I нескл. мн.
1. Народ финно-угорской этноязыковой группы.
2. Представители этого народа.
II нескл. м. и ж.
Представитель манси I 2..
I нескл. мн.
1. Народ финно-угорской этноязыковой группы.
2. Представители этого народа.
II нескл. м. и ж.
Представитель манси I 2..
МА́НСИ
1. нескл., мн., ед. манси, муж. и жен. Народ, относящийся к коренному населению Ханты-Мансийского округа.
2. неизм. Относящийся к этому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к местам его проживания, их внутреннему устройству, истории; такой, как у манси.
| прил. также мансийский, -ая, -ое (к 1 знач.).
МА́НСИ, нескл., мн (ед ма́нси, нескл., м) и {{stl_8}}Манси́йцы{{/stl_8}}, -ев, мн (ед манси́ец, -и́йца, м).
Народ, относящийся к коренному населению Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области; люди, принадлежащие к этому народу; яз. - мансийский; верующие - православные;
Син.: вогулы, югра.
// ж манси, нескл.; манси́йка, -и, мн род. -си́ек, дат. -си́йкам.
Первые достоверные известия о манси, начиная с XI в. н.э., содержатся в русских летописях, где манси упоминаются вместе с хантами под недифференцированным названием «югра»; прежнее русское название манси - вогулы (по Р. А. Агеевой).
МА́НСИ неизм.; мн. Народ финно-угорской языковой группы, составляющий коренное население Ханты-Мансийского автономного округа России; представители этого народа.
◁ Ма́нси, неизм.; м. и ж. Манси́йский, -ая, -ое. М. язык. По-манси́йски, нареч. Говорить по-мансийски.
* * *
ма́нси (устар. - вогулы), народ в Ханты-Мансийском автономном округе (6,6 тыс. человек). Всего в России 8,3 тыс. человек (1995). Язык мансийский. Верующие - православные.
* * *
МАНСИ - МА́НСИ, народ Российской Федерации, коренное население в Ханты-Мансийского округа (9,8 тыс. чел., 2002) Тюменской области. Манси расселены в бассейне реки Оби (главным образом по левым ее притокам - рекам Конда, Северная Сосьва, а также в районе города Березова); часть манси живет среди русского населения в Свердловской области. Всего в Российской Федерации 11,4 тысяч человек (2002). Говорят на мансийском языке (финно-угорская группа урало-юкагирской семьи языков), многие говорят только на русском языке. Мансийский язык считают родным около 60% манси.
Мансийская письменность существует с 1931 года на основе латинского, а с 1937 года на основе кириллического алфавита, литературный язык развился на основе на сосьвинского диалекта. Выделяются несколько этнографических групп: северная с сосьвинским, верхнелозьвинским и с тавдинским диалектами, восточная с кондинским диалектом и западная с пелымским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозьвинским диалектами. Язык и традиционная культура сохраняются у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) манси.
Как этническая общность манси сложились, вероятно, в первом тысячелетии нашей эры в процессе слияния пришедших с юга угров с древними племенами охотников и рыболовов таежного Зауралья. Манси родственны хантам. С хантами их объединяет общее название - обские угры ( в отличие от венгров - дунайских угров). В письменных источниках они известны с 11 века под именем «югры» (вместе с хантами), а с 14 века - под именем «вогулы». С начала 17 века манси считались православными, но сохраняли различные дохристианские верования (в том числе родовой культ, шаманизм). Основные занятия: рыболовство, охота, частично оленеводство, а также земледелие, скотоводство и пушное звероводство.
Следы слияния культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов в культуре народа сохранились вплоть до 21 века. Некогда манси жили на Урале и его западных склонах, но с появлением в тех местах коми и русских, в 11-14 веках переселились в Зауралье. В 18 веке манси формально были обращены в христианство.
Традиционная культура носит типично таежный облик. Основными занятиями были охота и рыболовство, частично оленеводство. На Оби и в низовьях Северной Сосьвы преобладающим занятием было рыболовство. Жители верховьев рек занимались преимущественно охотой, выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли. Охота была пушная и мясная. Пушная охота (белка, соболь) носила товарный характер. На Конде добывали бобров, оленей, лосей, боровую и водоплавающую дичь. Помимо ружей, которые распространились в 18 веке, долгое время использовали луки и стрелы.
Рыбу ловили с помощью различных ловушек, заграждений, сетей. В верховьях Лозьвы, Северной Сосьвы и Ляпина, где летом в горах можно было выпасать оленей, манси занимались оленеводством. Оленей было немного, и их использовали преимущественно в транспортных целях. Поселения манси (пауль) были постоянными (зимние) и временными сезонными (весенние, летние, осенние). Они обычно насчитывали до десяти домов с постройками, располагавшихся по берегу реки. Как правило, селения находились на расстоянии дня пути друг от друга. Основной тип жилища - срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента.
