Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

крылов и.а

Афоризмы

Крылов Иван Андреевич (1769 - 1844)

Русский баснописец.

Афоризмы, цитаты -

Крылов И.А. - биография

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. - "Волк и ягненок" (Волк)

Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. - "Вороненок"

Почти у всех во всем один расчет:

Кто кого лучше проведет,

И кто кого хитрей обманет.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. - "Ворона и лисица"

Хоть я и гнусь, но не ломаюсь. - "Дуб и Трость" (Тростинка)

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. - "Ларчик"

А Ларчик просто открывался. - "Ларчик"

Мне хочется, невеждам не во гнев,

Весьма старинное напомнить мненье:

Что если голова пуста,

То голове ума не придадут места. - "Парнас"

Я слышал - правда ль? - будто встарь

Судей таких видали,

Которые весьма умны бывали,

Пока у них был умный секретарь. - "Оракул"

С разбором выбирай друзей.

Когда корысть себя личиной дружбы кроет, -

Она тебе лишь яму роет. - "Роща и огонь"

У сильного всегда бессильный виноват. - "Волк и Ягненок"

Когда перенимать с умом, тогда не чудо

И пользу от того сыскать. - "Обезьяны"

Полезные сервисы

крылов ив. анд

Гуманитарный словарь

КРЫЛО́В Ив. Анд. (1769-1844) - баснописец, драматург, прозаик, журналист. Сын армейского офицера, выслужившегося из солдат. После смерти отца (1778) поступил на службу (Калязинский земский суд, Тверской магистрат, с 1782 - Петерб. казенная палата, в 1787-88 - Горная эксп.). Первое сохранившееся произв. - комич. опера "Кофейница" (1783), соц. сатира, по темам близкая "Живописцу" Н. И. Новикова. В СПб. сближается с театр. кругами, создает трагедии "Клеопатра" (1785, не сохр.) и "Филомела" (1786), сатирич. комедии "Бешеная семья" (1786), "Сочинитель в прихожей" (1786), "Проказники" (1788). В 1789-94 - соиздатель ряда ж., каждый из к-рых после недолгого существования был закрыт ("Почта духов" - 1789, "Зритель" - 1792, "С.-Петербургский Меркурий" - 1793 и др.). После 1794 отходит от журналистики. Наступает малоизв. период биографии К. Ок. 1800 он пишет пародийную антипавловскую "шуто-трагедию" "Трумф" ("Подщипа"), в 1801 - комедию "Пирог". В нач. царствования Александра I возвращается к активной лит. деят-ности. Его писат. позиция определяется в то время идеей защиты нац. культуры. К. выступает против карамзинизма, сближается с кружком А. Н. Оленина, становится чл. "Беседы любителей рус. слова" (1811). Осмеяние галломании дворянства - один из мотивов напис. в 1806-07 комедий К. "Модная лавка", "Урок дочкам", комич. оперы "Илья-богатырь". Они имеют успех, но ведущим, а затем и единств. жанром творчества К. с этого времени становится басня. В 1809 он опубл. 1-ю кн. басен, всего же написал б. 200 произв. этого жанра, объедин. в 9 кн. Именно в баснях наиб. полно раскрылись сила и оригинальность дарования К. Своеобразие басен К. связано с их ярким нац. колоритом, демократизмом авторской позиции и языка, драматургичностью, дет. разработкой образов персонажей как типических и вместе с тем индивидуализиров., психологически достоверных характеров. Внутри этого жанра писатель разрешал задачи, стоящие в ту эпоху перед рус. лит-рой в целом. К. обращается как к критике конкретных, локальных явлений обществ. жизни ("Лиса-строитель"), так и к постановке глоб. проблем, построению своего рода соц. философии ("Волк и ягненок", "Лягушки, просящие царя"). Часто злободневные (напр., цикл, связ. с событиями 1812, - "Волк на псарне" и др.) басни К. неизменно поднимаются до широких обобщений. Смелость и резкость К.-сатирика приобретают особую окраску в силу свойств. ему скептицизма относит. возможности изменения человеч. природы, разумного и справедливого переустройства об-ва. Помимо личного опыта К. в этом сказывается общий кризис просветит. идеологии, на к-рой тот был воспитан. Басенное творчество К. стало вехой в становлении рус. реализма, рус. лит. языка, в демократизации культуры. Отразившее в себе нар. понимание жизни, вековой нац. опыт, оно оказало вместе с тем воздействие на последующее формирование рус. нац. самосознания. Жизнь К. в эту 2-ю ее пол. складывалась благополучно: с 1812 по 1841 он служил в Публич. б-ке, в 1841 стал чл. Рос. АН, в 1838 было торжественно отмечено 50-летие лит. деят-ности писателя.

