Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

младограмматизм

Толковый словарь

м.

Лингвистическая теория, созданная младограмматиками.

Энциклопедический словарь

Младограммати́зм - направление в европейском языкознании XIX - начала XX вв. Представители младограмматизма считали язык индивидуальной психофизиологической деятельностью, а изменения в нём объясняли более или менее случайными причинами; исследовали в первую очередь закономерности развития живых языков, понимая их как априорно заданные. Для младограмматизма характерен атомизм (отсутствие представления о языке как системе). Внёс вклад в сравнительно-историческое языкознание.

* * *

МЛАДОГРАММАТИЗМ - МЛАДОГРАММАТИ́ЗМ, направление в европейском языкознании 19 - нач. 20 вв. Представители младограмматизма считали язык индивидуальной психофизиологической деятельностью, а изменения в нем объясняли более или менее случайными причинами; исследовали в первую очередь закономерности развития живых языков, понимая их как априорно заданные. Для младограмматизма характерен атомизм (отсутствие представления о языке как системе). Внес вклад в сравнительно-историческое языкознание.

Большой энциклопедический словарь

МЛАДОГРАММАТИЗМ - направление в европейском языкознании 19 - нач. 20 вв. Представители младограмматизма считали язык индивидуальной психофизиологической деятельностью, а изменения в нем объясняли более или менее случайными причинами; исследовали в первую очередь закономерности развития живых языков, понимая их как априорно заданные. Для младограмматизма характерен атомизм (отсутствие представления о языке как системе). Внес вклад в сравнительно-историческое языкознание.

Гуманитарный словарь

МЛАДОГРАММАТИ́ЗМ - направление в яз-знании в последней четв. 19 в. Под младограмматиками в узком смысле понимаются по преим. нем. ученые (А. Лескин, К. Бругман, Г. Остгоф, Б. Дельбрюк, Г. Пауль - Лейпцигская школа и нек-рые др., примыкавшие к ним). В б. шир. смысле младограммат. направление включает таких ученых, как Ф. Ф. Фортунатов и его школа в России, С. Бугге и К. Вернер в Скандинавии и др. В контексте истории науч. яз.-знания младограмматики продолжали линию А. Шлейхера, пытаясь выявить единый в формальном отношении метод для объяснения язык. фактов. В основе лингв. теории младограмматиков лежат такие фундам. принципы, как психологизм в духе Г. Штейнталя с его особым вниманием к индивид.-психолог. основам язык. изменений и историзм, требовавший подхода к яз. как к обществ. явлению. Младограмматики решительно заявили о необходимости поворота яз.-знания к изучению живых яз. и диалектов. Однако в собственной исслед. практике младограмматики осн. внимание уделяли сравнительно-ист. изучению индоевроп. яз. На этом мат-ле был окончательно сформулирован намеченный еще Шлейхером осн. науч. постулат младограмматиков - тезис о непреложности фонетических законов, к-рый - вместе с также выдвинутым младограмматиками принципом аналогии - составил основу науч. аппарата, применявшегося для изучения язык. явлений в их ист. развитии. Пришедшие на сцену М. в нач. 20 в. иные науч. парадигмы (в первую очередь связанные с именем Ф. де Соссюра) перенесли центр внимания лингвистов на проблемы синхронного функционирования яз. как системы, преодолев тем самым свойственный М. атомизм (т. е. рассмотрение отдельных язык. явлений вне их взаимосвязи). Вместе с тем идеи младограмматиков остаются осн. принципами сравнительно-ист. яз.-знания. Непреходящую науч. ценность имеют достижения младограмматиков в разработке конкретных вопросов индоевропеистики. Продолжив дело, начатое Ф. Боппом и Шлейхером, они практически завершили построение сравнительно-ист. грамматики индоевроп. яз., сохраняющей до наст. вр. в осн. чертах вид, приданный ей младограмматиками. Значителен вклад младограмматиков в изучение истории отд. индоевр. языков.

Лит.: Десницкая А. В. Вопросы изучения родства индоевропейских языков. М.; Л., 1955; Общее и индоевропейское языкознание. М., 1956; Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960; Проблемы историзма и развития в языкознании 2-й пол. 19 в. Л., 1984.

Орфографический словарь

младограммати́зм, -а

Лингвистика

Младограммати́зм -

направление в европейском языкознании, возникшее в Германии в

70‑х гг. 19 в. В Германии представителями младограмматизма были

А. Лескин, Г. Остхоф, К. Бругман, Б. Дельбрюк, Г. Пауль

(лейпцигская школа), А. Фик, А. Бецценбергер, Г. Коллиц,

Ф. Бехтель (геттингенская школа), И. Шмидт, В. Шульце

(берлинская школа), в скандинавских странах - С. Бугге,

К. Вернер. Термин «младограмматизм» был впервые употреблён Ф. Царнке

в применении к лейпцигской школе.

Младограмматизм отверг основные научные представления 1‑й половины

19 в.: идею единства глоттогонического процесса от первоначального

аморфного (корневого) состояния через агглютинацию к флективному строю, учение В. фон Гумбольдта о

внутренней форме языка, обусловленной национальным «духом» народа,

учение А. Шлейхера о языке как природном организме и о двух периодах в

жизни языка - творческом доисторическом, когда язык развивал свои формы,

и историческом, когда происходил процесс деградации и разрушения форм.

