м.
1. Римский император.
2. Употребляется как символ жестокого и циничного правителя.
Неро́н (Nero) (37-68), римский император с 54, из династии Юлиев - Клавдиев. Жестокий, самовлюблённый, развратный. В 59 повелел умертвить свою мать, в 62 - жену Октавию. В 64 сжёг бо́льшую часть Рима и, чтобы отвести от себя подозрения, начал преследовать христиан Рима. В дальнейшем способствовал восстановлению города. Репрессиями и конфискациями восстановил против себя разные слои римского общества. Опасаясь восстаний, убежал из Рима и покончил жизнь самоубийством.
* * *
НЕРОН - НЕРО́Н (Nero) (15 декабря 37, Антий - 9 июня 68, Рим), римский император, правил в 54-68; полное имя при рождении - Луций Домиций Агенобарб (Lucius Domitius Ahenobarbus), полное имя после воцарения - Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик (Nero Claudius Caesar Drusus Germanicus). Два предварительных обстоятельства существенны для понимания исторической роли Нерона и общего характера его власти - его происхождение и его связь с греческой культурой.
Нерон родился в Антии, приморском городке, расположенном в 40 км к югу от Рима, от Агриппины Младшей и Гнея Домиция Агенобарба. Агриппина была дочерью Германика Цезаря и внучкой Друза Цезаря - двух членов фамилии императора Августа (см. АВГУСТ (император)), наиболее полно воплощавших в общественном мнении Рима все традиционные добродетели древней римской аристократии. Август усыновил детей своей жены Ливии от первого брака с Клавдием Нероном - в том числе названного выше Друза, сам же был ранее усыновлен диктатором Юлием Цезарем (см. ЦЕЗАРЬ Гай Юлий). Дед Нерона, таким образом, соединил в себе и в своих потомках - Агриппине и Нероне - два древнейших патрицианских рода - Юлиев (см. ЮЛИИ-КЛАВДИИ), ведших свою генеалогию от основателей Рима Энея (см. ЭНЕЙ) и Ромула (см. РОМУЛ), и Клавдиев, на заре римской истории породнивших первых римских поселенцев с обитавшими здесь сабинянами (см. САБИНЯНЕ) (Тацит. Анналы. IV, 9). Отец Нерона, внучатный племянник Августа (внук его сестры Октавии), происходил по отцу из древнего (засвидетельствован с 4 в. до н. э.) плебейского рода Домициев; род был крайне разветвлен, представлен самыми разнообразными семейными связями, так что в числе свойственников Гнея Домиция Агенобарба обнаруживаются, в частности, носители самых громких имен среди «последних республиканцев» - Катон Младший (см. КАТОН Младший), Брут (см. БРУТ Марк Юний) и Кассий (см. КАССИЙ).
Для массового римского сознания древность рода и обилие в нем лиц, прославившихся подвигами во славу государства, были живой, актуальной характеристикой лица, к этому роду принадлежавшего (Тацит. Анналы. XIII, 1, 2). Семья Нерона - в полном противоречии с нравами, в ней реально царившими, и с нравственными характеристиками ее членов - в принципе и в идеале могла служить в глазах современников символом вековой преемственности патрицианских родов основателей Города, носительницей традиций народа и его вечных ценностей. Август сделал все, чтобы увековечить именно такой ее образ. Нерон сделал все, чтобы его разрушить. Он был последним императором римского патрицианского происхождения и своей деятельностью, направлением своих реформ, всем своим обликом, даже своей смертью, как бы засвидетельствовал полную исчерпанность генеалогически в нем воплощенной исконно римской морально-политической традиции. Далее могли предприниматься попытки ее возродить - продолжить ее после Нерона стало невозможно.
Эллинофильство
Нерон был первым и, в сущности, единственным принцепсом эпохи Ранней империи, для которого восточно-окрашенный эллинизм (см. ЭЛЛИНИЗМ) стал основой биографии, второй натурой и принципом государственно-политического поведения. Восточного происхождения были обе его кормилицы, осуществлявшие также его начальное воспитание; греками - оба первых наставника; подбором и интерпретацией текстов для чтения Нерона в отрочестве ведал Хэремон, грек из Египта, автор известных работ по истории египетских фараонов и жречества. Любовницей Нерона, с которой его связывало необычно сильное и длительное чувство, была гречанка-вольноотпущенница Акте.
Одиозный эпизод «брака» Нерона со жрецом Кибелы (см. КИБЕЛА) Пифагором, где Нерон выступал в качестве «жены», есть много оснований рассматривать как обряд посвящения императора в один из восточных культов. С Грецией и Востоком главным образом связана художественно-артистическая деятельность Нерона: местом своего первого сценического выступления он выбрал полугреческий Неаполь, роли исполнял в греческих трагедиях, преимущественно Еврипида (см. ЕВРИПИД), сохранились названия только двух трагедий, им самим написанных, - одна называлась «Аттис», другая - «Вакханки». Все это не исчерпывалось бытовыми обстоятельствами или литературными вкусами, но было сознательно создаваемой идеологией, единым строем жизни и культуры, получившим в исследовательской традиции наименование «неронизма».
Отец Нерона умер в 40; в январе 49 Агриппина выходит замуж за Клавдия (см. КЛАВДИЙ (император)), брата своего отца Германика и правящего римского императора. 25 февраля 50 Клавдий усыновляет Нерона, фактически делая его наследником в обход Британника - своего сына от предыдущего брака. В 53 Нерон женится на дочери Клавдия Октавии. 13 октября 54 Клавдий, отравленный Агриппиной, умирает; преторианцы (см. ПРЕТОРИАНЦЫ) и тут же вслед за ними сенат провозглашают Нерона принцепсом и присваивают ему все титулы и полномочия, делавшие его верховным правителем Римской империи.
Первый период правления. 54-59 гг.
Первый период правления Нерона длился с 54 до первых месяцев 59. В эти годы Нерон находился под сильным влиянием философа Сенеки (см. СЕНЕКА Луций Анней), которому с 49 было поручено воспитание наследника. В начале 56 Сенека обратился к Нерону с трактатом «О милосердии» («De Clementia»), где сформулировал идеологическую программу нового принципата (см. ПРИНЦИПАТ). Суть трактата выражена в его названии: если ранее всеобщее убеждение состояло в том, что власть принцепса основывается на сосредоточении в его руках ключевых республиканских магистратур (см. МАГИСТРАТЫ (в Риме)), так что юридически, идеологически и социально-психологически он оставался магистратом Римской республики, «первым среди равных», а отношения его с гражданами регулировались законами государства, то отныне согласно предлагаемой программе эти отношения должны были определяться лишь его clementia - милосердием, благоизволением. При этом, однако, предупреждал Сенека, власть его не становится тиранической, а остается правовой, но не в старом смысле, унаследованном от республики, а в той мере, в какой соответствует интересам всех управляемых народов и «благу» как нравственному закону Вселенной.
