Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

многосоюзие

Энциклопедический словарь

Многосою́зие (полисиндетон), такое построение текста, при котором последующие повествовательные единицы (или их часть) присоединяются к предыдущим одним и тем же (обычно сочинительным) союзом.

* * *

МНОГОСОЮЗИЕ - МНОГОСОЮ́ЗИЕ (полисиндетон), такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом.

Большой энциклопедический словарь

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом.

Орфографический словарь

многосою́зие, -я

Синонимы к слову многосоюзие

сущ., кол-во синонимов: 2

полисиндетон

Лингвистика

Многосою́зие

(полисиндетон) - принцип построения текста,

при котором последующие повествовательные единицы (или их части) присоединяются к предыдущим

одним и тем же (обычно сочинительным) союзом. В художественно

организованном тексте многосоюзие одновременно является стилистическим приёмом с широким диапазоном экспрессивно-смысловых функций. Так, в зависимости

от тех или иных жанрово-стилистических и семантических условий многократный повтор союза «и»

может в одних случаях создавать эффект особой эпичности, торжественной

замедленности речи («И час настал. Свой плащ скрутило время, / И меч

блеснул, и стены разошлись. / И я пошёл с толпой - туда, за всеми, /

В туманную и злую высь» - А. А. Блок), а в других - вызывать ощущение

эмоционально переполненного, свободного и быстрого в своём течении

речевого потока, как бы возбуждаемого всё новыми и новыми впечатлениями

и переживаниями («Глядишь вокруг, - и на душе легко, / И зреет мысль так

вольно, широко, / И сладко песнь в честь родины поётся, / И кровь кипит,

и сердце гордо бьётся, / И с радостью внимаешь звуку слов: / «„Я Руси

сын, здесь край моих отцов"» - И. С. Никитин). Варьирование

стилистических функций многосоюзия определяется его комбинациями

с разными приёмами построения текста - его смысловой, синтаксической, ритмической структурой; например, в сочетании с

повествовательным лексическим повтором, при

упрощённости синтаксического строения фраз, многократное

употребление союза «и» может сообщать речевому произведению особый

налёт летописного, «библейского» слога («Долго шёл через поля и села, /

Шёл и спрашивал людей: / „Где она, где свет весёлый / Серых звезд - её

очей?" [...] И пришёл в наш град угрюмый / В предвечерний тихий час. /

О Венеции подумал / И о Лондоне зараз. / Стал у церкви тёмной и высокой

/ На гранит блестящих ступеней / И молил о наступленьи срока / Встречи с

первой радостью своей» - А. А. Ахматова).

И. Н. Кручинина.

Лингвистические термины

многосоюзие (полисиндетон). Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Короленко). Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду (Чехов).

Морфемно-орфографический словарь

мног/о/сою́з/и/е [й/э].

Педагогическое речеведение

Многосоюзие (от греч. polysyndeton - многосоюзие) - фигуры слова, входящие в группу фигур прибавления. М. - это преднамеренное, избыточное увеличение количества союзов, создающее впечатление возвышенности стиля. Так, оратора Гегесиппа (сторонника Демосфена), возбуждавшего своими речами граждан Афин против Филиппа II, спросили: хочет ли он войны? На что Геге-сипп гордо ответил: «Да, и войны, и траура, и всенародных похорон, и надгробных речей, если только мы хотим жить свободными, а не по указке македонян» (Плутарх. Застольные беседы).

Наиболее распространенным является вариант М., основанный на повторе соединительных союзов. Например: «И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» (А. Пушкин. А.П. Керн).

У Е.И. Замятина дремучесть, кондовость бора изображена с помощью М: «Бор видал и железные шеломы княжеских дружин, и куколи старой, настоящей веры, и рваные шапки Степановой вольницы, и озябшие султаны Наполеоновых французишек» (Е. Замятин. Русь). В «Домострое» в главе «Как врачеваться христианину от болезни и всякой скорби» говорилось: «Врачеваться ему Божией милостью, да слезами, да молитвами, да постом» (Сильвестр. Домострой). Использование в М. союза и, отмечает И.Н. Кручинина, в одних случаях создает эффект особой эпичности, торжественной замедленности речи, а в других - ощущение эмоционально переполненного речевого потока.

Особую выразительность приобретает М., построенное при помощи разделительных союзов. Например: «Иль старый богатырь, покойный на постеле, не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? Иль мало нас?» (А. Пушкин. Клеветникам России).

Использование других союзов в М. встречается, но гораздо реже. Например, А. Линкольн в «Геттисбергской речи», посвященной памяти павших в одном из кровопролитнейших сражений Гражданской войны в США, воспользовался в М. изъяснительным союзом что: «Все мы, собравшиеся здесь, должны проникнуться твердой убежденностью в том, что эти люди погибли здесь не напрасно; что наш народ по воле Бога еще узрит новое рождение свободы; что правительство из народа, волей народа и ради народа никогда не погибнет!» З.Н. Гиппиус строит стихотворение (созданное в феврале 1918 г. и кипящее политическими страстями) в виде М., используя условный союз если: «Если гаснет свет - я ничего не вижу. Если человек зверь - я его ненавижу. Если человек хуже зверя - я его убиваю. Если кончена моя Россия - я умираю».

Наиболее распространено М., построенное в форме анафоры.

Фигурой, противоположной М., является бессоюзие.

Лит.: Гаспаров М.Л. Многосоюзие // Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987; Кручшина И.Н. Многосоюзие // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990; Панов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. - М., 1997. - С. 44; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. - М., 1985.

М.И. Панов

Сканворды для слова многосоюзие

- Построение предложения с одним и тем же союзом.

Полезные сервисы