Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

судьба

Поговорки

Судьба попустилась. Киров. Кому-л. перестало сопутствовать счастье, удача. СРНГ 30, 17.

Судьба человека. Жарг. арм. Шутл.-ирон. Гауптвахта; нахождение на гауптвахте. Кор., 277. По названию рассказа М. Шолохова.

Какими судьбами? Разг. Восклицание, выражающее удивление при неожиданной встрече. ФСРЯ, 463; ЗС 1996, 288, 484.

Никакими судьбами. Сиб. Ни в коем случае, ни за что. Верш. 4, 152.

Жениться не на судьбе. Сиб. О несложившейся семейной жизни. ФСС, 70.

Изжить одной судьбой с кем. Прикам. Прожить долгую совместную жизнь. МФС, 43.

Забрать судьбу. Новг. 1. Осуществить предназначенное судьбой. 2. Выйти замуж. НОС 3, 8.

Искушать судьбу. Разг. Подвергать себя излишнему риску, опасности. ФСРЯ, 106; Ф 1, 225.

Кончить судьбу. Кар. Покончить с чём-л. СРГК 2, 417.

Менять судьбу. Жарг. угол., арест. Бежать из мест лишения свободы. СРВС 2, 39, 54, 71, 89, 118, 180, 190, 203, 214; СРВС 3, 93, 103; 113; ТСУЖ, 76, 106, 137, 171; Балдаев 1, 169, 248.

Обречь судьбу. Новосиб. Предсказать судьбу кому-л. СРНГ 22, 202.

Пересечь судьбу. Прикам. Предотвратить что-л. МФС, 74.

Пытать судьбу. Книжн. Рисковать собой. Ф 2, 109.

Вершить судьбы. Книжн. Распоряжаться, управлять чьими-л. жизнями, судьбами. БМС 1998, 558.

Полезные сервисы

ку де фудр

Словарь галлицизмов русского языка

КУ ДЕ ФУДР * coup de foudre. удар молнии. един. - Некоторые считали, что конфликт между свекровью и невесткою, вспыхнувший словно от двойного coup de foudre при первой же встрече, стал причиной несложившейся семейной жизни правящей четы. Звезда 1998 6 68.

1. Неожиданное потрясение. "Я прошу Ваше превосходительство обратить внимание г. г. цензоров на это непростительное опущение и потрудиться меня уведомить: каким образом, объяснить оное и чем это может быть оправдано?" - Это - coup de foudre для наших цензоров. можете себе представить их страх и ужас, особенно после тех успокоительных известий, которые я им принес. И. Аксаков Письма 4 226.

2. Любовь с первого взгляда. Разве можно управлять любовью? On a un coup de foudre ou on ne l'a pas! - вырвалось у ней высокой нотой. Бобор. Обречена. // РМ 1891 12 1 18-19. Положим, он влюбился в нее, влюбился с первого же взгляда. Un coup de foudre, quoi. С.Витте мой роман. // ВЕ 1902 6 670. - Надо было рассказать, как они полюбили друг друга с первой встречи, с первого взгляда, еще тогда в Ростове .. Un coup de foudre!.. Как потом они вспоминали, искали, как ревновали друг друга, пока снова не встретились, не познакомились. В. Микулич Мимочка.

Полезные сервисы

апдайк джон

Энциклопедический словарь

А́пдайк Джон (Updike) (р. 1932), американский писатель. Социально-психологическая и ироническая проза (рассказы, повесть «Ферма», 1965; тетралогия «Кролик, беги», 1960, «Кролик исцелившийся», 1971, «Кролик разбогател», 1981, «Кролик успокоился», 1990) о попытках искупления современной бездуховной жизни и обретении «средним американцем» нравственных опор жизнестойкости и доброй воли. Мифологический роман «Кентавр» (1963) о бессмертии добра и трагедийности его судеб; «роман идей» о религиозной вере «Версия Роджера» (1986). Стихи.

* * *

АПДАЙК Джон - А́ПДАЙК (Updike) Джон (р. 1932), американский писатель. Социально-психологическая и ироническая проза (рассказы, пов. «Ферма», 1965; тетралогия «Кролик, беги», 1960, «Кролик исцелившийся», 1971, «Кролик разбогател», 1981, «Кролик успокоился», 1990) о попытках искупления современной бездуховной жизни и обретении «средним американцем» нравственных опор жизнестойкости и доброй воли. Мифологический роман «Кентавр» (1963) о бессмертии добра и трагедийности его судеб; «роман идей» о религиозной вере «Версия Роджера» (1986).

* * *

А́ПДАЙК (Updike) Джон Хойер (18 марта 1932, Шиллингтон, шт. Пенсильвания), американский писатель; прозаик, эссеист, поэт.