И. А. Крылов. Худ. К. П. Брюллов

И. А. Крылов. Худ. К. П. Брюллов

Полезные сервисы

крылов иван андреевич

Энциклопедический словарь

Крыло́в Иван Андреевич (1769-1844), русский писатель, баснописец; академик Петербургской АН (1841). Создал более 200 басен (1809-43), отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком, высмеивающих общественные и человеческие пороки. По словам Н. В. Гоголя, басни Крылова - «...книга мудрости самого народа». Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и др. Автор ряда пьес и оперных либретто.

* * *

КРЫЛОВ Иван Андреевич - КРЫЛО́В Иван Андреевич (1769-1844), русский писатель, баснописец, академик Петербургской АН (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и другие. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809-43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) назвал басни Крылова «... книгой мудрости самого народа».

* * *

КРЫЛО́В Иван Андреевич [2 (13) февраля 1769 (или 1768), Москва? - 9 (21) ноября 1844, Санкт-Петербург; похоронен в Александро-Невской лавре], русский баснописец, драматург, журналист. Член Общества любителей российской словесности (1816), действительный член Российской академии (1811), Петербургской АН (1841).

Детство, образование

Отец - Андрей Прохорович Крылов - армейский офицер, выслужившийся из рядовых. Во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка (ему принадлежит опубликованная анонимно записка «Оборона крепости Яика от партии мятежников», журнал «Отечественные записки», № 52-53, 1824). В Яицком городке Крылов провел раннее детство, во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. В 1775 Андрей Прохорович вышел в отставку с военной службы и поступил на место в палату уголовного суда Тверского наместничества. Семья постоянно нуждалась, к тому же отец вскоре умер (1778). Крылов из милости учился у домашних учителей семьи Львовых, брал уроки французского языка у гувернера детей губернатора.

С отрочества будущий писатель, помогая потерявшей кормильца семье, служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина (см. КНЯЖНИН Яков Борисович), Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

От большинства событий жизни Крылова не сохранилось никаких документов, они восстанавливаются по воспоминаниям современников, о многом можно говорить лишь предположительно.

Первые опыты. Драматург и издатель

Начал литературное поприще как драматург (комическая опера «Кофейница», 1782, трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др., 1786-1788). Вопреки подавляющему большинству тогдашних пьес, две последние основывались на современном автору русском материале. В «Бешеной семье» высмеивались неистовые любовные страсти (предмет небезопасный, учитывая всем известный темперамент Екатерины II), а в «Сочинителе в прихожей» - литератор, униженно пресмыкающийся перед сильными мира сего. Крылов сблизился с ведущим актером русской петербургской труппы И. А. Дмитревским (см. ДМИТРЕВСКИЙ Иван Афанасьевич), драматургом и актером П. А. Плавильщиковым (см. ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич). Но в конце 1780-х гг. Крылов сочинил комедию «Проказники», где под именем Рифмокрада осмеял драматурга Я. Б, Княжнина и его жену, дочь А. П. Сумарокова. За этот памфлет Крылов был по жалобе Княжнина отлучен от театра. В 1788 Крылов уволился из Горной экспедиции, на много лет оставив государственную службу.

