Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лютер

Грамматический словарь

Лю́тер ф. 1а ~ 0

Новый словарь иностранных слов

лю́тер

(нем. lugger гол.)

1) трехмачтовое парусное судно с бизань-мачтой впереди оси руля;

2) в прошлом - трехмачтовое парусное военное судно.

Сканворды для слова лютер

- Его перевод Библии заложил основы немецкого литературного языка.

- Реформатор, чьи имя легло в название христианского направления.

- Мартин ... Кинг.

- Этот немецкий реформатор носил в кармане большой кусок янтаря, считая его лучшим средством против камней в почках.

- Пять веков назад этот доктор богословия прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов».

- Его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций положило начало эпохе Реформации.

- По преданию, именно этот немец, глядя на звёздное небо, придумал украшать новогоднюю ёлку свечами и гирляндами.

- Персонаж оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».

- Этот вождь реформации запустил в явившегося ему чёрта чернильницей.

- Британский детективный сериал, в котором главную роль сыграл Идрис Эльба.

- Рейхсканцлер Веймарской республики в 1925-1926 гг.

Полезные сервисы

лютер (luther) мартин

Большой энциклопедический словарь

ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483-1546) - деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма. Основатель лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

Полезные сервисы

лютер мартин

Энциклопедический словарь

Лю́тер Мартин (Luther) (1483-1546), деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма. Основатель лютеранства. Установил (1536) отличающийся от традиционного католического порядок богослужения. Перевёл на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

* * *

ЛЮТЕР Мартин - ЛЮ́ТЕР (Luther) Мартин (10 ноября 1483, Эйслебен, Саксония, - 18 февраля 1546, там же), деятель Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ) в Германии, основатель немецкого протестантизма (см. ПРОТЕСТАНТИЗМ). Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия).

В обстановке подъема общественного движения в Германии, критики католической церкви, Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой).

Лютер утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви.

Тезисы Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причем реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Лютер. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом (см. ГУС Ян). В 1520 году Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520-1521 годах, когда интересы разных примкнувших к Реформации классов стали размежевываться, и на политическую арену выступил Томас Мюнцер (см. МЮНЦЕР Томас), показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 году Лютер искал защиты у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Андреас Карлштадт (см. КАРЛШТАДТ Андреас)) и особенно против массовых народных выступлений. Лютер указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

В историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с папистами стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка

Энциклопедия Кольера

ЛЮТЕР Мартин (Luther, Martin)

МАРТИН ЛЮТЕР. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего.

МАРТИН ЛЮТЕР. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего.

(1483-1546), немецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации. Родился 10 ноября 1483 в городе Эйслебен в Тюрингии. Его отец, Ганс Лютер, выходец из крестьян, был рудокопом, а впоследствии обзавелся шестью литейными мастерскими; мать, Маргарита, также происходила из крестьянского сословия. Мартина воспитывали в строгости, образование он получил в церковных школах, где царили суровые нравы. В 1501 он поступил в Эрфуртский университет и в 1505 окончил его со степенью магистра искусств. Затем он обратился к изучению права, однако, по-видимому, карьера юриста отвечала скорее желаниям его отца, чем его собственным. Лютера давно мучил вопрос об участи человека в мире. Его эпоха была эпохой настоящего культа смерти, зародившегося столетием ранее после эпидемий "черной смерти" - чумы, но наибольший страх ему внушала даже не смерть, а последующий суд и угроза вечного проклятия. В июле 1505, когда Лютер возвращался в университет, погостив у своих родителей, он был застигнут в пути грозою. Упав на землю при страшном ударе молнии, он в ужасе закричал, обращаясь к святой покровительнице своего отца: "Святая Анна, спаси меня! Я стану монахом". Исполняя этот обет, он в скором времени вступил в орден августинцев, отличавшийся строгим уставом.

Принятие обетов и монастырь. В сентябре 1506 Лютер принес последние обеты, а в мае 1507 стал священником. В следующем году он был переведен в Виттенбергский университет, где преподавал логику и физику, а в 1510 был отправлен с поручением в Рим. В 1512 Виттенбергский университет присвоил ему степень доктора теологии; он быстро выдвинулся на преподавательском поприще и регулярно проповедовал в приходской церкви. Однако прежние страхи продолжали его преследовать. Первоначально он надеялся заслужить рай суровым образом жизни, однако вскоре пришел к убеждению, что не в силах человека совершить нечто настолько благое, что позволило бы ему по праву претендовать на милость Бога. Тщательно изучив церковную систему покаяния, Лютер удостоверился, что грехи, которые он не в состоянии был одолеть и искоренить, все же могут быть прощены. Он обнаружил, что не способен даже исповедать все свои грехи: некоторые из них ускользают из памяти, а другие совершаются вообще бессознательно, так что человек не видит своей греховности, пока Бог-Судия не укажет на них перстом. Мистический путь, состоящий в отказе от всякой борьбы и уповании на чудо и милость Бога, не представлялся ему удовлетворительным решением, так как для Лютера Бог был "огнем поядающим".