На этих идеях была основана программа правления, изложенная Нероном в инаугурационной речи, и влияние их можно усмотреть на протяжении первого периода его деятельности, прежде всего в отношении к сенатской традиции и в социальной политике. В сенате, власть которого как республиканского учреждения в принципе была альтернативна власти императоров и потому последними обычно всячески ограничивалась, в эти годы продолжалось обсуждение важных государственных вопросов, по которым принимались соответствующие решения. Нерон поддерживал эту атмосферу, неодобрительно относясь к чрезмерной льстивости сенаторов и обуздывая ее.
Назначение в 54 Корбулона, консулярия и отпрыска древнейшей сенаторской фамилии, главнокомандующим на парфянском театре военных действий было данью его выдающимся талантам полководца, но в то же время и явным подарком сенату. Нерон неоднократно защищал сенаторов от возводимых на них обвинений. В те же годы он принял ряд актов, облегчавших положение простого народа (многочисленные денежные раздачи, меры по ограничению доходов откупщиков, 58 г.) или таких, что соответствовали привычкам и вкусам римской толпы (увеличение числа зрелищ и их пышности; устранение из цирков воинской стражи и др.). То были действия принцепса, направленные на гармонизацию общественной атмосферы и в этом смысле вполне укладывавшиеся в программу clementia.
Доктрина clementia несла в себе, однако, и другие потенции. В условиях середины 1 в. проповедь императорского благоизволения как замены закона означала на деле освобождение власти от того созданного Августом (см. АВГУСТ (император)) сплава республиканских форм и имперских реальностей, который выполнял роль неписаной конституции Империи - бесконечно нарушавшейся, и тем не менее сохранявшей значение единственной существующей нормы. На практике clementia вела к созданию морально-политического вакуума, который мог быть заполнен любыми прихотями правителя. На протяжении первого периода правления Нерона об этих потенциях доктрины говорили лишь безнаказанные ссылки и убийства, осуществлявшиеся Агриппиной; сам Нерон в большинстве случаев держался от них в стороне.
Второй период правления. 59-66 гг.
Второй период правления Нерона охватывает 59-66 гг. Он ознаменован успешными военными действиями на границах империи. В 61 в Британии вспыхнуло грандиозное восстание местных племен под предводительством царицы племени иценов Боудикки; оно было энергично подавлено Светонием Паулином. На Востоке продолжалась борьба с Парфией (см. ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО) за власть над Арменией. Корбулон завершил ее в 63 скорее дипломатическим, нежели военным путем: верховная власть передавалась парфянскому царевичу Тиридату, но с тем, чтобы он принял ее из рук Нерона, и Армения тем самым попадала в положение вассального государства Рима. Положение на Востоке вскоре осложнилось решением наместника провинции Сирии Цестия Галла, под чьей юрисдикцией находилась также Иудея, облегчить положение местного населения, полностью обнищавшего, собрав подати не с него, а из сокровищ Иерусалимского храма, которые и состояли из налогов. Антиримски настроенные низы усмотрели в этом покушение на народную святыню и в 66 ответили войной, которая поначалу складывалась для римлян крайне неудачно, Нерон поручил руководство военными действиями Флавию Веспасиану (см. ВЕСПАСИАН) (будущему императору). Он вел их на протяжении пяти лет с переменным успехом, и только в 71 его сын Тит (см. ТИТ (император)) завершил войну взятием Иерусалима и разрушением храма.
Общая атмосфера правления и отношения Нерона с сенатом изменились после марта 59, когда по приказу Нерона была убита его мать Агриппина. Властная и бесконечно тщеславная, она стремилась контролировать управление империей и препятствовала реализации программы Нерона. «Вслед за тем, - пишет Тацит, - он безудержно предался всем заложенным в нем страстям, которые до этой поры если не подавляло, то до известной степени сдерживало уважение к матери» (Анналы. XIV, 13). Суть дела не сводилась к «страстям» - она состояла все в той же установке Нерона на создание в Риме восточно-эллинистической общественной атмосферы и на превращение власти принцепса в деспотическую - установке, которая в силу вышеобозначенных причин оборачивалась и при дворе, и в обществе безответственным эстетизмом, скандальным легкомыслием и криминальными интригами. Реализовались они в основном в трех областях - в антисенатском терроре, в популизме и в публичном (а для римских традиционных нравов и скандальном) стиле жизни и артистической деятельности самого принцепса и его окружения.
Нерон провел ряд реформ в сфере обычного судопроизводства. Судебные расходы, прежде покрывавшиеся тяжущимися сторонами, стали оплачиваться из казны; за судебную защиту установлена твердая плата; судебные дела казначейства переданы обычным гражданским судам; уточнены и улучшены правила оформления завещаний (Светоний. Нерон. 17). Процессы сенаторов, однако, продолжали, как и ранее, рассматриваться в сенате; они возбуждались чаще всего по обвинению в государственной измене или в «оскорблении величия» (прежде - величия римского народа, ныне - величия принцепса) и инициировались обычно младшими членами сената, получившими название delatores - доносчиков.
Внешние признаки судебного разбирательства сохранялись, но так как всем было ясно, что обвинители действуют по подсказке принцепса, и цель состояла в уничтожении лиц, которых он счел для себя опасными, то заканчивались такие процессы, как правило, обвинительным приговором - ссылкой, конфискацией имущества или, чаще, смертью. Кроме того, дела высших магистратов или лиц, близких к императору, рассматривались его семейным судом. Здесь уже не предполагалось никаких правовых норм, и все решалось мнением принцепса, членов его семьи и приглашенных приближенных; здесь тоже обычный исход бывал смертным. Нередки были и случаи смертного приговора, выносимого императором лично без всяких обоснований.
Начавшись в 62 году, такие процессы шли crescendo. Обнаружить в них единую направленность и общую государственно-политическую стратегию не удается. Уничтожены или сосланы были многие выходцы из старой аристократии, такие как Рубеллий Плавт или Юний Силан Торкват; наряду с ними - сенаторы, родовитостью вовсе не отличавшиеся, но увлекавшиеся стоической философией: среди них, например, сослан был Гельвидий Приск и убиты «воплощенная добродетель» (Тацит. Анналы. XVI, 21) - Тразея Пет и Барея Соран; по всему судя, совершенно произволен и не связан ни с каким разбирательством был приказ Нерона полководцу Корбулону покончить с собой, что тот и выполнил; наконец, немало было, по-видимому, и лиц вроде сенатора Антистия Ветра, просто диссонировавших своим скромным и спокойным стилем жизни с атмосферой, складывавшейся в столице и при дворе.
