КОТТОН Джеймс - КО́ТТОН Дже́ймс (Cotton James) (р. 1 июля 1935, Туника, Миссисипи), американский блюзовый (см. БЛЮЗ) певец, признанный виртуоз блюзовой губной гармоники (см. ГАРМОНИКА (музыкальный инструмент)). Джеймс Коттон развивает традицию чикагской школы игры на губной гармонике, сформировавшуюся под влиянием Санни Боя Уильямсона (см. УИЛЬЯМСОН Санни Бой II) (Sonny Boy Williamson) и продолженную в творчестве Литл Уолтером (Little Walter) и Биг Уолтером Хортоном (Big Walter Horton).
Родившийся в хлопковом регионе Юга США, Коттон с раннего детства был погружен в блюзовую музыку. Еженедельные радиоконцерты, которые вел Санни Бой Уильямсон в легендарной для истории блюза радиопрограмме King Biscuit Time, произвели столь сильное впечатление, что в возрасте девяти лет Коттон бежал из дома, добрался до города Хелена, откуда вещала радиостанция KFFA, разыскал Уильямсона и в течение шести лет был его учеником, по необходимости подменяя в его группе гитариста или барабанщика. С 16 лет жил в Мемфисе, работал в группе Хаулинг Вулфа (Howling Wolf), а затем - с Уилли Никсом (Willie Nix) и Джуниором Паркером (Junior Parker). В 1953-54 сделал первые записи для фирмы Sun Сэма Филлипса (Sam Phillips). На этих записях Коттон предстает вокалистом с мощным сырым, грубым голосом и агрессивной энергетикой, однако вовсе не играет на губной гармонике.
В 1955 Коттон принимает приглашение в блюз-бэнд Мадди Уотерса (см. УОТЕРС Мадди) (Muddy Waters) и переезжает в Чикаго. Соло Коттона звучат в нескольких признанных классикой блюза записях Мадди Уотерса, в том числе и на записи выступления 1960 на традиционном фолк (см. ФОЛК-МУЗЫКА)-фестивале в Ньюпорте. Как солист или аккомпаниатор, Джеймс Коттон с конца 50-х годов много записывается и с другими чикагскими блюзменами: пианистом Отисом Спэнном (Otis Spann), гитаристом Джонни Янгом (Johnny Young) и др.
В 1966 организовывает собственную группу. Новоиспеченные музыканты демонстрируют не столько чикагский стиль, с которым к тому времени уже прочно ассоциировалось имя Коттона, сколько мемфисский ритм-энд-блюзовый (см. РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ) подход к исполнению блюза небольшим оркестром, в котором существенную роль исполняла свингующая (см. СВИНГ) группа медных под руководством известного саксофониста Джеймса Ф. «Жена» Барджа (James F. Gene Barge). Популярные американские рок (см. РОК-МУЗЫКА)-музыканты высоко ценили исполнительский стиль и свободную манеру ведения концертов Коттона, благодаря чему в конце 60-х годов он часто выступает в программе рок-фестивалей (Sky River Rock Festival, Miami Pop Festival) и открывает выступления рок-групп Steve Miller Band, Дженис Джоплин (см. ДЖОПЛИН Дженис) (Janis Joplin) и др.), гастролирует с Grateful Dead (см. ГРЭЙТФУЛ ДЭД) и др. Вместе с Уилли Диксоном (Willie Dixon) принимает участие в записи дебютного альбома Джонни Уинтера (Johnny Winter). В 70-х годах сотрудничал с рок-звездой Тоддом Рандгреном (Todd Randgren).
На протяжении 70-х годов Коттон постоянно гастролирует. В этот сложный для блюза период ему удается сохранить постоянный ансамбль, с которым часто выступают и в котором находят работу другие ветераны. Во второй половине 70-х годов Коттон вновь сотрудничает с Мадди Уотерсом и Джонни Уинтером.
Новый этап творчества Джеймса Коттона начинается с подписанием в 1984 контракта с чикагской блюзовой фирмой Alligator. Концертный альбом для этой фирмы, записанный в 1986, был номинирован на Grammy (см. ГРЭММИ). Следующий альбом, также записанный на концерте, но в техасском клубе и для техасской независимой блюзовой фирмы Antones так же номинировался на Grammy. И очередную, третью номинацию принес следующий диск, записанный для Alligator вместе с тремя другими мастерами губной гармоники чикагской школы: Джуниором Уэллсом (Junior Wells), Кареем Беллом (Carey Bell) и Билли Брэнчем (Billy Branch).
В 1996 Коттон возвращается на фирму Verve (с ней он сотрудничал ранее) и записывает поистине уникальный альбом, удостоенный Grammy, в котором «сырой и дикий» кантри-блюз подается в звучании изысканного, «салонного» джазового (см. ДЖАЗ) комбо. Кроме блюзового гитариста Джо Луиса Уокера (Joe Louis Walker), с которым Коттон особенно часто выступает в 90-х годах, в записи этого альбома принимали участие джазовые музыканты: Чарли Хейден (Charlie Haden; контрабас) и Дейв Максвелл (Dave Maxwell; фортепиано).
Несмотря на то, что к концу 90-х годов у него возникли серьезные проблемы с голосом и ему пришлось перенести несколько хирургических операций на голосовых связках, Джеймс Коттон продолжает много и плодотворно выступать. Многолетний опыт концертных выступлений в элитных клубах Нью-Йорка и Парижа, может, и навел некоторый глянец на его искусство, но не изменил сути его блюза, рожденного в Дельте Миссисипи, закаленного в горячие годы в Мемфисе и прошедшего чикагскую выдержку.