Образцо́ва Елена Васильевна (р. 1939), певица (меццо-сопрано), народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1990). С 1964 в Большом театре. Выступает в концертах. 1-я премия на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (1970, Москва). Профессор Московской консерватории (с 1984). Ленинская премия (1976).
* * *
ОБРАЗЦОВА Елена Васильевна - ОБРАЗЦО́ВА Елена Васильевна (р. 7 июля 1939, Ленинград (см. ЛЕНИНГРАД)) - русская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1976), Герой Социалистического труда (1990), лауреат Ленинской премии (1976), Государственной премии РСФСР (1973), солистка Большого театра (с 1964).
Во время Великой Отечественной войны (см. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА) вместе с семьей Елена Образцова жила в эвакуации в Устюжне. После войны семья Образцовых вернулась в Ленинград, где в 1948-1954 годах Елена пела в детском хоре Дворца пионеров имени Жданова. В 1954-1957 годах она жила в Таганроге и Ростове-на-Дону, училась в музыкальной школе. В 1958 году Е. Образцова поступила в Ленинградскую консерваторию. Еще студенткой она дебютировала в Большом театре (1963), исполнив партию Марины Мнишек в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и в следующем году стала солисткой этого театра. Образование в Ленинградской консерватории она завершила экстерном (1964, педагог - А.А. Григорьева). В Большом театре Е.В. Образцова исполняла партии: Марфа («Хованщина» Мусоргского), Кончаковна («Князь Игорь» А.П. Бородина), Любаша («Царская невеста») и Любава («Садко») в операх Н.А. Римского-Корсакова, Полина и Графиня («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Амнерис («Аида»), Эболи («Дон Карлос»), Азучена («Трубадур»), Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, Кармен в одноименной опере Ж. Бизе, Шарлотта («Вертер» Ж. Массне), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи). Она стала первой исполнительницей на русской сцене партии Оберона («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена, 1965) и Юдит («Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, 1978). В 1970 году она стала лауреатом Международного конкурса имени Чайковского (первая премия и золотая медаль).
С 1964 года певица много гастролировала за рубежом, работала на сцене лучших оперных театров (см. ТЕАТР) мира, исполняла партии: Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса, Барселона, 1974); Принцесса Бульонская («Адриана Лекуврер» Ф. Чилеа, Сан-Франциско, 1977); Ульрика («Бал-маскарад», Ла Скала, 1977), Иокаста («Царь Эдип» И.Ф. Стравинского, Ла Скала, 1980), Джейн Сеймур («Анна Болейн» Г. Доницетти, Ла Скала, 1982), Эболи («Дон Карлос», Барселона, 1982), Кармен (Прага, Будапешт, Белград, Марсель, Вена, Мадрид, Барселона, Нью-Йорк), Адальджиза («Норма» В. Беллини, Метрополитен-опера). С 1976 года она неоднократно выступала в США, на сцене Метрополитен-оперы (Амнерис в «Аиде»). На сцене миланского театра Ла Скала Елена Образцова дебютировала в партии Шарлоты («Вертер»). Большой успех в театре Ла Скала принесла ей партия Бабуленьки в опере С.С. Прокофьева «Игрок» (1996).
Творчество певицы стало выдающимся явлением мировой музыкальной жизни. Она обладала безупречной музыкальной культурой, блистательной вокальной техникой. Ее насыщенное, наполненное чувственными красками меццо-сопрано (см. МЕЦЦО-СОПРАНО), интонационная выразительность, тонкий психологизм и драматический талант принесли ей всеобщее признание. С огромным концертным репертуаром Е.В. Образцова объездила весь мир, выступала с концертами в Ла Скала, в зале «Плейель» (Париж), нью-йоркском «Карнеги-холл», лондонском «Вигмор-холл». Ее концертные программы русской музыки включают циклы романсов М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, песни и вокальные циклы М.П. Мусоргского, Г.В. Свиридова, цикл песен Прокофьева на стихи А.А. Ахматовой. В программы зарубежной классики певица включала произведения итальянских, немецких, французских композиторов, успехом в ее исполнении пользовался цикл Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины».
Е.В. Образцова выступала и в качестве оперного режиссера. В 1986 году она поставила в Большом театре (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве) оперу Массне «Вертер» (дирижер-постановщик - А. Жюрайтис, второй супруг певицы), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» (экранизация постановки Ла Скала, 1981, режиссер Ф. Дзеффирелли ), «Тоска» (режиссер Ф. Дзеффирелли). В 1973-1994 годах Елена Образцова преподавала в Московской консерватории, в 1984 году стала профессором. В 1996 году она возглавила Культурный центр Елены Образцовой, который расположился в Петербурге и занимается вопросами музыкального просвещения и воспитания. По эгидой этого центра проводились международные конкурсы молодых оперных певцов и юных вокалистов. В 2000 году Елена Образцова дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле «Антонио фон Эльба» (постановка Р. Виктюка). В 2003-2004 годах состоялись ее выступления с программой классического джаза (Д. Эллингтон, В. Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера. С июня 2007 года по октябрь 2008 года Е.В. Образцова занимала должность художественного руководителя оперы Михайловского театра (бывший театр оперы и балета имени Мусоргского в Петербурге).