Маля́вин Филипп Андреевич (1869-1940), живописец. Член Союза русских художников. Красочные полотна пронизаны захватывающим ритмом цветовых пятен, передающим стихийную мощь народных типов, широкую шкалу чувств («Вихрь», 1906). С 1922 за границей.
* * *
МАЛЯВИН Филипп Андреевич - МАЛЯ́ВИН Филипп Андреевич (1869-1940), русский живописец. Член Союза русских художников (см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ) . В красочных полотнах на темы крестьянской жизни стремился к передаче безудержного стихийного начала («Вихрь», 1906). С 1922 за границей.
* * *
МАЛЯ́ВИН Филипп Андреевич [10 (22) октября 1869, село Казанка, ныне в Оренбургской области - 23 декабря 1940, Ницца), русский художник. Один из видных мастеров живописи модерна (см. МОДЕРН), славу которому принесли экспрессивные, как бы символизирующие Россию, образы крестьянок.
От иконы к модерну
Выходец из крестьян, в 1885 отправился на Афон, где принял монашество и семь лет работал в иконописной мастерской Пантелеймоновского монастыря. По совету скульптора В. А. Беклемишева (см. БЕКЛЕМИШЕВ Владимир Александрович) обратился к светскому искусству, переехав в Петербург. В 1892 поступил вольнослушателем в Академию художеств (см. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Санкт-Петербург)), где учился, в частности, у И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович). Жил и работал в Петербурге и своей усадьбе близ деревни Аксиньино под Рязанью.
Ранние картины Малявина («Крестьянская девушка с чулком», 1895, Третьяковская галерея) не слишком сильно выделяются над средним уровнем жанрового реализма передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ), но уже в них проявляется его яркий живописный темперамент. В тот же период он обнаруживает и замечательный талант портретиста, создавая острые по характеру, эффектные композиции, близкие по манере А. Цорну (см. ЦОРН Андерс) («Художник К. А. Сомов», 1895, Русский музей).
Одной из сенсаций Парижской всемирной выставки 1900 стало его полотно «Смех» (1899, Музей современного искусства, Венеция), которое стоит у истоков огромного цикла образов русских крестьянок - образов, сочетающих звонкую силу цвета с обобщенной поэтической символикой форм. Каскады ярких, пожаром вспыхивающих красок (в значительной степени наложенных очень крупно, не кистью, а мастихином), узорочье праздничных нарядов, лихой размах рисунка слагаются тут в праздничное зрелище, проникнутое подспудным чувством тревоги (как в картине «Вихрь», 1906, Третьяковская галерея). Это поистине символы «России в буре», одновременно веселой и грозной.
Причем с годами декоративная роскошь палитры Малявина не слабеет, но лишь дополнительно обогащается, обретая особый орнаментальный изыск («Портрет художника с семьей», 1910, частное собрание, Ницца).
За порогом революции
В 1920 Малявин перебрался в Москву. Участвовал в выставках «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА) и АХРР (см. АХРР). Создал ряд метких, эскизно-легких натурных зарисовок В. И. Ленина и других партийных деятелей.
Выехав в 1922 для устройства своей выставки за рубеж, мастер сначала резко размежевался с советской властью, выступив в печати с заявлениями о катастрофическом состоянии русской культуры и использовав свои зарисовки для беспощадно-злых карикатур.
С тех пор на его родине на долгие годы утвердился оценочный стереотип, согласно которому искусство Малявина за границей пришло, якобы, в «полный упадок». Это, однако, не соответствует действительности. Правда, живя за рубежом (преимущественно в Париже и Ницце), художник постоянно повторял излюбленные мотивы, эксплуатируя прежний успех. Однако в целом он работал весьма плодотворно, по-прежнему проявляя дар виртуоза-рисовальщика, а также блестящего мастера картины, в том числе портретной («Балерина А. М. Балашова», 1924, частное собрание, Ницца).
Несмотря на свою независимую политическую позицию, он и после отъезда продолжал посылать свои произведения на выставки в СССР.