Он начинает заниматься журналистикой. Как журналист и издатель Крылов продолжал традиции Н. И. Новикова (см. НОВИКОВ Николай Иванович), как мыслитель - традиции философов Просвещения. Крылов установил дружеские связи с издателем И. Г. Рахманиновым, в типографии которого выходило собрание сочинений Вольтера, журналы, в которых Крылов начал сотрудничать. В 1789 Крылов в типографии Рахманинова начал издание сатирического журнала «Почта духов». В журнале в виде переписки гномов, сильфов и других духов давалась широкая сатирическая картина русского общества времен Екатерины. Журнал был запрещен (последний выпуск - март 1790), возможно, из-за усилившихся строгостей по причине революции 1789 во Франции, а, возможно, из-за настойчивого педалирования опасной темы «старой кокетки». Вместе с Дмитревским, Плавильщиковым и драматургом А. И. Клушиным в 1791 Крылов основал книгоиздательскую компанию, которая при содействии Рахманинова в 1792 Крылов выпускает журнал «Зритель», в 1793 - «Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь он также выступал обличителем поврежденных нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры переходит к морализаторству. Открыла компания и свою книготорговую лавку. Запрещен журнал был из-за общих цензурных строгостей, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

Опала

В 1794, видимо, из-за истории с журналом Крылов переезжает в Москву (а его друг Клушин уезжает за границу). С осени 1795 ему запрещено жить в столицах (но об этом существуют лишь косвенные свидетельства), имя его исчезает со страниц печати. В 1797 Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям. С октября 1801 по сентябрь 1803 Крылов - правитель дел канцелярии Голицына, назначенного генерал-губернатором Лифляндии после воцарения Александра I. Отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним переломом, пережитым Крыловым: отныне он уже не верит в возможность переделки человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает книжным идеалам практический мужицкий опыт.

В ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмов, в печати появились несколько его прозаических «мелочей».

Возвращение в литературу

В 1800 для любительского театра Голицыных была написана «шутотрагедия» «Подщипа, или Трумф» - пародия и на «высокую» трагедию Просвещения и на начинающий входить в моду карамзинский сентиментализм. В пьесе сатирически изображается конфликт между западной цивилизацией (в лице Трумфа) и русской патриархальностью, причем автор высмеивает и отвергает и то и другое. «Подщипа» была представлена автором в цензуру в 1807, но запрещена, впрочем, и без публикации став одной из самых популярных русских пьес, распространяясь в списках. В 1800 Крылов начал стихотворную комедию «Лентяй» (не закончена), в которой декларирует сознательное неучастие в общественной жизни - заветную позицию автора.

После Риги Крылов переезжает в Москву, здесь и в Петербурге ставятся его новые пьесы («Пирог», 1802; в 1807 - комедии «Модная лавка» «Урок дочкам»). Пьесы имели шумный успех и продержались в репертуаре до середины 19 в. Они лишены всякой дидактики, хотя в духе времени и высмеивают увлечение всем иностранным, избыточной сентиментальностью.

Первая публикация басен Крылов («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») состоялась в 1805. Это были переводы из Лафонтена. В 1806 Крылов переселяется в Петербург, где участвует в постановке своих пьес. Близкие отношения связывают его в течение нескольких лет с актрисой А. И. Белье. Он становится завсегдатаем салона А. Н. Оленина, под его началом служит в 1808-10 в Монетном департаменте, с 1812, когда Оленин стал директором Публичной библиотеки, Крылов назначается помощником библиотекаря, с 1816 - библиотекарем с квартирой при библиотеке. Архаист по своим литературным воззрениям, участник «Беседы любителей русского слова» А. С. Шишкова (см. ШИШКОВ Александр Семенович), сторонник классицизма и наследник баснописцев 18 в. (А. И. Сумарокова и др.), Крылов одновременно является создателем реалистической басни, и - шире - вместе с Грибоедовым и Пушкиным стоит у истоков литературы русского реализма.

В мире басен

В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в 9-ги книгах, выпущен в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (напр., «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, острота конфликта между требованиями нравственности и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также реализм языка заставляют видеть в Крылов оригинального художника, реформатора басенного жанра. Басня Крылова лишена сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок [«А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») и мн. др.]. Сближению произведений Крылова с живой речью способствовало использование им вольного русского ямба (за исключением басни «Стрекоза и Муравей» 1808, написанной четырехстопным хореем).

Многие басни Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и политической жизни России («Квартет», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 - отклики на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица» и др. - на события Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба», 1815 - на разногласия среди членов Священного союза и пр.).

