сущ., кол-во синонимов: 1
нереида (99)
ЛИГЁР а, м. ligueur m. Участник лиги. Здесь <в Париже> вы найдете полнейшую коллекцию - серранистов, и примистов, .. и монпансьистов и лигёров.. и наконец богатейшую коллекцию кантоналистов, субъектов могущих заткнуть за пояс любой набор коммуналии местного всхода. РВ 1875 7 321. У Душечки Поганой есть кровный брат, есть братия лигеров тайной лиги. Ю. Давыдов Такой вам предел положен. // Знамя 2000 7 68.
ЛИГЕТИ (Ligeti) Дьердь (р. 1923) - венгерский композитор. С 1956 (с перерывом) живет в Австрии. В кон. 1950-х гг. разработал технику статической сонорики. В сочинениях 1980-х гг. близок неоромантизму. Сценические произведения в духе театра абсурда. Опера "Великий мертвец" (1978); Реквием (1965); произведения для оркестра, в т. ч. "Видения" (1959), "Атмосферы" (1961), "Далекое" (1967); камерные ансамбли и др. Музыковедческие труды.
Ли́гети Дьёрдь (Ligeti) (р. 1923), венгерский композитор. С 1956 (с перерывом) в Австрии. В конце 1950-х гг. разработал технику статической сонорики. В сочинениях 1980-х гг. близок неоромантизму. Сценические произведения в духе театра абсурда. Опера «Великий мертвец» (1978), Реквием (1965); произведения для оркестра, в том числе «Видения» (1959), «Атмосферы» (1961), «Далёкое» (1967); камерные ансамбли и др. Музыковедческие труды.
* * *
ЛИГЕТИ Дьердь - ЛИ́ГЕТИ Дьердь (полн. Дьёрдь Шандор Лигети, Gyorgy Sandor Ligeti) (28 мая 1923, Дичесентмартон, Трансильвания - 12 июня 2006, Вена), венгерский композитор-авангардист, родоначальник микрополифонии; известен благодаря его музыке, использованной в фильме Стенли Кубрика (см. КУБРИК Стенли) «2001: Космическая одиссея».
Дьердь Лигети родился в Трансильвании, в городе Дичесентмартон (ныне Тырнэвени, Румыния), в семье венгерских евреев. Его родным языком был венгерский. Он рос в атмосфере румынской и венгерской народной музыки, которая наряду с сочинениями Бартока, оказала значительное влияние на его творчество. Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья переехала в Клуж-Напоку, где он получил начальное музыкальное образование. В 1941 году Лигети приехал в Будапешт. В 1943 его арестовали и привлекли к принудительным работам. В то же время вся его семья попала в Освенцим, откуда вернулась лишь его мать. В послевоенные годы Лигети занимался музыковедением. В 1949 году он работал в Институте фольклора в Бухаресте. Вдохновившись румынской народной музыкой и собственными детскими впечатлениями он написал в 1951 году «Румынский концерт» (Concert romanesc). Рамки социалистического искусства стесняли начинающего композитора, многие из его оркестровых работ («Тьма и свет», Sotet es vilagos); оратория «Путешествие Иштар в ад», Istar pokoljarasa) не были завершены. Лигети проявлял интерес к западной авангардистской музыке, но в условиях социалистической Венгрии удовлетворить этот интерес не представлялось возможным.
10 декабря 1956 года, после подавления Советской армией венгерского восстания, Лигети вместе с женой бежал в Австрию. В следующем году, в Кельне, он познакомится с композиторами-экспериментаторами Карлхайнцем Штокхаузеном и Готфридом Кенигом, вместе с которыми начал работать в сфере академической электронной музыки. Однако, спустя три года он полерял интерес к электронике и вернулся к инструментальной музыке. В конце 1950-х годов композитор разработал технику статической сонорики.
К 1961 году Лигети получил признание в музыкальных кругах благодаря произведениям «Видения» (Apparitions, 1959) и «Атмосферы» (Atmospheres, 1961), в которых использовал изобретенную им технику микрополифонии. Другими примечательными произведениями первой половины 1960-х годов являются театрализованная «Симфоническая поэма для ста метрономов» (Poeme Symphonique for 100 metronomes, 1962), абсурдистские «Приключения» (Aventures, 1962), «Новые приключения» (Nouvelles Aventures, 1965).
C 1963 по 1965 год Лигети работал над одним из самых масштабных своих произведений - «Реквиемом», в котором в надрывной, драматической манере, в музыкальной форме изложил события Страшного Суда. В 1966 году Лигети написал хоровое произведение «Lux Aeterna», в 1967 - пьесу «Далекое» (Lontano), в 1969 - «Разветвления» (Ramifications). Широкую известность композитору принем фильм «2001: Космическая одиссея». После выхода фильма в 1968 году обнаружилось, что сочинения Лигети были использованы и модифицированы Кубриком без разрешения композитора, что послужило причиной судебного разбирательства.
В 1970 годах Лигети отошел от хроматики и увлекся ритмическими конструкциями. С 1975 по 1977 год композитор работал над своей единственной оперой - «Великий мертвец» (Le Grand macabre), которая, вслед за «Приключениями», развивала идеи театра абсурда. С начала 1980-х годов, из-за сердечной болезни, его творческая активность снизилась, он сближается с неоромантизмом. В 1982 году появилось его «Трио для скрипки, валторны и фортепиано» (Trio for Violin, Horn and Piano). Одно из последних произведений Лигети - «Гамбургский концерт» (Hamburgisches Konzert), посвященный немецкой валторнистке Мари Луизе Нойнекер, с которой Лигети сотрудничал в последние годы жизни. Помимо музыкальных сочинений Лигети оставил ряд музыковедческих работ. На Западе он жил в основном в Австрии, скончался после продолжительных проблем со здоровьем.
Лигети, Дьердь
ЛИГЕТИ (Ligeti) Дьердь (родился в 1923), венгерский композитор. С 1956 в Австрии. Представитель авангардизма, в сочинениях 1980-х гг. близок неоромантизму. Сценические произведения - в духе театра абсурда. Оперы "Великий мертвец" (1978), "Реквием" (1965), для оркестра - "Видения" (1959), "Атмосферы" (1961), "Далекое" (1967); камерные ансамбли.