Преподавание в Виттенберге. Решение проблемы пришло к Лютеру не в результате внезапного озарения, но в результате чтения Св. Писания, которое ему пришлось изучать особенно пристально, когда он был назначен на кафедру библейской экзегезы в Виттенбергском университете. Подготовив и прочитав в период с 1513 по 1516 курсы лекций, посвященных изъяснению Псалмов и посланий апостола Павла к Римлянам и Галатам, Лютер пришел к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа. Христос - это, в первую очередь, не грозный Судия, осуждающий грешников, а Искупитель, принявший крестную смерть. Для спасения человеку необходимо только уверовать и принимать все то, что сделал ради него Бог, хотя его собственная греховность никогда не может быть вполне преодолена. Это убеждение и легло в основание богословской системы Лютера, центром которой стало учение об оправдании верой. С официальной церковной доктриной Лютер расходился в одном пункте: он решительно отвергал самую возможность для человека предпринять что-либо, что приближало бы его ко спасению. Церковь учила, что через благодать Бог наделяет человека способностью исполнить его заповеди. Человек свободен отвергнуть эту благодать, но если он принимает ее и совершает благие дела, то это вменяется ему в заслугу. Лютер же утверждал, что, когда благие дела совершаются с оглядкой на будущее воздаяние, это уже не заслуга, а грех, достойный проклятия.

Индульгенции для собора св. Петра. Поводом для решительного разрыва Лютера с католической церковью стала известная практика продажи индульгенций. Термином "индульгенция" обозначалось даруемое церковью освобождение от наказания за грехи. Первоначально можно было получить освобождение только от наказаний, налагаемых папой на земле, однако за полвека до Лютера папская власть была распространена также и на наказания, налагаемые Богом в чистилище. Некоторые папы стали не только освобождать от епитимий, но и прощать грехи. Получившие такое освобождение расплачивались за это материальными пожертвованиями по установленному тарифу (в зависимости от платежеспособности субъекта). Обоснованием всей этой практики служила теория, согласно которой Христос и святые своими подвигами заслужили гораздо большее, нежели требовалось для их собственного спасения, заложив таким образом "сокровищницу добрых дел", которой папа может распоряжаться в пользу других людей. Привилегия продажи особых индульгенций, вызвавшая негодование Лютера, была дарована папой Львом X Альбрехту, архиепископу Майнцскому, Магдебургскому и Хальберштадтскому. Вырученные средства должны были пойти на строительство собора св. Петра. В действительности же половина денег отходила самому Альбрехту: он расплачивался ими за займы, благодаря которым смог купить себе у Рима второе архиепископство. Распространение индульгенций было поручено Иоганну Тецелю, доминиканскому монаху, уже имевшему в этом деле значительный опыт. В сопровождавшей индульгенцию грамоте объявлялось, что ею даруется прощение греха; кроме того, она включала положение о том, что купившие индульгенции для близких, обретающихся в чистилище, тем самым и самих себя избавляют от нужды в покаянии. Тецель заверял своих слушателей: Чуть только монета в ларце зазвенит,

Душа из чистилища вон отлетит.

Девяносто пять тезисов. В последний день октября 1517 Лютер, следуя старому обычаю, вывесил у дверей дворцовой церкви в Виттенберге тезисы на латинском языке, приглашая богословов к их обсуждению. Они включали 95 пунктов, почему и получили название Девяноста пяти тезисов. Лютер резко выступил против идеи о какой-либо связи между взиманием денежной платы и отпущением грехов или освобождением от наказаний. Он отрицал распространение юрисдикции папы на чистилище. Если бы папа обладал властью вызволять души из чистилища, он должен был бы освободить оттуда их все безо всякой мзды. Многие современники Лютера согласились бы с этим, но он пошел дальше, вплоть до отрицания основополагающей теории "сокровищницы добрых дел", совершенных святыми. Таким образом, Лютер выступил не против злоупотребления индульгенциями, а против самой идеи индульгенций. Копию своих тезисов Лютер отослал архиепископу Альбрехту, который, в свою очередь, переправил их папе Льву X. Папа принадлежал к роду Медичи, будучи сыном Лоренцо Великолепного. Он был широко образованным человеком и покровителем искусств; трудно было бы ожидать, что он станет пресекать злоупотребления в торговле индульгенциями. Лев X подкрепил обещания продавцов индульгенций своим авторитетом, подтвердив, что души действительно немедленно освобождаются из чистилища. Лютер возразил, что в данном пункте папа заблуждается. Папа вызвал Лютера в Рим. В этот момент за Лютера вступился его суверен, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый, глава коллегии князей-избирателей (курфюрстов) Священной Римской империи, настоявший на том, чтобы его подданному предоставили возможность оправдаться в ходе справедливых слушаний, что было реально только на германской земле. Таким образом, многовековое недоверие германских правителей к итальянскому папству обеспечило Лютеру покровительство и защиту. Были назначены слушания в присутствии кардинала Каетана, прибывшего в 1518 на Аугсбургский рейхстаг. Кардинал ознакомил Лютера с папской буллой, где излагалось учение о сокровищнице накопленных святыми заслуг. Лютер выступил против этой доктрины, оспорив тем самым не только авторитет данного папы, но и каноническое право, в котором было закреплено это учение. Кардинал объявил Лютера еретиком и приказал ему удалиться и не возвращаться до тех пор, пока он не будет готов отречься от своих мнений.