Традиционная женская одежда - платье на кокетке, хлопчатобумажный или суконный халат, зимой сахи - двойная меховая шуба. Одежда была богато орнаментирована бисером, аппликацией, цветным сукном и меховой мозаикой. Большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником, носили наброшенным на голову и плечи, со свободно свисающими концами на груди. Концом платка женщина закрывала лицо в присутствии мужчин - старших родственников мужа или зятя (обычай избегания). Мужчины носили рубахи, по покрою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и футляры с охотничьим снаряжением. Глухая с капюшоном верхняя одежда (малица, гусь) шилась из сукна или оленьих шкур.
Обычная пища манси - рыба и мясо. Рыбу ели сырой, вареной, мороженой, вяленой, копченой, сушеной. Из внутренностей рыбы вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами. Мясо промысловых животных (преимущественно лося), боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили. Домашних оленей забивали в основном по праздникам. Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливали впрок.
Семьи были большими (из нескольких брачных пар) и малыми (из одной пары), брак патрилокальный (жена уходила в семью мужа), сохранялись также явления пережиточной матрилокальности (какое-то время муж мог жить в семье жены). По традиционным религиозным представлениям манси верят в существование у человека нескольких душ: пяти - у мужчин, четырех - у женщин. Душа как жизненная субстанция представляется по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух человека. Сакральное значение чисел пять и четыре (по числу душ) проявлялось во многих обрядах.
Мифологическая картина мира делится на три яруса. На верхнем располагается Торум, олицетворение неба, первопричина добра. На среднем ярусе - Земле - живут люди. Нижний ярус - подземный мир темных и злых сил. Наиболее значительный праздник у манси - медвежий. Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников значителен Урине хотэл эква - Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. В конце мая - начале июня отмечали праздник рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания. С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). Оленеводы почитали Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.
В мансийском песенном фольклоре выделяются священные и обыденные жанры. Священные песни исполнялись после захода солнца, преимущественно поздней осенью и зимой, их исполнение было приурочено к праздникам и ритуалам. Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами медвежьего праздника, шаманских ритуалов. Шаманские напевы сопровождались ударами в бубен.
Эпический музыкальный фольклор включает мифологические песни о возникновении мира, богов, людей и героические песни - о подвигах героев, песенные вставки в сказках. Эпические песни могут сопровождаться игрой на цитре, арфе и смычковой лютне. Лирическая музыка представлена песенными импровизациями, танцевальными жанрами и наигрышами.
МАНСИ (устар. - вогулы) - народ в Ханты-Мансийском авт. окр. (6,6 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 8,3 тыс. человек (1989). Язык мансийский. Верующие - православные.
нескл., мн. (ед. ма́нси, нескл., м. и ж.).
Народ, составляющий коренное население Ханты-Мансийского автономного округа РСФСР, а также лица, относящиеся к этому народу.
МАНСИ (самоназвания манси, вогулы) - народность общей численностью 8,5 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (8,3 тыс. чел.). Язык - мансийский. Религиозная принадлежность верующих: православные.
нескл. мн., ед. м. и́ ж.
Сведения о происхождении слова:
По месту ударения слово соответствует произношению самоназвания народа в мансийском языке.
ма́нси
самоназвание вогулов; уже в 1785 г. у Георги в качестве русск. названия. Из манси mańśi - то же; см. Калман, Асtа Lingu. Hung. 1, 257. Ср. Маны́ч.
манси́йка, манси́йки, манси́ек, манси́йке, манси́йкам, манси́йку, манси́йкой, манси́йкою, манси́йками, манси́йках
прил.
1. Относящийся к манси I, связанный с ними.
2. Свойственный манси I, характерный для них.
3. Принадлежащий манси I.
МАНСИ́ЙСКИЙ, -ая, -ое.
1. см. манси и мансийцы.
2. То же, что манси (во 2 знач.). Язык манси (финно-угорской семьи языков).
манси́йский, манси́йская, манси́йское, манси́йские, манси́йского, манси́йской, манси́йских, манси́йскому, манси́йским, манси́йскую, манси́йскою, манси́йскими, манси́йском, манси́йск, манси́йска, манси́йско, манси́йски
Нангкинан ёмсякв сунсыглэлын: нанг мольсянгын маныр совныл
варима? Оман нанг мольсянгын сали совныл варыстэ. Нанг ваягын ос
пассагын маныр совныл варимаг? Сясекван тананыл сали совным нанг
магсылын варсанэ.