Как для этой атмосферы, так и для этих репрессий особенно показателен заговор Пизона, раскрытый и подавленный в 65, повлекший за собой резкое усиление террора и ставший в тот год главным событием в отношениях Нерона с сенатом и всем высшим слоем римского общества. Заговор был составлен офицерами преторианцев, предложившими Пизону стать принцепсом вместо Нерона и втянувшими в него какое-то число сенаторов и всадников, а также некоторых людей, близких Нерону, как поэт Лукан (см. ЛУКАН Марк Анней); большинство сенаторов и магистратов, репрессированных впоследствии в связи с заговором, как Петроний (см. ПЕТРОНИЙ Гай), автор «Сатирикона», скорее всего отношения к нему не имели. Наиболее показательна фигура самого Луция Кальпурния Пизона. То был совершенно нероновский человек - приятель императора, участник его оргий, певец и актер-любитель, виртуоз игры в шашки; в то же время - человек родовитый, обходительный, популярный, многим оказывавший помощь, денежную и судебную. Ни его согласие возглавить заговор, ни (за незначительным исключением) дальнейшее поведение заговорщиков не указывают на наличие у них серьезной политической программы и продуманной тактики. Заговор был не столько альтернативой той атмосфере, что создавал Нерон, сколько ее порождением, свидетельством ее универсального распространения в высших слоях римского общества.
На фоне нарастающего антисенатского террора особенно рельефно выглядела время от времени забота принцепса о городском плебсе. Интересам широких слоев соответствовали проведенные Нероном упомянутые выше реформы в области судопроизводства и взимания налогов. Особенно масштабно, однако, проявилось внимание принцепса к населению Рима во время пожара 64. То был самый грандиозный пожар за всю историю города. Он уничтожил большую часть столицы и лишил крова сотни тысяч людей. Нерон тут же создал временные убежища для погорельцев и наладил их питание, из своих средств обеспечил скорейшую очистку города от завалов и пожарищ, отстроил портики, позволявшие людям скрыться от палящего солнца; казна выдавала субсидии тем, кто брался за строительство новых домов с обязательством закончить их в кратчайший срок.
Причины пожара точно не устанавливаются. Одна версия состояла в том, что первыми загорелись бесчисленные лавчонки, которые в большинстве принадлежали выходцам с Востока, и временные жилища, где они ютились. Ярость толпы обратилась прежде всего против них, а так как христианство считалось одной из восточных сект, то и против христиан, свирепые преследования которых стали по приказу Нерона в угоду народу осуществляться правительством (см. подробнее: Тацит. Анналы. XV, 44). Другая распространенная версия состоит в том, что город был подожжен по приказу Нерона.
Здесь, в свою очередь, называются две мотивировки. Согласно первой, Нерон стремился пережить небывало острое художественное наслаждение, глядя как обращается в гигантский костер миллионный город, семихолмный центр мира. Согласно второй, план его состоял в том, чтобы дать пламени уничтожить памятники, в которых жил многовековый древний Рим, дабы, навсегда покончив с прошлым, построить на его месте новый город, соответствовавший новой эпохе. Последний замысел, независимо от того, был ли он у Нерона, в значительной мере осуществился: перестройка Рима после пожара была настолько радикальной, что заслужила у историков название «римской архитектурной революции» и полностью изменила облик не только столицы, но многих городов империи. Республиканский Рим остался воспоминанием; непосредственно переживаемой многовековой историей, материализованной в архитектуре и пейзаже, он быть перестал.
Меры Нерона, направленные на помощь народу и соответствовавшие его интересам при нарастающем терроре против древних родов и сенатской аристократии, не могут рассматриваться как последовательная государственно-политическая установка, призванная изменить социальную структуру римского общества. Против этого распространенного взгляда говорит как спорадичность подобных мер, так и несвязанность их с экономическими основами народной жизни. Поддержка оказывалась в основном римскому городскому плебсу, люмпенизированному и готовому в обмен способствовать той зыбкой атмосфере легкомысленно скандального произвола, то веселого, то жуткого, которую распространял Нерон.
Атмосфера эта призвана была воплотить новую систему ценностей, которой, по замыслу Нерона, надлежало сменить традиционно римскую. Ключевыми словами последней были mos maiorum - верность нравам предков, pietas - уважение к традиции и исторически сложившейся общественной реальности, virtus - гражданская доблесть; ключевое понятие первой выражалось греческим словом «агон» - состязание. По приказу принцепса в Риме и в городах империи по нарастающей проводились состязания поэтов и актеров, певцов и музыкантов, а также конные ристания. Наиболее масштабными и пышными среди таких игр были Ювеналии (59) и Неронии (первые 60, вторые 65).
Они выполняли тройную задачу. Во-первых, участие в них - добровольное или по принуждению - сенаторов и всадников, бывших магистратов, женщин из знатных семейств, по прежним меркам непристойное и недопустимое, уничтожало нравственные нормы традиционного римского общества и превращало аристократическую элиту Рима в прихлебателей Нерона, разделяющих его пороки и от него всецело зависящих. Во-вторых, поскольку игры обычно заканчивались выступлениями самого Нерона, среди зрителей размещались группы молодых людей, обязанных обеспечить ему шумный успех.
Наиболее известной был корпус так называемых августанов (Тацит. Анналы. XIV, 15; Светоний. Нерон 20,6). Он был создан в 59 из сыновей всадников (см. ВСАДНИКИ) в количестве 500 человек и дополнен в 64 четырьмя с половиной тысячами юношей плебейского происхождения. Постепенно цели их вышли далеко за пределы клаки - специально воспитанные в духе восторженного, в сущности религиозного поклонения Нерону, в театре они следили за публикой и доносили на каждого, в ком не было заметно должного восторга, причем последствия могли быть самыми трагическими. За пределами театра, в обществе, августаны все больше образовывали центр обожествления Нерона и его власти. Наконец, третья тенденция, которую агональная реформа общества должна была реализовать, шла в том же направлении: постоянно появляясь перед бесчисленными толпами, неизменно выходя победителем из любого состязания, увенчанный всеми возможными и невозможными венками и наградами, Нерон все больше превращался в глазах народа в царя и бога, носителя власти сакральной и абсолютной.
Последняя цель могла быть достигнута лишь отчасти, и то в основном в восточных провинциях. Лишенный опоры в социально-экономической и государственно-идеологической структуре общества, агональный принцип, как ранее принцип clementia, вел лишь к упразднению старых основ общественной жизни, не заменяя их никакими прочными и серьезными новыми и воплощаясь во все более разнузданном нравственно-политическом нигилизме, пример которого являли двор и император.
Новая аксиология Нерона, не имевшая опоры ни в римской, ни, собственно, в греческой традиции, после 59 года все отчетливей становится прикрытием морального произвола принцепса. Ясное подтверждение - вся расказанная Тацитом («Анналы» XII, 45 слл.; XIV, 1.60 слл. XVI, 6-7) история любовной связи Нерона с Поппеей Сабиной, женой Сальвия Отона (будущего императора 69 года) и, в 62 году, брак с ней. Чтобы его заключить, Нерон на основе ложных обвинений принудил к разводу свою жену Октавию, которая вскоре была по его приказу убита. Показательно, что преследования Октавии вызвали волнения в Риме и протесты населения. Описание их у Тацита подтверждаются относящейся к той же эпохе трагедией «Октавия», авторство которой приписывается (скорее всего без оснований) Сенеке. Поппея умерла в 65 году при зловещих и не до конца ясных обстоятельствах.
