Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

муфта

Энциклопедический словарь

МУ́ФТА -ы; ж. [от нем. Muffe].

1. Открытый с двух сторон меховой мешочек, в который засовывают руки для предохранения их от холода. Держать руки в муфте. Меховая м. Быть в пальто с муфтой.

2. Техн. Деталь, устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов или наращивания длины проводов, труб, канатов и т.п. М. сцепления. Кабельная, водопроводная м. Установить муфту. Соединить трубы муфтой. Отвернуть муфту.

Му́фтовый, -ая, -ое. М-ое соединение.

* * *

му́фта (техн.), устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные (жёсткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные (передающие вращение только в одном направлении).

Постоянные соединительные муфты.

* * *

МУФТА - МУ́ФТА (от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройство для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные, которые в зависимости от выполняемой функции обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. п., и муфты приводов машин и механизмов, которые передают вращательное движение и вращающий момент с одного вала на другой вал, обычно соосно расположенный с первым, или с вала на свободно сидящую на нем деталь (шкив, зубчатое колесо и т. п.) без изменения вращающего момента. Кроме того, муфты приводов выполняют другие важные функции: компенсацию небольших монтажных отклонений, разъединение валов, автоматическое управление, бесступенчатое регулирование передаточного отношения, предохранение машин от поломок в аварийном режиме и т. д. Муфты применяют для передачи как ничтожно малых, так и значительных моментов и мощностей (до нескольких МВт).

Передача момента в муфте может осуществляться механической связью между деталями, выполняемой в виде неподвижных соединений или кинематических пар (муфты с геометрическим замыканием); за счет сил трения или магнитного притяжения (муфты с силовым замыканием); сил инерции или индукционным взаимодействием электромагнитных полей (муфты с динамическим замыканием). По характеру работы и основному назначению различают муфты следующих типов: постоянные соединительные; управляемые (сцепные), позволяющие соединять и разъединять валы через систему управления; самоуправляемые (автоматические), соединяющие и разъединяющие валы в процессе работы автоматически в зависимости от изменения режима; предохранительные, разъединяющие валы при опасном нарушении нормальных условий работы машины; муфты скольжения, передающие момент лишь при частоте вращения ведомого вала, меньшей частоты вращения ведущего вала.

Постоянные соединительные муфты выполняются с геометрическим замыканием и делятся на несколько типов. Жесткие некомпенсирующие, или глухие, муфты соединяют валы без возможности относительного их перемещения. Жесткие компенсирующие муфты допускают небольшие отклонения от соосного расположения валов. Среди них наиболее распространены зубчатые муфты. Жесткие подвижные муфты допускают значительные отклонения от соосности. Например, широко распространены асинхронные шарнирные муфты, которые допускают перекос осей до 45°, но не допускают поперечных и продольных смещений осей; сдвоенные шарнирные муфты, то есть сочетание двух одинарных и т. д. Постоянное передаточное отношение при любых углах между осями соединяемых валов обеспечивается синхронными шарнирными муфтами, которые передают движение посредством шариков. Такие муфты применяют, например, в приводе передних ведущих колес автомобиля. К синхронным муфтам относятся также плавающие, или крестовые муфты, называемые также кулачково-дисковыми муфтами, конструкции которых допускают значительные поперечные смещения осей валов и компенсацию небольших перекосов и осевых смещений. Как компенсирующие используются также упругие и упруго-демпфирующие муфты. К этой группе относятся втулочно-пальцевые муфты, широко применяемые для соединения вала электродвигателя с валом приводимой машины, а также муфты более совершенной конструкции - муфты с торообразной оболочкой и другие.

Управляемые, или сцепные, муфты, выполняемые с геометрическим и силовым замыканием, также отличаются большим разнообразием. Группу муфт с геометрическим замыканием составляют кулачковые, зубчатые и другие муфты, отличающиеся компактностью конструкции, но не допускающие включения на быстром ходу при большой разности угловых скоростей сцепляемых полумуфт. Этого недостатка лишены зубчатые муфты с синхронизаторами. Такие муфты обеспечивают безударное включение на холостом ходу, т. к. сначала в соприкосновение входят фрикционные поверхности и происходит выравнивание скорости вращения полумуфт в процессе скольжения перед введением в зацепление зубьев. Муфты с синхронизаторами используют в автомобильных коробках передач. К управляемым муфтам с силовым замыканием механической связью относятся муфты трения, или фрикционные, которые допускают включение на ходу и под нагрузкой. Конструкция этих муфт может быть выполнена с одним или несколькими дисками, с цилиндрическими или коническими поверхностями трения, с механическим, пневматическим, гидравлическим или электромагнитным управлением. Такие муфты применяют в автоматических системах, т. к. они позволяют осуществлять дистанционное управление.

