Толковый словарь
ср.
1. процесс действия по гл. описать
2. Результат такого действия; словесное - устное или письменное - изображение кого-либо или чего-либо.
3. Изложение чего-либо как составная часть научного изучения явлений.
ОПИСА́НИЕ - сущ., с., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? описа́ния, чему? описа́нию, (вижу) что? описа́ние, чем? описа́нием, о чём? об описа́нии; мн. что? описа́ния, (нет) чего? описа́ний, чему? описа́ниям, (вижу) что? описа́ния, чем? описа́ниями, о чём? об описа́ниях
1. Описание - это рассказ о каких-то предметах, событиях, фактах, содержащий более или менее полную информацию об их деталях и подробностях.
Беглое, подробное, многословное, реалистическое, детальное описание. | Приступить к описанию поездки. | Описание природы, интерьера, путешествия. | В центре романа - описание жизни крестьянской семьи. | Роман «Мёртвые души» стал грандиозным описанием быта и нравов России первой трети XIX века. | Описание Наполеона Толстой начал с сапог.
2. Описание - это систематическое изложение сведений о чём-либо (явлениях природы, культуры, странах, народах, языках и т. д.) для создания целостной научной картины об одной из отраслей знания.
Географическое, археологическое описание. | Описание местного говора, древней рукописи, типичного ландшафта, городского быта москвичей. | Читать описания путешествий по Камчатке. | Описанием памятников древности занимается археология. | Описание Европы IX века. | В своём докладе доктор привёл клиническое описание болезни.
3. Описание какого-либо человека - это устный или письменный рассказ о его внешности и особенностях поведения, которые составляют и распространяют сотрудники милиции при его розыске или для его ареста.
Узнать кого-либо по описанию. | В аэропортах уже наверняка известна его внешность: оперативники успели распространить описание. | Женщина вполне подходит под описание преступницы.
= словесный портрет
4. Описание какого-либо товара, устройства, механизма - это документ, в котором рассказывается, из чего он состоит, излагаются параметры его работы и действия, технические характеристики.
Описание фена, кухонного комбайна, телефона, лекарства.
Толковый словарь Ушакова
ОПИСА́НИЕ, описания, ср. (книжн.).
1. Действие по гл. описать. Заниматься описанием картин.
2. Сочинение, описывающее что-нибудь (см. описать в 1 и 2 знач.). Составить описание картин. Напечатать описание путешествия. Издать описание рукописей.
|| Изложение чего-нибудь (см. описать во 2 знач.), как составная часть научного изучения явлений. Описание исторических фактов должно иметь марксистское объяснение.
Толковый словарь Ожегова
ОПИСА́НИЕ, -я, ср.
1. см. описать.
2. Сочинение, изложение, в к-ром что-н. описывается. Географические описания.
Словарь существительных
ОПИСА́НИЕ, -я, ср
Текст, созданный с целью наглядно и полно, устно или письменно, представить, описать что-л.
Нечто похожее… можно найти в рисунках, приложенных к научным отчетам и описаниям старинных экспедиций… (Ю. Домбровский).
Переводоведческий словарь
описание - один из самых распространенных компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать предмет, явление - значит перечислить его признаки. Выделяют статистическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание - обычно небольшое по объему, которое не приостанавливает действие, будучи включенным в событие.
Ср. повествование.
Энциклопедический словарь
ОПИСА́НИЕ -я; ср.
1. к Описа́ть (1-2 зн.). Беглое, подробное о. Начать о. Перейти к описанию. Приступить к описанию поездки. Описанием памятников древности занимается археология.
2. Словесное устное или письменное изображение кого-, чего-л. Узнать кого-л. по описанию. В центре романа - о. жизни крестьянской семьи.
3. Сочинение, изложение, ставящее целью научно, систематически описать что-л. Географические описания. Археологическое о. Читать о. путешествия по Волге.
* * *
описа́ние - функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
* * *
ОПИСАНИЕ - ОПИСА́НИЕ, функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
Большой энциклопедический словарь
ОПИСАНИЕ - функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
Академический словарь
-я, ср.
1. Действие по глаг. описать (в 1 и 2 знач.).
Теперь, минуя то, что известно из газет, я прямо перейду к описанию личного свидания моего с Чернышевским. Короленко, Воспоминания о Чернышевском.
2. Словесное устное или письменное изображение кого-, чего-л.
Первая глава [Евгения Онегина] представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года. Пушкин, Евгений Онегин (Предисловие к первому изданию главы I).
Мать Лены, идя в сельпо, сразу его [Воропаева] узнала по описанию дочери. Павленко, Счастье.
3. Сочинение, ставящее целью научно, систематически описать что-л.
Географические описания.