Диспут Лютера с Экком. Перед Лютером явственно замаячил костер. Его противники предрекали, что не пройдет и пары недель, как он будет сожжен, и они оказались бы правы, если бы не внезапное изменение политической ситуации. Германский император Максимилиан скончался. Выбор его преемника зависел от семи курфюрстов во главе с Фридрихом Саксонским. Папа не желал укреплять могущество основных претендентов на имперский престол - Франциска I Французского, Генриха VIII Английского и Карла Испанского, поэтому отдавал предпочтение курфюрсту Фридриху. Чтобы завоевать расположение Фридриха, папа действительно разрешил Лютеру устроить публичный диспут с крупным теологом, доктором Иоганном Экком в Лейпцигском университете. В центре дебатов был вопрос о древности института папства: предполагалось, что, если преемство пап можно проследить до времен апостолов, этот институт имеет божественное происхождение. Лютер заявил, что власть папы над всей церковью существует всего 400 лет и что это человеческое установление. Тогда Экк вынудил Лютера публично признать, что, по его мнению, ни авторитет папы, ни авторитет вселенских соборов не обладают непогрешимостью. Экк указал, что это утверждение совпадает со взглядами Яна Гуса, богемского еретика, сожженного на костре веком ранее. Лютеру пришлось признать наличие некоторых пунктов, сближающих его позицию с позицией Яна Гуса. Защищать заведомого еретика означало объявить еретиком себя самого, поэтому всем было очевидно, что на этот раз Лютеру не миновать костра. Однако влиятельные силы в Германии дружно выступили на его защиту. Это были немецкие националисты, возглавляемые рыцарем Ульрихом фон Гуттеном (известным своими сатирическими сочинениями), видевшим в Лютере освободителя Германии, из которой все соки высасывает ненасытное папство. Это были и гуманисты, возглавляемые Эразмом Роттердамским, который воспринимал Лютера как поборника свободной научной мысли, притесняемой папой. Папа медлил, ибо, хотя на престол Священной Римской империи взошел Карл Испанский (под именем Карла V), папа нуждался и в поддержке Фридриха, как некоего противовеса. Но в июне 1520 Лев X в своей охотничьей резиденции составил буллу Exsurge Domine - "Восстань, Господи... дикий вепрь вторгся в Твой виноградник". Лейпцигскому оппоненту Лютера Иоганну Экку было поручено обнародовать эту буллу, однако тот столкнулся с неожиданным противодействием со стороны герцогов и епископов, и только спустя три месяца, 10 октября 1520, булла была вручена Лютеру в Виттенберге.

Последующие сочинения. Между тем Лютер, и не думая покориться, издал серию памфлетов, каждый из которых только усугублял его вину в глазах Рима. Его обращение К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства (An den christlichen Adel deutscher Nation: Von des christlichen Standes Besserung) содержало призыв к светским правителям, включая императора, реформировать церковь. Лютер требовал, чтобы папство вернулось к апостольской бедности и простоте. Папа фактически должен был уподобиться св. Франциску Ассизскому, а земные дела церкви передать на усмотрение местных церквей. Эти призывы встретили самый горячий отклик в Германии. Более радикальным было требование отмены целибата для духовенства, против которого в Германии выступали еще задолго до Лютера, в 11 в., когда он был введен папой Григорием VII. Следующее сочинение, О вавилонском пленении церкви (De captivitate Babylonica ecclesiae praeludium), было еще более радикальным. В нем под удар был поставлен сам сакраментальный характер церкви и основанные на нем теократические притязания. Из семи церковных таинств, существовавших в эпоху Лютера, он признавал только два: крещение и причащение, причем последнее отказывался связывать с мессой. Лютер считал, что месса - вовсе не повторение жертвоприношения Христа. Евхаристические вино, как и хлеб, следует давать и мирянам. Согласно церковному учению, в таинстве евхаристии хлеб и вино действительно превращаются в тело и кровь Христовы, сохраняя только внешние признаки (акциденции) хлеба и вина. Этой доктрине, известной как учение о пресуществлении (transsubstantiatio), Лютер противопоставил свое собственное учение о "сосуществовании" (consubstantiatio), или "соприсутствии": после освящения Св. Даров сущности хлеба и вина продолжают наличествовать в них вместе с сущностями тела и крови Христовых. Священник не совершает никакого чуда, так как Христос присутствует всегда и во всем. Священнослужитель всего лишь открывает глаза верующим, показывая им его присутствие, ибо, хотя Бог и Христос присутствуют во всем, это присутствие не всегда бывает явным. После публикации этого трактата Эразм объявил, что раскол между Лютером и церковью стал неустранимым. Столь же революционным было и учение о священстве всех верующих. В сочинении О свободе христианина (Von der Freiheit eines Christenmenschen) Лютер утверждал, что миряне не должны зависеть от священнического сословия, т.к. священник - просто член церкви, поставленный исполнять конкретное служение. Папская булла была вручена Лютеру 10 октября; в ней ему давалось 60 дней на то, чтобы покаяться. Ответом Лютера стал памфлет Против проклятой буллы Антихриста. 10 декабря, в день, когда заканчивалась отсрочка, он публично сжег буллу. Однако это само по себе еще не ставило Лютера вне церкви, так как для его отлучения требовалась новая булла, в которой бы возвещалось, что установленные сроки прошли. Эта вторая булла была подписана в январе 1521. Однако для обретения буллой законной силы ее следовало обнародовать, а эта булла обнародована не была. Кроме того, в ней упоминался не только Лютер, но и другие лица, в частности Ульрих фон Гуттен, располагавший значительным войском и имевший возможность защитить не только себя, но и Лютера. Алеандро, папский представитель на рейхстаге Германской империи, возвратил буллу в Рим и затребовал 40 копий новой буллы, направленной против одного Лютера. В результате Алеандро волей-неволей пришлось предстать перед имперским рейхстагом, созванным в Вормсе, вообще не располагая буллой, которая доказала бы трибуналу (в основном светскому), что Лютер действительно является еретиком. Имперский рейхстаг, первоначально созывавшийся для обсуждения административных и финансовых проблем, должен был, таким образом, принять на себя функции церковного собора. Однако рейхстаг не стал бы выносить решение, предварительно не выслушав Лютера. Фридрих Саксонский особенно решительно настаивал на том, чтобы его подданному предоставили возможность высказаться. Император Карл V, хотя и был ревностным католиком, распорядился вызвать Лютера.