Конец правления
Третий период правления Нерона - время пребывания принцепса в Греции; он охватывает вторую половину 66 и целиком 67 гг. В силу состояния источников наше представление о нем (как и о заключительном, четвертом, периоде) несравненно беднее, чем о двух первых: «Анналы» Тацита обрываются на середине 66, изложение в светониевой биографии Нерона становится особенно сбивчивым и хронологически неупорядоченным; восстанавливать события приходится на основании источников поздних и второстепенных (обзор их содержится в Приложении III к классическому изданию «Анналов» Г. Фюрно: Cornelii Taciti Annalium ab Excessu Divi Augusti Libri. The Annals of Tacitus edited with introduction and notes by Henry Furneaux. V. 2. B. 11-16. 2 ed. Oxford, 1907; reprint 1974, p. 473-484).
Цель поездки Нерона в Грецию состояла в утверждении образа его как любимца Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)), царя-артиста, доказывающего сакральный и абсолютный характер своей власти непрерывными победами в состязаниях. Вызывая неизменный восторг толп, он выступал на них в качестве глашатая, трагического актера, кифареда и возницы, повторяя при этом, что «конные состязания - забава царей и полководцев древности; их воспели поэты и устраивались они в честь богов» (Тацит. Анналы. XIV, 14). Править делами в Риме Нерон оставил своего вольноотпущенника Гелия, сам же прерывал ради них артистическое турне редко, неохотно и только по двум поводам. Первый состоял в продолжении антисенатского террора, который именно в эти месяцы достиг своего апогея, второй - в поисках средств для покрытия фантастических расходов по пребыванию Нерона в Греции. Большинство источников говорит об ограблении с этой целью казны греческих городов и о казни многих богатых греков с последующей конфискацией их имущества (Дион Кассий. Римская история. LXIII, 11). Отчасти для моральной компенсации ущерба, нанесенного стране и своей репутации, отчасти в порядке реализации своей идеологической программы Нерон завершил свое пребывание торжественным провозглашением Греции свободным государством.
Четвертый, заключительный, период правления Нерона охватывает время с января по июнь 68. Он представляет собой логичный итог правления Нерона: все более руководствуясь в политике идеологическими химерами, он изолировал себя от всех реальных сил общества, и в решающий момент они от него отвернулись. 19 марта Нерон в Неаполе наблюдал за упражнениями атлетов. Ему доложили о том, что в Лугдунуме (ныне Лион) состоялся съезд галльских племен, объявивший его узурпатором и предложивший императорскую власть Юлию Виндексу, наместнику одной из галльских провинций и галлу по происхождению. Виндекс предложение отклонил, но убедил принять его наместника Тарраконской Испании Сервия Гальбу, который во главе расквартированного в его провинции легиона двинулся на Рим.
Слухи о ненадежности легионов доходили также из Африки и из германских провинций. У Нерона была полная возможность, опираясь на верные ему войска, подавить начинавшийся мятеж, но именно с этого времени поведение его становится совершенно непредсказуемым - нерешительным и противоречивым. Более месяца он продолжает жить в Неаполе, выступает как кифаред, проводит время в пирах и утехах. В первых числах марта он отдает приказ убить Гальбу, но 27 марта узнает, что приказ остался невыполненным. Тогда только Нерон возвращается в Рим, отзывает войска, находившиеся в походе против кавказских племен, дабы направить их против Виндекса, формирует с той же целью новый легион - I Вспомогательный, и... объявляет о своем намерении удалиться в Египет, после чего впадает в нервный кризис и полное бездействие.
В Риме - нехватка продовольствия, напряжение и разброд; сенаторы и большая часть всадников с нетерпением ждут падения Нерона, люди из городской массы, привыкшие пользоваться щедротами Нерона, «ходят мрачные и жадно ловят слухи» (Тацит. История. I, 4). Преторианцы, которые некогда провозгласили Нерона императором и всегда были ему преданы, и их префект Офоний Тигеллин, один из самых близких Нерону людей, загадочным образом на всю весну исчезают с военно-политической арены, пока 10 июня второй префект претория Нимфидий Сабин не уговаривает их присягнуть Гальбе. В тот же день сенат решает отступиться от Нерона и признать Гальбу. Нерон уезжает из Рима и на следующий день кончает с собой. «Низвергли его не Виндекс со своей безоружной провинцией, - скажет впоследствии Гальба, - и не я с моим единственным легионом, а чудовищная его жестокость и страсть к наслаждениям; неудивительно, что Нерон - первый принцепс, чья память объявлена проклятой» (Тацит. История. I, 16).
Искусство и литература эпохи Нерона
Отражение идеологической программы, общественной атмосферы и эстетических принципов, объединяемых понятием «эпоха Нерона», представлено наиболее полно в архитектуре, в настенной живописи и в литературном стиле «серебряной латыни». Архитектурная революция 64 года изменила как планировку городов, так и тип домов. По правилам, установленным Нероном, расширены были улицы, дома ограничены собственными стенами (то есть запрещены пристройки), ограничена этажность, запрещено застраивать дворы. Тем самым была преодолена скученность и теснота, столь характерные для позднереспубликанского и раннеимператорского Рима. При этом важно учитывать, что, по данным многих источников, именно эта теснота воспринималась как свидетельство сплоченности и гражданской солидарности - одной из основных ценностей старой римской общины.
Популярность введенных правил говорило о том, что такое восприятие тесноты во многом себя изжило - реформы Нерона в данном случае подтвердили и стимулировали этот процесс. Тот же перелом в восприятии и оценке жилой среды сказался и на архитектуре дома. До 64 ее основными разновидностями были либо особняк атриумно-перистильного типа, либо многоквартирная и многоэтажная инсула (см. ИНСУЛА), этажи которой надстраивались от случая к случаю, поддерживались подпорками, без соблюдения каких-либо правил безопасности. После 64 основной разновидностью жилого дома становится инсула, но совсем другого типа, возникшая во вкусе нероновского космополитизма из взаимодействия этрусской, карфагенской, эллинистической градостроительной практики и местных римских традиций, - отдельно стоящий кирпичный двух- или трехэтажный дом с галереей лавок по первому этажу и большими окнами. Примером старой, донероновской жилой архитектуры принято считать Помпеи (см. ПОМПЕИ), примером новой, распространившейся после «архитектурной революции», - Остию (см. ОСТИЯ).
Наиболее полным архитектурным воплощением «неронизма» является так называемый Золотой Дом (Domus Aurea) - дворец, который Нерон отстроил для себя сразу после пожара, правда, не успев его закончить. Он был построен в виде виллы - загородной резиденции, приспособленной к отдыху, просвещенному досугу и наслаждению природой, и окружен садами и водоемами, с небольшими беседками на двух собеседников, миниатюрными каскадами и фресками по стенам. Отделка отличалась необычайной роскошью - строения дворца тонули в позолоте, драгоценностях и перламутре. Вестибюль представлял собой квадратный двор, окруженный портиками, в центре которого возвышалась 35-метровая статуя Нерона, отличавшаяся поразительным портретным сходством. Программным было именно это сочетание пасторальной изысканности и ослепляющей роскоши, просторного сельского пейзажа и плотной исторической застройки городского центра, в которую этот пейзаж был контрастно вставлен, гедонистической атмосферы всего комплекса и сакрально грандиозного изображения обожествленного владыки. Все это настолько демонстративно противоречило римским традициям, вкусам и нравам, что после Нерона Веспасиан (см. ВЕСПАСИАН) снес большинство построек, а на месте искусственного озера выстроил Колизей (см. КОЛИЗЕЙ) и подарил его городу.