***
Акв пыгрись ворт пил ватыс. Я вата хосит ёмиматэ, илттыг
йив товыт харсин суй та хунтамлас. „Вортолнут", - пыгрись номылматыс.
Рохтыс, йиви нох-хангхыс. Вор кивырныл я ватан яныг вортелнут эква ти
нэглыс. Тав ётэ кит сусамакве олсыг. Вортолнут эква акв сусаме сиплув
совеныл товмыстэ, пувлуптангкве патыстэ. Сусамакве вораталыс и нянгхыс.
Мот сусамакве полям витныл рохтыс, вор нупыл хайталтас. Тав сянен юил
ёхтыгпавес ос та пувлуптавес.
Алфавит
Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ее, Ёё, Жж, Зз, Ии, Йй,
Кк, Лл, Мм, Нн, Оо, Пп, Рр, Сс, Тт, Уу, Фф, Хх, Цц, Чч, Шш, Щщ, Ээ, Юю,
Яя, нг, ъ, ы, ь.
Употребляется русское письмо без дополнительных букв, с
часто встречающимся буквосочетанием нг.
С 1931 до 1937 г. использовалось латинское письмо с
дополнительными буквами ꜧ, ŋ, s̷.
Мансийский (вогульский) язык - язык народности манси,
живущей в Западной Сибири; число говорящих около 3 тыс.
человек.
Принадлежит к финно-угорским языкам.
Манси́йский язы́к (вогульский язык), относится к обско-угорской ветви финно-угорских языков. Письменность на основе русского алфавита.
* * *
МАНСИЙСКИЙ ЯЗЫК - МАНСИ́ЙСКИЙ ЯЗЫ́К, относится к обско-угорской ветви финно-угорских языков. Письменность на основе русского алфавита.
МАНСИЙСКИЙ ЯЗЫК - относится к обско-угорской ветви финно-угорских языков. Письменность на основе русского алфавита.
Манси́йский язы́к
(вогульский язык) - один из обско-угорских языков. Распространён по левобережью
Оби и её притокам в Тюменской и Свердловской областях РСФСР. Число
говорящих 3,7 тыс. чел. (1979, перепись). Имеет северную, южную
(исчезнувшую), восточную и западную диалектные
группы.
Для М. я. характерно деление гласных на 6
пар - долгих и кратких. В конце слова не
употребляются o, ō, u, ū, ə, ē̮, в начале слова - ə, ē̮. По мягкости и
твёрдости противопоставляются только 4 пары согласных: l-l′, n-ń, s-ś, t-t′. Не допускается
стечение согласных в начале слова, а гласных - в любой позиции. Имена
имеют 6 падежей, аккузатив с формантом ‑m
употребляется ограниченно. Глагол обладает
объектным, безобъектным и субъектно-пассивным спряжениями, 5 наклонениями. Имеются определённый ań и
неопределённый akw артикли. Подлежащее тяготеет к началу предложения, сказуемое - к
концу. Глагольное и именное определения стоят в
препозиции, логически выделяемое слово - перед сказуемым.
Употребительны бессоюзные сложные
предложения.
В основе литературного языка лежит
среднесосьвинский (северная группа) диалект. Письменность создана в 1931 на основе латинской графики, в 1937 - на русской графической основе с добавлением буквы ŋ,
однако она не получила широкого распространения. М. я. употребляется
преимущественно в быту. Первые слова М. я. зафиксированы в 17-18 вв. в
заметках русских краеведов-естествоиспытателей.
Ромбандеева Е. И., Мансийский (вогульский) язык, М., 1973
(лит.);
её же, Синтаксис мансийского (вогульского) языка, М.,
1979.
Ромбандеева Е. И., Кузакова Е. А.,
Словарь мансийско-русский и русско-мансийский, Л., 1982;
Munkácsi-Kálmán, Wogulisches Wörterbuch, Bdpst,
1986.
Е. И. Ромбандеева.
МАНСИ́ЙЦЫ, -ев, ед. -иец, -ийца, муж. То же, что манси (в 1 знач.).
| жен. мансийка, -и.
| прил. мансийский, -ая, -ое.
МАНСИ́ЙЦЫ -ев; мн. Жители Ханты-Мансийского автономного округа России; ма́нси;
◁ Манси́ец, -си́йца; м. Манси́йка, -и; мн. род. -си́ек, дат. -си́йкам; ж. Манси́йский, -ая, -ое.
-ев, мн. (ед. манси́ец, -си́йца, м.; манси́йка, -и, мн. манси́йки, -си́ек, -си́йкам, ж.).
То же, что манси.