Получил образование в Гарвардском университете (см. ГАРВАРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) и Оксфорде, в 1955-57 работал в «Нью-Йоркере», одном из самых престижных литературных журналов США. Характеризуя собственное творчество в многочисленных интервью (они собраны в книге «Разговоры с Джоном Апдайком», 1994) и критических статьях, нередко представляющих собой автокомментарий (сборники «Подобранные заметки»,1975, «Гребу вдоль берега», 1983), Апдайк обычно называет своими учителями Дж. Джойса (см. ДЖОЙС Джеймс), Х. Л. Борхеса (см. БОРХЕС Хорхе Луис), В. В. Набокова (см. НАБОКОВ Владимир Владимирович) и соотносит свои произведения с модернистской эстетической традицией.

Художественное кредо

Романам и рассказам Апдайка присущи изощренность повествовательных ходов, активное использование мифологических параллелей, завуалированных литературных реминисценций, внутреннего монолога, контрапункта и других художественных решений, отличающих литературу 20 в. Однако у него сложность композиции не становится самоценной и орнаментальной. По убеждению Апдайка, «смысл поиска новой формы, новой структуры романа всегда в том, чтобы по-новому выразить, в сущности, одни и те же неумирающие сюжеты». Важнейший из «вечных» сюжетов для Апдайка - поиски неэфемерных ценностей во времена духовной и нравственной апатии, которая, на его взгляд, характеризует современную жизнь, и стремление героев найти объяснение и оправдание собственной жизни, чаще всего несложившейся, обезображенной атмосферой «грубо материального мира», до большей или меньшей степени подчиненной принятым в нем стереотипам социального поведения.

Наиболее полно и художественно убедительно эта проблема воплощена в романе «Кентавр» (1963). История провинциального школьного учителя, каким был и отец Апдайка, соотносится с сюжетом героического мифа о кентавре Хироне, олицетворяющем «высший мир вдохновения и добра». Однако герой, устремленный к «возвышенному», оказывается пленником «мира грязи, стяжательства, сумерек», и его душевные порывы, как правило, остаются неосуществленными.

Главная тема

Начиная с первых произведений, для Апдайка стали типичными мотивы медленного, но необратимого измельчания личности, упадка и оскудения ее духовного потенциала, кризиса веры, подменяемой безразличием или нигилизмом. Чаще всего эти мотивы соотносятся в его творчестве с изображением судеб обывателей, добившихся материального благоденствия, однако преследуемых смутным ощущением бесцельности своей внешне обустроенной жизни и стремящихся разнообразить пустоту бесцветной будничности посредством всевозможных суррогатов (беспорядочные любовные связи, наркотики и т. п.) интенсивного, яркого существования. Сочетание ярких сатирических красок с ностальгической тональностью, которую создает нескрываемое сочувствие автора своим персонажам (для него они прежде всего жертвы времени, хотя писатель и не снимает с них ответственности за шаткость этических понятий), помогло Апдайку создать многогранную картину жизни «среднего американца» 1950-70-х годов.

Тетралогия о Кролике

Наиболее важны в этом отношении романы «Супружеские пары» (1968) и особенно тетралогия, десятилетие за десятилетием воссоздающая перипетии судьбы заурядного провинциала, который школьником блистал на баскетбольной площадке, затем стал продавцом мебельного магазина и, наконец, средней руки бизнесменом («Кролик, беги», 1960, «Кролик исцелился»,1971, «Кролик разбогател», 1981, «Кролик успокоился»,1990). Герой этого цикла романов, лишенный собственной позиции, бездумно перенимает те веяния, которые, сменяя друг друга, поочередно доминируют в американской социальной жизни: он человек, порабощенный мифологией «общества потребления», в котором вульгарное преуспеяние объявлено высшим идеалом, затем свидетель и невольный участник молодежного движения 1960-х годов и энтузиаст «сексуальной революции», хотя так и не обретший истинной свободы от нравственных табу и презрения к чувству собственности. Разбогатев, он перенимает крайне консервативные, официозные взгляды, смертельно опасается любой, даже мифической угрозы своему житейскому благополучию, однако все так же томим сомнениями в истинности ценностей, выбранных им для себя. В последнем посвященном ему романе герой одинок, его жизнь бесцельна, а смерть лишена какой бы то ни было одухотворенности. Для Апдайка этапы этой эволюции совпадают с основными вехами исторической жизни Америки второй половины 20 в.

Цикл романов о Кролике явился одним из важных художественных обретений послевоенного американского романа, который обращен к созданию хроники времени, постигнутого и запечатленного в его социальных конфликтах, впрямую затрагивающих судьбы и формирующих мирочувствование миллионов рядовых людей.

Полезные сервисы