◊
Гришино оказалось обыкновенной деревней. Так, очевидно, о ней было бы сказано в любом описании. Паустовский, Кордон «273».
Орфографический словарь
Стилистический словарь
ОПИСАНИЕ - функционально-смысловой тип речи (см.), сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. О. служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. Напр.:
"Кочановская усадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата - дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правом рига, коровник, сарай. Одно окно кухни выходит на речку, но речки не видать, старый жесткий малинник подпирает флигель…" (К. Федин. Пастух); "…Дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо. Еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке, около домика. Несмотря на ночные сумерки, трава на полянке белела цветочками земляники. Она, эта ягода моего детства, особенно густо цвела позади домика: я стоял на одном месте, боясь переступить и растоптать ее белые звездочки" (В. Белов. Бобришный угор).
В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (речка, деревня, дом, ворота, флигель, окно и др.). Широко используются слова с пространственным значением - обстоятельства места (на речке, против деревни, с обеих сторон, меж сосен, на полянке, около домика, позади домика и т.п.). Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты (усадьба стоит на речке; окно выходит на речку; дорога ушла вправо), либо имеют качественно-изобразительное значение (трава белела цветочками земляники; она густо цвела). Часто используется глагольная форма наст. времени, выражающая длительное состояние предмета или "вневременное" состояние (стоит, соединяют, подпирает). Глаголы несов. вида прош. времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы сов. вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке). Для О. характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее частотны О. с единым планом наст. времени или с единым планом прош. времени. Степень статичности в О. с планом прош. времени ниже, чем в О. с планом наст. времени. Строю предложений в О. нередко присущ синтаксический параллелизм.
О. может включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера. Напр.: "Большая комната, угол дома; здесь Васса прожила лет десять и проводит бoльшую часть дня. Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги - от Рыбинска до Казани; под картой - широкая тахта покрыта ковром, на ней груда подушек; среди комнаты небольшой овальный стол, стулья с высокими спинками; двойные стеклянные двери на террасу в сад, два окна - тоже в сад. Большое кожаное кресло, на подоконниках - герань, в простенке между окнами на полу в кадке - лавровое дерево. Маленькая полка, на ней - серебряный жбан, такие же позолоченные ковшички. Около тахты дверь в спальную, перед столом - дверь в другие комнаты" (М. Горький. Васса Железнова). В таких О. объекты как будто фиксируются видеокамерой. Предложения равноправны относительно друг друга, автосемантичны. Их можно сгруппировать и иначе, все зависит от "точки отсчета".
Перечислительный смысл описательного текста часто передается параллельной связью предложений. Это наглядно демонстрируют тексты описательных наук (биологии, геологии и др.), включающие в виде целых абзацев логические единства, которые состоят из предложений, выражающих параллельно связанные суждения с единым субъектом и разными предикатами.
Напр.: "Обыкновенный уж хорошо отличим по темной, почти черной окраске… Распространен в европейской части страны, в Сибири на восток до Забайкалья и местами в Средней Азии. Держится по берегам болот, рек, прудов. Питается лягушками, ящерицами, грызунами, реже насекомыми. Рыбу ест редко" (С.П. Наумов. Зоология позвоночных).
Особой разновидностью О. является характеристика - тип речи, используемый для изображения качеств человека или предмета. Напр., в науч. тексте: "Дадим краткую характеристику перечисленных классов частиц. 1. Фотоны… участвуют в электромагнитных взаимодействиях, но не обладают сильным и слабым взаимодействиями. 2. Лептоны получили свое название от греческого слова "лептос", которое означает "легкий". К их числу относятся частицы, не обладающие сильным взаимодействием: мюоны… электроны… электронные нейтрино… и мюонные нейтрино… Все лептоны имеют спин, равный 1/2, и, следовательно, являются фермионами. Все лептоны обладают слабым взаимодействием… 3. Мезоны - сильно взаимодействующие нестабильные частицы, не несущие так называемого барионного заряда… К их числу принадлежат… пионы… каоны… и эта-мезон…" (И.В. Савельев. Курс общей физики).
В характеристике, как и в любом О., могут быть элементы рассуждения. Так, в приведенном фрагменте (п. 2) есть предложение ("Все лептоны имеют спин, равный 1/2, и, следовательно, являются фермионами"), которое представляет собой дедуктивное умозаключение с отсутствующей первой посылкой. Однако функционирование его в данном тексте подчинено выполнению главной задачи - описать свойства лептонов. Для худож. текста характерна контаминация описания с повествованием (см.). Элементы описательности присутствуют практически в любом повествовательном тексте.