Вормсский рейхстаг. Лютер предстал перед рейхстагом. Ему предъявили издания его сочинений и спросили, все ли они написаны им. Лютер признал своими все эти сочинения. Тогда его спросили, настаивает ли он на всем, что сказано в этих книгах. Лютер попросил время на размышление и получил отсрочку до следующего дня. На другой день вопрос был поставлен снова, и Лютеру на школьной латыни предложено было ответить без обиняков, отрекается ли он от своего учения, или нет. Он отвечал по-немецки: "Поскольку Вы, Ваше Величество, и Вы, Ваши Светлости, хотите простого ответа, я дам его без всяких ученых ухищрений. Пока я не опровергнут свидетельствами Писания или ясными доводами, - ибо я не верю ни папе, ни соборам; известно, что они часто заблуждались и противоречили сами себе, - меня осиливают приведенные мною слова Писания. А поскольку моя совесть в плену у Слов Бога, я ни от чего не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь".

Лютер в Вартбурге. Даже после этого дерзкого выступления в свою защиту (знаменитая фраза "На том стою..." может быть и позднейшим добавлением) рейхстаг не решался осудить Лютера, но император дал понять, что непримиримая позиция Лютера несовместима с ортодоксальным вероучением. И после того, как часть сторонников Лютера удалились, оставшиеся приняли "Вормсский эдикт", подвергавший Лютера государственной опале. При нормальном ходе событий это означало бы костер, однако курфюрст Фридрих Саксонский вмешался вновь, на этот раз приказав своему капеллану укрыть Лютера в таком месте, о котором не будет знать даже сам курфюрст. Таким местом стал замок Вартбург. Первоначально Лютер пребывал в подавленном настроении. Он утверждал, что несколько раз ему являлся дьявол (существует легенда о том, что однажды Лютер швырнул в беса чернильницу, но промахнулся). Однако вскоре ему удалось восстановить душевное равновесие, и он взялся за перевод Нового Завета на немецкий язык с греческого текста, незадолго до того изданного Эразмом. Затем он приступил к переводу Ветхого Завета с древнееврейского языка. Лютер был замечательным переводчиком; кроме того, ему был присущ подлинный религиозный пыл, позволявший ему возноситься к вершинам и проникать в глубины библейских текстов. Покуда Лютер пребывал в Вартбурге, в Виттенберге стало шириться реформистское движение, которое возглавили некоторые коллеги Лютера по университету, прежде всего мягкосердечный, знаменитый своей ученостью Филипп Меланхтон и неистовый Андреас Карлштадт, известный своим радикализмом. Во время причастия прихожане получали не только хлеб, но и вино. Лютер от всего сердца приветствовал эти перемены. Его пригласили к более деятельному участию. Монахи покидали монастыри и женились. Одобряет ли это Лютер? В поисках ответа Лютер обратился к Писанию и пришел к заключению, что монахи были правы, хотя сам он никогда бы не взял жены. Затем стали доходить совершенно обескураживающие слухи о бесчинствах, устраиваемых во время католических богослужений, об уничтожении икон и т.п. Курфюрст предупредил его, что не сможет обеспечить защиту человеку, подвергнутому церковному отлучению и объявленному вне закона государством. Лютер отвечал, что он и не просит защиты, и возвратился в Виттенберг. То, что ему после этого удалось прожить еще 25 лет и умереть в собственной постели, объясняется лишь невероятно счастливым стечением обстоятельств. Император не мог деятельно вмешаться в происходящее, так как был отвлечен войнами с турками, с Францией и даже с самим папой.

Реформа церкви. Лютер взялся за осуществление задачи реформирования церкви в соответствии со своим пониманием Евангелия. Вскоре он ощутил на себе удары как со стороны либералов, так и со стороны консерваторов. Либералы, т.е. католики-гуманисты и прежде всего Эразм, отошли от него после того, как осознали, что занятая им позиция ведет к расколу церкви, во вселенское единство которой они глубоко верили. Со временем Эразма даже убедили написать сочинение против Лютера и направить удар в самое сердце его учения - его учение о человеке. Эразм, как и официальная церковь, полагал, что человек способен содействовать собственному спасению. В ответ Лютер еще более решительно стал настаивать на абсолютной беспомощности человека.

