Натуралисти́ческое направле́ние
в языкознании - направление,
возникшее в рамках сравнительно-исторического языкознания 1‑й
половины 19 в. и распространявшее принципы и методы естественных наук на изучение языка и речевой
деятельности.
Представители этого направления рассматривали язык как естественное
(природное) явление, исходя из того, что он существует материально - в
звуках, знаках, используемых для передачи языка
и воспринимаемых органами слуха или зрения, существует реально - его
развитие не зависит от воли говорящего и происходит эволюционно, как
рост кристалла, растения или животного. Соответственно языкознание
относилось к естественным наукам и противопоставлялось филологии, которая, изучая памятники культуры,
сознательно созданные людьми, занимается исследованием текста. На основе
лексического, синтаксического и стилистического анализа филолог определяет
практическую и эстетическую ценность памятников письменности; языковед
изучает фонетическое и морфологическое строение языка и законы его развития; методы исследования
языковеда - наблюдение, сравнение, систематика и праязыковое моделирование (см. Праязык).
Основателем направления был А. Шлейхер, изложивший свои взгляды на
язык в работах «Языки Европы в систематическом освещении» (1850),
«О морфологии языка» (1859), «Теория Дарвина и наука о языке» (1863,
рус. пер. 1864), «Значение языка для естественной истории человека»
(1865, рус. пер. 1868) и других. Идеи Н. н. развивали также М. К. Рапп
(«Физиология языка», 1836-41; «Сравнительная грамматика как
естествоведческая наука», ч. 1-3, 1852-59), М. Мюллер, который трактовал
положения Н. н. в наиболее упрощённой форме, утверждая, в частности, что
мозг выделяет мысль, подобно тому как печень выделяет жёлчь,
А. А. Овелак («Лингвистика», 1876, рус. пер. 1881).
Формулируя общие законы развития языка как естественного организма,
Шлейхер опирался на объективно-идеалистическую философию истории
Г. В. Ф. Гегеля, а также на эволюционную теорию Ч. Р. Дарвина, однако
Шлейхер, как и другие представители Н. н., подчёркивал, что язык -
исключительное свойство, привилегия человека, т. к. у животных нет
языка, а есть лишь «ужимки». Изменения языка различны в трёх эпохах его
существования - «первоначальном создании, развитии, жизни».
Поскольку материальной основой языка являются мозг, органы речи и чувств, постольку, по мнению
Шлейхера, создание языка есть очеловечивание природы, т. е. формирование
материального субстрата мышления и механизма говорения. Выработке
рефлексов речевой деятельности способствуют звукоподражания и непроизвольные выкрики, однако
это ещё не язык, действительное назначение которого - быть органом
(аппаратом) мысли, мышлением в звуковой материи. Воплощение идеи в звук
и есть развитие языка как собственно человеческого свойства; в
доисторическую эпоху дух нашёл своё воплощение в членораздельных звуках
и образовал множество праязыковых форм. Язык как форма (организм)
возникает только тогда, когда понятия и представления, материализуясь в
звуках (корнях), становятся значениями, а их
отношения выражаются суффиксами или флексиями.
Так возникают корневые, агглютинативные и флективные классы языковых организмов. «Если в
первом классе, - писал Шлейхер в 1850, - мы встречали
недифференцированное тождество значения и отношения, чистое бытие
значения в себе, если во втором классе дифференцируются звуки,
обозначающие значение и отношение, отношение выступает в обособленном
звуковом бытии для себя, то в третьем классе это различие включается в
единство, но в единство, бесконечно более высокое, потому что выросло из
различия, имеет его своей предпосылкой и включает его в себя как снятый
момент». Таким образом, три различных класса праформ рассматривались не
только с точки зрения морфологической классификации, но и с точки зрения
их развития и совершенности. Утверждалось, что в историческую эпоху
происходил распад праформ под воздействием фонетических процессов и аналогии; историческая эпоха породила
дифференциацию языковых областей, привела к образованию родственных
языков и диалектов. Деление праязыков на
семейства, ветви и подвиды Шлейхер представлял в виде родословного
древа (на примере индоевропейских языков).
Значение научных идей и трудов Шлейхера велико: он способствовал
выработке в историческом языкознании принципа системности и метода реконструкции праязыка; морфологическая и генеалогическая классификации прочно вошли в
общую теорию языка; рассмотрение создания языка как очеловечивания
природы стало компонентом учения о происхождении
языка и мышления. Однако такие положения теории Н. н., как объяснение
причин эволюции языка только биологическими факторами,
характеристика индоевропейских языков как самых совершенных, отрыв
развития и истории языка от функционирования и истории общества,
подверглись критике уже с момента их выдвижения.
Наряду с исследованием общих законов развития языка, представители
Н. н. изучали речевую деятельность как физиологическую и
психофизиологическую [артикуляционная
(физиологическая) фонетика, психофизиология речевого акта и речевого поведения]. Достижения
физиологических школ Н. н. использовались младограмматиками (см.
Младограмматизм) и дескриптивистами
(см. Дескриптивная лингвистика), в
психолингвистике, нейролингвистике, в методике обучения иностранным
языкам. Признавая важность подобного описания автоматизма речевых
навыков, советские языковеды и психологи подчёркивают при этом
общественную природу речевой деятельности,
ведущую роль сознания в деятельности человека.
Дельбрюк Б., Введение в изучение языка, в кн.: Булич
С. К.. Очерк истории языкознания в России, т. 1, СПБ, 1904;
Потебня А. А., Мысль и язык, 3 изд., Харьков, 1913,
с. 7-21;
Чикобава А. С., Проблемы языка как предмета языкознания,
М., 1959, с. 33-60, 139-51;
Десницкая А. В., О лингвистической теории Августа Шлейхера,
«Вопросы языкознания», 1971, № 6;
Кодухов В. И., Общее языкознание, М., 1974;
Березин Ф. М., История лингвистических учений, М.,
1975;
Амирова Т. А., Натуралистическое направление. А. Шлейхер, в
кн.: Амирова Т. А., Ольховиков Б. А.,
Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М., 1975
(лит.);
Lefmann S., August Schleicher, Lpz., 1870;
Beneš B., Wilhelm von Humboldt, Jacob Grimm,
August Schleicher, Winterthur, 1958;
Sebeok Th., Portraits of linguists, v. 1,
Bloomington - L., [1966];
Dietze J., August Schleicher als Slawist. Sein
Leben und sein Werk in der Sicht der Indogermanistik, B., 1966.
В. И. Кодухов.