Эпохе Нерона в римской настенной живописи наиболее полно соответствует стиль, представленный помпейскими памятниками 40-х - 70-х гг. Основные его черты - сюжеты из греческой мифологии, связанные с причудливым сочетанием форм, в природе разобщенных, с метаморфозой и травестией; широкое изображение архитектуры, представленной в положениях с точки зрения жизненной реальности заведомо немыслимых (альков, нарисованный на плоскости стены, в который вписаны садовые ротонды или верхушки зданий); использование фресковых сюжетов и мотивов для перспективного «пролома» стены и создания в замкнутом объеме комнаты ощущения пространственной бесконечности (рисованные портики, уходящие в стену, рисованные двери, намекающие на ощущаемое за ними пространство, крылатые фигуры, вылетающие из плоскости стены и как бы врывающиеся в комнату извне).
Подобная эстетика противоестественного не ограничивается настенной живописью. В годы Нерона она формирует быт, прикладное искусство, даже кулинарию - изделие оклеивается материалом, выглядящим по-другому, чем тот, из которого оно реально сделано, свинина подается в виде голубя, ножка стола состоит из рельефного изображения лапы льва, переходящей в торс мальчика. В сфере литературы эта эстетика ярче всего проявилась в стилистике так называемой «серебряной латыни». К ней принадлежат авторы, именами которых прежде всего отмечена эпоха Нерона - философ Сенека, (см. СЕНЕКА Луций Анней) автор эпической поэмы «Фарсалия» Лукан (см. ЛУКАН Марк Анней) ,Петроний (см. ПЕТРОНИЙ Гай) - создатель плутовского романа, отрывок которого вошел в историю литературы под названием «Сатирикон».
Все они были уничтожены Нероном по подозрению в связи с заговором Пизона, но до этого входили в ближайшее окружение принцепса. При всех их коренных отличиях друг от друга, они целиком усвоили и выразили эстетические установки, для этого окружения и этой эпохи типичные: оценка изложения прежде всего по его эффектности, придание изложению заостренного, нервно напряженного характера, построение фразы на контрастах, смешение лексических и синтаксических моделей классического литературного языка с вульгаризмами и неологизмами. «Испорченная речь нравится там, где извратились нравы», - объяснял всеобщее увлечение подобным стилем Сенека, сам отдавший ему щедрую дань (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. CXIV, 11). Важно отметить, что настенные фантастические пейзажи нередко обладают своим пряным обаянием, что серебряная латынь вошла с Сенекой и Тацитом в сокровищницу римской литературы; при Нероне, однако, они воспринимались как знамения эстетики противоестественного, выдававшей самую сущность этой эпохи.
Нерон как образ и культурно-исторический тип
Жизнь и деятельность Нерона характеризуются, с одной стороны, особой исторической ситуацией - нарастающим ощущением исчерпанности традиционного общественного уклада при отсутствии еще сколько-нибудь определившихся форм, призванных его сменить, и, с другой, - особым типом личности, не способной адекватно видеть реальность, авторитарной и произвольной в своих решениях, неуравновешенной, эксцентричной и жестокой. Сочетание подобной ситуации и подобного типа личности повторяется в истории неоднократно.
В нем обнаруживается некоторая психологическая модель власти, которая, никак не будучи реально связана с Нероном, соотнесена с ним как со своеобразным эталоном, воспринимается как его эхо. Острое ощущение устарелости существующего уклада жизни побуждает властителя заменить его отношениями и ценностями, которые представляются ему более современными, привлекательными и живыми. Но поскольку ясной, исторически созревшей и потому приемлемой для общества альтернативы существующему укладу нет, то властитель начинает чувствовать себя вправе и даже обязанным такие отношения и ценности создать и утвердить - создать, несмотря на их абстрактность, субъективность, фантастичность, утвердить вопреки принятым и еще живым нормам, опираясь на принуждение и жестокость, на абсолютный характер своей власти, в силу которого он может позволить себе любое поведение, любую эксцентричность, любой эпатаж, раздражение, нервозность, подозрительность.
В той или иной мере эта тональность за много веков до Нерона окрасила жизнь и деятельность египетского фараона Эхнатона (см. ЭХНАТОН), много веков после него угадывается в образе Ивана IV (см. ИВАН IV Грозный) и Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович) в России, Людвига Баварского в Германии. «Нероновская» типология абсолютной власти перечисленными именами скорее всего не исчерпывается. В культурно-исторической памяти обобщенный и эмоционально насыщенный образ Нерона преобладал, а во многом преобладает и до сих пор над рациональным объяснением его исторического смысла. Уже современники, а вслед за ними и потомки, видели в Нероне не столько исторического деятеля, сколько необычную личность - чаще всего преступную.
Этот образ сразу же утвердился у римских историков - у Тацита (см. ТАЦИТ), Светония (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл), Плиния Старшего (см. ПЛИНИЙ Старший): первый назвал Нерона «чудовищем» (Анналы. XIV, 11), третий «врагом рода человеческого» (Естественная история. VII, 6, 2), а второй характеризовал словами «наглость, похоть, распущенность, скупость, жестокость» (Жизнеописание двенадцати цезарей. Нерон. 26). Традиция была тут же продолжена ранними христианами: апокалиптический зверь из бездны отмечен у св. Иоанна (см. ИОАНН Богослов) числом 666, представляющим собой сумму цифровых обозначений тех букв, что образуют в древнееврейской транскрипции имя «Нерон». Позднейшие христианские авторы живо обсуждали, является ли Нерон антихристом (Коммодиан, Сульпиций Север) или только его провозвестником (Лактанций (см. ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан), блаженный Августин (см. АВГУСТИН Блаженный) ). Традиция сохранилась и в средние века: папа Пасхалий II (1099-1118) снес родовую усыпальницу Домициев, так как народ был убежден, что окружающие ее деревья служат приютом воронам, несущим в себе частицы души Нерона.
Тот факт, что в памяти культуры сохранился в основном образ Нерона, объясняет значительный удельный вес в литературе о нем беллетристических публикаций (напр., А. В. Амфитеатров, «Зверь из бездны»; Г. Сенкевич, «Камо грядеши»; В. С. Дуров, «Нерон, или актер на троне»; М. А. Кузмин, «Смерть Нерона»; G. Walter, "Neron"; J.-C. Pichon, "Saint Neron"). Начиная с позитивистской эпохи, однако, существует также исследовательская литература, посвященная Нерону, на аналитическом уровне объясняющая многое в исторической ситуации Нерона и в его политике. В массовом культурном сознании ее выводы сосуществуют с образом императора и корректируются ими. Мысль о том, что, разрабатывая - в положительном или отрицательном аспекте - тему Нерона, мы всегда так или иначе вынуждены иметь дело с его образом, неоднократно высказывалась в связи с деятельностью созданного во Франции «Международного Общества по изучению Нерона» (Societe Internationale d"etudes neroniennes).