Группу муфт с силовым замыканием электромеханической связью составляют муфты с жидкой или порошкообразной ферромагнитной смесью, в которых при прохождении электрического тока в катушке возбуждения возникает магнитный поток, в результате ферромагнитная смесь, заполняющая зазор между полумуфтами, намагничивается, что обеспечивает сцепление смеси с поверхностями полумуфт. Эти муфты широко используются в копировальных металлообрабатывающих станках и других рабочих машинах. Силовое замыкание электромагнитной связью осуществляется в синхронных электроиндукционных муфт, которые имеют магнитопроводы с разделенными полюсами на обеих полумуфтах. Вращающий момент между валами передается при прохождении через катушку возбуждения тока и возникновении при этом силы магнитного притяжения между полюсами полумуфт.

Самоуправляемые, или автоматические, муфты включаются и выключаются в зависимости от изменения режима работы машины. К ним относятся: однооборотные муфты, срабатывающие в определенном положении через каждые один или несколько оборотов вала (применяются в прессах и молотах для остановки ползуна в верхнем положении); обгонные муфты, или муфты свободного хода, передающие момент только при одном направлении вращения ведущей полумуфты относительно ведомой и проворачивающиеся при обратном направлении вращения (применяются в велосипедах, автоматических трансмиссиях автомобилей, станках и т. п.); центробежные муфты, включающиеся и выключающиеся в зависимости от скорости вращения ведущей полумуфты (используются в качестве пусковых в приводах, а также как предохранительные муфты, ограничивающие скорость вращения приводимой машины, и т. п.): муфты предельного момента, которые наиболее часто используются как предохранительные, отключающие машину при опасном увеличении вращающего момента. Функции предохранительных выполняют муфты и других типов, допускающие проскальзывание и имеющие соответствующую конструкцию и характеристику.

Муфты скольжения выполняются с динамическим замыканием механической связью (гидродинамические) или с электрической связью (электроиндукционные асинхронные). Такие муфты передают момент только при отставании ведомой полумуфты от ведущей, то есть при наличии скольжения. Конструктивно гидродинамическая муфта выполнена как замкнутая система с жидким рабочим телом. Такие муфты используют в качестве пусковых, управляемых и предохранительных, в гидродинамических передачах (см. ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА). Электроиндукционные асинхронные муфты работают за счет сил магнитного взаимодействия, возникающих при скольжении ведущей полумуфты, имеющей катушку возбуждения и магнитопровод с разделенными полюсами, относительно ведомой полумуфты, выполненной со сплошным магнитопроводом. Эти муфты используются в качестве управляемых, пусковых, иногда как вариаторы (см. ВАРИАТОР) скорости.

Полезные сервисы

печатная машина

Энциклопедический словарь

Печа́тная маши́на (полиграф.), служит для печатания книг, газет, журналов, упаковочной продукции и т. п. с печатных форм; основной вид полиграфического оборудования. Имеет печатный и красочный аппараты, устройства для подачи бумаги и вывода готовой продукции и другие механизмы. Различают тигельные, плоскопечатные и ротационные печатные машины.

* * *

ПЕЧАТНАЯ МАШИНА - ПЕЧА́ТНАЯ МАШИ́НА, полиграфическая, служит для печатания книг, брошюр, газет, журналов, этикеток, плакатов и т.п., а также упаковочной продукции. Кроме полиграфических, имеются печатные машины для печати на жести, упаковочном картоне, стекле, пластмассе, текстиле и т.д., а также для оперативного размножения информации и служебной документации.