Иногда смысловая нагрузка в О. падает на действие, в этом случае говорят о "динамическом описании" - типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое О. передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Структурное содержание О. сводится к временному отношению простого следования. В связи с тем что все внимание сосредоточено на фиксации динамики, на ряде моментов действия, их "шаговом" характере, такое содержание определяет отбор предложений, имеющих самостоятельный характер, автосемантичных. Динамическое О. используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей - "секундный стиль"). Кроме того, динамическое О. может служить средством острых, тонких психологических зарисовок - при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя.
Динамическое О. широко представлено в науч. текстах (наряду с описанием статическим и рассуждением), где используется для подробного, точного изображения действий, совершаемых в ходе проведения опыта, эксперимента. Задача автора при этом состоит не в рассказе о разворачивающихся в определенном времени событиях (что характерно для повествования), а в описании процесса, этапов этого процесса, обычно вне зависимости от конкретного времени. Напр.: "Берут призму исландского шпата… Призму распиливают перпендикулярно к плоскости… Затем обе половины склеивают канадским бальзамом" (А.Г. Столетов. Введение в акустику и оптику).
Лит.: Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).- Улан-Удэ, 1974; Ее же: Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. - Улан-Удэ, 1999; Лосева Л.М. Как строится текст. - М., 1980; Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980; Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура науч. текста и обучение монологической речи. - М., 1981; Гришина О.Н. Соотношение повествования, описания и рассуждения в худож. тексте (на материале английской и американской прозы XX в.): Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1982; Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. - М., 1983; Протопопова О.В., Трошева Т.Б. Функционально-смысловые типы речи как критерий стилевой дифференциации научных и технических текстов // Очерки истории науч. стиля рус. лит. языка XVIII-XX вв. - Пермь, 1998, т. 2, ч. 2.
Т.Б. Трошева
Формы слов для слова описание
описа́ние, описа́ния, описа́ний, описа́нию, описа́ниям, описа́нием, описа́ниями, описа́нии, описа́ниях
Синонимы к слову описание
сущ., кол-во синонимов: 45
сущ.
1.
изображение
воссоздание
отображение
обрисовка
показ
передача действительности в художественном произведении)
2.
очерчивание
изображение
живописание
передача средствами языка)
I.
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ, изображение, обрисовка, обрисовывание, описывание, очерчивание, рисование
ОПИСАНИЕ, изображение
ОПИСЫВАТЬ/ОПИСАТЬ, несов. и сов. живописать, изображать/изобразить, обрисовывать/обрисовать, очерчивать/очертить, рисовать/нарисовать
ОПИСЫВАТЬСЯ, изображаться, обрисовываться, очерчиваться, рисоваться
II.
описание
См. изображение
не поддаваться описанию...
Тезаурус русской деловой лексики
1.
Syn: изображение, воссоздание, отображение (кн.), обрисовка (редк.), показ
2.
Syn: определение, дефиниция
3.
Syn: руководство, справочник, инструкция
Идиоматика
всестороннее описание
исчерпывающее описание
полное описание
Идеография
Лингвистические термины
1.
1) Тип текста, отражающий мир в статике, одномоментно. Словесное изображение действительности путем перечисления характерных признаков предмета, человека, обстановки, окружающей природы и т.п.
Различают:
а) научное, художественное, деловое описание;
б) статическое и динамическое описание;
в) описание портрета, пейзажа и т.п.
2) Тип текста, основанный на изображении свойств, явлений природы, предмета, характера человека и т.п. В художественной литературе известны такие виды описаний, как: пейзаж (описание природы), портрет (описание внешности человека), интерьер (описание помещения). Для стилистики языка и речи важно, в каких функциональных стилях используются эти виды описаний, при помощи каких языковых средств они создаются. Так, в художественной речи описания характеризуются наличием полных прилагательных, предложений с однородными членами, повествовательных предложений усложненной конструкции: Я не видел глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза расширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение пленительной доброты и беспечного счастья. Голос у него был слаб, но приятен: говорил с особенными ударениями и придыханиями. Описание связано с образностью художественной речи. Научное описание ориентировано на раскрытие существенных признаков и явлений предмета, поэтому в данном случае в О. будут активизироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщенности-отвлеченности - одной из стилевых черт научного стиля. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описание отдельного предмета, и производственная характеристика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т. п. Здесь речевое оформление О. должно строиться так, чтобы не появилась возможность инотолкования. Инвариантная схема О. как типа текста включает следующие компоненты: характеристику ситуации общения, структурно-композиционные элементы: собственно описание, общее впечатление от увиденного, обобщение; набор языковых средств, зависящих от ситуации общения и структуры текста.
