НАУ́МОВ Вл. Наумович (род. 1927) - кинореж. Вместе с А. Аловым окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская И. Савченко). С работы над ф. "Тарас Шевченко" началось творч. содружество с Аловым (ассистенты реж., они завершили ф. после смерти Савченко в 1951). Со студенч. лет Н. снимался в ф.: "Третий удар" (реж. И. Савченко, 1948), "Южный узел" (реж. И. Шмарук, 1964), "Гори, гори, моя звезда" (реж. А. Митта, 1969) и др. Как реж. Н. был неразрывно связан с А. Аловым вплоть до его смерти в 1983. Это был на редкость устойчивый, в своем роде уникальный реж. дуэт (причем снимали ф., как правило, по собств. сценариям).
Первые ф. Алова и Н. - "Тревожная молодость" (1954, по мотивам "Старой крепости" В. Беляева), "Павел Корчагин" (1957, по ром. Н. Островского), "Ветер" (1959, сценарий Алова и Н.) - овеяны духом рев. романтики, характерной для молодой режиссуры на переломе 50-х. Экспрессивный стиль ф. "Павел Корчагин" и "Ветер" возрождал монтажно-стилевые открытия немого кино. В нач. 60-х гг. Алов и Н. вместе с ценностными ориентирами резко меняют стилистику. Интерес к психологии и быту превалирует в ф. "Мир входящему" (1961), в т/ф "Монета" (1963, по мотивам рассказов А. Мальца). В творч. эволюции Алова и Н. многое шло от обращения к лит. сюжетам. Широк диапазон выбора: от Н. Островского к рус. и мир. классике, от Ю. Бондарева к А. Кабакову. Чрезмерно мрачный, на взгляд цензуры, сатирич. тон стал преградой между зрителями и ф. "Скверный анекдот" (1965, по мотивам Ф. Достоевского). Зато долгая экранная жизнь выпала ф. "Бег" (1970, по мотивам М. Булгакова). Юнош. романтизм реж. сменило эпич. осознание реалий рус. рев-ции. Роковое противостояние "белой" и "красной" России решалось на уровне простых монтажных аллегорий и гораздо более сложной борьбы характеров, психологии, чему способствовал блистательный актерский ансамбль (М. Ульянов, В. Дворжецкий, О. Ефремов, Е. Евстигнеев, В. Басов и др.).
Вершиной стилевого поиска Алова и Н. стала многосер. "Легенда о Тиле" (1977, по ром. Ш. де Костера). Живописная зрелищность, смысловая насыщенность ассоциаций подчинены здесь процессу мифотворчества, медленному погружению в легенду. Ф. имел три авторские редакции, существенно различные по метражу.
В нач. 80-х гг. Алов и Н. взялись за входивший в силу жанровый полит. ф. При внешней масштабности "Тегеран-43" (1981, сценарий А. Алова, Н. и М. Шатрова) построен на игре в документальность, на постоянной инсценировке вокруг подлинных событий.
Ф. "Берег" по ром. Ю. Бондарева Н. завершил после смерти Алова. Курсу на жанровое кино с полит. окраской Н. остался верен и в своих самост. ф. - "Выбор" (1987, по Ю. Бондареву) и "Десять лет без права переписки" (1990, по А. Кабакову).
Лит.: Добин Е. От эпопеи к эпизоду // Молодые режиссеры сов. кино. Л., 1962; Отверженные // Экран 1968-69. М., 1969; Блейман М. Стиль, отвечающий теме // Иск-во кино. 1971. № 4; Александр Алов, Владимир Наумов: Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1989.
Кадр из фильма В. Наумова и А. Алова «Скверный анекдот»