Основные узлы печатной машины: печатный аппарат для переноса краски с формы на бумагу; красочный аппарат, наносящий краску на форму; бумагопроводящая система, подающая бумагу к печатному аппарату и выводящая оттиски из машины; дополнительные устройства для приемки и обработки отпечатанной продукции; привод и системы управления машиной. По принципу построения печатного аппарата различают три вида мечатных машин: ротационные, плоскопечатные и тигельные.

Ротационные печатные машины - наиболее производительное печатное оборудование. В машинах этого типа форма закрепляется на цилиндрической поверхности (формном цилиндре), бумага также располагается на цилиндрической поверхности (печатном цилиндре). Переход краски с формы на бумагу происходит в зоне контакта формного и печатного (покрытого эластичной оболочкой - декелем) цилиндров под давлением. По виду подаваемого материала (листы или лента, намотанная в рулон) печатные машины подразделяют на листовые и рулонные.

Листовые ротационные машины в основном предназначены для печатания высококачественной многокрасочной продукции и изготавливаются для всех основных способов печатания: высокого (см. ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ), офсетного (см. ОФСЕТНАЯ ПЕЧАТЬ) и глубокого (см. ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ). Для раскатывания краски и нанесения ее на форму равномерным слоем в красочном аппарате предусмотрено большое число резиновых валиков и металлических цилиндров, которые перемещаются в осевом направлении. После нанесения на бумагу первой краски листы передаются ко второй печатной секции, на которой на оттиск наносится вторая краска. После этого листы выводятся на стапель приемки. В зависимости от числа печатных секций машины выпускаются 1-, 2-, 4-, 5- и 6-красочные. Кроме машин секционного построения, существуют печатные машины с планетарным печатным аппаратом, в которых с одним печатным цилиндром контактирует несколько формных. В качестве печатных форм в листовых ротационных машинах высокой печати используются стереотипы или гальваностереотипы, а также полноформатные гибкие формы толщиной 0,8 мм из фотополимеров, каучука или микроцинка (машины ПГФ). Наибольшее распространение получили листовые машины для офсетной печати. Листовые машины для глубокой печати имеют ограниченное распространение.

Рулонные ротационные машины выпускаются для высокой, офсетной и глубокой печати. По назначению рулонные машины подразделяются на газетные и книжно-журнальные. Иллюстрационные книжно-журнальные машины оснащаются сушильными установками, в которых ускоряется закрепление краски. Все большее распространение получают рулонные машины для офсетной печати, которые применяются, в первую очередь, для многокрасочной двусторонней книжно-журнальной продукции. В таких машинах обычно имеется четырехцилиндровый печатный аппарат; бумажное полотно проходит между двумя эластичными офсетными цилиндрами, которые наносят изображение одновременно с двух сторон. Рулонные офсетные машины применяются и для печати иллюстрированных газет.

Плоскопечатные машины предназначены для печати только способом высокой печати, скорость их работы ниже, чем листовых ротационных, но они позволяют печатать непосредственно с плоских первичных наборных форм или клише; эффективны при печатании небольших тиражей. В плоскопечатных машинах форма закрепляется на плоском столе - талере, совершающем возвратно-поступательное движение, а бумага - на вращающемся цилиндре. Плоскопечатные машины подразделяются двухоборотные, в которых цилиндр совершает два оборота за цикл, однооборотные, стоп-цилиндровые (с останавливающимся цилиндром) и реверсивные.

Тигельные печатные машины применяются для печатания малотиражной продукции небольшого формата; они позволяют печатать только с плоских форм высокой печати. Форма и бумага располагаются на плоских поверхностях - талере и тигле. Тигельные машины бывают легкого и тяжелого типов. Машины легкого типа предназначены для печати простой текстовой продукции. В этих машинах тигель совершает простое качательное движение. В машинах тяжелого типа тигель совершает сложное движение: при удалении от талера он откидывается для укладывания на его поверхность листов бумаги, а при подходе к форме он движется прямолинейно и прижимает бумагу к форме одновременно всей плоскостью. Машины этого типа предназначены для печатания иллюстрационной продукции и тиснения.

Развитие печатного оборудования происходит в направлении преимущественного развития рулонных ротационных машин, создания многокрасочных машин, изготавливающих продукцию за один цикл; увеличения форматов бумаги, повышения скорости работы машин; сокращения непроизводительных простоев путем механизации и автоматизации подготовительных и вспомогательных операций.

Полезные сервисы