ЛЕ́НСКИЙ Ал-др Пав. (наст. фам. Вервициотти) (1847-1908) - актер, реж., педагог, театр. деятель. Внебрачный сын князя П. Гагарина и О. Вервициотти. Рано лишившись родителей, воспитывался в семье своей сводной сестры, жены актера Малого т-ра К. Полтавцева. С детства приобщился к т-ру, участвовал в любительских спектаклях, с 1865 - на проф. сцене. До 1875 служил в провинции. В 1876 Л. был приглашен на роли "первых любовников" в труппу Малого т-ра. Дебютировал ролью Чацкого ("Горе от ума" А. Грибоедова). В первые годы работы в Малом т-ре Л. чаще всего играл молодых людей, благородных и честных, но безвольных, мучимых внутр. противоречиями: Ртищев ("Виновные, но не судимые" И. Ге), Плеянов ("Дело Плеянова" В. Крылова), князь Красавин ("В забытой усадьбе" И. Шпажинского) и др. Гуманистич. направленность творчества Л. соответствовала идейно-худож. атмосфере Малого т-ра тех лет. Наиб. близка актерской индивидуальности Л. была психол. драма и высокая комедия. Он считался лучшим исполнителем шекспировских комедий, был блистат. Бенедиктом ("Много шума из ничего") и Петруччио ("Укрощение строптивой"); создал поэтич. образ юноши, вступившего в борьбу с фанатизмом и косностью ("Уриэль Акоста" К. Гуцкова); был первым исполнителем ролей Дульчина ("Последняя жертва"), Паратова ("Бесприданница"), Великатова ("Таланты и поклонники") в пьесах А. Островского; демонстрировал виртуозное мастерство внеш. и внутр. перевоплощения в роли Кругосветлова ("Плоды просвещения" Л. Толстого). Худож. метод Л. восходил к щепкинской традиции. Л. было присуще безупречное ощущение авторского стиля, тонкий вкус, стремление к ист. достоверности. С 1888 Л. преподавал на драм. курсах Моск. театр. уч-ща. С 1895 Л. стал активно работать как реж., сначала ставя утренники в Малом т-ре, потом - спектакли в Новом т-ре (филиал Малого) и в Малом, где в 1907 стал гл. реж. В своих реж. работах добивался целостности спектакля, гармонии всех его эл-тов. Свой практич. опыт обобщил в ряде ст. по вопросам театр. иск-ва. Его театр.-пед. деят-ность в большой степени закладывала фундамент для дальнейших новаторских поисков К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Однако самому Л. реализовать свои реформаторские устремления в рамках имп. сцены не удалось. Незадолго до смерти он был вынужден покинуть Малый т-р, к-рому отдал б. 30 лет жизни. Среди ролей: Дон Жуан ("Дон Жуан" Ж. Б. Мольера), Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова), Городничий ("Ревизор" Н. Гоголя), Муромский ("Дело" А. Сухово-Кобылина, пьеса шла под назв. "Отжитое время"), Глумов, Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Лыняев ("Волки и овцы" Островского), князь Дубецкой ("Закат" А. Сумбатова), Демурин ("Цена жизни" Немировича-Данченко). Постановки: "Снегурочка" Островского; "Женитьба" Гоголя; "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро" П. Бомарше; "Сон в летнюю ночь", "Ромео и Джульетта", "Кориолан", "Буря" Шекспира и др.
Соч.: Статьи. Письма. Записки. М., 1950.
Лит.: Зограф Н. Г. А. П. Ленский. М., 1955; Пажитнов Л. Н. А. П. Ленский. М., 1988.