ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ - ЛИТУРГИ́Я ПРЕЖДЕОСВЯЩЕ́ННЫХ ДАРО́В (греч. leiturgia ton proegiasmenon), евхаристическое богослужение (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве), во время которого не освящаются хлеб и вино, а Причащение (см. ПРИЧАЩЕНИЕ) совершается Святыми Дарами (см. СВЯТЫЕ ДАРЫ), освященными в один из предшествующих дней на полной Литургии (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)). Традиционно именуется «Литургией святого Григория Двоеслова», т. е. Григория I Великого (см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ), хотя в действительности едва ли с ним связана.
Литургии Преждеосвященных Даров в византийском обряде
В византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) возникает в раннее средневековье в монастырях, где существовал обычай причащаться в будни Великого поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ), когда невозможно совершение полного евхаристического богослужения (рассматриваемого всегда как празднование, а потому в такие дни неуместного). Практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров получает на Востоке официальное одобрение Церкви к концу 7 в., когда закрепляется 52-м правилом Трулльского собора. Позже совершается в среду и пятницу в период Великого поста (и еще некоторые дни), а также с понедельника по среду Страстной недели (см. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ). Одно из самых ранних толкований Литургии Преждеосвященных Даров принадлежит святому Феодору Студиту (см. ФЕОДОР СТУДИТ).
Структурно византийская Литургия Преждеосвященных Даров представляет собой соединение Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ) с некоторыми элементами Божественной Литургии, в числе которых Изобразительные (см. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ) вначале, ектении (см. ЕКТЕНИЯ) (ектения об оглашенных дополняется ектенией о готовящихся к крещению «елицы к просвещению» в конце данного Великого поста), обряд причащения. Большая часть тайных молитв собственные. Дары для Литургии Преждеосвященных Даров освящаются в предшествующее воскресенье; освященный Хлеб, сохраняемый для причащения в будни, «напояется» (пропитывается) освященным Вином.
Литургии Преждеосвященных Даров в римском обряде
В латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) аналогичное богослужение (Missa Praesanctificatorum) служится только в Страстную пятницу, когда не положено совершать полное евхаристическое богослужение (по той же причине, что и на Востоке во все будни Великого поста). Используются частицы Тела Христова, освященного на Мессе накануне. После Мессы Великого четверга главный алтарь храма разоблачается, дарохранительница опустошается, а Святые Дары переносятся из нее в кивории в придел (см. ПРИДЕЛ), часовню (см. ЧАСОВНЯ) или крипту, где им совершается поклонение: этот перенос символизирует взятие Христа под стражу и пребывание Его в темнице. Литургии Преждеосвященных Даров в Страстную пятницу предшествует Литургия Слова и Поклонение Кресту, после чего Дары вновь переносятся на главный алтарь и совершается обряд причащения, в основном сходный с соответствующим обрядом полной Мессы. Этот обычай, возникший в Галлии в ранее средневековье, был воспринят Римской Церковью к 9 в., откуда распространился по всему Западу и сохранялся на протяжении всех последующих веков. Однако на этом богослужении причащался только предстоятель. В последние десятилетия в Католической Церкви восстановлено причащение в Страстную пятницу также и мирян.
Последование византийского чина имеется в любом издании православного Служебника (см. СЛУЖЕБНИК). Критическое издание греческого текста по ранним рукописям: Arranz M. L"Eucologio Constantinopolitano agli inizi del secolo XI. Roma, 1996. Латинский текст содержится в Римском Миссале (см. МИССАЛ) в формуляре Страстной пятницы.