МУЗОНИЙ РУФ Гай - МУЗО́НИЙ РУФ (Musonius Rufus) Гай (ок. 30 н. э. - нач. 2 в. н. э.), римский философ, стоик, заметный представитель позднестоической моралистики, учитель Эпиктета (см. ЭПИКТЕТ). При Нероне (см. НЕРОН) был отправлен в ссылку, из которой возвратился при Гальбе (69 г.); пользовался известностью в кругу просвещенной римской знати. Беседы Музония (вероятно, на греческом языке) были записаны слушателями; сохранившиеся фрагменты (всего 53) нередко представляют собой тематически цельные диатрибические топы («Об аскезе», «О том, что следует презирать трудности», «Препятствует ли брак философствованию»).
Интересы Музония сосредоточены преимущественно в области прикладной этики; его теоретические взгляды сводятся к переосмысленным в практической плоскости расхожим стоическим догмам с элементами кинизма (см. КИНИКИ) и, возможно, неопифагореизма (см. НЕОПИФАГОРЕИЗМ). Природной расположенности к добродетели могут препятствовать ошибочные представления (frg. 2; 11 Н.). Философия - искусство наставления и врачевания души (36), которое Музоний превращает в практическую аскетику: реальная добродетель - плод привычки и упражнения; она узнается не из теорем, а за лопатой и плугом (1-2;7-8; 11). Вместе с тем, нужно заботиться о своем душевном здоровье, не причинять зла другому и во всем уподобляться богу (9-10; 36-37). В эклектической аскетике Музония отчетливо заметны те тенденции развития позднестоической этики, которые в полной мере заявят о себе у Эпиктета (см. ЭПИКТЕТ) и Марка Аврелия. (см. МАРК АВРЕЛИЙ) Влияние Музония достаточно заметно в раннехристианской моралистике - например, в «Педагоге» Климента Александрийского (см. КЛИМЕНТ Александрийский).