Бунт реформаторов-радикалов. Сторонники Лютера и фон Гуттена с его партией подняли восстание против духовенства и потерпели поражение. За этим последовал еще более сокрушительный удар. В лагере самого Лютера возникла экстремистская группа, заявлявшая, что его взгляды недостаточно радикальны. Карлштадт предложил вообще упразднить почитание священных изображений и церковную музыку и объявил, что евхаристия - всего лишь символ. Он отрицал необходимость денежных вознаграждений священнослужителям и особых облачений для них, отрицал он и все академические степени. Томас Мюнцер утверждал, что святые, т.е. те, кто возродился во Христе, могут узнавать друг друга, объединиться в союз и ускорить пришествие Господа, истребляя нечестивых. Он ставил превыше всего не букву Писания, а его дух и индивидуальный духовный опыт (личное откровение). Мюнцер нашел многочисленных последователей среди крестьян, долго страдавших от социальной несправедливости, и поднял волну беспощадных крестьянских бунтов, опустошивших Саксонию. Лютер же вовсе не считал, что Римская церковь причинила ему зло. Он любил музыку, ему нравилась церковная живопись, и он настаивал на том, что евхаристические хлеб и вино - это подлинные тело и кровь Христовы. Он полагал, что святые не могут быть распознаны на земле. Во всяком случае меч, по его мнению, никогда не должен быть использован для распространения религиозной веры, - не говоря уж о том, что распространять ее должен не какой-нибудь простолюдин, а лицо, облеченное духовной властью. Таким образом, Лютер встал на позиции консервативного протестантизма. Впоследствии он резко осудил восставших крестьян и счел допустимым насилие в отношении сектантов. Ранее он говорил, что вера не может быть следствием принуждения и что о ереси не способны судить чиновники. От этих слов он не отступался никогда, но теперь все же признал, что публичное богохульство и подстрекательство к мятежу должны караться смертью. И когда возникло пацифистское движение анабаптистов, Лютер объявил их смутьянами, поскольку их нежелание мечом защищать справедливость подрывало авторитет и государство. В созидательном плане Лютер приступил к осуществлению церковных преобразований. Его переводы Св. Писания стали его главным орудием. В сентябре 1522 был издан немецкий Новый Завет, а в 1534 - вся Библия. Кроме того, Лютер сочинял церковные гимны и мелодии к ним. Особенно знаменит гимн Твердыня крепкая наш Бог (Ein' feste Burg ist unser Gott), основанный на 47 псалме, для которого Лютер написал и слова, и музыку. В качестве пособий для религиозного воспитания Лютер составил два катехизиса - один для взрослых, другой - для детей. В помощь проповедникам он издал том проповедей, внес изменения в литургию, сначала - латинскую, а затем - на немецком языке. Из-под его пера выходило множество сочинений, большую часть из которых составляли библейские комментарии, особенно на Ветхий Завет. Он проповедовал по воскресеньям, а часто и по другим дням недели, предстоял во время домашнего богослужения многочисленным домочадцам - детям, работникам и студентам. Почти каждое его слово, сказанное за обеденным столом или в классной комнате, записывалось прилежными писцами. Некоторые его "разговоры" было бы лучше предать забвению, а иные лекции невыразимо скучны, хотя и в них иногда вспыхивает истинный огонь. После Вормсского рейхстага Лютер перестал играть ту общественную роль, которую играл прежде. Отлученный от церкви и поставленный вне закона, он не мог участвовать в рейхстагах. Эту обязанность взял на себя Меланхтон. Лютер не мог также и предстать перед светской ассамблеей, чтобы исповедать свои убеждения, как в Вормсе. За него это сделали германские князья на Аугсбургском рейхстаге в 1530. В последние 25 лет своей жизни Лютер был прежде всего педагогом и проповедником, хотя, конечно, продолжал писать статьи и памфлеты, получавшие самый широкий резонанс, и находился в самом центре движения Реформации, так что противники в насмешку называли его Виттенбергским папой.

Женитьба и последние годы жизни. Лютер совершил еще один решительный поступок, который, хотя он и относился к его личной жизни, должен был оказать глубокое влияние на немецкую культуру и весь протестантский мир. Речь идет о женитьбе Лютера. В самом этом поступке не было ровным счетом ничего романтического. Под впечатлением от учения реформатора община монахинь покинула монастырь и прибыла в Виттенберг. На Лютера легла обязанность подыскать им жилье, мужей и вообще позаботиться об их положении. Одна из них, Катарина фон Бора, все же оказалась непристроенной. Лютер некогда заявлял, что сам ни за что не женится, однако в создавшейся ситуации он счел наилучшим выходом взять ее себе в жены и 27 июня 1525 они обвенчались. Лютер признавался, что не был пылко влюблен, но питал к жене уважение. Впоследствии он очень к ней привязался. Лютер и Катарина стали образцом немецкой семьи - патриархальной, чуждой романтизму и сентиментальности, но исполненной любви и взаимной нежности. У них было шестеро собственных детей; кроме того, Лютер и Катарина воспитали еще одиннадцать осиротевших племянников и племянниц. Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Он умер в Эйслебене 18 февраля 1546.