НЕРОН (Nero Claudius Caesar Drusus Germanicus)
НЕРОН
(37-68), пятый и последний римский император из династии Юлиев - Клавдиев, при рождении получил имя Луций Домиций Агенобарб. Отцом Нерона был консул 32 н.э. Гней Домиций Агенобарб, а матерью - Агриппина младшая, сестра императора Калигулы, дочь Агриппины старшей и знаменитого полководца Германика. Агриппина была также правнучкой Августа. В три года Нерон лишился отца. В 49 Агриппина вышла замуж за своего дядю, императора Клавдия, и добилась, чтобы он усыновил Нерона, который сразу оказался ближайшим претендентом на престол (собственный сын Клавдия Британик был младше Нерона на 3 года). Кроме того, Нерон был тогда же помолвлен с дочерью Клавдия Октавией (свадьба состоялась в 53). Поэтому, когда в октябре 54 Клавдий умер (ходили слухи, что его отравила Агриппина), Нерона, которому не было еще 17 лет, провозгласили императором. Нерон получил обычное для родовитого римлянина образование, а в 49, когда перспективы его восшествия на престол стали достаточно реальными, внимание к его воспитанию было усилено, к нему приставили в качестве воспитателей знаменитого философа Луция Аннея Сенеку и префекта претория Секста Афрания Бурра, а из Александрии был специально вызван известный ученый и философ Херемон. В речи при вступлении на престол Нерон обещал править в соответствии с заветами Августа, почтил должным образом своего предшественника Клавдия, а предложенные ему почести отверг. Речь, несомненно, составлялась при участии Сенеки, и можно сомневаться, искренен ли был Нерон, когда ее произносил. Однако известны собственные слова Нерона "О, если бы я не умел писать!", сказанные им в начале правления, когда надо было подписать смертный приговор. Возможно, казнь посторонних, ничем не связанных с ним людей действительно доставляла ему нравственные страдания, а избавляясь от близких, которые могли ему угрожать, он испытывал только облегчение. Так, уже в 55 Нерону вполне достало духа на то, чтобы расправиться с Британиком, который был отравлен по его приказу. Этим же эпизодом он воспользовался для того, чтобы отстранить от участия в делах свою мать: в какой-то момент Агриппина, почувствовав ослабление своего влияния, начала угрожать сыну тем, что примет сторону Британика и добьется отстранения Нерона от власти. Нельзя сказать, чтобы император уделял государственным делам большое внимание. Он был поглощен главным образом искусством, а если желал произвести изменения в Риме, то лишь в направлении большей его эллинизации. Историки отмечают нелюбовь Нерона к кровавым гладиаторским играм, столь любезным римской черни. Взамен Нерон активно вводил состязания в области искусства и атлетических единоборств: в 59 были впервые проведены Юношеские игры, а в 61 - Нероновские. И те и другие должны были сделаться регулярными, участие в них римской аристократической молодежи всячески поощрялось. В столице от имени императора правили те же Сенека и Бурр, в провинции были назначены талантливые наместники (очевидно, стараниями тех же Сенеки и Бурра). Отмечаются успехи в области законодательства. Желание развестись с Октавией и жениться на Поппее Сабине, чему противодействовала Агриппина, привело Нерона к решению избавиться от матери, что и было исполнено в 59. В этом деле достаточно постыдную роль пришлось играть Сенеке, написавшему оправдательную речь Нерона перед сенатом, в которой утверждалось, что это мать подослала к императору убийцу. Впрочем, количество взаимных злодейств в семействе Юлиев - Клавдиев давно вышло за все мыслимые пределы и в принципе в таком намерении матери, ощущавшей исходящую от сына угрозу, невозможно усмотреть ничего необычайного. В 62 Бурр умер, а на его место были поставлены раболепные и готовые на все Тигеллин и Фений Руф. В том же 62 на покой отправился Сенека, по-видимому, ощутивший опасность пребывания на первых ролях и в то же время разочаровавшийся в возможности влиять на происходящее. Тогда же Нерон наконец развелся с Октавией и женился на Поппее, которая в 63 родила ему дочь, умершую в младенчестве. После того, как в 62 ложные слухи о возвращении сосланной Октавии дали повод для народных выступлений в Риме в ее поддержку, Нерон ее казнил. Тем временем усилилось пристрастие Нерона к занятиям искусством. Сам считал себя превосходным поэтом, а в Неаполе впервые выступил перед греческой публикой в качестве актера: он пел, аккомпанируя себе на лире. То, что первое выступление состоялось именно перед греками, не случайно: в Риме профессия актера традиционно считалась позорной. Несомненно, это не повышало престиж императора в правящих кругах, хотя, возможно, его демократизм импонировал римской черни. Значительные траты на культурные программы, а также на войны в Армении и Британии вызвали рост цен. Нужда в деньгах спровоцировала ряд процессов по восстановленному в 62 закону об оскорблении величества (фактически обвинение в государственной измене). Несколько видных деятелей поплатились за свое богатство, а основания бояться за свою жизнь появились у всех. Естественно, возникла идея устранения императора и его замены (предлагался популярный в Риме Гай Кальпурний Пизон), однако в 65 заговор был раскрыт, некоторые его участники казнены, еще несколько (в том числе Сенека и поэт Лукан) были принуждены к самоубийству. К чести Нерона следует отметить, что несколько человек были оправданы, и даже среди обвиненных казнь постигла не всех, что было, надо полагать, непростым решением для человека, в руках которого находилась теперь жизнь его убийц. Но раскрытый заговор сделал Нерона еще более подозрительным, и последовали новые казни, в том числе писателя Петрония, известного стоика Тразеи Пета и других. Общественное мнение возложило на Нерона ответственность за грандиозный пожар, разразившийся в Риме в 64, тем более что император воспользовался им для возведения на освободившейся территории в центре Риме грандиозного дворца, т.н. Золотого дома. В 65 Поппея умерла (как сообщают, будучи беременной, от удара вышедшего из себя Нерона), и в следующем году новой женой Нерона стала Стацилия Мессалина. В том же 66 Нерон обставил с необычайной пышностью, как событие чрезвычайной важности, прибытие в Рим царя Армении Тиридата, который получил царскую диадему из рук Нерона, признав себя подвластным Риму. Это ознаменовало конец войны с Парфией из-за Армении. С Парфией был заключен мир, продержавшийся целых 50 лет. Впрочем, в том же году началось восстание в Иудее, которое было подавлено ценой очень больших усилий в 70. Между тем Нерон отправился в Грецию и предался выступлениям в качестве артиста и возницы. Оказанный ему прием (некоторые игры были проведены вне обычных календарных сроков специально ради императора, и везде он, разумеется, оказался победителем) вдохновил Нерона на провозглашение "свободы Греции": политически она оставалась в составе Рима, однако с нее снимались все налоги и предоставлялись другие льготы. Нерон расправился с рядом видных наместников на Востоке и Западе: принудил к самоубийству выдающегося полководца и администратора Гнея Домиция Корбулона, а также управлявших Германиями (Верхней и Нижней) братьев Скрибониев. Пребывание в Греции затягивалось. Между тем обстановка в Риме не сулила императору ничего хорошего. Здесь начался голод (возможно, из-за того, что шедшие в столицу корабли с хлебом были перенаправлены в Грецию). Нерона вызвали в Рим, куда он прибыл в январе 68. Мятеж наместника Лугдунской Галлии Гая Юлия Виндекса был довольно быстро подавлен Вергинием Руфом, который отклонил провозглашение себя императором. Но почти одновременно недовольство императором в других провинциях вылилось в выступление против него Сервия Сульпиция Гальбы и Марка Сальвия Отона в Испании, Луция Клодия Макра в Северной Африке. Возможно, Нерон еще мог спасти положение: некоторые войска оставались ему верны. Однако, вместо того, чтобы действовать, он то вынашивал планы необыкновенной мести, то помышлял о том, как вызовет у врагов раскаяние своим искусством и без боя заставит их капитулировать. Сенат объявил Нерона врагом отечества, он бежал из Рима и в июле 68, оставленный всеми, покончил с собой. После смерти Нерона Рим прошел через период гражданских войн и смут, завершившийся приходом к власти Веспасиана в декабре 69.
