Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мопассан

Грамматический словарь

Мопасса́н ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова мопассан

- Французский писатель, автор романа «Жизнь».

- Перу этого француза принадлежит произведение с гастрономическим названием «Пышка».

- Французский писатель, автор романа «Милый друг».

- Французский писатель, автор романов «Монт Ориоль», «Наше сердце», «Пьер и Жан».

- Французский писатель, автор новелл «Туан», «Нормандец», «Завещание», «Наследство».

- Рассказ русского писателя Аркадия Аверченко.

Полезные сервисы

мопассан (maupassant) ги

Большой энциклопедический словарь

МОПАССАН (Maupassant) Ги де (1850-93) - французский писатель. Мастер короткого рассказа. В сборниках новелл "Заведение Телье" (1881), "Мадемуазель Фифи" (1882), "Дядюшка Милон" (1883), новелле "Пышка" (1880), в многообразных по тематике и тональности, отличающихся точностью и пластичностью художественного изображения романах "Жизнь" (1883), "Милый друг" (1885), "Пьер и Жан" (1888) - трезвость и острота социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчению личности, утрате духовной цельности. В трактовке постоянной для Мопассана любовной темы - откровенное, лишенное иллюзорности изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.). Умер в лечебнице для душевнобольных.МОПЕД МОРА - см. Метрическое стихосложение.

Полезные сервисы

мопассан (maupassant) ги де

Большой энциклопедический словарь

Мопасса́н (Maupassant) Ги де (1850—1893), французский писатель. Мастер короткого рассказа. В сборниках новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), новелле «Пышка» (1880), разнообразных по тематике и тональности, в романах «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Пьер и Жан» (1888), отличающихся точностью и пластичностью художественного изображения, — трезвость и острота социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчанию личности, утрате духовной цельности. В трактовке постоянной для Мопассана любовной темы — откровенное изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.). Страдал прогрессивным параличом. Умер в лечебнице для душевнобольных.

Полезные сервисы

мопассан ги де

Энциклопедический словарь

Мопасса́н Ги де (Maupassant) (1850-1893), французский писатель. Мастер короткого рассказа. В сборниках новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), новелле «Пышка» (1880), разнообразных по тематике и тональности романах «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Пьер и Жан» (1888), отличающихся точностью и пластичностью художественного изображения, - трезвость и острота социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчанию личности, утрате духовной цельности. В трактовке постоянной для Мопассана любовной темы - откровенное, лишённое иллюзорности изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.). Страдал прогрессивным параличом. Умер в лечебнице для душевнобольных.

* * *

МОПАССАН Ги де - МОПАССАН (Maupassant) Анри Рене Альбер Ги де (5 августа 1850, Фекан - 6 июля 1893, Пасси), французский писатель.

Призвание и судьба

Родители писателя принадлежали к классу обеспеченных рантье. В 1854 они приобрели замок Гренвиль-Имовиль близ Гавра, где прошли детские годы их сыновей Ги и Эрве. Оба начали учиться в лицее Руана, но затем финансовые затруднения вынудили отца семейства искать работу: он стал банковским служащим в Париже, куда вслед за ним перебралась семья.. После нескольких лет бурных ссор супруги расстались, мать вернулась в Нормандию и в 1863 отдала старшего сына в семинарию в Ивто, откуда его исключили через пять лет за вольные стихи. В это время юноша знакомится с поэтом Луи Буиле, который представляет его Гюставу Флоберу (см. ФЛОБЕР Гюстав). Встреча с великим романистом во многом определила литературную судьбу Мопассана. Получив степень бакалавра в Императорском коллеже Руана, он решил поступать на юридический факультет Сорбонны, однако выпускникам 1870 была уготована другая участь: с началом франко-прусской войны Мопассана забрали в армию. В боевых действиях он участия не принимал, но военные впечатления оставили глубокий след в его творчестве. Вернувшись к гражданской жизни в ноябре 1871, он поступил на службу сначала в Министерство флота и колоний, а затем в Министерство общественного просвещения. Работу эту он впоследствии охарактеризовал как «жалкое рабство унылых каторжников, прикованных к зеленой папке». Мопассан начал писать стихи и рассказы с пятнадцати лет, но официально дебютировал рассказом «Рука с содранной кожей», который в 1875 был опубликован в провинциальном журнале «Альмана де Лоррен». Уже через год молодой писатель вошел в так называемую «Меданскую группу», образовавшуюся вокруг Эмиля Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль). В 1880 в программном сборнике «Меданские вечера» появилась одна из самых известных его новелл «Пышка», которую Флобер назвал «шедевром композиции, комизма и наблюдательности». Тогда же Мопассан окончательно уволился со службы по состоянию здоровья. Его литературная деятельность продолжалась всего лишь около пятнадцати лет, но за это время он издал семнадцать сборников рассказов («Заведение Телье», 1881; «Мадемуазель Фифи», 1882; «Дядюшка Милон», «Рассказы вальдшнепа», оба - 1883; «Мисс Гарриет», «Лунный свет», «Мисти», «Сестры Рондоли», все - 1884; «Иветта», «Сказки дня и ночи», «Туан», все - 1885; «Господин Паран», «Маленькая Рок», оба - 1886; «Орля», 1887; «Избранник госпожи Гюссон», 1888; «С левой руки», 1889; «Бесполезная красота», 1890), шесть романов («Жизнь», 1883; «Милый друг», 1885; «Монт-Ориоль», 1886; «Пьер и Жан», 1887-88; «Сильна как смерть», 1889; «Наше сердце», 1890), три книги путевых заметок («Под солнцем», 1884; «На воде», 1888; «Бродячая жизнь», 1890), сборник «Стихотворения» (1880), множество литературно-критических статей (в том числе «Гюстав Флобер», «Бальзак по его письмам», «Эмиль Золя», «Эволюция романа в XIX веке»).