2. в риторике: словесное изображение предмета мысли; описания подразделяются на описания вещей, ситуаций, последовательности действий, людей, характеристики (этопея, прозопография), идей или конструкций мысли - теорий, гипотез, предложений; по словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные;
естественные дают образ предмета в ходе его созерцания;
искусственные описания дают аналитический образ строения, структуры, назначения, т.е
идею предмета;
они бывают дедуктивными, индуктивными и смешанными в зависимости от задачи и композиции. Построение описания определяется выбором перспективы и плана, который зависит от соотношения предмета и наблюдения.
Морфемно-орфографический словарь
Аанализа текста
Тип текста, отражающий мир в статике, одномоментно. Словесное изображение действительности путем перечисления характерных признаков предмета, человека, обстановки, окружающей природы и т.п.
Различают:
1) научное, художественное, деловое описание;
2) статическое и динамическое описание;
3) описание портрета, пейзажа и т.п.
Грамматический словарь
Педагогическое речеведение
Описание - функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании). О. в функционально-смысловом и структурном отношении противопоставлено повествованию. Для О. характерны перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модальность, соотнесенность видовременных значений.
Структурно-смысловыми разновидностями высказывания, опирающимися на О., являются портрет, интерьер, пейзаж, О. животного, растения, любого неодушевленного предмета и т. д. О. встречаются в текстах различных стилей. Научное - это О., в котором раскрываются главные (существенные и отличительные) признаки предмета, его свойства. В О. научного характера главное - точность, логическая последовательность. (См. энциклопедические описания, а также О. в учебниках.) Художественное- О., где преобладают субъективность изображения, образы, впечатления, лирический элемент. Главное здесь - дать яркое представление о предмете, при этом не обязательно исчерпывающее, полное. Художественные О. правдиво отражают явления действительности, но в яркой выразительной форме. Деловые О. - это, например, перечень примет разыскиваемого лица, пропавших вещей и т. п. Научные О. составляют принадлежность научной и научно-учебной, научно-популярной литературы; художественные О. - элемент художественной литературы. Каждое из этих описаний имеет свои особенности. Так, синтаксические особенности художественных О. выражаются не только в перечислительной форме компонентов, но и в характерном использовании номинативных предложений, в которых обозначается только наличие, бытие предметов или явлений и не выражается действие или состояние, например: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер» (М.А.Шолохов. Тихий Дон); безличных предложений со значением состояния. Эти предложения часто бывают нераспространенными и стоят в первом ряду с номинативными предложениями: в номинативных предложениях выражается бытие чего-то, а в безличных - состояние, например: «Маленькая комната на чердаке. Светло, тепло и скучно...» (М.Горький. Изложение фактов и дум); эллиптических предложений в О. природы, обстановки и т. д., например: «Справа от них - густая чаща из молодого пихтача, а слева - сухостойные кедры, раскинувшие свои высохшие сучья» (Г.Марков. Сибирь) и т. д.
Широко используются эмоционально-экспрессивные лексические и фразеологические средства: семантическая метафоричность (особенно глагольная), употребление эпитетов, обстоятельств, уточняющих сказуемое, и т. д.
Лит.: Кожин A.M., Крылова О.А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982; Мещеряков В.Н. Монологическая форма речевого общения. Монологическая речь и ее типы. (Практикум по развитию речи) / Под редакцией Г.Г.Городиловой, А.Г.Хмары. - Л., 1988; Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (Описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ, 1974; Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). - М., 1978;
Л.Е. Тумина
Риторика
в риторике: словесное изображение предмета мысли; описания подразделяются на описания вещей, ситуаций, последовательности действий, людей, характеристики (этопея, прозопография), идей или конструкций мысли - теорий, гипотез, предложений; по словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные; естественные дают образ предмета в ходе его созерцания; искусственные описания дают аналитический образ строения, структуры, назначения, т.е. идею предмета; они бывают дедуктивными, индуктивными и смешанными в зависимости от задачи и композиции. Построение описания определяется выбором перспективы и плана, который зависит от соотношения предмета и наблюдения
Глагольная сочетаемость
дать описание => действие
поддаваться описанию => возможность, объект, модальность
содержать описание => существование / создание, локализация
Методические термины
ОПИСА́НИЕ.
1. Один из функционально-смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей; объектами О. являются предметы, их расположение в пространстве и времени, явления, качества, состояния. Говорящий или пишущий средствами О. создает в представлении слушающего или читающего образ предмета О. Ср. аргументация, объяснение, повествование.
2. Способ изложения системы языка в грамматиках и учебниках. Такое О. может быть функциональным либо формальным, полным, неполным, рассчитанным на носителя языка или иностранца, изучающего язык. О. языка в учебных целях должно определяться задачами и этапом обучения.
Сканворды для слова описание
- Сочинение, изложение чего-либо.
- Портрет словами.
- Изложение особых примет.
- Подробная характеристика предмета.
Полезные сервисы