Младограмматизм обратился к изучению говорящего человека и повернул

языкознание на позитивистский путь исследований явлений языка на основе

непосредственных наблюдений и индуктивного метода.

Теоретическим стержнем младограмматизма является воззрение на язык

как на индивидуально-психологическое явление (см. Психологическое направление в языкознании):

понятия, выражаемые языком, возникают «в недрах души индивида» и

«нигде больше» (Пауль). Общение с помощью языка возможно только потому,

что психическая жизнь людей одинакова и звуки языка говорящего вызывают

в душе слушателя один и тот же для обоих комплекс представлений. Поэтому

язык является не природным, а общественным установлением и наука о языке

принадлежит к кругу культуроведческих наук, базой которых является

психология индивида. Однако конкретный круг внутренних

закономерностей, определяющих функционирование и изменчивость

языка (его звуков и форм) был сведён младограмматизмом лишь к двум

постоянным процессам - регулярным звуковым изменениям и изменениям

по аналогии. Регулярные звуковые

изменения совершаются механически и осуществляются со строгой

последовательностью, не знающей исключений, если с данным изменением не

сталкивается другая звуковая закономерность; в науку вошло понятие фонетического закона, обозначающего такие

последовательные звуковые изменения. Звуковые изменения слов могут

происходить по аналогии, основанной на том, что речевая деятельность не ограничивается

воспроизведением готовых форм, но создаёт новые по сходству с другими

имеющимися. По представлениям младограмматизма, изменчивость

звуковой стороны языка в целом основана на отклонениях от узуса в индивидуальной речи. Распространение таких

отклонений приводит к постепенному превращению индивидуального и

мгновенного в общее и узуальное. Подобным образом происходят изменения и

в смысле слов, причину которых следует искать в неустойчивости и

колебаниях представлений индивидуальной психики, и здесь окказиональные

значения могут перерастать в узуальные.

Отличительной чертой младограмматизма был историзм, который

рассматривался как основа методологии науки о

языке. Однако и в сравнительно-исторических исследованиях, и в описаниях

развития конкретных языков историзм сторонников младограмматизма

ограничивался обычно констатацией фонетических и морфологических изменений.

В практике исследовательской работы младограмматизм достиг больших

результатов и оказал значительное влияние на дальнейшее развитие

науки. В результате постоянного интереса к живому произношению и к изучению физиологии и акустики звуков речи

младограмматизм выделил фонетику

как самостоятельный раздел языкознания. Фонетическое осмысление орфографии памятников древней письменности

помогло преодолеть фетишизм письма и выявить реальное звуковое значение

букв. Большой вклад младограмматизм внёс также в грамматику, выделив наряду с флексией ряд других морфологических явлений,

которые определили историю развития строя индоевропейских языков. Младограмматизм уточнил

также понятие корня, показав, что его

структура исторически менялась. Установив строгие фонетические

соответствия между индоевропейскими языками, младограмматизм

поднял этимологию и

сравнительно-историческую грамматику (см. Сравнительно-историческое языкознание)

индоевропейских языков до уровня точной науки. Лингвистические реконструкции стали достоверными, и наука

получила ясное представление о звуковом составе и морфологической

структуре индоевропейского праязыка, а также

о закономерностях изменений языков в историческую эпоху.

К началу 20 в. обнаружились слабые стороны младограмматизма:

несостоятельность субъективно-психологического понимания природы

языка и недооценка изучения его связей с обществом, поверхностный

характер историзма, ограничивающегося констатацией изменения звуков и

форм без учёта реальных общественных условий, в которых эти изменения

происходили, неумение выявить общую направленность процессов развития

языка. С течением времени всё более становился неприемлемым также так

называемый атомизм младограмматизма, т. е. изучение отдельных

явления языка независимо от других, вне истории других явлений, без

учёта его системных связей в структуре языка. С критикой

младограмматизма с разных позиций выступали А. Мейе и другие

представители социологического

направления, Г. Шухардт, И. А. Бодуэн де Куртенэ и другие.

Дельбрюк Б., Введение в изучение языка, в кн.: Булич

С. К., Очерк истории языкознания в России, т. 1. СПБ, 1904;

Томсен В., История языковедения до конца 19 в., пер. с

дат., М., 1938;

Пауль Г., Принципы истории языка, вступ. ст.

С. Д. Кацнельсона, пер. с нем., М., 1960;

Амирова Т. А., Ольховиков Б. А.,

Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М.,

1975;

Osthoff H., Brugmann K., Morphologische

Untersuchungen auf dem Gebiete der indogermanischen Sprachen, Bd 1,

Einleitung, Lpz., 1878;

Jankowsky K. R., The Neogrammarians.

A re-evaluation of their place in the development of linguistic science,

The Hague, 1972.

Н. С. Чемоданов.

Сканворды для слова младограмматизм

- Направление в европейском языкознании 19 - начала 20 вв., представители которого считали язык индивидуальной психофизиологической деятельностью, а изменения в нём объясняли более или менее случайными причинами.

Полезные сервисы