ЛИТЕРАТУРА

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526. Харьков, 1994 Лютер М. Избранные произведения. СПб, 1997 Порозовская Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб, 1997

Афоризмы

Лютер (Luther) Мартин (1483 - 1546)

Немецкий религиозный деятель периода Реформации. Являлся "зачинщиком" Реформации, начало которой положило его выступление в Виттенберге (1517), содержавшее 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Основатель лютеранства - первого протестантского направления в христианстве. С 1501 по 1505 учился в Эрфуртском университете, где в 1505 получил степень магистра "свободных искусств". Намеревался изучать юриспруденцию, но постригся в монахи. В августинском монастыре выделился незаурядными способностями и был посвящен в сан священника. В 1512 получил степень доктора богословия и до конца жизни являлся профессором библеистики в Виттенбергском университете. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка. Целеустремленное изучение Библии и сочинений средневековых немецких мистиков привели его к разрыву с католической доктриной оправдания посредством "доюрых дел" и к утверждению личной веры как единственного пути спасения. В 1517 Лютер, протестуя против продажи индульгенций в Германии, обнародовал 95 тезисов, в которых обличал эту торговлю как факт нарушения учения Святого писания. Эти тезисы явились объединяющим моментом в борьбе за религиозную и национальную независимость Германии от папской власти. Ватикан обвинил Лютера в ереси. Предстать перед папским судом Лютер отказался, а в 1520 публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Вскоре Лютер стал центральной фигурой антипапской оппозиции. Он разработал радикальные доводы против официального католического учения, которые составили фундамент протестантизма. По мере обострения противоречий внутри реформационного движения и активизации его радикального, народного крыла, Лютер занимает все более консервативную позицию. Он проявляет нетерпимость к другим реформаторам, отходит от своих прежних допущений свободного толкования Библии мирянами, выстраивает жесткую догматическую систему, из-за которой его назвали "виттенбергским папой".

(Текст - по материалам сайта "Иркутский экспресс. История религии.")

Афоризмы, цитаты

Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрет!

Полезные сервисы

лютер, мартин

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха. Курпфальцский музей. Гейдельберг.

Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха. Курпфальцский музей. Гейдельберг.

ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483 - 1546), деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами, отвергавшими основные догматы католицизма. Основатель лютеранства (смотри в статье Протестантизм). Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

Дом Лютера, ныне музей.

Дом Лютера, ныне музей.

Комната, в которой жил Лютер.

Комната, в которой жил Лютер.

Библия Лютера.

Библия Лютера.

Полезные сервисы

лютеране

Толковый словарь

мн.

Те, кто исповедует лютеранство.

Энциклопедия Кольера

ЛЮТЕРАНЕ - протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство - старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.

Учение. Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где - по мнению реформаторов - средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства. Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу. Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание - не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа. Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Многое в лютеранском вероучении восходит к Апостольскому, Никейскому и Афанасьевскому символам веры. Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство - крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.

Вероучительные тексты. Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch, 1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизиса (Большой и Малый катехизисы, Groes und Kleines Katechismen, 1529); Аугсбургское исповедание (Augsburgische Konfession, 1530) и Апологию Аугсбургского исповедания (Apologie der Konfession, 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона; Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры; Шмалькальденские статьи (Schmalkaldische Artikel, 1537); и Формулу согласия (Konkordienformel, 1577). Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия, хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В соответствии с Формулой согласия, исповедания веры суть "просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил". Библия, с другой стороны, есть "единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех учениях". Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями. Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие в совокупности и составляют слово Бога.

Богослужение. В лютеранских церквах нет установленных литургических форм, обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском исповедании: "Для истинного единства христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались учрежденные людьми единообразные обряды". Вот почему лютеране, опираясь на авторитет Книги согласия, рассматривают богослужение как диалог между Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не единообразие. Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия. В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены оригинальные гимны - протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь - облачения, распятия, свечи.

Церковное устройство. Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви. В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций) уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные структуры - в масштабах государства или международные и обычно носят название церкви. Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан), которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто как публичное утверждение в должности, связанной с христианской проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят, что пастор - это должность, а не сан.

История. О том, как родилось "лютеранство"

см. также

ЛЮТЕР Мартин;

РЕФОРМАЦИЯ.

Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец, в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.

Развитие лютеранской идеологии. Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами. К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия. В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства, казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и возникла т.н. диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют неоортодоксией).

Лютеране в Северной Америке. Лютеране были среди первых поселенцев в североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью. Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода, характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100 отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран, исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и Лютеранская церковь - Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов). Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в Северной Америке. Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей. Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий.

См. также

КНИГА СОГЛАСИЯ;

ЛЮТЕР Мартин;

РЕФОРМАЦИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране. СПб, 1994 Христианство: Словарь. М., 1994 Очерки истории западного протестантизма. М., 1995 Лютеранская церковь в Советской России (1918-1950 гг.): Документы и материалы. М., 1997 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

Словарь иностранных слов

ЛЮТЕРАНЕ - последователи Лютера, который отрицает священную иерархию и вообще все таинства, за исключением крещения и причащения, допускает совершенную свободу чтения и толкования священного Писания, отвергает почитание святых и проч.

Полезные сервисы

лютеранин

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

ЛЮТЕРА́НИН, лютеранина, мн. лютеране, лютеран, муж. Лицо, исповедующее лютеранство.

Толковый словарь Ожегова

ЛЮТЕРА́НИН, -а, мн. -ане, -ан, муж. Последователь лютеранства.

| жен. лютеранка, -и.