С 1884 писатель начал страдать от нервных расстройств, навязчивых идей и галлюцинаций, отразившихся, в частности, в сборнике «Орля». Крайне тяжело перенес он смерть брата Эрве в психиатрической больнице (1889). В 1890 у него началась последняя стадия сифилиса, связанная с поражением функций мозга. В январе 1892 Мопассан после того, как совершил неудачную попытку самоубийства, был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси (близ Парижа). Скончался он, так и не обретя рассудка. Согласно желанию писателя его похоронили на Монпарнасском кладбище, речь над гробом произнес Эмиль Золя.

Вершина французской новеллистики

Мопассан пришел в литературу, усвоив лучшие достижения французской прозы - объективный метод Флобера и широкий масштаб натуральной школы Золя, стремившегося охватить в своем творчестве все социальные слои и все сферы жизни, которые еще оставались запретными для художника. Мопассан также считал, что писатель «должен интересоваться всем окружающим и описывать как ступени тронов, так и менее скользкие ступени кухонь». Свое творческое кредо он изложил в предисловии к роману «Пьер и Жан»: брать нужно только самые простые, лишенные драматизма события, избегая какой бы то ни было исключительности, которая не отражает реальностей жизни; автор обязан сохранять объективность и бесстрастность, не позволяя себе вторгаться в собственное произведение. Персонажи Мопассана - чаще всего обыкновенные, заурядные люди, чья социальная и профессиональная принадлежность обозначена совершенно точно (крестьяне, рыбаки, чиновники, мелкие рантье, разорившиеся дворяне). В сюжетах новелл воспроизводятся будничные происшествия - порой комические, но гораздо чаще трагические. Жестокость обыденности становится лейтмотивом творчества писателя, впитавшего пессимистические идеи немецкого философа Артура Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), который в 1880-е годы стал очень популярен во Франции. Мопассан неоднократно поминает Шопенгауэра в своих сочинениях, называя его «величайшим разрушителем человеческих грез…, заклеймившим человечество печатью своего презрения и разочарования». Большое влияние на писателя оказал возобладавший в живописи импрессионизм (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), научивший его различать как в природе, так и в человеческом характере множество тончайших нюансов, мгновенных изменений. Мопассан обладал обостренной чувствительностью и говорил о себе как о человеке «с обнаженными нервами». Он был чрезвычайно восприимчив не только к краскам и формам, но и ко всем звукам, ароматам материального мира. Одновременно для него характерны глубина и точность анализа социальной природы человеческих отношений. Воспевая красоту любви («Лунный свет», «Счастье»), он с горечью пишет о превращении ее в средство наживы или грязной забавы, об адюльтере и проституции как спутниках брака («Реванш», «Знак», «Иветта»). Его тревожит одиночество людей, беззащитность «маленького человека» («Верхом», «Прогулка»). Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Мопассан отнюдь не склонен идеализировать их, но в рассказах о франко-прусской войне именно они проявляют истинный патриотизм и благородство («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»). Изображая жадность и невежество деревенских собственников («Бочонок», «Дьявол»), писатель с неподдельным сочувствием показывает драму тех, кто оказался на «дне» жизни («Бродяга», «Нищий», «В порту»). Необычайно разнообразные по тематике и социальной принадлежности персонажей, по типу повествования и жанровым особенностям (история судьбы, воспоминания, письмо, законченная сценка, размышление и т.п.), новеллы Мопассана отмечены неизменным интересом их автора к человеку.