ЛИТЕРАТУРА
Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1964 Корнелий Тацит. Анналы, кн. 12-16. - В кн.: Корнелий Тацит. Сочинения, т. 1. М., 1993
Нерон, а, м.
Имя римского императора I в. н. э., ставшее символом жестокости и произвола.
► В столице он - капрал, в Чугуеве - Нерон: Кинжала Зандова везде достоин он. // Пушкин. Стихотворения //
нерон (иноск.) - кровожадный тиран (намек на римского императора Нерона (54-68), известного своей жестокостью)
Ср. Царь кроткий или царь ужасный
Любезен, страшен для других;
Глупцы Нерону не опасны;
Нерон не страшен и для них.
Карамзин. Гимн глупцам.
Нерон
(37-68)
Нерон был последним представителем династии Юлиев - Клавдиев и стал императором главным образом благодаря интригам своей матери Агриппины. Воспитателем Нерона был философ Сенека, который, по- видимому, и привил своему воспитаннику неподдельный интерес к искусству. Любовь Нерона ко всему эллинскому вызывала шок у римских пуритан. Вместе с тем тщеславие Нерона и его страх перед возможными соперниками заставляли его совершать все новые и новые злодеяния. Жертвами Нерона стали первая жена Октавия, затем вторая - Поппея и даже его мать Агриппина. Правление Нерона вызвало недовольство в сенаторских кругах и в армии, и когда восстали войска и гвардия в провинциях, Нерон покончил с собой. Ходили слухи, что пожар в 64, уничтоживший две трети Рима, ответственность за который Нерон возложил на иудеев и христиан (за это они считали его антихристом), был на самом деле устроен самим императором, впрочем, рассказ о том, как Нерон, глядя на горящий город, играл на лире, - несомненная легенда. Как сообщает Тацит, в восточных провинциях неоднократно появлялись лже-Нероны, что говорит о некоторой любви народа к этому правителю. Светоний приводит столько скандальных подробностей личной жизни Нерона, что вряд ли они все могут соответствовать действительности. После пожара Рима Нерон отстроил свой знаменитый Золотой Дворец, у входа в который стояла его собственная статуя в виде бога Солнца. Развалины дворца были обнаружены при раскопках еще в эпоху Возрождения, а архитектурный стиль, росписное искусство его стен и потолков оказали влияние на итальянских архитекторов и живописцев. Образ деспота и при этом дилетанта-актера привлекал внимание драматургов и композиторов (оперы Монтеверди, Генделя, Рубинштейн на и др.).
НЕРОН - 1) имя римского императора - (54 до 68 г. по Р. Х.), который прославился своею жестокостью: отсюда нарицательное имя для тиранов. 2) распространенная кличка собак.
- Римский император-«пироман».
- Вокальный император Рима.
- Римский император.
- Император, однажды приказавший поджечь «вечный город».
- Придворный врач этого римского императора Андромах на досуге тоже писал стихи.
- Став римским императором, он приказал убить свою мать Агриппину.
- Жестокий и развратный римский император.
- Какой римский император, будучи в нетрезвом состоянии, во время ссоры ударил свою супругу ногой в живот, а после её смерти обожествил её?
- Кто из римских императоров, готовясь к смерти, не раз повторял фразу «Какой великий артист погибает»?
- Этот «великий понтифик, наделённый властью трибуна 14 раз, властью императора 13 раз, пятикратный консул, Отец отечества» унаследовал от предков и рыжую бороду, и прозвище Огнебородый.
- «Золотой дом», заложенный им после пожара 64 года, стал крупнейшей в европейской истории городской резиденцией монарха.
- Какой директивой Адольф Гитлер приказал в случае своей смерти уничтожить на территории Рейха все стратегические объекты, продуктовые склады и культурные ценности?
- Император в учениках Бурра.
- Этот римский император возвёл знаменитый дворец, вошедший в историю под названием «Domus Aurea» - «Золотой дом».
- Кто правил Римской империей после Клавдия?
- Опера итальянского композитора Пьетро Масканьи.
- Опера русского композитора Антона Рубинштейна.
НЕРОН (Nero) (37-68) - римский император с 54, из династии Юлиев-Клавдиев. Жестокий, самовлюбленный, развратный. В 59 повелел Октавию умертвить свою мать, в 62 - жену. В 64 сжег большую часть Рима и, чтобы отвести от себя подозрения, начал преследовать христиан Рима. В дальнейшем способствовал восстановлению города. Репрессиями и конфискациями восстановил против себя разные слои римского общества. Опасаясь восстаний, убежал из Рима и покончил жизнь самоубийством.
Нерон Клавдий Цезарь
(37-68 гг.) император с 54 г.
Когда ему (Нерону) предложили на подпись указ о казни какого-то уголовного преступника, он воскликнул: «О если бы я не умел писать!»
Кто-то сказал в разговоре: «Когда умру, пускай земля огнем горит!» - «Нет, - прервал его Нерон, - Пока живу!»
Пришли вести, что взбунтовались и остальные войска. (…) (Нерон) бросился искать (…) опытного убийцу, чтобы от его руки принять смерть, - но никого не нашел. «Неужели нет у меня ни друга, ни недруга?» - воскликнул он.
Какой великий артист погибает! (Последние слова Нерона).
