Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

матисс

Грамматический словарь

Мати́сс ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова матисс

- Этот фовист прославился после «Танца» 1910 года.

- Кто автор термина «кубизм»?

- Французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.

- Французский художник, автор картины «Семейный портрет».

- Картины этого «дикаря», по словам французов, помогали им в чёрные дни фашистской оккупации видеть солнце.

- Его картина «Женщина в зелёной шляпе» стала одним из предвестников фовизма - нового направления в авангардном искусстве.

- Французский художник, автор картин «Танец», «Музыка», «Одалиски», «Красные рыбы».

- Какой из известных художников был учеником Гюстава Моро?

Полезные сервисы

матисс (matisse) анри

Большой энциклопедический словарь

МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954) - французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия ("Танец", 1910; "Красные рыбы", 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.

Полезные сервисы

матисс анри

Энциклопедический словарь

Мати́сс Анри (Matisse) (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбы», 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.

* * *

МАТИСС Анри - МАТИ́СС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма (см. ФОВИЗМ). Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбки», 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.

* * *

МАТИ́СС (Matisse) Анри Эмиль Бенуа (31 декабря 1869, Ле Като, Нор - 3 ноября 1954, Симье, близ Ниццы), французский художник.

Годы учения

Первые опыты в живописи относятся к 1890; в 1892 Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро - мэтра салонного искусства; в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена (см. ШАРДЕН Жан Батист Симеон), де Хема (см. ХЕМ Ян Давидс де), Пуссена (см. ПУССЕН Никола), Рейсдаля (см. РЕЙСДАЛ Якоб ван), интересуется творчеством Гойи (см. ГОЙЯ Франсиско), Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен), Энгра (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик), Коро (см. КОРО Камиль) и Домье (см. ДОМЬЕ Оноре). Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах (см. ОБАМА Барак). По совету К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль) едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера (см. ТЕРНЕР Уильям).

Становление художника

1901-04 - годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет; появляется техника импрессионистического дробного мазка. Знакомится с творчеством А. Майоля (см. МАЙОЛЬ Аристид), художниками группы «Наби (см. НАБИ)», увлекается искусством П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль). Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком (см. СИНЬЯК Поль) и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез; художник начинает использовать технику дивизионизма (см. ДИВИЗИОНИЗМ) - раздельных точечных мазков.

В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма (см. ПУАНТИЛИЗМ)) манерой письма. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.

Фовизм

В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму (см. ФОВИЗМ). В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией (см. КСИЛОГРАФИЯ) и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика; продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

Зрелое творчество

В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В его мастерской появляются ученики из разных стран.

В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ) С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан (см. ДУНКАН Айседора) и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно - «Купание, или медитация» - осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

Между двумя войнами

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо (см. РОКОКО). В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно - танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.

В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).

«Капелла четок»

В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу - керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, - синтез многих предшествующих его исканий.

Образы и стиль

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).

Мир Матисса - это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.

Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника - передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.

Энциклопедия Кольера

МАТИСС Анри (Matisse, Henri)

(1869-1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке "диких" (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений мусульманского искусства, показанных на выставке 1903 в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Наряду с живописными произведениями известны его блистательные рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).

Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.

АНРИ МАТИСС. ОДАЛИСКА В КРАСНЫХ ШАРОВАРАХ

АНРИ МАТИСС. ОДАЛИСКА В КРАСНЫХ ШАРОВАРАХ

АНРИ МАТИСС. КРАСНАЯ МАСТЕРСКАЯ

АНРИ МАТИСС. КРАСНАЯ МАСТЕРСКАЯ

ЛИТЕРАТУРА

Эсколье Р. Матисс. М., 1979 Костеневич А.Г., Семенова Н.Ю. Матисс в России. М., 1993

Полезные сервисы

матисс, анри

Иллюстрированный энциклопедический словарь

А. Матисс. Красные рыбы. 1911. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

А. Матисс. "Красные рыбы". 1911.

Музей изобразительных искусств

имени А.С. Пушкина.

МАТИСС (Matisse) Анри (1869 - 1954), французский живописец и график. Один из лидеров фовизма. Праздничную красочность мира выразил в ясных по композиции и чистых по цвету картинах ("Танец", 1910), в витражах, гравюрах, литографиях, утверждающих красоту и радость бытия.

А. Матисс. Интерьер в Ницце. 1917-1918 г.

А. Матисс. Интерьер в Ницце. 1917-1918 г.

Полезные сервисы

матиссист

Словарь галлицизмов русского языка

МАТИССИСТ а, м. Художник, работающий в стиле Матисса. Среди "матиссистов", представленных на выставке, есть художник, никогда не находившийся под влиянием Матисса и присоединившихся к группе только благодаря известной смежности и параллельности их исканий. Это - Жорж Руо. Весы 1909 2 105.

Полезные сервисы

матиссовский

Орфографический словарь

мати́ссовский (от Мати́сс)

Полезные сервисы