Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

метастазио пьетро

Энциклопедический словарь

Метаста́зио Пьетро (Metastasio), настоящая фамилия Трапасси (Trapassi) (1698-1782), итальянский поэт и драматург-либреттист. «Стихотворения» (1718), идиллии, кантаты, канцонетты (сборники «Свобода», 1733, «Прощанье», 1746). Сочинения по эстетике. На его либретто - оперы Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, М. С. Березовского и др.

* * *

МЕТАСТАЗИО Пьетро - МЕТАСТА́ЗИО (Metastasio) (наст. фам. Трапасси, Trapassi) Пьетро (1698-1782), итальянский поэт и драматург-либреттист. «Стихотворения» (1718), идиллии (см. ИДИЛЛИЯ), кантаты (см. КАНТАТА), канцонетты (см. КАНЦОНЕТТА) (сборники «Свобода», 1733; «Прощанье», 1746). Сочинения по эстетике. На его либретто - оперы Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, М. С. Березовского и др.

Энциклопедия Кольера

МЕТАСТАЗИО Пьетро (Metastasio)

(1698-1782), итальянский поэт, настоящее имя - Пьетро Антонио Доменико Бонавентура Трапасси (Trapassi). Родился 3 января 1698 в Риме. В возрасте 10 лет успехи в искусстве стихотворной импровизации привлекли к нему внимание ученого Дж.В.Гравины, который усыновил мальчика, воспитал его и дал ему имя Метастазио - греческий эквивалент Трапасси. Гравина умер в 1718, оставив все имущество Метастазио, тот вскоре промотал его и уехал в Неаполь, тогдашнюю музыкальную столицу Италии. Там он получил сан аббата и вступил в академию Аркадия. В 1717 опубликовал сборник стихов, включавший трагедию Юстин (Giustino), написанную им в возрасте четырнадцати лет. В 1722 вице-король Неаполя заказал ему музыкальную пьесу Сады Гесперид (Orti Esperidi), представленную при дворе с Марианной Булгарелли в роли Венеры. Талантливая певица ввела Метастазио в круг актеров и музыкантов и оказала существенное влияние на его развитие. Для нее он написал в 1723 мелодраму Покинутая Дидона (Didona abbandonata), положенную на музыку Сарро, а впоследствии и другими композиторами. Здесь впервые обозначился стиль, доведенный до совершенства в позднейших работах Метастазио. Благодаря влиянию Марианны Пиньателли, графини д'Aльтхан, Метастазио был приглашен сменить Апостоло Дзено на посту придворного поэта при дворе Карла VI. В апреле 1730 он приехал в Вену, где и остался до конца своей жизни. Его основные работы написаны в период с 1730 по 1740, год смерти императора. Помимо всего прочего, в этот период он написал одиннадцать мелодрам на классические сюжеты, в т.ч. Олимпиада (Olimpiade, 1732), Демофоон (Demofoonte), Титово милосердие (La Clemenza di Tito, 1734), Ахилл во Сцире (Achille in Sciro, 1736) и Аттилий Регул (Attilio Regolo, 1740). Не признавая трагедии во французском стиле, Метастазио разработал чисто итальянскую форму оперы. Она состояла в чередовании поддерживающего действие белого стиха, идущего речитативом, и лирических частей, развившихся впоследствии в арии. Но вскоре появились и другие виды оперы, и слава Метастазио ненамного его пережила. После 1740, несмотря на поощрение императрицы Марии Терезии, он написал мало.

Умер Метастазио 12 апреля 1782.

ЛИТЕРАТУРА

Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. - В кн.: Стендаль. Собрание сочинений, т. 8. М., 1959

Полезные сервисы