Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эхнатон

Энциклопедический словарь

Эхнато́н - см. Аменхотеп IV.

* * *

ЭХНАТОН - ЭХНАТО́Н (Аменхотеп IV), египетский фараон XVIII династии, правил ок. 1365-48 до н. э. Сын Аменхотепа III (см. АМЕНХОТЕП III) и Тии (Тэйе), незнатной женщины, сестры жреца бога Ра (см. РА (в мифологии)) из г. Гелиополя (см. ГЕЛИОПОЛЬ). Вступил на престол в 15-летнем возрасте под именем Аменхотепа (IV) (древнеегип. «Амон доволен»). Находился под сильным влиянием царицы-матери и своего воспитателя - Аменхотепа, сына Хапу. Как и его отец, в нарушение вековой традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии), а на дочери одного из вельмож - Нефертити (см. НЕФЕРТИТИ), впоследствии принимавшей активное участие в его религиозных преобразованиях.

В самом начале своего царствования принимает титул верховного - «величайшего среди видящих» - жреца бога Ра в Гелиополе, подчеркивая этим свою приверженность культу солнца и особенно выделяя почитание самого солнечного диска - Атона (см. АТОН), культ которого становится общеегипетским еще при Тутмосе IV. Постепенно в противовес другим богам и особенно Амону, главному богу столичных Фив, расширяются культовые функции Атона, в нем одном воплощаются представления о благости, могуществе и творящей силе солярных (от лат. sol - солнце) божеств. Наконец, имя Эхнатон (др.-егип. «Полезный Атону»), принятое фараоном, декларирует новую ориентацию его религиозной политики.

На 6 году правления Эхнатон переносит столицу страны из Фив, центра оппозиционно настроенного жречества Амона, в основанный им на земле, не посвященной никакому другому божеству, «великий очарованием, приятный красотой для глаз» город Ахетатон (древнеегип. «Горизонт Атона»; совр. Тель эль-Амарна в Среднем Египте) и клянется вместе с Нефертити никогда не покидать столицы, объявленной священной обителью Атона. Несмотря на то что на плитах, отмечающих границы Ахетатона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном, вскоре запрещается культ Амона, его жены Мут (см. МУТ) и их сына Хонсу (см. ХОНСУ) (фиванская триада богов). Ок. 1356 до н. э. Атон окончательно провозглашается единственным богом, и к 1353 до н. э. начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» - даже Атон именуется не иначе как «властитель», его имя, подобно царскому, заключается в картуши (см. КАРТУШКА).

В новой по сути религии особое место уделяется также прославлению божественности самого фараона - он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, «единственным познавшим истинного бога» и способным вступать в прямое общение с воплощенным солнцем. В столице пышно отмечаются годы их «совместного» царствования. Прежнее жречество в правление Эхнатона утрачивает свои позиции, новое жречество Атона и придворная элита царя состоят главным образом из вышедшей из низов служилой знати (широко распространенное имя этого времени - «Эхнатон меня сделал»). При Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не ведутся завоевательные походы, не поддерживается контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и др. государствами Ближнего Востока, Египет теряет в этом регионе своего главного союзника - государство Митанни и не противостоит росту могущества своего будущего соперника в Сирии - Хеттского царства (см. ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО).

Преобразования Эхнатона, в значительной мере вызванные политическими целями, несли на себе, однако, печать искренней и даже фанатичной веры. Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами (см. ПИЛОН) - отныне молитвы человека возносятся к самому богу, между ними не существует преград. Сам Атон изображается не в привычном антропоморфном облике, но в виде солнечного диска, лучи которого оканчиваются ладонями со знаками «анх» - символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает обращенным к нему в молитве фараону и его супруге. Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый образ человека, в изображениях царя, Нефертити и приближенных подчеркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций.

Эхнатон и Нефертити имели 6 дочерей, младшая из которых Анхесенпаатон (см. АНХЕСЕНПААМОН) стала супругой Тутанхатона (изменившего имя на Тутанхамон (см. ТУТАНХАМОН)), старшая - Меритатон - супругой Семнехкара (см. СЕМНЕХКАРА), в конце царствования Эхнатона объявленного его соправителем (после смерти фараона правил около 2 лет). Судьба Нефертити после появления новой жены Эхнатона Кийа, от которой он имел одного или двух сыновей, неизвестна. При юном Тутанхатоне царский двор покидает столицу, восстанавливаются культы всех богов и позиции фиванского жречества Амона. Впоследствии имя Эхнатона предается забвению и даже не включается в списки правивших в Египте царей.

Большой энциклопедический словарь

ЭХНАТОН - см. Аменхотеп IV.