Сатирический пафос басен Крылова отмечал декабрист А. А. Бестужев (Марлинский); о природной оригинальности и национальном характере творчества Крылова, сравнивая его с Лафонтеном, говорили В. Жуковский и А. С. Пушкин; об обогащении жанровых возможностей басни Крылова упоминал В. Г. Белинский ("...это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира...», Полн. собр. соч., 1955, с. 575).

На первый сборник басен откликнулся обширной статьей в «Вестнике Европы» В. А. Жуковский (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич) (1809). Высоко оценив новаторство крыловского языка, Жуковский все же упрекнул его в использовании «грубых» оборотов речи. Однако для множества современников, от Пушкина до Булгарина, именно «грубый» язык в сочетании с «простецким» взглядом на вещи, были свидетельством коренного преобразования Крыловым принципов русской поэтики. Басни Крылова быстро получили широкую известность, уже в 1824 в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. Дальше следовали переводы на большинство европейских языков.

Всероссийский «дедушка»

Сам Крылов чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Уже в 1820-е гг. стал он персонажем многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости, однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых далеких по своим взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, у Крылова был Пушкин незадолго до дуэли, он же, по свидетельству современников, был последним, кто простился с телом великого поэта на отпевании.

Официальное признание Крылова двором можно сравнить лишь с признанием Карамзина и Жуковского: в феврале 1812 ему назначена пожизненная пенсия, в 1820 он получает ордена св. Владимира IV степени, в 1838 - Станислава II степени, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования и не сдавал экзамен) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова - 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности. В 1841 Крылов оставил службу и поселился с семьей своей «усыновленной крестницы» (вероятнее всего родной дочери).

Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке: 12 мая 1855 памятник работы П. К. Клодта «Дедушке Крылову» был поставлен в Летнем саду в Петербурге.

Большой энциклопедический словарь

КРЫЛОВ Иван Андреевич (1769-1844) - русский писатель, баснописец, академик Петербургской АН (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и другие. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809-43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни Крылова "... книгой мудрости самого народа".

Энциклопедия Кольера

КРЫЛОВ Иван Андреевич (1768-1844), русский поэт, драматург и баснописец. Родился 14 февраля 1768 в Москве, в семье армейского капитана, выслужившегося из низов. Рано потерял отца; мать, еле сводя концы с концами, дала сыну образование, обеспечившее ему мелкую чиновничью должность в Твери, на Волге, где мальчик наслушался сочной крестьянской речи лодочников. В Санкт-Петербурге юноша свел литературное знакомство с двумя самыми выдающимися журналистами того времени - Н.И.Новиковым и А.Н.Радищевым и в январе - августе 1789 при содействии Радищева издавал ежемесячный сатирический журнал "Почта духов". Поначалу Екатерина Великая поощряла литературную деятельность этой троицы, но когда разразилась Французская революция, отправила в заточение Новикова и в ссылку Радищева. Крылов отделался жестоким цензорским нагоняем, что, быть может, отразилось в его басне Кошка и соловей. Десять с лишним лет Крылов скитался по провинции; к середине 1800-х принялся переводить басни Ж.Лафонтена, содержание которых приобретало под пером Крылова русский колорит. Всего он написал 201 басню, три из которых были обнаружены после его смерти. Басенные животные представляли социальных персонажей его времени. Написанные разностопным ямбом басни были исполнены такого обаяния, что снискали непреходящую любовь и детей, и взрослых. Крылов был любимцем двух царей, Александра I и Николая I, получил синекуру в Санкт-Петербургской публичной библиотеке и был окружен всеобщим почитанием. Помимо Басен, Крылов написал также стихотворные трагедии Клеопатра (1785), Филомела (1786) и неоконченную комическую оперу Илья-богатырь (1807).

Умер Крылов в Санкт-Петербурге 21 ноября 1844.

ЛИТЕРАТУРА

Крылов И.А. Сочинения, тт. 1-2. М., 1969 Степанов Н.Л. Крылов, 2-е изд. М., 1969 И.А.Крылов: Проблемы творчества. М., 1975 И.А.Крылов в воспоминаниях современников. М., 1982 Крылов И.А. Басни. Л., 1983 Гордин М., Гордин Я. Театр Ив. Крылова. Л., 1983

Полезные сервисы