МИШНА - МИ́ШНА (евр. «повторение»), древнейшая часть Талмуда (см. ТАЛМУД (иудаизм)), в которой изложен Устный Закон, по преданию полученный Моисеем одновременно с Письменным Законом (Торой (см. ТОРА)) на горе Синай. Мишна включила в себя Галаху (см. ГАЛАХА), Аггаду (см. АГГАДА) и Мидраш (см. МИДРАШ); за исключением небольшого количества арамейских и греческих слов написана на иврите.
Записывать Устный Закон начали в конце первого века н. э. - после разрушения римлянами Второго храма в 70 г. В прежние времена считалось, что запись устной традиции противоречит духу еврейского Закона, но под властью Рима угроза потерять вековой опыт обострилась. Систематизация накопленных знаний стала необходимостью. Работа нескольких поколений еврейских ученых - таннаев - по составлению Мишны завершилась в начале 3 века. Окончательная редакция была осуществлена раввином Иегудой Ганаси.
Мишна состоит из 63 трактатов, объединенных в 6 разделов (седеров): Зраим («Семена») - законы, касающиеся земледелия; Моэд («Срок») - законы о соблюдении праздников и постов; Нашим («Женщины») - законы, касающиеся брака, семейного быта и развода; Незикин («Ущербы») - собрание гражданского и уголовного права; Кодашим («Святыни») - законы относительно храмовой службы, жертвоприношений и ритуального убоя животных; Тохорот («Чистота») - законы о ритуальной чистоте.
Один из трактатов Мишны - трактат Авот («Отцы») не содержит правовых норм, а является собранием высказываний известных еврейских мудрецов.
Основой Мишны являются постановления, источниками которых служили галахические законы, местные правила и обычаи, конкретные судебные решения, высказывания еврейских мудрецов, а также толкования библейских текстов самими таннаями и комментарии Иегуды Ганаси. Правовые нормы приводятся, как правило, без указания источника, но иногда упоминается не только имя автора того или иного закона, но и описывается ситуация, в которой данный закон был сформулирован. Хронологическая неоднородность источников прослеживается в языке, стиле и разных способах подачи материала.
Мишна не является сводом законов в современном понимании. Помимо конкретных постановлений, приводятся дискуссии ученых по тому или иному вопросу. В таких случаях Иегуда Ганаси либо принимает мнение одной из сторон, либо высказывает свою собственную точку зрения.
Именно из-за такого многостороннего подхода Мишна Иегуды Ганаси стала для еврейских ученых каноническим текстом. Изучение Мишны, полемика, различные толкования и дополнения к ней стали основой для создания Иерусалимского и Вавилонского Талмудов.
МИШНА (от древнеевр. "шана" - "учить"), компиляция Устной Торы, составленная ок. 200 в Палестине Иудой ха-Наси и его сподвижниками. Небольшое собрание законов, регламентирующее богослужение в иерусалимском Храме, по-видимому, существовало и в более ранний период. Возможно, оно было составлено ученым священником (жрецом) или членом синедриона как практическое руководство для священнослужителей. После разрушения Второго храма (70) ученые Ямнийской академии попытались собрать разрозненные части устной традиции, чтобы сохранить ее для потомков. Фундамент Мишны заложил рабби Акива, упорядочив и систематизировав Галаху (законодательные установления). Эту работу продолжил его ученик рабби Меир. В дальнейшем каждый глава академии редактировал этот свод как основной текст для изучения Устной Торы. Общее признание получило собрание Иуды ха-Наси, использовавшего в работе по меньшей мере тринадцать предшествовавших редакций. Мишна состоит из шести основных разделов, каждый из которых включает несколько трактатов. Каждый раздел посвящен определенной области законов. Первый раздел, Зераим (Семена), определяет земельные отношения. Его предваряет большой вступительный трактат Берахот (Благословения), содержащий правила молитвы и благословений. Второй раздел, Моэд (Праздник), устанавливает законы субботы и праздников. Третий - Нашим (Женщины) - определяет порядок брака и развода, а также родственные отношения. Четвертый - Незикин (Ущербы) - рассматривает вопросы, связанные с гражданским и уголовным правом. Дополнением к четвертому разделу является трактат Пирке Авот (Изречения отцов) - собрание этических норм и нравственных поучений таннаев. Пятый раздел, Кодашим (Святыни), содержит абстрактные рассуждения о храмовом ритуале и трактует главным образом пищевые запреты. Шестой раздел, Техарот (Чистота), рассматривает предписания о ритуальной чистоте. Мишна стала основным текстом, изучавшимся и обсуждавшимся в академиях Палестины и Вавилонии. Эти дискуссии, сведенные впоследствии в Гемару, вместе с текстом Мишны составляют Талмуд.
ЛИТЕРАТУРА
Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993
Мишна
(Mishnah, иврит - научение повторением), древнейшее и наиб, авторитетное собрание устных толкований еврейских законов и традиций, окончательная редакция к-рого была проведена под руководством рабби Иуды (ок. 135-217 гг. н.э.). М. состоит из шести осн. разделов: религ. законы о земледелии; ритуальные и религ. обязанности; женщины, брак и семейная жизнь; гражд. и уголовное право; храм и обряды жертвоприношения; законы о ритуальной чистоте. Гемара (арамейск. завершение) представляет собой комментарии к М., вместе с к-рой она образует Талмуд.