраля 1910, Ташкент], русская драматическая актриса.

Первые шаги в искусстве

Дочь оперного певца Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР) Ф. П. Комиссаржевского. (см. КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Петрович) Росла в атмосфере любви к музыке и театру, с детства увлекалась домашними спектаклями. Вышла замуж за графа В. Л. Муравьева, брак с которым оказался неудачным и длился недолго. В 1888-1889 некоторое время брала уроки драматического искусства у В. Н. Давыдова (см. ДАВЫДОВ Владимир Николаевич). В 1890, переехав в Москву, принимала участие под псевдонимом Комина в вокальных вечерах и спектаклях оперно-драматического училища при Обществе искусства и литературы, одним из организаторов которого был ее отец. С осени 1893 начала профессиональную актерскую карьеру в Новочеркасске, следующие два сезона провела в Вильно, где снискала особую любовь публики. Ее выступления летом 1894 в пригородах Петербурга привлекли внимание столичных театральных кругов, что вызвало приглашение на казенную сцену.

Актриса, опередившая свое время

В апреле 1896 состоялся первый выход Комиссаржевской на подмостки Александринского театра (см. АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР) в одной из лучших ее ролей - Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана (см. ЗУДЕРМАН Герман)). Комиссаржевская принесла с собой на театральную сцену новую манеру, поражавшую своей необычностью. Одних разочаровали слабость физических средств актрисы, ее техническое несовершенство, отсутствие необходимой для инженю (см. ИНЖЕНЮ) веселости и жизнерадостности. Другие были восхищены волнующей новизной ее игры, величайшим нервным напряжением и одухотворенностью. Она умела передавать зарождающиеся, неопределившиеся чувства и неотчетливые, порывистые стремления; ей были подвластны тревожно-смутные, зыбкие настроения. В страстных, глубоких героинях распахивалась ее натура - тонкая и чуткая, мятущаяся и неудовлетворенная, максималистская в своих этических требованиях. Раскрытие жизни души как вечной и единственной ценности было сутью и смыслом ее трепетного, неуравновешенного искусства, которое она противопоставила художественно-упорядоченному мастерству создания образа, достигшему на александринской сцене почти совершенства. Ее творчество было остро современным, созвучным новым веяниям эпохи, нарождающимся художественным тенденциям. Оно отличалось небывалой прежде лирической откровенностью, душевной исповедальностью, утонченным музыкально-поэтическим строем. За шесь лет, проведенных в Александринке, актриса переиграла многие свои ставшие знаменитыми свои роли: Ларису и Варю («Бесприданница» и «Дикарка» А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич)), Нину Заречную («Чайка» А. П. Чехова, (см. ЧЕХОВ Антон Павлович) единственная «Чайка», которую всем сердцем принял автор), Наташу («Волшебная сказка» И. Н. Потапенко), Марикку («Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана). Кроме того, выступила в классических произведениях, как русских - Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова (см. ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич)), так и европейских - Маргарита («Фауст» Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)), Дездемона («Отелло» Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям)).

Новый театр

Однако, будучи не удовлетворенной художественной атмосферой театра, чувствуя себя творчески чужой и одинокой, она летом 1902 покинула императорскую сцену.

Следующие два сезона Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра. Открывшийся осенью 1904 в помещении петербургского Пассажа Драматический театр, оказался в центре общественного внимания накануне первой русской революции. Спектакли «Дядя Ваня» Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович), «Дачники», «Дети солнца» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим), «Кукольный дом (Нора)» и «Строитель Сольнес» Г. Ибсена (см. ИБСЕН Генрик) стали ядром нового театра - Театра Комиссаржевской. (см. ТЕАТР КОМИССАРЖЕВСКОЙ)

В начале сезона 1906-1907 гг. одновременно с переездом в новое помещение в театре грянули перемены, связанные с приглашением в качестве режиссера В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич). Осуществленные им эксперименты в области символистского театра («Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка (см. МЕТЕРЛИНК Морис), «Жизнь человека» Л. Н. Андреева (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич)) увлекли актрису, одержимую поиском путей освобождения сценического искусства от внешнего быта ради проникновения в духовную сущность. Но спустя год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву.

В разладе с современным театром

Весной 1908 актриса совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех этих гастролей, актрису не покидают сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния. 8 февраля 1909 Комиссаржевская, в последний раз выступив перед петербургской публикой, отправилась в длительное турне по России. 10 ноября в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра. Там же заразилась черной оспой, ставшей причиной ее смерти. Вся жизнь Комиссаржевской была полна напряженных художественных и нравственных исканий, не принесших ей удовлетворения и не примиривших ее с современным театром

Полезные сервисы

комиссаржевская вера федоровна

Большой энциклопедический словарь

КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна (1864-1910) - актриса. Дочь Ф. П. Комиссаржевского. Работала в провинции, в Александринском театре, в 1904 создала свой театр современного репертуара, позднее - символистской ориентации. Игре Комиссаржевской свойственны нервная порывистость, тревожный лиризм. Роли: Лариса ("Бесприданница" А. Н. Островского), Нора ("Кукольный дом" Г. Ибсена), Беатриса ("Сестра Беатриса" М. Метерлинка).

Энциклопедия Кольера

КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна (1864-1910), русская драматическая и трагедийная актриса и режиссер, прозванная "русской Дузе". Дочь известного певца, она пела и впоследствии играла в любительских спектаклях К.С.Станиславского. С 1896 состояла в труппе Александринского театра в Санкт-Петербурге. Неприятие официальных ограничений снискало ей популярность среди прогрессивной общественности, но также привело к уходу из Александринского театра в 1902. В том же году Комиссаржевская побывала с гастролями в США. В 1904 она открыла в Санкт-Петербурге собственный театр - Театр Комиссаржевской. Экспериментировала с новыми художественными формами, сыграла около тысячи ролей в классических и современных пьесах, в том числе роль Нины в первой постановке Чайки А.П.Чехова. В числе друзей Комиссаржевской были писатели М.Горький и Л.Н.Андреев. Умерла Комиссаржевская от оспы, заразившись во время гастролей; ее похороны в Санкт-Петербурге вылились в грандиозную политическую демонстрацию.

ЛИТЕРАТУРА

Марков П. Вера Федоровна Комиссаржевская. М., 1950 Ходотов Н. Близкое - далекое. Л. - М., 1962

Полезные сервисы