Монферра́н Август Августович (Огюст Рикар де Монферран, A. R. de Montferrand) (1786-1858), российский архитектор. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Представитель позднего классицизма. Исаакиевский собор (1818-58), Александровская колонна (1830-34) - в Санкт-Петербурге.
* * *
МОНФЕРРАН Август Августович - МОНФЕРРА́Н Август Августович (Огюст Рикар де Монферран, de Montferrand) [24 января 1786, Шайо, под Парижем, Франция - 28 июня (10 июля) 1858, Петербург], русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Представитель позднего классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму (см. ЭКЛЕКТИЗМ). По происхождению француз. С 1816 работал в России. Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.
В Париже
Родился в дворянской семье. Отец был учителем верховой езды, затем директором Королевской академии в Лионе; дед занимался строительством мостов.
В 1806-13 учился в Королевской специальной школе архитектуры, одновременно служил в ведомстве генерального инспектора архитектуры Парижа. Поступил в действующую армию, участвовал в сражениях и был награжден орденом Почетного легиона. После демобилизации некоторое время совершенствовался в мастерской известных архитекторов Шарля Персье (см. ПЕРСЬЕ Шарль) и Пьера Фонтена (см. ФОНТЕН Пьер).
В 1814 во время оккупации Парижа русскими войсками поднес императору Александру I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович) папку своих работ и получил приглашение приехать в Россию. После приезда в Петербург поступил на службу в Комитет строений и гидравлических работ на должность чертежника (1816) и вскоре был назначен придворным архитектором.
Проектирование и строительство Исаакиевского собора
В 1809 было принято решение вернуться к идее перестройки Исаакиевского собора Антонио Ринальди (см. РИНАЛЬДИ Антонио) и перепланировки окружающей его территории. Программу конкурса послали всем ведущим архитекторам того времени: А. Н. Воронихину (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович), А. Д. Захарову (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич), Ч. Камерону (см. КАМЕРОН Чарлз), В. П. Стасову (см. СТАСОВ Василий Петрович) и др., - однако все они предложили, вопреки условиям, сломать старый собор. В 1817 начальник Комитета по делам строений и гидравлических работ инженер А. А. Бетанкур (см. БЕТАНКУР Августин Августинович) предложил Монферрану разработать проект Исаакиевского собора, и архитектор составил 24 варианта в различных архитектурных стилях, причем в проектируемый ансамбль был включен построенный на площади по проекту Монферрана дом князя Лобанова-Ростовского (1817-20).
Представленный императору вариант проекта ансамбля Исаакиевской площади, согласно которому собор становился доминантой центра города, произвел на Александра I большое впечатление и получил высочайшее утверждение. Указом от 20 февраля 1818 была назначена «Комиссия построения Исаакиевского собора», и началось строительство, продолжавшееся до 1858. В ходе строительных работ проект совершенствовался, вводились различные технические новшества.
Монументальное тяжеловесное здание собора завершено металлическим куполом (внутренний диаметр 22 м, наружный - 25,8 м) на барабане, окруженном монолитными гранитными колоннами. С четырех сторон собор обрамлен могучими 8-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями по углам и горельефами на фронтонах. Выдающимся достижением строительной техники была установка на большой высоте многотонных монолитных колонн с помощью блоков и канатов. На установку одной колонны в среднем уходило до 45 минут. Интерьеры собора отделаны с небывалой роскошью малахитом, лазуритом, порфиром, мрамором разных оттенков, позолотой, бронзой, росписью, часть росписей была заменена мозаикой из смальты. Над украшением интерьеров работали скульпторы И. П. Витали (см. ВИТАЛИ Иван Петрович), П. К. Клодт (см. КЛОДТ Петр Карлович), А. В. Логановский (см. ЛОГАНОВСКИЙ Александр Васильевич), Ф. П. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Федор Петрович) и др., художники К. П. Брюллов (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович), Ф. А. Бруни (см. БРУНИ Федор Антонович), В. К. Шебуев (см. ШЕБУЕВ Василий Козьмич) и др.
Собор, ставший главной постройкой Монферрана, был торжественно открыт 30 мая 1858.
Александровская колонна
По заданию императора Монферран в 1830 начал проектирование монумента-памятника героизму русского народа в Отечественной войне 1812 года (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года) на Дворцовой площади (см. ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ) в Петербурге. Первоначально памятник имел форму обелиска, затем принял вид колонны (общая высота 47,5 м, самая высокая колонна в мире). Добытый в Финляндии гранитный монолит весом 3754 тонн был начерно обработан на месте и на специальном плоскодонном судне доставлен на место. Подъем колонны весом около 600 тонн (высота свыше 25,5 м, нижний диаметр 3,66 м, верхний - 3,19 м) продолжался чуть более полутора часов и был чудом инженерной техники. Александровская колонна (названа так в честь императора Александра I), увенчанная бронзовой капителью и скульптурой ангела с крестом (его лицу приданы черты Александра I; скульптор Б. И. Орловский (см. ОРЛОВСКИЙ Борис Иванович)), стала композиционным центром архитектурного ансамбля Дворцовой площади.
Последние годы. Снова Париж
Одновременно с проектированием Исаакиевского собора Монферран по поручению Бетанкура разработал серию проектов для Нижегородской ярмарки, в которых впервые использовал сочетание различных стилей.
По его проектам осуществлена отделка Петровского, Фельдмаршальского, Малахитового и строительство Круглого залов Зимнего дворца (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) (1827 - начало 1830-х гг.). Создал лестницу и зал-ротонду в Эрмитаже (см. ЭРМИТАЖ), Гагариной дом (ныне Дом композиторов; 1840-е гг.), флигель собственного дома (Монферрана дом) и др.
Занимался переустройством Екатерингофского парка: построил «Вокзал» и другие увеселительные павильоны.
В завещании, составленном в 1835, зодчий просил похоронить его в подклете Исаакиевского собора, но Александр II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич) ему отказал. После смерти Монферрана гроб с его телом обнесли вокруг собора. Вдова похоронила его в Париже. Архив, частично утраченный, находится в разных хранилищах.