Лас Ка́сас Бартоломе (Las Casas) (1474-1566), испанский гуманист, историк, публицист. Епископ. В 1502-50 жил в странах Центральной, Южной Америки и Мексике. Его труды - ценный источник по истории открытия Америки и захвата её Испанией.
* * *
ЛАС КАСАС Бартоломе - ЛАС КА́САС (Las Casas) Бартоломе де (август 1474, Севилья - 17 июля 1566, Мадрид), испанский гуманист, публицист, историк. Сын купца. Получил университетское образование в Саламанке. В 1502 отправился в Америку, несколько лет жил на Гаити (тогда Эспаньола), где стал священником. Был капелланом в отряде Панфило Нарваэса при завоевании Кубы. Получил энкомьенду (см. ЭНКОМЬЕНДА) с индейцами, от которой отказался в 1514. В 1515 возвратился в Испанию и при королевском дворе начал борьбу против жестокостей испанцев по отношению к индейцам. Был одним из самых последовательных защитников коренных обитателей Америки от произвола испанских завоевателей. Предпринял попытку мирной религиозной колонизации в Венесуэле, которая не удалась. В 1523 стал монахом доминиканского ордена. В 1531-1538 гг. был в Мексике, Никарагуа и Гватемале. В 1540-е гг. был епископом Чьяпаса.
В работе «О единственном способе привлечения всех народов к истинной религии» (Del unico modo de atraer a todos los pueblos a la verdadera religion, 1537) защищал тот принцип, что язычники должны быть обращаемы в христианство мирным образом, медленно и без насилия. Стал известен в Европе своим обличительным очерком «Кратчайшая история разрушения Западных Индий» (написан в 1542, опубликован в 1552). Лас Касас был участником спора в Вальядолиде в 1542 перед королем и его советниками относительно способности коренного обитателя Америки принять католическую веру. Юрист Хуан Хинес де Сепульведа (Gines de Sepulveda, 1490-1573), пользуясь критериями Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ), доказывал, что индейцы Америки были «рабами по природе», существами нерациональными и, следовательно, могли быть насильственно обращаемы в христианство. Лас Касас также оперировал доводами Аристотеля, но он считал, что в физическом отношении и в своей деятельности индейцы не были ниже известных народов древности. Более того, Лас Касас полагал, что в некоторых аспектах первые даже превосходили вторых. По инициативе Лас Касаса были приняты законы, которые должны были регулировать и смягчать эксплуатацию американских аборигенов завоевателями (Leyes Nuevas, 1542).
Лас Касас написал два крупных произведения об Америке. Одно из них, «История Индий» (Historia de las Indias), повествует об испанских завоеваниях в разных частях Америки и попутно - о коренных обитателях соответствующих областей. Впервые опубликовано лишь в 1875-76 гг. и неоднократно переиздавалось. Второе, «Краткая апологетическая история» (Apologetica historia sumaria), посвящена исследованию материальной культуры, общественных отношений и мировоззрения аборигенов Америки, взятых в совокупности. Полностью была напечатана в 1909. Лас Касас первым из европейских авторов последовательно, на обширных материалах, сравнивал культуру индейцев Америки и обитателей Старого Света, как древности, так и современных ему.