Неро́н Клавдий Цезарь (Claudius Caesar Nero) (3768), римский император с 54, из династии Юлиев-Клавдиев. В 59 велел умертвить свою мать, в 62 жену Октавию. В 64, когда сильнейший пожар уничтожил большую часть Рима, Нерон, чтобы отвести от себя подозрения, начал преследовать христиан. Репрессиями и конфискациями восстановил против себя разные слои римского общества. Опасаясь восстаний, бежал из Рима и покончил жизнь самоубийством.
НЕРОН Тиберий Клавдий (Tiberius Claudius Nero) (15 декабря 37 - Анций - 68, ок. Рима), римский Император. Происхождение Отец Нерона, Гней Домиций Агенобарб (т. е. "Рыжебородый"), скончавшийся вскоре после рождения сына, принадлежал к древнему патрицианскому роду. Мать Нерона, Агриппина, старшая правнучка Августа, впоследствии вторично вышла замуж за императора Клавдия. Император усыновил Нерона, а затем отдал ему в жены свою дочь Октавию. Воспитанием Нерона занимался знаменитый философ-стоик Сенека. В 54, после убийства Клавдия, Нерон стал императором под именем Клавдия Цезаря Августа Германика. Первые годы его правления отличались мягкостью, возможно, благодаря влиянию Сенеки. Он лишь проявлял неумеренное влечение к выступлениям на сцене в качестве певца и на арене в качестве гладиатора, принуждая к участию в гладиаторских сражениях даже сенаторов и всадников. В этот период его правления были приняты меры против роскоши, против христиан, против поддельных завещаний, по реформе судопроизводства и т. д. Попав под влияние матери, жестокой и властолюбивой женщины, Нерон проявил свои истинные наклонности - страсть к зрелищам и дикому разврату (им была изнасилована даже весталка). Он построил себе огромный дворец на Эсквилине, названный Золотым (снесен при Флавиях), возвеличил себя колоссальной вызолоченной статуей, изображавшей его в образе бога Солнца, установил в свою честь культовые празднества с состязаниями - неронии. Череду убийств он начал с Клавдия, затем в 55 отравил Британника, сына Клавдия. По наущению любовницы Поппеи Сабины он приказал убить и свою мать, вмешивавшуюся в государственные дела. Затем он убил и родную тетку, Домицию Лепиду, позарившись на ее наследство, отравил своего наставника военачальника Бурра. Обеих своих жен он также предал смерти, причем вторая жена, Сабина, была убита, будучи беременной от Нерона. Растрачивая непомерно много денег на грандиозные постройки, зрелища и гладиаторские бои, он быстро опустошил казну.
Пополнял же ее Нерон, принимая наследства от отравленных по его приказу вольноотпущенников. В 64, скорее всего, по его приказу, был подожжен Рим. Наблюдая за пожаром с Меценатовой башни, он наслаждался пламенем и декламировал поэму собственного сочинения "Крушение Трои". В поджоге были обвинены христиане, на которых начались жестокие гонения. К этому бедствию римлян добавилась еще и чума, за одну осень унесшая более 30 тыс. жизней. Внешняя политика Нерона также привела к весьма плачевным результатам. В 61 в Британии подняло восстание племя иценов во главе с царицей Баудиккой, в результате которого были разорены римские города, погибло ок. 80 тыс. римлян и их союзников. В 62 в Армении римское войско под командованием Цезенния Пета было окружено парфянами и разоружено. В 65 верхушка римской аристократии во главе с Пизоном составила заговор против императора, который, однако, был раскрыт. Все участники заговора (среди них - поэт Лукан и философ Сенека) по приказу Нерона должны были покончить с собой. В 66 были казнены участники нового заговора - Фразея Пет и Барея Соран. Смерть В 67 Нерон предпринял поездку в Грецию, где публично выступал в роли актера, певца и атлета, "завоевав" все мыслимые награды. За это он даровал Греции свободу. В 68 Нерон вернулся в Рим. В это время пропретор Северной Галлии Гай Юлий Виндекс, возмущенный жестокостью и сумасбродствами Нерона, начал собирать войска, задумав свергнуть его и возвести на трон престарелого правителя Испании Гальбу. Нерон стал готовиться к походу, собирая средства на войну самыми грабительскими мерами, например, спекулируя на дороговизне хлеба. Однако вскоре взбунтовались и все остальные войска. Когда Гальба, провозглашенный солдатами императором, подошел с войском к Риму, Нерон, покинутый даже телохранителями и слугами, был вынужден покончить с собой. После смерти Нерона долгое время существовало мнение, что он еще жив, в разных частях империи появлялись многочисленные лже-Нероны. Со смертью Нерона пресеклась первая римская императорская династия Юлиев-Клавдиев.
НЕРОНОВ НЕУРОНОВ
Чаще всего - искаженная форма христианских имен Мирон или Иерон. Стало быть, к прославившемуся своей жестокостью римскому императору фамилия в подавляющем большинстве случаев отношения не имеет. (Ф). Также эта фамилия могла образоваться от Неуронов (приносящий прибыль)(Э) В "Ономастиконе" Веселовского Нероновы, помещики, XVIЧXVII вв., Арзамас
Неро́нов Иван - в монашестве Григорий (1591-1670), деятель раннего старообрядчества. Наставник и друг Аввакума Петрова. Протопоп московского Казанского собора с 1649, возродил традицию церковной проповеди. Один из лидеров «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против реформ Никона, в 1653 сослан. На церковном соборе 1666 раскаялся. С 1669 архимандрит Данилова монастыря в Переяславле-Залесском.
* * *
НЕРОНОВ Иван - НЕРО́НОВ Иван (1591, Вологодский уезд - 1670, Переяславль-Залесский), русский церковный деятель, один из первых вождей раскола, наставник и друг Аввакума (см. АВВАКУМ (протопоп)). В 1530-1540-х годах Неронов был священником в Нижнем Новгороде. Бывая в Москве, он сблизился с царским духовником Стефаном Вонифатьевым и Ф.М. Ртищевым. При их содействии в 1649 году Неронова перевели в Москву и поставили протопопом Казанской церкви на Красной площади. Он стал одним из руководителей кружка «ревнителей благочестия». После столкновений с патриархом Никоном в 1653 году Неронов был сослан в Спасо-Каменный Вологодский монастырь, а затем в Кандалакшский монастырь. В посланиях царю из ссылки Неронов. обличал деспотизм Никона, указывал на превышение власти патриархом, требовал созыва представительного собора для коллегиального решения церковных дел. В 1656 году Неронов бежал из ссылки и скрывался от Никона в Москве у С. Вонифатьева; в том же году был заочно осужден собором. Хотя Неронов и решил примириться с официальной церковью, он продолжал обличать Никона за деспотизм. На соборе 1666 года Неронов покаялся в своих прегрешениях перед церковью, в 1669 году был поставлен архимандритом Данилова монастыря в Переяславле-Залесском.
НЕРОНОВ Иван (1591-1670) - идеолог раскола, учитель и друг Аввакума. Член кружка "ревнителей благочестия", протопоп московской Казанской церкви с 1649. За выступление против реформ Никона сослан в 1653. На Соборе 1666 раскаялся, с 1669 архимандрит Переяславль-Залесского Даниловского монастыря.