прил.
1. соотн. с сущ. контекст, связанный с ним
2. Свойственный контексту, характерный для него.
КОНТЕ́КСТ, -а, м. (книжн.). Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Значение слова узнаётся в контексте.
Анализ части через целое, когда единицами анализа выступают речевые (реже языковые единицы), более широкие, чем сама единица. Часто применяется такая методика, при которой единица языка анализируется в составе контекста, выделенного из текста и объединенного языковой единицей, которая в контексте реализует и активизирует свое значение. К.а. часто использовался при семантическом анализе слов.
Наиболее известные приемы контекстного анализа:
1) прием семантико-синтаксического контекста Потебни,
2) стратификационный прием школы Ферса-Холидея;
3) прием операционного контекста, предложенный Колшанским.
Методика контекстного анализа может трактоваться по-другому:
1) контекстом наделяются фонемы и морфемы;
2) значение заменяется функцией;
3) контекст рассматривается как любое текстовое окружение анализируемой единицы. В этом случае контекстный анализ выступает как дистрибутивная методика, ориентированная на изучение любых синтагматических отношений, в отличие от компонентной методики, изучающей парадигматические отношения.
Кроме того, он сближается с социологическими приемами:
1) изучение ситуации речи;
2) изучение контекста культуры.