НАТУРА́ЛЬНЫЙ (от лат. naturalis - естественный) МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ.
Метод обучения, получивший распространение с середины XIX в., представители которого (М. Вольтер, М. Берлиц, Ф. Гуэн) полагали, что при обучении иностранному языку необходимо воссоздать естественный путь овладения ребенком речью на родном языке. Главная цель изучения языка по данному методу заключалась в развитии у учащихся устной речи.
Сторонники Н. м. о. полагали, что владение устной речью обеспечивает умение читать и писать, для чего требуется лишь овладение техникой чтения и письма. По этой причине основное внимание уделялось обучению устной речи. Все усилия представителей Н. м. о. были направлены на искусственное создание языковой среды, подобной той, которая окружает ребенка при овладении им родной речью. Выдвигаемые ими методические положения сводились к следующим:
1) из преподавания должен исключаться родной язык, так как восприятие языковых явлений должно быть имманентным, т. е. непосредственным, без обращения к переводу;
2) значение языковых явлений должно раскрываться с помощью различных средств наглядности, контекста или толкования;
3) новый языковой материал должен вводиться только устно, закрепление материала следует проводить путем подражания учителю с широким использованием аналогии;
4) основной формой работы является диалог между учителем и учащимися. Широко применялись игры, имитировавшие реальные условия общения, а также комментирование действий, выполняемых преподавателем и учащимися. Идеи Н. м. о. были популярны в 20-30е гг. XX в. и реализовывались в рамках разговорных вводных курсов. Интерес к Н. м. о. вновь возродился в послевоенные годы в связи с появлением его модификаций - аудиовизуального и аудиолингвального методов (Гез, Фролова, 2008; Миролюбов, 2002).