Энциклопедия Кольера

ЭХНАТОН (1419-1400 до н.э.), десятый фараон XVIII династии, сын Аменхотепа III и царицы Тии. Эхнатон знаменит тем, что за свою недолгую жизнь осуществил религиозную реформу, подойдя к утверждению единобожия. З. Фрейд, опиравшийся на традиционную хронологическую схему, согласно которой Эхнатон царствовал ок. 1340 до н.э., видел в нем предтечу и даже наставника Моисея. Однако другие ученые настаивают на пересмотре этой даты и относят правление Эхнатона ко времени ок. 830 до н.э. (более чем через 500 лет после Моисея), считая его современником таких царей, как Ахав в Израиле, Иосафат в Иудее и Салманасар III в Ассирии. В детстве Эхнатон болел, а возможно, его жизнь была в опасности из-за решения Фиванского оракула, которым ведали жрецы бога Амона. Позже, уже будучи фараоном, он возвысил старого слугу по имени Пареннефер, оказавшего ему в детстве какую-то неоценимую услугу, а к своему собственному имени часто добавлял прозвище, означавшее "Выживший, чтобы жить долго". Вся юность Эхнатона прошла вдали от Фив, а частично и за пределами Египта. О его существовании не упоминается ни в одной из надписей времен правления Аменхотепа III. Царствование Аменхотепа III было периодом наивысшего расцвета и могущества Египта (по крайней мере, со времен строительства пирамид). Аменхотеп являлся верховным владыкой Палестины, Финикии и Сирии, а его собственное государство включало большую часть территории современных Судана и Ливии. Египет имел тесные торговые связи с Микенской Грецией и поддерживал дипломатические отношения, закрепленные брачными узами, с протомидийским царством Митанни, находившимся близ горы Арарат. Единственным серьезным соперником Аменхотепа являлась Ассирийская держава, территория которой простиралась от халдейских городов Южной Месопотамии до областей хеттов (хатти) в Центральной Анатолии, а влияние распространялось еще далее на запад. Аменхотеп III был любителем роскоши и, по крайней мере на склоне лет, человеком распущенным. Реальная власть принадлежала царице Тии, титулы которой свидетельствуют о ее могуществе. После смерти Аменхотепа III она управляла государством в качестве регента. Тия призвала своего сына в Фивы, где он был возведен на трон под именем Аменхотепа IV. Новый фараон вступил в острый конфликт с жрецами Амона, провозгласил себя почитателем лучезарного бога Атона (обычно олицетворяемого солнечным диском - атеном), культ которого был распространен уже во времена Аменхотепа III и Тии. Возведение фараоном храма Атона в Фивах привело к полному разрыву с культом Амона и его жрецами. Аменхотеп сменил свое тронное имя ("Амон доволен") на Эхнатон ("слуга Атону"). Более того, он уничтожил имя "Аменхотеп" на памятниках своего отца (что для египтянина было актом отнюдь не символического убийства) и разрушил связанные с ним скульптуры сфинксов, сбросив их с обрыва в окрестностях Фив. К пятому году своего правления при поддержке жрецов из Гелиополя - древнего соперника Фив - он перенес царскую резиденцию в новую столицу, за планировкой, стрительством и украшением которой следил самолично, получившую название Ахетатон ("Место власти Атона"). Эхнатон сам выступал в качестве верховного жреца Атона, слагал многочисленные гимны в честь этого божества и прововедовал свое учение среди последователей. В центре культа Атона стояла Маат - одновременно богиня правды и само понятие "правда". Свое имя Эхнатон обычно писал, добавляя прозвище ankh-en-maat - "живущий в правде". Религия Атона означала поклонение свету, и приношения совершались на алтарях, поставленных правильными рядами на просторных дворах храма этого бога. Церемония составляла разительный контраст с культом "потаенного" Амона, святилища которого были скрыты во тьме. Атона не изображали, но представляли в виде диска или шара, испускающего лучи, каждый из которых заканчивался дарующей жизнь рукой. Эхнатон женился на своей двоюродной сестре, красавице Нефертити (дочери Эйе, брата Тии), от которой имел по крайней мере четырех дочерей. Однако Тии сохранила свое могущество. На 12-м году правления Эхнатона ее изображали как лицо, по своему рангу превосходящее ее племянницу, - в двойной короне, в сопровождающих надписях именовали "Великой женой царя", а ее шестилетняя дочь Бекетатон была названа "Царской дочерью его тела, любимой им". В том же году Нефертити, разведенная или впавшая в немилость, исчезает с исторической сцены. Между тем пассивная политика Эхнатона в отношении близившегося распада восточной части державы, что грозило серьезными экономическими трудностями, помогла жрецам Амона ускорить внутренний кризис. На 17-м (последнем засвидетельствованном в источниках) году правления Эхнатона один из его сыновей (имя его матери не установлено) - Сменхкара - был назначен его соправителем. Вскоре Эхнатон был свергнут и, по-видимому, ослеплен. Сменхкара, процарствовав всего год, передал корону своему младшему брату Тутанхатону, который сменил имя на Тутанхамон и перебрался в Фивы. Несколькими годами позже Сменхкара попытался вернуть трон, что привело к смерти и его самого, и Тутанхамона. Тутанхамон был удостоен пышного погребения, тогда как тело его старшего брата в итоге было найдено в простой яме, как и тело Тии, возможно, покончившей жизнь самоубийством. После этого в Фивах недолго правил Эйе в качестве 13-го и последнего фараона XVIII династии.

Грамматический словарь

Эхнато́н мо

Сканворды для слова эхнатон

- Муж Нефертити.

- Пьеса Агаты Кристи.

- Под каким именем в истории известен фараон Аменхотеп IV?

- Именно такое имя, переводимое как «блеск солнечного круга», взял себе один из фараонов, названный при рождении в честь ненавистного ему бога.

Полезные сервисы