Словарь существительных

ЛЮТЕРА́НИН, -а, мн -а́не, -а́н, м

Человек, исповедующий лютеранство - одно из направлений протестантизма. //ж лютера́нка, -и, мн род. -нок, дат. -нкам.

Лучше верующий лютеранин, чем безразличный православный (преп. Амвросий Оптинский).

Энциклопедический словарь

ЛЮТЕРА́НИН -а; мн.- ра́не, -ра́н; м. Последователь лютеранства.

Лютера́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж.

Академический словарь

-а, мн. -ра́не, -ра́н, м.

Тот, кто исповедует лютеранство.

Словарь слов из произведений русской литературы

Лютеранин, а, м.; ЛЮТЕРА/НКА, и, ж.

Человек, исповедующий лютеранство.

Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка. // Чехов. Толстый и тонкий //

Орфографический словарь

лютера́нин, -а, мн. ч. -а́не, -а́н

Словарь ударений

лютера́нин, -а; р. мн. -а́н [не тэ]

Трудности произношения и ударения

лютера́нин, лютера́нский. Не рекомендуется произношение [лютэра́нин], [лютэра́нский].

Формы слов для слова лютеранин

лютера́нин, лютера́не, лютера́нина, лютера́н, лютера́нину, лютера́нам, лютера́нином, лютера́нами, лютера́нине, лютера́нах

Морфемно-орфографический словарь

лютер/а́н/ин/.

Грамматический словарь

лютера́нин мо 1°a

Словарь иностранных слов

Исповедующий лютеранскую веру.

Сканворды для слова лютеранин

- Человек протестантского вероисповедания.

Полезные сервисы

лютеранка

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

ЛЮТЕРА́НКА, лютеранки. женск. к лютеранин.

Толковый словарь Ожегова

ЛЮТЕРА́НИН, -а, мн. -а́не, -а́н, м. Последователь лютеранства.

Академический словарь

-и, род. мн. -нок, дат. -нкам, ж.

женск. к лютеранин.

Орфографический словарь

лютера́нка, -и, род. п. мн. ч. -нок

Формы слов для слова лютеранка

лютера́нка, лютера́нки, лютера́нок, лютера́нке, лютера́нкам, лютера́нку, лютера́нкой, лютера́нкою, лютера́нками, лютера́нках

Морфемно-орфографический словарь

лютер/а́н/к/а.

Грамматический словарь

лютера́нка жо 3*a

Сканворды для слова лютеранка

- Протестанка в США, Германии.

Полезные сервисы

лютеранская церковь

Словарь народов и культуры

Лютеранская церковь

(Lutheran Church), протестантская церковь, распространенная в Германии, Скандинавии и США; действует также в Канаде и Австралазии, насчитывая в целом ок. 25 млн. полноправных членов. Традиц. лютеранство, основанное на учении Мартина Лютера (ок. 1483-1546 гг.), утверждает, что для спасения необходима только вера. Во мн. Л.ц. глава церкви является одновременно и главой гос-ва. По сравнению с богослужением в римской католической или восточной православной церквах, лютеранское богослужение отводит большую роль проповеди и меньшую - совершению евхаристии.

Синонимы к слову лютеранская церковь

сущ., кол-во синонимов: 2

кирка

Полезные сервисы

лютерански

Толковый словарь

нареч. качеств.-обстоят.

Так, как характерно для лютеран.

Полезные сервисы

лютеранский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. лютеранство, лютеране, связанный с ними

2. Свойственный лютеранству, лютеранам, характерный для них.

3. Принадлежащий лютеранам.

Толковый словарь Ушакова

ЛЮТЕРА́НСКИЙ, лютеранская, лютеранское. прил. к лютеранин н к лютеранство. Лютеранская церковь.

Толковый словарь Ожегова

ЛЮТЕРА́НСТВО, -а, ср. Крупнейшее направление протестантизма, возникшее в 16 в. на основе учения Лютера и распространённое в Германии, скандинавских и прибалтийских странах, в США. Придерживаться лютеранства.

Энциклопедический словарь

ЛЮТЕРА́НСКИЙ -ая, -ое. к Лютера́нство и Лютера́нин. Л-ая церковь. Л-ая религия. Л-ая служба. Л-ая вера.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к лютеранство, к лютеранин.

Лютеранская церковь.

Орфографический словарь

лютера́нский

Трудности произношения и ударения

лютера́нин, лютера́нский. Не рекомендуется произношение [лютэра́нин], [лютэра́нский].

Формы слов для слова лютеранский

лютера́нский, лютера́нская, лютера́нское, лютера́нские, лютера́нского, лютера́нской, лютера́нских, лютера́нскому, лютера́нским, лютера́нскую, лютера́нскою, лютера́нскими, лютера́нском, лютера́нск, лютера́нска, лютера́нско, лютера́нски

Синонимы к слову лютеранский

прил., кол-во синонимов: 1

евангелический

Морфемно-орфографический словарь

лютер/а́н/ск/ий.

Грамматический словарь

лютера́нский п 3a✕~

Полезные сервисы

лютеранско-евангелический

Слитно. Раздельно. Через дефис

лютера/нско-евангели/ческий

Полезные сервисы

лютеранское исповедание

Словарь иностранных слов

ЛЮТЕРАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ - основанное Мартином Лютером в начале XVII столетия, допускает только два таинства: крещение и причащение, другие же отвергает.

Полезные сервисы

лютеранство

Толковый словарь

ср.