Энциклопедия Кольера

МОПАССАН, АНРИ РЕНЕ АЛЬБЕР ГИ ДЕ (Maupassant, Henri Rene Albert Guy de) (1850-1893), французский писатель. Родился 5 августа 1850 в Трувиль-сюр-Арке (деп. Нижняя Сена). Образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В 1870 принял участие во франко-прусской войне. Вернувшись к гражданской жизни, поступил на службу в Морское министерство, затем в Министерство народного просвещения. В начале творческого пути испытал влияние Г.Флобера. Принадлежал к Меданскому кружку молодых писателей, собиравшихся в загородном доме Э.Золя в Медане, близ Парижа, и свой первый рассказ Пышка (Boule de suif) отдал в изданный этой группой сборник Меданские вечера (Les Soirees de Mdan, 1880), куда вошли также новеллы Золя и Ж.К.Гюисманса. Вслед за тем появилось огромное количество рассказов в сборниках Заведение Телье (La Maison Tellier, 1881), Лунный свет (Clair de lune, 1884), Сестры Рондоли (Soeurs Rondoli, 1884), Рассказы вальдшнепа (Contes de la bcasse, 1885), Сказки и другие рассказы (Contes et nouvelles, 1885). Мопассан создал также несколько романов - Жизнь (Une Vie, 1883), Милый друг (Bel-Ami, 1885), Пьер и Жан (Pierre et Jean, 1888) и Сильна как смерть (Fort comme la mort, 1889). За десять лет литературной деятельности (1880-1890) Мопассан создал шесть романов и около 300 новелл. С 1884 он начал страдать от нервных расстройств, навязчивых идей и галлюцинаций, которые послужили сюжетом для новеллы Орля (Le Horla, 1887), перекликающейся с творчеством Э.А.По. В 1891 Мопассана, впавшего в полное безумие, поместили в клинику в Париже, где он скончался 6 июля 1893.

ЛИТЕРАТУРА

Мопассан Г. Полное собрание сочинений, тт. 1-12. М., 1958 Вульфович Т.Л. Творчество Мопассана. М., 1962 Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968 Лану А. Мопассан. М., 1971 Флоровская О.В. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1979 Мопассан Г. Собрание сочинений, тт. 1-6. СПб, 1992 Мопассан Г. Собрание сочинений, тт. 1-10. М., 1996

Афоризмы

Мопассан Ги де (Guy de Maupassant), Анри Рене Альберт Ги (1850 - 1893)

Французский писатель-беллетрист. Умер в лечебнице для душевнобольных.

Афоризмы, цитаты

Слова любви всегда одинаковы, - все зависит от того, из чьих уст они исходят.

Жизнь! Не так уж она хороша, но и не так плоха, как многим думается.

Сплетня служит утешением для женщин, которых более не любят и за которыми более не ухаживают.

Что такое человек? Муха, попавшая в бутылку и ударяющаяся о ее стены при малейшей попытке вылететь.

Полезные сервисы

мопассан, ги де

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ги де Мопассан.

Ги де Мопассан.

МОПАССАН (Maupassant) Ги де (1850 - 93), французский писатель. Мастер короткого рассказа. В многочисленных сборниках новелл "Заведение Телье" (1881), "Мадемуазель Фифи" (1882), "Дядюшка Милон" (1883), новелле "Пышка" (1880), разнообразных по тематике и тональности, отличающихся точностью и пластичностью художественного изображения, в романах "Жизнь" (1883), "Милый друг" (1885), "Пьер и Жан" (1888) - трезвость и острота социального анализа, резкое неприятие буржуазного прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчанию личности. В трактовке постоянной для Мопассана любовной темы - откровенное изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.). Умер в лечебнице для душевнобольных.

Полезные сервисы

мопассановский

Орфографический словарь

мопасса́новский (от Мопасса́н)

Словарь галлицизмов русского языка

МОПАССАНОВСКИЙ ая, ое. От имени фр. Ги де Мопассана. Эротический, в духе произведений этого писателя. Такой роман <любовная история> всегда интересует, интригует. В нем что-то "мопассановское". В. Светлов Вешний поток. // ВЕ 1906 3 47. Со старшим сыном она иногда заводила разговор на мопассановские темы. Когда Федор краснел, Тамара Андреевна умышленно продолжала на ту же тему весьма откровенные комментарии. 1915. Амори Сановные шалости 48.

Полезные сервисы