Крупнейшее по числу приверженцев - свыше 80 миллионов - направление протестантизма, основанное М. Лютером в Германии в XVI в. в эпоху Реформации и распространённое а Скандинавских и Прибалтийских странах, а также в США.

Толковый словарь Ушакова

ЛЮТЕРА́НСТВО, лютеранства, мн. нет, ср. Протестантское вероисповедание, ведущее свое начало от Лютера.

Толковый словарь Ожегова

ЛЮТЕРА́НСТВО, -а, ср. Крупнейшее направление протестантизма, возникшее в 16 в. на основе учения Лютера и распространённое в Германии, скандинавских и прибалтийских странах, в США. Придерживаться лютеранства.

| прил. лютеранский, -ая, -ое. Лютеранское вероисповедание.

Популярный словарь

Лютеранство

[тэ], -а, только ед., с.

Одно из основных направлений протестантизма, возникшее в ходе Реформации XVI в. в Германии.

Родственные слова:

лютера́нин, лютера́нка, лютера́нский

Этимология:

От немецкого Lutheranismus. По имени Мартина Лютера (Martin Luther, 1483-1546 гг.), деятеля Реформации в Германии.

Энциклопедический комментарий:

Лютеранское вероучение складывается в XVI в. в эпоху Реформации усилиями как самого Лютера, так и его сподвижников. В лютеранстве были впервые сформулированы все основные положения протестантизма. Однако лютеранство менее последовательно, чем кальвинизм, воплотило их в жизнь. Отвергнув характерную для католической церкви сложную церковную иерархию (во главе с Папой), монашество, культ святых и др., лютеранство сохранило от католицизма все то, что прямо не противоречит Священному писанию (на немецкий язык Библия была переведена самим Лютером): алтарь, крест, орга́н, религиозную живопись (не иконы). Из таинств сохранено два главных - крещение и причащение. Права церковных общин в лютеранстве ограничены, высшей властью пользуются епископы и архиепископы, но их превосходство над рядовыми верующими лишь административное. Распространено в скандинавских странах, Германии, США, Прибалтике.

Словарь существительных

ЛЮТЕРА́НСТВО, -а, ср

Направление в протестантизме, возникшее в XVI веке на основе учения Мартина Лютера и распространившееся в некоторых странах Западной Европы, Скандинавии, в Прибалтике, опирающееся на принцип оправдания верой, согласно которому спасти душу можно только посредством личной веры, отрицающее монашество, культ святых, многие христианские обряды и таинства, упразднившее сословие священников.

В интервью профессор Нееминен, в частности, сказал, что его отец, исповедовавший лютеранство, отрицательно отнесся к желанию своего сына изучать русский язык, вероятно боясь, что вместе с чужим языком он усвоит и чужую веру.

Энциклопедический словарь

ЛЮТЕРА́НСТВО -а; ср. Одно из основных направлений протестантизма (возникло в 16 в. на основе учения Мартина Лютера). Исповедовать л. Принять л.

* * *

лютера́нство - крупнейшее направление протестантизма. Основано М. Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах, Германии, США, прибалтийских странах.

* * *

ЛЮТЕРАНСТВО - ЛЮТЕРА́НСТВО, крупнейшее направление протестантизма. Основано М. Лютером в 16 в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм (см. КАЛЬВИНИЗМ). Распространено в скандинавских странах, Германии, США, странах Прибалтики.

Большой энциклопедический словарь

ЛЮТЕРАНСТВО - крупнейшее направление протестантизма. Основан М. Лютером в 16 в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах, Германии, США, странах Прибалтики.

Академический словарь

-а, ср.

Одно из основных направлений протестантизма, возникшее в 16 в. на основе учения Мартина Лютера.

Практический толковый словарь

рел. протестанское вероучение, основанное отвергнувшим католицизм Мартином Лютером. Распространено в Прибалтике, Германии, Скандинавии, США

Словарь слов из произведений русской литературы

Лютеранство, а, ср.

Религиозное протестантское вероисповедание, возникшее в XVI в. в Германии на основе учения Мартина Лютера, направленное против католичества и римского папы.

Вольф, богатый еврей, принявший лютеранство, не отдавал своих детей в гимназию, а приглашал к ним гимназических учителей. // Чехов. Учитель словесности //

ЛЮТЕРАНСКИЙ.

Орфографический словарь

лютера́нство, -а

Формы слов для слова лютеранство

лютера́нство, лютера́нства, лютера́нств, лютера́нству, лютера́нствам, лютера́нством, лютера́нствами, лютера́нстве, лютера́нствах

Синонимы к слову лютеранство

сущ., кол-во синонимов: 3

вероисповедание, вероучение, протестантизм

Морфемно-орфографический словарь

лютер/а́н/ств/о.

Грамматический словарь

лютера́нство с 1a

Словарь иностранных слов

ЛЮТЕРАНСТВО [по имени собств. Luther] - одно из протестантских вероучений, основателем которого был М. Лютер (1483-1546); возникло в Германии в XVI в. в ходе Реформации; распространено в Германии, скандинавских и балтийских странах, США. См. ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Сканворды для слова лютеранство

- Направление протестантизма.

- В 1576 году ответ константинопольского патриарха Иеремии II на Аугсбургское исповедание стал первой реакцией православия на появление этой религии.

Полезные сервисы